Сообщество «Форум» 13:57 9 сентября 2020

До основания всё разрушим?

Зеркало важнее целого ряда портретов

(В. Менцель)

Есть расхожая оценка Дэн Сяопином Великой французской революции, что-де прошло то всего 200 лет и рано давать окончательные оценки. Возможно, так и есть. Конечно, время - самый честный критик (и эта фраза, к сожалению, тоже не моя!!!) Но, наверняка, скоро уже поток статей и опусов на тему - мир после короновируса - будет лавинообразным. Правильно, утром в газете, вечером в куплете. Или наоборот?

Не хочу быть в этом ряду. Не оракул. И к гаданиям «почтенья нет». Разговор об ином. Вирус! Мы провозглашаем это как чеховский герой произносил: «Антропос». С придыханием и почтением. Поневоле вся страна сидит у ТВ, чем еще заняться? Читать отучили. Соответственно размышлять тоже.

Приятно видеть, как деятели «культуры» из своих дворцов учат всех – как пережить кризис. А не пробовали на 64 кв. метра и без лужаек как-то детей удержать. Особенно, если это мальчики. Скучно Шнуру с Иосифом? Ну что ж, ТВ к услугам. И навяжут всей стране их стенания.

И дочь актера на всю страну вещает, как сдать мать в психиатрическую клинику. Поучительно ведь. И Гулиев в "Спартаке" нагрубил тренеру. Надо ж об этом громко во все горло всем глаголить. А внебрачные дети известных актеров?! Вот они, сокровища Приама.

Что ж еще-то писать? Не о судьбе ж многократно униженных и оскорбленных? И вечно обманутых. Какая же это трагедия?! Так себе, бытовуха. Не было ничего и не будет. Но вы держитесь. А вот то, что олигархи (бедные-пребедные) потеряли из-за кризиса, это да!!

А почитать бы им басню И. Крылова «Свинья под дубом».

Не поймут-с!

Да-а-а, видно, не те им сказки в детстве гувернантки читали. А зря. А ведь Дуб там вещает: «Когда б наверх могла б поднять ты рыло, Тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут».

Или Салтыкова-Щедрина про то, как мужик двух генералов накормил. Хотя сейчас и поболее «генералов» кормит. Да и Мальчиш Кибальчиш бы не помешал на полке вместе с экзотическими сувенирами из далеких стран. И Горький с Буревестником. Правда, там есть ужасающая для них фраза: «Буря! Пусть сильнее грянет буря!» Но это можно замарать, а еще лучше убрать из школьной программы. Создать настоящую спираль молчания. Надолго ли?

Наверное, многие стонут от скудости нашего ТВ. Кого же оно развлекает? И как? И потом, ну не верю в разные заговоры и мировые правительства. Зачем? Нам своей дури хватает. Собственной. Вырастили. И цветет эта «дурь» как бурьян у тракта. И конспирологические сценарии ни к чему. Просто надо осознать: общий уровень уже ТАКОВ. И неча на кого-то пенять. Общий уровень культуры таков. Именно таков, что мы это все (здесь должно быть известное слово на о) массово глотаем. И еще как. И нравится ведь. Создатели реклам, по-моему, просто изгаляются. Понять юмор Н.В. Гоголя сложно? А зачем? Есть ведь «Кривое зеркало». Не нравится? Можно и «Дом-2» посмотреть. Весьма познавательно. Весьма! Для интереса, посмотрите (есть на Ю-тубе) лица в зале на выступлениях Александра Иванова и программы «Аншлаг». Ужаснетесь. А прошло всего-то 30 с чем-то лет.

Но надо понимать, что корни всего этого прежде всего в «инновационных преобразованиях» в образовании. Все лишь созерцали, когда мыслящий и активный ученик сменился потребителем. Сверху так продекларировали. Значит, кому-то надо.

Конечно, была еще весьма широкая палитра причин интеллектуального и культурного оскудения нации. Но ни одна сфера не подвергалась таким «атлантическим штормам». И сейчас, будто горе-теоретики только и ждали момента. А давайте все образование переведем в виртуальный мир. Причем все. Как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», «танцуют все!». И сразу!

Как-то совсем недавно мы также все ринулись торговать. И что из этого вышло? Я понимаю, что многим, очень многим просто нужны здания школ и вузов. И народ другой нужен. Покладистый и нетребовательный. Хотя этого, по-моему, уже добились. Но, господа, умерьте пыл. Не такой же ценой? А ведь уже есть реальные риски потерять остатки того образования, что ценится во всем мире. И никто не призывает к возврату к счетам и грифелям, но любое масштабное деяние должно быть обосновано. Проверено. И чем-то подтверждено. Хотя бы теоретическими выкладками. А так, псевдореформы создают впечатление хаотичной «маниловщины». И так ли безальтернативна цифровизация образования?! И насколько упор на потребительство является правомерным? Нам «как грифелем по доске» начертили контуры новых веяний и объявили: «Обучение – это сфера бизнеса, в частности, продажа услуг».

Просто и понятно. (Нравится мне нынешняя «элита», прямо, без экивоков, цинично. А чего стесняться? «Пипл все схавает», - убеждал нас известный в некоторых кругах певец. Хотя слово «певец» по отношению к нему излишне. После пенсионных и иных реформ, тем более схавает! Не волнуйтесь только. Мы сами обманываться рады).

Человек покупает определенные навыки, чтобы затем продавать их с прибылью. Человек сам как таковой рассматривается как товар – отсюда устремленность на единичные таланты, на оригинальность, что дороже стоят и приносят бОльшую прибыль, в силу их внешней яркости. Просто маркетинг, ничего личного. Примитивно, но … действует же.

Поскольку «образование» должно представлять собой простое приобретение компетенций, нужных в данный момент работодателям, для нормального преподавания оставляют только часть предметов, остальные, в первую очередь, гуманитарные, переводят в онлайн-обучение. Не зря же одним из требований к вузу предъявляется - связь с работодателем. Фундаментальное образование остаётся для немногих, это дорогое, «человеческое» образование. Для остальных – дешёвое, «компьютерное», дистанционное. Сразу вспоминается прекрасный советский (можно еще так употреблять?) фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино». Ну не нужны крестьянам и иже с ними высокие материи.

Никаких открытых исследований «цифрового образования», неочевидное стало обязательным. Просто - приказ. А кто против, тот ретроград… И все. На первый - рассчитайсь! До второго даже досчитать не успели, а эксперты уже все расписали.

Говоря о «новом» коде обучения, специалисты обратили внимание на то, что при серьезных проблемах со здоровьем учащихся внедряются непроверенные технологии. Физиология младших школьников еще не устоялась, и некоторым из них достаточно поработать с гаджетом 15 минут, чтоб потерять внимание до конца урока. Опыт показывает, гаджеты с эффектины лишь для старших классов. И если государству нужно иметь думающее, творческое поколение, то при тотальном внедрении технологий с детского сада это становится проблематичным, поскольку раннее знакомство с электронными средствами и оскуднение потенциала нивелирует эти положительные качества.

А есть ли стандарты новых учебников? Сертифицированы ли они? Или «новое и прогрессивное» в этом не нуждается? Кроме того, дети и так проводят часть времени в наушниках, у них портится слух, от светящихся экранов мониторов – ухудшается зрение, от сидячего образа жизни – нарушается обмен веществ, состояние внутренних органов, ухудшается состояние мышц, развивается ранний сколиоз и т.д. И это не ностальжи по «Вишневому саду» и не «письма из далека», а серьезные исследования.

Еще не начали работать в новой матрице, а письму уделяется все меньше и меньше внимания. Мы же должны быть всегда впереди. Очевидно, что при переходе на цифровую школу письмо от руки будет похоронено окончательно. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. Норвежские ученые сделали вывод (хотя он и очевиден), что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. На Востоке, например, в лучники набирали в основном каллиграфов. Люди станут хуже распознавать письменный текст. И это при тотальной востребованности в качественной интерпретации и оценки текстов. Любых… Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Не случаен во всем мире успех детей из религиозных школ, где письму, чтению вслух и заучиванию больших текстов уделяется много времени.

Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать. Есть много исследований, что люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи. Сам когда- то в докторской разрабатывал проблему телесной памяти. Дополнительные навыки вытеснили основные. Технология заменяет цель образования. Многие задания зачастую подразумевают лишь поиск информации в интернете.

Известно, что среднестатистический пользователь интернета прочитывает не более 20% текста, размещенного на странице, и всячески избегает больших абзацев! И кто будет читать через 15 лет «Войну и мир»? Ну ладно, Л.Н. Толстой. А Т. Драйзера будут? Более того, специальные исследования показали, что человек, постоянно подключенный к сети, текст не читает, а сканирует как робот, выхватывая отовсюду дискретные поля.

Вначале считывается несколько первых строк текста (иногда даже полностью, от начала до конца), затем переход на середину страницы, где считывает еще несколько строк (как правило, уже лишь частично, не дочитывая строки до конца), а затем быстро спускается к самому низу страницы — посмотреть, «чем дело кончилось». Но жизнь это не детектив. И не всегда конец текста, даже красивый ,передает весь смысл.

Получается замкнутый круг — писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читателей, но и писателей. Хотя по поводу писателей, кажется, уже поздно. Получили! Эксперты выделяют определенные формы цифрового наркотика. Именно из-за такого эффекта зависимости доктор П. Вайбрау (Калифорнийский университет. Заметьте - не наш), называет экраны «электронным кокаином», а китайские исследователи, в силу своих исторических ран, зовут их «цифровым героином». Неудивительно, что нам так сложно оторвать детишек от экранов и дети так раздражаются вплоть до явной агрессии, когда их игра с гаджетами прерывается.

И такой стиль поведения становится некоей нормой (Окна Овертона?). Зачастую школьники страдают от одиночества и не могут жить без соцсетей. Личность ребенка формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром. Здесь колоссальное значение имеет именно эмоциональное участие ближайшего окружения, где формируется человек. Жизнь в соцсетях – это заместительная, суррогатная форма, псевдо-коммуникация. Таким подросткам будет тяжело выстраивать «человеческие, слишком человеческие», а не виртуальные отношения. Умение реагировать на конфликты, осознавать их причины, а также выходить из них, жертвовать чем-то – вот та реальная и полная гамма характеристик, без которых совокупный адаптационный является несовершенным. Дети эмоционально инфантильны, общение с живыми сверстниками, с реальным миром становится ненужным, ибо компьютерный мир уже сузил их жизненный мир...

Исследование, проведенное американскими учеными, доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки. Эмоциональный тренинг дети получают из двух важнейших источников. Первый – это чтение хорошей литературы (Уже убрали из школы много чего!!!). Именно оттуда дети черпают сложные паттерны поведения, узнают тонкие мотивы поступков, тем самым усложняют свой эмоциональный арсенал, расширяют его возможности.

В виртуальном же красочном мире не нужно работать воображению – все придумано за тебя. Персонажи просты, понятны, ярки, но обездушены, они подчиняются малейшему движению твоих пальцев. Но ведь, Карабас Барабас не лучший образец для детей.

Чем для ребенка обернется недостаточное развитие социальных навыков? Неумением взаимодействовать с социумом, неспособностью понять других и быть принятым. Такие дети вырастают с низкой толерантностью к манипуляциям – ведь они импульсивны и обладают достаточно бедным спектром эмоциональных реакций, а посему столкнутся с одиночеством и отчуждением.

В Германии списки бестселлеров возглавляет книга М. Спицера «Цифровое слабоумие. Как мы лишаем разума себя и своих детей». «По имеющимся выводам исследований, компьютер необходим для обучения, как велосипед для плаванья или рентгеновский аппарат для примерки обуви», – основной посыл Спицера.

Цифровые технологии избавляют нас от умственной работы. Не стоит напоминать, что орган, который не используется, отмирает. Детей приучают не запоминать (пропускать через себя) информацию, а знать только то, где ее можно найти. Мы забываем элементарные вещи, что знание это информация и сам человек.

Продвинутые цифровые технологии негативно влияют на ориентирование в пространстве. Таксисты в Лондоне раньше знали наизусть 25 тысяч названий улиц и тысяч площадей, во время обучения у них увеличивались те области мозга, которые отвечают за ориентирование. Сейчас водители пользуются системой спутниковой навигации, в результате им все сложнее самостоятельно найти дорогу или разобраться в карте.

Интернет (речь идет о количестве) плохо влияет и на память: телефонные номера и адреса записываются в компьютеры и мобильные телефоны, о днях рождения родных и знакомых напоминает соцсеть. Мы же записываем, чтоб забыть. Мнемонические процессы уже не происходят в нашем мозге, так как мы переносим их на электронные аппараты. При помощи видео невозможно также и научиться хорошо говорить, потому что звук и движения губ не настолько идеально синхронизированы, как в жизни.

Исследования также выявили когнитивные нарушения, затрагивающие обучение и память. Результаты исследования образовательных достижений, проводимого Организацией для экономического сотрудничества и развития, показывают снижение результатов в странах, которые вложили наибольшие средства во внедрение компьютеров в школы.

Детей, у которых при чтении заплетается язык, а буквы при письме меняются местами, стало больше по сравнению «догаджетовым» временем. Около трети младших школьников страдают дислексией, а дисграфией – более 37%. Из-за этого дети теряют интерес к учебе. Таких детей в мире, по данным ЮНЕСКО, около 300 миллионов, пять процентов из них – не могут устроиться в жизни.

Не лучшим образом на ситуацию влияет и постоянное «зависание» в телефоне…

За последнее десятилетие устная речь агрессивно вытесняется из учебного процесса. Проверка знаний по устным предметам заменяется проверкой рабочих тетрадей, в которые надо всего лишь вписать нужные слова из параграфа. В рабочих тетрадях по геометрии (предмет, формирующий пространственное мышление, публичную доказательность) решение задачи уже напечатано, надо их просто вписать. И что то не видно новых Лобачевских и Чебышевых.

Задержка речевого развития зачастую связана со стилем поведения мам, которые одной рукой везут коляску, а в другой держат телефон-смартфон: мама (наверное, папа тоже) «интересно» и с пользой проводит время, а ребенку отвечает, не отрывая глаз от экрана. Для полноценного становления речи недостаточно слышать, нужно видеть мимику и артикуляцию матери, чтобы за счет работы «зеркальных» нейронов активизировалась артикуляция ребёнка. То же самое происходит во время учебного процесса: если при подаче учебного материала не участвовали «зеркальные» нейроны педагога, то не в полной мере включатся дети в мыслительный процесс.

А ведь именно это и предлагается. По всем программам цифровизации школы роль учителя с каждым годом все уменьшается, планируется замена Учителя — как примера и образца для подражания — на виртуального «тьютора». А зачем они, учителя? Злостные бюджетопоедатели? На всех с трудом хватает. А тут еще и эти.

Существуют санитарные нормы, где прописано, что в 1-4-х классах ребёнок может непрерывно работать за компьютером не более 15 минут. Есть серьезный риск возникновения проблем со зрением у людей, которые за компьютером проводят более 3 часов в день, этот риск не менее 90%!

В New York Times была опубликована информация - «Школа без технологий в Кремниевой долине»: в образовательном процессе школы, что посещают дети сотрудников технологических гигантов, их продукция совсем не используется, и предпочтение отдается не экранам компьютеров или интерактивным доскам, а старым доскам из дерева, фломастеру, бумаге, ручке.Вот ретрограды!Отсталые….

Почему человек оберегает своих детей от того, что производит и внедряет? Ответ дает высокопоставленный сотрудник Google Ал. Игл: «Идея, согласно которой применение App или iPad лучше научат моего ребенка чтению или математике, просто смешна». Игл отмечает, что его дочь, (5-й класс), еще «не умеет пользоваться Google». Вместо этого, как и другие ее одноклассники, она пытается усовершенствовать навыки шитья. По мнению Игла, научиться использовать технологии так же просто, как и научиться чистить зубы. Игл подытоживает: «Google или какой-либо другой продукт мы упрощаем до такой степени, чтобы им могли свободно пользоваться даже люди с самым низким интеллектуальным уровнем».

В семье Джобса тоже был введен запрет на использование гаджетов по ночам и в выходные дни. Аналогичным образом поступают и другие «гуру» смартэкономики.. Может хоть им поверим?

В каком-то очередном «нетленном» документе прочитал: «должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями типа Internet. Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами (так называют теперь людей) и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности…»

Что ж... Спасибо. Так все дело в контроле Большого Брата? Зачем же тогда стулья ломать? Ежи Лец писал: «Я думал, что достиг дна. Но вдруг снизу постучали».

1.0x