Все ли действия хороши во имя высших человеческих ценностей, т.е. оправдывает ли достижение конечной цели – добра, истины и справедливости – любые средства, применяемые для этого, во всяком случае, средства силовые, принудительные? Вопрос не нов и задавался уже за сотни лет до нас. Как отвечают на него бравые ребята из голливудских поделок, каждый, наверное, знает и видел неоднократно – мощный кулак или кольт решают все проблемы, навороченные плохими парнями. Наше кино, особенно постсоветского периода, тоже не отстаёт. Вспомнить хотя бы симпатичного парня Данилу Багрова из «Брата».
И в таком подходе, знаете ли, что-то есть. Весьма заманчиво и весьма притягивает заехать какому-нибудь подонку, который «неправильно» себя ведёт! Особенно, если чувствуешь в себе силы недюжинные! Грех ведь, не использовать такой «Божий дар» на вроде бы благое дело – пресечь, дать достойный отпор, приструнить, чтоб неповадно в следующий раз было! Но это, простите, с примитивной и незамысловатой точки зрения. А если поразмышлять, подумать и осмыслить слова Сына Божьего: «Ударившему тебя по щеке, подставь и другую»! Тут бытует распространённое суждение: мол, что касается каждого в отдельности и тех, кто, к тому же, хочет пострадать, а в страданиях тех надеется очиститься и возвыситься, то, ради Бога! Не противься! Подставляй! Но если за тобою стоят семья, твои близкие, страна, родина, мир, наконец? В этом случае ты обязан быть бойцом, а не подставлять щеку. Верно ли это, и возможно ли в таком случае непослушание Божьей правде? Игнорирование её?
Пожалуй, в таком непростом вопросе собственных усилий нам будет маловато, а, посему, думаю, не зазорно и попросить помощи у маститых. Скажем, концепция Л.Н. Толстого «о непротивлении злу силою» базируется на прямом следовании вышеприведённым словам Спасителя и на наивном убеждении, что, дескать, если сила действия равна силе противодействия (как в случае с 3-м законом Ньютона в физике), то когда такого противодействия не случается, сама эта сила не возымеет никакого эффекта. То есть, произойдёт этакое погружение всей силовой агрессивной энергии в инертную вату непротивления! И в том случае, когда такое непротивление случится по всем направлениям, то и весь запас сил неизбежно иссякнет, поскольку невозможно воздействовать на вакуум, бороться с пустотой! А, следовательно, и сама сила, в конце концов, в корне будет обнулена! Таким образом, последователи графа Толстого убеждены, что если злу предоставить побуйствовать определённое время, так сказать, «выпустить пар», то оно само себя и уничтожит. (Ну прямо, как в случае с Ангелой Меркель, которая два года тому назад шутливо обронила: «Пусть Порошенко немного постреляет!». О том, сколько в результате таких стреляний погибнет людей, ей было абсолютно всё равно!). Препятствовать же ему (злу) в этом и сопротивляться есть то же самое, что и невольно становиться сторонником зла, самим сопротивляющимся опускаться до уровня тех, посредством которых и творятся злые деяния, становиться с ними на одну ступень! Вот такая дивная убеждённость, имеющая в себе и логическое обоснование, и свой резон! Резон этот состоит в философско-религиозном осмыслении зла и страданий, им приносимых. «В страданиях мудреет человечество. Неведение ведет его к испытаниям и мукам, в мучениях душа очищается и прозревает, прозревшему взору дается источник мудрости - очевидность» - писал философ И. Ильин. Но тут же и уточняет свою мысль: «Но первое условие умудрения - это честность с самим собою и с предметом перед лицом Божиим. Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и свое место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою? Вот двуединый вопрос…» (Ильин И. «О сопротивлении злу силою»). Далее он упрекает Толстого и его сподвижников в пагубном влиянии на «философски неискушённые души»: «…эта группа морализирующих публицистов неверно поставила вопрос и неверно разрешила его и затем со страстностью, нередко доходившею до озлобления, отстаивала свое неверное разрешение неверного вопроса как богооткровенную истину» (там же). А далее – ещё более категорически: «склонность к несопротивлению превращает человека из нравственного врача и духовного субъекта - в нравственного пациента и в объект духовного воспитания» (там же). То есть такой «непротивленческий» душевный настрой человека есть признак своего рода душевно-духовного нездоровья, отклонения от нормы! «учение графа Л. Н. Толстого и его последователей привлекает к себе слабых и простодушных людей.., придавая себе ложную видимость согласия с духом Христова учения». «…несопротивляющийся злу рано или поздно приходит к необходимости уверить себя, что зло - не совсем плохо и не так уж безусловно есть зло, что в нем есть некоторые положительные черты, что их притом немало, что они, может быть, даже преобладают. И лишь по мере того, как ему удается уговорить себя, заговорить свое здоровое отвращение и уверить себя в белизне черноты, - угасают остатки сопротивления и осуществляется самопредательство» (там же).
Одним словом, тот, кто вслед за графом Толстым в непротивлении серьёзно рассматривает возможность своего квиетического духовного внутреннего равновесия и даже его упрочения и совершенствования (в силу вероятных внешних страданий), не просто безобидно ошибается, но допускает фатальный просчёт – он волей-неволей впускает зло в свою душу и тем самым подвергает её искажению, а то и разрушению! Тот, кто буквально следует библейскому: «если у твоего гонителя и врага не будет крова и пищи, то предоставь ему кров и пищу», и тем самым полагает, что этим он «собирает раскалённые уголья на его голову», сам впадает в соблазн! Тот, кто готов к «высшему проявлению человеческой природы» – подставлять другую щеку, веря, что, по большому счёту, этот акт равняется способности к самопожертвованию, а это, в свою очередь, свидетельствует о преодолении человеком животного эгоистического начала, забывает, что нет большего человеческого подвига, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13)!