Сообщество «Китай-Го (中国)» 01:04 14 апреля 2021

Доброму гостю хозяин рад

О перспективах китайского туризма в России

Сегодня туристический бизнес является одной из наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Мировая туристическая индустрия потеряла около 1,3 трлн долл. прибыли. Ожидается, что по мере расширения масштабов вакцинации в Китае и в мире ограничения на туристические поездки будут сниматься. По оценкам экспертов, это произойдет осенью. Мир постепенно готовится выйти из карантина. Поэтому потерпевшие серьёзные убытки из-за остановки турпотока страны уже начинают переговоры с китайскими турфирмами и властями о подготовке к восстановлению «китайского туризма».

Примеров принятия мер по восстановлению турпотока из Китая можно найти много по всему миру.

Так, министерство туризма и спорта Аргентины и китайский туристический онлайн-сервис Ctrip.com подписали пятилетний меморандум о стратегическом сотрудничестве. Ctrip.com предоставляет услуги по продаже билетов, бронированию гостиниц, формированию тургрупп, разработке маршрутов и т.д. Компания предоставит свою платформу для рекламы аргентинских туристических ресурсов и увеличения доли Аргентины в объёме выездного туризма в Китае. В ближайшие пять лет стороны будут вести углублённый обмен мнениями в таких областях, как маркетинг путешествий, турпродукты и большие данные, чтобы сделать поездки туристов в Аргентину более удобными. Ctrip сделает акцент на продвижение «аргентинской темы» среди китайских туристов, которые любят самостоятельные путешествия.

В Таиланде в целях привлечения китайских туристов Новый год по лунному календарю в 2021 году объявлен официальным праздником.

Все очень надеются, что после вакцинации объёмы турпоездок хотя бы приблизятся к допандемийному уровню. В 2018 г. за рубеж выезжало около 150 млн китайских туристов. До прихода коронавируса самыми популярными странами были Таиланд, Япония, Южная Корея, Вьетнам, Камбоджа, Россия, Мальдивы, Индонезия, Северная Корея и ЮАР. В среднем расходы каждого туриста за одну поездку составляли 5400 юаней (около 800 долларов по курсу 2018–2019 гг.). По мере развития экономики и роста доходов населения выросла доля среднего класса, живущего в малых городах, уездах и более мелких административных единицах. Поэтому если раньше основной поток туристов формировали жители Пекина, Шанхая, Чунцина и других больших городов, то в 2018 г. стала стремительно расти доля туристов из небольших, по китайским меркам, населённых пунктов. Соответственно, есть все основания ожидать, что число китайских путешественников будет увеличиваться.

Пока границы закрыты, китайские власти и турфирмы развивают внутренний туризм. Для этого принимаются самые разные меры — турфирмы получают налоговые послабления, предоставляя, в свою очередь, туристам скидки на поездки, подарки, бесплатные развлечения и т.д. Причём это относится не только к «большим» путешествиям, но, например, и к поездкам на автобусе в соседний город. Иногда такие проекты не приносят особой прибыли, так как стоят на грани себестоимости, но китайские предприниматели всё равно их организуют, так как важно запустить движение капитала. Другой момент — реклама в виде сарафанного радио. Если туристам понравится, они напишут хорошие отзывы в Интернете, расскажут своим знакомым, и тогда можно будет продавать туры дороже.

В Китае в туристической отрасли работают почти 80 млн человек, поэтому бросать её на произвол судьбы нельзя. Это приносит свои плоды: количество внутренних поездок туристов в 2020 году составило 2,879 млрд человеко-раз. Ожидается, что число внутренних туристов в 2021 году достигнет 4,1 млрд человеко-раз. На всякий случай надо пояснить, что сюда входят все поездки, в том числе семейные выезды на выходные на море или по достопримечательностям в соседнюю провинцию. По самым примерным прикидкам весьма солидный объём «внутренних туристов» планирует стать «международными», то есть поехать отдыхать за рубеж, поэтому неудивительно, что за долю в нём готовы биться все страны мира, даже те, которые находятся очень далеко от Китая.

Что же касается китайского туризма в России, то он часто вызывает неоднозначные оценки у российских участников двустороннего сотрудничества. Кто-то очень доволен, кто-то указывает на проблемы и утверждает, что приезд китайских туристов не приносит особой пользы России.

Среди проблем упоминают то, что китайские тургруппы живут в гостиницах и питаются в ресторанах, которые принадлежат китайским бизнесменам. Это отчасти верно, но лишь отчасти, потому что они живут в самых разных гостиницах, в том числе и со 100%-м российским капиталом. Насчёт питания тоже не всё так просто. Конечно, китайцы — кулинарные патриоты, но они очень любопытны и всегда хотят попробовать что-то новое, поэтому в программу поездки часто включают посещение ресторана русской или европейской кухни.

Относительно пользования турфирмами, зарегистрированными китайцами в России, надо отметить один момент: они предлагают своим китайским партнёрам (которые продают туры в Китае) более низкие цены. Это на фоне того, что российские СМИ нам регулярно сообщают, что цены на отдых в Краснодарском крае и Крыму в очередной раз вырастут на 10–30%. Китайцы делают ставку на большой объём потока туристов, поэтому снижают цену. Китайские туристы из нескольких одинаковых предложений выбирают то, что дешевле. Поэтому если наши бизнесмены хотят их привлечь, то им придётся снижать цены или делать программу эксклюзивной.

Ещё одна проблема состоит в том, что туристы якобы предпочитают, чтобы их обслуживали только китайские гиды. Это не совсем верно. Наоборот, им интересно пообщаться с русским гидом с хорошим знанием китайского языка. Вопрос в организации работы гида. Дело в том, что гидам-китайцам не платят зарплату, их заработок — 10-15% от стоимости сувениров, которые купят туристы, — им выплачивают владельцы магазинов. Турфирмы с китайским участием, работающие в Москве и Санкт-Петербурге, нанимают китайских студентов в качестве гидов, потому что с ними проще договориться о таком принципе работы. Другой аспект — китайский гид рассказывает о том, что интересно китайскому обывателю, например, об особенностях быта жителей России, ценах на недвижимость, зарплатах, какие-то интересные случаи и т.п. В противоположность этому, российский гид читает серьёзную лекцию, перегруженную подробностями исторических событий, биографий знаменитостей (о которых в Китае никто не знает). Так же часто строится и программа: китайские организаторы делают упор на зрелищность и новые ощущения, российские — на информативность.

Есть и другие проблемы, о которых вам открыто не скажут. Пару лет назад делегация китайских турфирм, работающих в Москве, посетила Тверскую область. Их идея состояла в том, что в настоящее время китайские туристы посещают только Москву и Питер, поэтому хорошо было бы делать остановку посередине пути и вводить в программу новые пункты — рыбалку, прогулку по лесу, посещение деревни и общение с местными жителями. Это добавило бы впечатлений туристам (а заодно позволило бы побольше на них заработать). Поездка прошла удачно, руководителям турфирм всё понравилось, но им пришлось отказаться от своего плана. Причина банальна — плохие дороги. Во время переезда на озеро Селигер автобус так трясло, что они решили отказаться от своей затеи, объяснив это тем, что многие туристы — люди пожилые и имеют проблемы со здоровьем, если их везти несколько часов по такой дороге, то они будут недовольны из-за физического дискомфорта, а кому-то вообще может понадобиться помощь врача. Как сказал гендиректор одной из турфирм: «У них все камни из почек вытрясутся».

Ещё одна проблема — нехватка информации. В глазах китайцев в России не так много мест, достойных посещения. Как правило, это Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, озеро Байкал. В последние годы в этот список прочно вошёл Мурманск — туда едут смотреть северное сияние. Также популярен маршрут «красного туризма» — Ульяновск. При этом во многих регионах России есть что показать и китайцам, и другим иностранцам. Если посмотреть на опыт развития внутреннего туризма в Китае, то там поступили просто: каждый город, уезд, не говоря уже о провинциях, должны были найти свой собственный колорит — что-то, что есть только у них. Если колорита нет в силу исторических или культурных причин, то его необходимо создать специально (например, построить какую-то достопримечательность, придумать легенду, внедрить новый народный промысел и т.д.). После этого нужную информацию довести до турагентств, чтобы они стали ей пользоваться для привлечения туристов.

Подводя итог, можно дать несколько рекомендаций российским туркомпаниям:

— нужно обходить посредников в виде цепочек турфирм, выходить на китайские онлайн сервисы и продавать свои услуги китайским потребителям напрямую; примерно половина туристов, выезжающих за рубеж, едет «дикарём», то есть они заинтересованы в получении услуг без участия туроператоров; это образованные люди, неплохо владеющие английским, общение с ними не составит особого труда;

— китайские туристы избалованы вниманием туристических компаний всего мира, поэтому необходимо находить свои местные особенности и превращать их в эксклюзивный турпродукт, которого нет у конкурентов;

— с учётом специфики культуры и менталитета китайцев при подготовке туров и турпродуктов целесообразно привлекать тех, кто в этом разбирается; это могут быть российские специалисты по Китаю, а могут быть китайцы, имеющие опыт работы в туристической отрасли; эти люди смогут подсказать, что может пользоваться спросом у туристов;

— имеет смысл вести себя более активно — открывать филиалы в Китае, проводить презентации, рекламировать свои турпродукты конечным пользователям;

— стимулировать региональные власти озаботиться строительством комфортной туристической инфраструктуры в виде дорог, создать условия для возникновения новых турпродуктов и строительства гостиниц.

1.0x