Авторский блог Владислав Мальцев 16:08 13 марта 2021

Добровольцев сменили «заробитчане»: какие кадровые проблемы переживают ВСУ

в частях на фронте некомплект личного состава составляет более 50%

Сейчас все чаще речь заходит о новом обострении боевых действий в Донбассе. Так, после обстрелов ВСУ 20 февраля под Горловкой, приведших к большим потерям, заместитель начальника Управления народной милиции ДНР Эдуард Басурин заявил: «Наверное, все-таки это тот план «Б», о котором говорил и Зеленский, и Ермак, по реализации Минских соглашений, на основании которых фактически начинается увеличение обстрелов с применением тяжелого вооружения».

3 марта о том, что «Украина провоцирует военную эскалацию конфликта», заявил полномочный представитель России в контактной группе по урегулированию ситуации на востоке Украины Борис Грызлов.

Но возникает вопрос. 12 февраля генерал армии Сергей Кривонос, занимавший в 2019 – 2020 годах пост заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, заявил в интервью YouTube-каналу "Апостроф TV": «Посмотрите, какое количество военных (которые принимали участие в боевых действиях в 2014, 2015, 2016 годах. – Авт.) уволились за последние два года. Эта цифра – свыше 60 – 70 тысяч». И это – при общей численности тех же Вооруженных Сил Украины около 250 тыс. человек.

Стоит пояснить, что этот отток идет уже лет шесть, с тех пор, как в марте 2015 года фронт стабилизировался и после этого Киев начал либо под угрозой оружия выдавливать добровольческие батальоны с фронта (да, без шуток – расположения батальонов окружали армейцы, наводя на вчерашних соратников по фронту пулеметы БТРов), либо заставлять их переходить их в состав ВСУ, Национальной полиции и Нацгвардии.

Те, кто в 2014-м бросил семью, работу, бизнес и пошел со старым автоматом в руках воевать, стали уходить, столкнувшись с типично советской бюрократией и уставщиной.

«Мы получили столь огромное разочарование в 2015 году, что абсолютное большинство этих людей находятся сейчас в гражданской жизни… Они оставляют армию в огромном количестве, зная, какая там реальная ситуация… Условно говоря, из каждых десяти моих знакомых пятеро ушли. Это огромный процент», – рассказывал 20 ноября 2016 года в интервью интернет-изданию "Апостроф" первый командир полка Нацгвардии «Азова» Андрей Билецкий.

Отток еще больше усилился с 2019 года, когда ставший президентом Владимир Зеленский объявил о перемирии в Донбассе, отсюда и цифры Кривоноса.

Новый контингент, пришедший на смену идеологически мотивированным добровольцам, вызывает огромные вопросы. В том же интервью "Апострофу" Билецкий говорил: «Сейчас обеспеченность личным составом на линии фронта – 40 – 60%. Огромные прорехи, людей нет, люди не мотивированы. В армии… есть большое количество тех, кто просто пришли заработать… Такие воевать не будут. Нельзя за 10 или 12 тысяч гривен мотивировать человека всерьез рисковать своей жизнью».

Дальше ситуация только ухудшалась, и главный редактор "Цензор.Нет" Юрий Бутусов бил 28 мая 2018 года тревогу в Facebook по поводу «некомплекта (в ВСУ. – Авт.), который пополняют "заробитчане"», не желающие воевать, объясняя их прием на службу тем, что, «когда некомплект на передовой достигает 60 – 70%, то выбор невелик».

Вследствие этого, как говорил Билецкий в интервью "Апострофу": «Пока фронт не движется, но если наш враг решит его подвинуть, то я довольно пессимистично отношусь к украинским военным перспективам». Возглавлявший в 2014 – 2015 годах Следственное управление СБУ генерал Василий Вовк заявил 13 февраля этого года в эфире телеканала "НАШ" резче: «Если мы отказываемся официально от Минских договоренностей, можете быть уверены, что мы в первую очередь теряем за месяц – два всю Донецкую и Луганскую области».

Это не означает, что ВСУ – слабая армия. По сравнению с 2014 – 2015 годами армия Украины стала на порядок многочисленней (общая численность выросла с 41 тыс. на момент ухода Януковича до 250 тыс. в президентство Порошенко), она насыщается новой военной техникой (в том числе принципиально новыми разработками украинского ВПК, такими как 60-миллиметровый миномет МП-60) и снаряжением и т.д.

Но города не берутся одними только артиллерией и танками, пусть даже при поддержке беспилотников, авиации и спецназа. Их берёт самая обычная пехота – многочисленная, обученная, мотивированная. С количеством последней же, как было показано выше, в украинской армии большая проблема. Так что взятие не то что Донецка или Луганска, а той же Горловки – то есть операция уровня штурма Фаллуджи американцами в 2004 году – пока что является для Украины недостижимой по человеческим ресурсам целью.

1.0x