Сообщество «Бойцовский клуб» 14:18 26 июля 2019

Добро с кулаками

Атмановские кулачки - игра и праздник

24-25 августа в Тамбовской области состоится традиционный фестиваль "Атмановские кулачки", главное событие русского этноспорта. Об истории и дне сегодняшнем кулачного боя, о том, что такое "русский мяч", и как фестиваль возрождает традиционную культуру — рассказывает член правления Федерации этноспорта России, руководитель проекта "Русские игры" Анатолий Тедорадзе-Власов.

Атмановские кулачки проходят в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области. Первый интерес к этому месту появился у нас году в 1998-м. Была в Тамбове культурно-спортивная организация "Борсек". Мы занимались единоборствами, пытались изучить всевозможные стили: славяно-горицкую борьбу, систему Кадочникова. Однако установки этих стилей явно расходились с тем, что мы знали из воспоминаний, из этнографических исследований. Всё-таки нам, русским, привычнее со всего плеча размахнуться, вломить, воткнуть в землю, а не странные пассы руками выделывать.

Параллельно мы познакомились с Борисом Владимировичем Горбуновым, доктором исторических наук, академиком РАЕН, мастером спорта по греко-римской борьбе. Горбунов написал работу "Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских", которая стала отправной точкой для наших изысканий. Борис Владимирович ввёл целый ряд исторических источников, более 5 тысяч(!), в которых проанализировал технику и тактику рукопашных боёв, применявшиеся в них приёмы и.т.д. Наконец, этой темой сам я занимался в институте — и как студент, и в аспирантуре.

И когда мы услышали о том, что есть село Атманов Угол, где до сих пор проходят кулачные бои, то, естественно, поехали туда. Но на месте нас слегка огорчили, сказав, что "уже лет 10 как кулачные бои не проходят". Но познакомили с людьми, которые в кулачках участвовали. И все они нам рассказывали и показывали абсолютно одно и то же. А это значит, что была реальная традиция.

Само село Атманов Угол ведёт свою историю 1648 году. Поэтому один из наших слоганов: "Дай им удар с 1648-го года". Основал его Савва Отманов, выходец из села Берёзово Рязанской области. Кстати, в 10 км от Берёзово находится село Купля. И в этом селе в 1954 году киностудия "Поволжье" сняла кулачный бой "стенка на стенку". Одна-единственная запись русского кулачного боя сохранилась, можно посмотреть, какими в реальности были кулачные бои.

В Атмановом Углу состязания проходили два раза в году. Первый раз — на Успение Пресвятой Богородицы, престольный праздник местного храма. Тогда проходили большие кулачные бои — собственно Атмановские кулачки. А на Троицу проводились Троицкие кулачные бои — с соседним селом Троицкая Вихляйка. Они, кстати, дольше сохранились. Успенские бои сошли на нет к началу 80-х годов, а Троицкие продержались до начала "перестройки".

Традиционно населённые пункты на Руси организуются по военно-мобилизационному принципу. И населённые пункты Тамбовской области разделены по местам, примерно по 100 дворов каждое. У каждого места — своё название. В Атмановом Углу, например, это Вшивка, Лягушачья, Крым. Вот они и выходили на бои. А на Успение бились полсела на полсела. Такой поединок мог продолжаться часами. Бывало даже, что — несколько дней. Начинали после обеда и до ночи бились. Потом фиксировали место, и на следующий день начинали заново. Задача была — вытеснить противника, зайти в другую часть села.

Кулачные бои были распространены практически повсеместно по всей территории проживания русского народа ещё в начале XX века. До Великой Отечественной войны их количество падает, после войны идёт резкое снижение. Когда население уходит из обжитых мест, то есть теряет связь с традиционной культурой, то одновременно уменьшается количество состязаний и увеличивается количество преступлений. Почему в Атмановом Углу кулачные бои сохранялись так долго? Дело в том, что основным заработком атмановцев с XIX века и практически до конца XX века были отхожие промыслы. Уходили большими бригадами, строили свинарники, дома, в XIX веке ходили даже в Донбасс, на угольные шахты. И бригады формировались именно на кулачных боях. Мужики так рассуждали: "В бригаду возьму того, кого знаю, кто у меня лучше на кулачки ходит — значит, надёжный будет работник". Традиционная модель отбора молодёжи сохранялась до 80-х годов ХХ века. И до того же времени в селе сохранялось такое явление, как помочи, когда всей улицей, 40-50 мужиков — за два дня строили парню дом. Молодой "пошабашил", заработал денег на хозяйство, возвращался в село — и ему строили дом, он справлял свадьбу. И дальше уже сам набирал себе бригаду.

Оборвала всё это перестройка, потому что "шабашенье" прекратилось. Когда уклад разрушается, то традиция прекращается, становится не нужна. И правила поединков уходят, когда люди покидают село и попадают в город. Привычка биться остаётся, но в отрыве от традиционной культуры превращается просто в драку. Так к началу "перестройки" почти каждый город в России был поделён на районы, которые между собой "воевали". Отчасти и это — остатки военно-мобилизационного принципа организации, когда элементы культуры старших поколений смещаются в детско-подростковую среду и там консервируются на некоторое время. Вот эти бои "район на район" — законсервировали и выхолостили традицию.

***

Из поколения в поколение кулачные бои были элементом праздничной культуры. Многие исследователи-историки говорят, что они были способом "выпустить пар". Да, кулачный бой — это способ ограничения агрессивного поведения внутри сообщества. Но одновременно — и способ социализации, способ инициации молодого поколения. Не случайно многие наши прославленные полководцы очень положительно относились к кулачным боям, поскольку те формировали у солдат настоящий воинский дух, взаимовыручку и поддержку. Как говорится, "чтобы человека узнать, надо пуд соли съесть". Или же "один раз подраться". Потому что человек в экстремальной ситуации проявляет все свои качества. И за несколько минут боя может показать себя. Либо он будет драться честно, открыто, либо исподтишка, хитрить. Такие состязания были формой физического воспитания в традиции и способом выявления лучших. Полученные навыки могли использоваться уже на войне, в реальном бою.

Возникает вопрос: как же осваивали технику боя? Ведь никаких тренировок в современном понимании этого слова не было. А точно так же, как учились рубить деревья или горшки лепить — наблюдали и копировали.

У властей же отношение к кулачным боям всегда было сложным. Их пытались регламентировать, ограничить, запретить. Церковь всегда выступала против кулачных боёв. Однако на протяжении и XVIII, и XIX веков не только семинаристы, но и священники постоянно участвовали в кулачных боях. Вот такой исторический эпизод: в 1910 году тамбовскому губернатору Муратову поступила жалоба, что в селе Чурюково проходят кулачные бои. Муратов предписал разобраться козловскому уряднику. А Чурюково в 60 километрах от Козлова, туда ещё доехать надо. Урядник съездил в Чурюково и потом написал губернатору, что "население здесь смирное, на кулачные бои практически не ходит, а кулачные бои организовывает второй священник Яхонтов, у которого есть свои кулачные бойцы". То есть кулачные бои есть, но под присмотром священника, народ смирный, всё в порядке…

В революцию кулачные бои пытались запрещать, потому что это организованные массы, которые фактически никому не подчинялись. И в Советском Союзе они порой рассматривались как проявление хулиганства. Хотя в Атмановом Углу даже милиционеры участвовали в кулачных боях.

***

Кулачные бои фиксируются примерно с XIII века. Коллективные кулачные бои, если смотреть по источникам, возникли, наверное, к XVII веку.

Известная нам со школьных лет "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" — это первая половина XIX века. Ведь мы не знаем, что и как было в XVI веке, поэтому лермонтовская поэма — не источник. Но есть книга литературоведа Петра Фролова "Лермонтовские Тарханы" — о культурном мире тарханских крестьян. И в ней описываются разные виды кулачного боя, в том числе — "удар на удар". По очереди наносятся удары — бойцы не уклоняются, не защищаются, надо устоять, не упасть или не отступить за линию. И в своей поэме Лермонтов описывает как раз "удар на удар". Кстати, получается, своим ударом в висок Калашников нарушил правила состязания, поскольку бить дозволялось только в корпус. Так что казнили Калашникова не за гибель противника, а за удар не по правилам. Поединок он имел право запросить, согласно судной грамоте 1497 года. Но вот как в действительности проходили такие поединки — сведений очень мало. Лермонтов представил этот бой таким, какой сам в детстве мог видеть воочию.

***

В нашей реконструкции была задача получить фотографический образ техники в кулачном бое и борьбе. Мы применили уникальный способ. Взяли Единую классификацию технических действий (для четырёх видов борьбы) Купцова, и на неё наложили классификацию техники ударов Градополова. И дальше стали смотреть исторические и культурные источники. Читаем в былине: "И схватил его Илья, да за резвы ноги и кинул о кирпичный пол". Видим бросок наклоном, с захватом двух ног. Или "Песнь о Кострюке", относится к XVII веку: "Потанька был хроменький, за рубашку сграбился, на ножку справился, был Кострюк на ногах, стал Кострюк на голове". А это известный бросок из самбо.

Берём горьковскую "Жизнь Матвея Кожемякина" — и там встречаем описание приёмов кулачного боя.

Получилось, что примерно 85% техники современной борьбы упоминается в том или ином виде в русских исторических источниках. Понятно, что один человек не знал 85% техники, но в целом знание передавалось из поколения в поколение. И чем богаче опыт, тем больше ключевых боевых действий знал народ.

Если говорить об ударах, то применялась вся техника, известная в современном боксе. Плюс удары, которых в боксе нет: удары с размаха, амплитудные удары, которые сбивают с ног, выводят из равновесия. Поэтому Константин Градополов, основоположник советской школы бокса, много внимания уделял именно кулачным боям. Кстати, Градополов сделал правила группового бокса. И во время войны, с 1941-го по 1944-й годы, проходило первенство Тихоокеанского флота по групповому боксу. В основе правил по групповому боксу лежал русский кулачный бой "стенка на стенку". Правила Градополова фактически стали прообразом "русской стенки", которую мы культивируем. Но после войны мы вошли в олимпийское движение, и идея развития национальных видов спорта подугасла.

Хотя многие исследователи, тот же Купцов, считает, что наши борцы-вольники одерживали победы на Олимпиадах и мировых чемпионатах, в том числе — и за счёт привнесения в технику вольной борьбы усвоенных ими традиционных элементов народного боя. Ведь даже в языке приёмы не именуются по-иностранному, зато все знаем: "зацеп", "подсечка", "обвив".

***

Бокс вышел из традиционной английской школы кулачного боя. Но в боксе надели мягкие перчатки и сделали правила как в фехтовании — кто больше сделает поражений в зону. В результате значение удара потерялось. Удар с размаха и в технике бокса присутствовал, но потихоньку выхолостился. В кулачном бою техника более размашистая и удары — более тяжёлые. Это связано с тем, что нужно сбить ударом с ног. Да, в боксе есть нокаут, но можно победить и по очкам. А в кулачном бое по очкам нельзя победить, задача — сбить ударом с ног или вытеснить с территории. Поэтому техника боя такова: передняя рука, ближняя к противнику, вытягивается, а дальней рукой бьют с размаху. Эта модель встречается во всех традиционных школах, от Древней Греции до Африки. Передней рукой выводят из равновесия, и в сторону потери равновесия следует амплитудный удар, чтобы сбить с ног.

***

У кулачного боя довольно жёсткие правила. Бьют в голову, в корпус — спереди, бьют "с крыла", то есть сбоку. Но не бьют: со спины, ногами, не бьют лежачего или того, кто присел или поднял руку.

Сейчас принято выстраивать стенку в одну длинную шеренгу, которую "надо держать". В традиции такого не было. Выходила многорядная стенка, практически большая толпа. Ряды в ходе боя потихоньку сменяли друг друга, потому что интенсивно долго драться невозможно. Пядь за пядью друг друга оттесняли. Так сейчас футбольные фанаты действуют.

***

24-25 августа Атмановские кулачки состоятся в 9-й раз. Атманов Угол — село достаточно "убитое". Сейчас там проживает около 1500 человек. И праздник селу даёт новую жизнь. Долгое время в Атманов Угол никто уже не приезжал, но теперь на празднике в селе просто нет мест. Первые годы гостей спокойно селили в домиках у бабушек, а сейчас всё занято, люди живут в банях, гаражах. Кто-то с палатками приезжает. В прошлом году на два дня приехало порядка 11 тысяч человек. А ведь Тамбов — в 90 километрах отсюда, подъезд неудобный. Кстати, на праздник стали съезжаться и выходцы из самого села. Атмановские кулачки и для них стали точкой притяжения.

У нас до двадцати различных игровых площадок, где все желающие могут принять участие. Сначала сложно было: люди не играли. Но сейчас все гости знают, что надо играть, детей на площадки отправляют, никто не стоит на месте. Наша главная идея — создать народный праздник, в котором все являются участниками, зрителей нет.

Праздник стал межрегиональной и даже всероссийской достопримечательностью. Мы вошли в топ-200 лучших фестивальных мероприятий России, в 2016 году получили престижную туристическую премию Russian Event Awards. И Атмановские кулачки — в официальном календаре национальных событий Минкульта РФ.

двойной клик - редактировать изображение

Атмановские кулачки мы начали проводить ещё до того, как появилась Федерация этноспорта. Уже в её рамках мы стали делать проект "Русские игры". У каждых "Русских игр" есть базовое состязание. Допустим, Мещерские гонки в Московской области — это гонки на традиционных лодках-однодеревках. Мы восстановили технологию, нашли мастеров, которые их делают. На Атмановских кулачках базовый вид — "русская стенка".

"Русская стенка" — название спортивного варианта кулачного боя "стенка на стенку". Состязание проходит между двумя командами по 7 человек на площадке 9 на 18 метров, в защитном снаряжении в боксёрских перчатках и шлемах. В этом виде соревнуются команды и среди них определяется лучшая. Этот вариант древней забавы апробирован и разработан Белгородским спортивно-патриотическом клубом "Белогор" под руководством Алексея Ярмака. Им налажена устойчивая соревновательная практика по этому виду, и Федерация этноспорта России включила этот вид в программу Атмановских кулачек.

Второй вариант кулачного боя "стенка на стенку" проходит на Атмановских кулачках для всех желающих по традиционным правилам. Участники делятся на две группы, и бой проходит между этими партиями до тех пор, пока одна из групп не вытеснит вторую с боевой площадки. С целью уменьшения травматизма из этого вида исключены удары в голову.

Ещё есть стрельба из лука по бабкам (надо сбить наибольшее количество чурочек с разных дистанций), варианты игры в рюхи, "русмяч" или "русский мяч", раньше в регионах эту игру называли кила, шалыга. Похожа она на регби, но более жёсткая. Там и на земле борются, и болевые приёмы делают, разрешены удары в корпус. Площадка 30 на 15 метров, играют трое на трое. Задача — занести мяч в корзину. Мяч для игры восстановлен по археологическим находкам, весит он около 2,5 килограммов. Пока ставим покрышки, раньше ямки рыли и за черту выносили. В традиции проходило массово, как кулачные бои. Сейчас мы, исходя из того, что большие коллективы собрать сложно, да и травмоопасно, — играем трое на трое. Побеждает команда, которая занесёт первые три мяча. В итоге за 2 часа соревнуются от 20 до 30 команд — получается очень зрелищно.

двойной клик - редактировать изображение

Ещё традиционная борьба "за вороток". То есть одной рукой держит за ворот, отпускать нельзя, второй — только в момент бросков. Задача — сбить противника с ног. Кто первый сбил, тот и побеждает. Мы её проводим по традиционным правилам, без весовых категорий. Упоминания об этой борьбе встречаются в XVIII-XIX веках. Она, кстати, очень широко была распространена в столицах. Даже пословица была "Москва бьёт с носка (это передняя подсечка), а Питер — бока повытер". В Питере боролись в обхват, нельзя было отпускать руки.

***

Сегодня Россия является мировым лидером в области развития этноспорта. Первая в мире федерация этноспорта была создана в нашей стране в 2011 году, её возглавил культуролог, автор теории этноспорта Алексей Кыласов. В настоящее время он возглавляет Общество "Мировой этноспорт" в которое входят более 50 стран. Опыт развития русских традиционных игр изучается специалистами других стран и внедряется в практику.

Этноспорт — фольклорная часть спортивных состязаний. Или же то, что было "до спорта". Ибо спорт как таковой развивается по другим законам и правилам. В той же олимпийской хартии записано, что не должно быть национальных, гендерных различий. Спорт — это унификация, это локомотив глобализации. А мы говорим о развитии национального, отличного от других. Всё это не позволит национальному виду спорта, сохраняя его колорит, стать олимпийским видом спорта.

Да, в нормативных документах Минспорта под "национальными видами" спорта понимаются именно виды этнические. Потому что когда во всём мире под словом "национальный" понимают национальное государство, которое сформировано из разных этносов. А мы под "национальным" понимаем этносы.

Федерация этноспорта выбрала иной подход. Мы пытаемся сохранить традиционные виды физической активности как элемент праздничной культуры. Найти для этого новое воплощение, ибо понятно, что мы потеряли традиционное общество. Но мы формируем новые социальные группы, которые могут участвовать в наших мероприятиях, привязываем к традиционным праздникам, и восстанавливая, сохраняя этнический колорит, пытаемся традиционную культуру передать дальше.

Этноспорт — это наш ответ глобализации. Академик Рождественский в своё время выделил три вида культуры: духовная, материальная и физическая. И физическая культура всегда молодёжью воспринимается некритично. Но она же — мостик к культуре духовной и материальной. Когда человек воспитался в русле физической культуры правильно, то он начинает полностью адекватно воспринимать и духовную, и материальную культуру своего народа.

На Атмановских кулачках видно, как люди начинают проникаться духом традиции. Казалось бы, что такого: набрали игр и устроили праздник. Но само прикосновение к традиционной физической культуре играет важную роль. Нельзя возродить только песни или только игры, нужно возрождать традиционную культуру в целом. И такой праздник, как Атмановские кулачки — попытка в рамках народных гуляний дать целостное восприятие культурной традиции.

Алексей Кыласов: «С момента зарождения спорта прошло уже немало времени—более сотни лет, но люди по-прежнему задаются вопросом: почему бег в мешках или бег с наполненными водой ведрами лишены возможности стать спортом? Хеннинг Эйхберг отмечает, что эти «неспортивные» состязания включали или могли без труда включить в себя все то, что идеологи (и некоторые социологи) относили к необходимым составляющим «настоящего» спорта: правила, состязательность, честную игру. Очевидно, их антиспортивная сущность кроется в непредсказуемости траектории движения. Например, в легкой атлетике спортсмен просто пробегает всю дистанцию, чтобы показать наилучший результат. А в случае с мешками и ведрами, он еще и балансирует и, следовательно, может нелепо упасть. Из этого следует, что именно латентный комизм отторгается в либеральном обществе серьезных людей, занятых накоплением капитала: они полагают, что в демократических выборах, мерседесах или хилтонах не должно быть ничего смешного». ("Этноспорт. Конец эпохи вырождения")

В английском таблоиде "Дейли миррор" Атмановские кулачки однажды обозвали "кровавым православным праздником". А на канале "Дождь" показали действо почему-то с рефреном "неоязычники организовали мордобой". Понятно, что такие аттестации очень далеки от истины. Хотя, конечно, праздник собирает самых разных людей. Атмановские кулачки привлекают всех, кто живёт возрождением России. Возможно, праздник — и есть та форма, которая позволяет снять противоречия, объединить людей. По крайней мере, перевести их в позитивное русло традиционной физической культуры, что позволит воспринять и другие пласты традиционной культуры. Быть может, в этом и есть миссия нашего праздника, и только ради этого есть смысл продолжать.

двойной клик - редактировать изображение

Программа

24 августа - первый день

11.30-15.00 - Гонка с препятствиями “Память героям”
12.00-19.00 - Главный турнир года по игре в рюхи
13.00-16.30 - игровые площадки исконных забав (игровые поединки, стрельба из лука по бабкам, бабки, свайка, клёк, чиж, клюшкование, детский игровой курагод, рюхи, лапта, народные аттракционы, силовые забавы, перетягивание палки, "Иду на Вы")
14.30-20.00 - турнир по смешанному единоборству
16.30-17.30 - мастер класс по русскому кулачному бою с участием жителей села Атманов Угол
17.30-19.00 - мастер класс по русской мужской пляске
23.00-24.00 - молодёжная вечорка

Соревнования по этноспорту на Центральной площадке:

13.00-14.30 - турнир “Kulachki Ethnosport Challenge 2019” (Russia VS World)
20.00-22.30 - концерт фолк-рок группы "Сколот"

25 августа - итоговый день

10.00-12.00 - регистрация участников
11.00-12.00 - успенские обряды села Атманов Угол
11.00-16.30 - игровые площадки исконных забав (игровые поединки, стрельба из лука по бабкам, бабки, свайка, клёк, чиж, клюшкование, детский игровой курагод, рюхи, лапта, народные аттракционы, силовые забавы, перетягивание палки, "Иду на Вы")
11.00-18.00 - соревнования по лапте
13.00-15.00 - курагод “Боярское колесо” (состязание плясунов, гармонистов и частушечников)
20.30-23.00 - молодёжная вечорка

Соревнования по этноспорту на Центральной площадке:

11.00-13.00 - Главный турнир года по русской игре в мяч (русмяч)
13.00-14.00 - Главный турнир года по борьбе за-вороток (любительская борьба, заправская борьба)
14.00-15.00 - Состязание в кулачном бое стенка-на-стенку по народным правилам
15.00-16.30 - Главный турнир года по русской стенке
19.00-20.30 - концерт фолк-группы "Партизан FM"

***

Как добраться и где разместиться?

Удобней всего добираться до игр на собственном автомобиле. На месте проведения игр будет организована автомобильная стоянка. Проезжать до места проведения игр от поворота на Атманов Угол с трассы следует строго по указателям. Стоянка бесплатная.

24 и 25 августа до площадки проведения игр можно добраться на рейсовых автобусах, идущих по маршруту Тамбов-Сосновка с Северного и Нового автовокзалов города Тамбова (См. расписание). У поворота на Атманов Угол необходимо пересесть на автобус следующий до центра села Атманов Угол.

На автобусе по предварительной записи специальным рейсом из Тамбова. Автобусы будут отправляться 24 и 25 августа от ДС "Кристалл" со стороны магазина Бегемот. Возвратиться назад можно будет как 24, так и 25 августа. Стоимость поездки 400 руб. Забронировать места можно будет на сайте кулачники.рф с 15 августа.

Размещение на играх в палаточном лагере. Гости и участники игр должны иметь свои палатки и спальные принадлежности. Размещение в палаточном лагере бесплатное. День заезда 23 августа.

Подробности: кулачники.рф/atmanki2019

1.0x