В Арбитражном суде Москвы на 18 сентября этого года было намечено предварительное рассмотрение иска фирмы "Сименс" к трём российским предприятиям. Но заседание перенесли на 16 октября. Истец предъявил претензии по поводу незаконного, с его точки зрения, размещения в Крыму турбин, изготовленных по его лицензии одним из ответчиков. Однако сам изготовитель турбин из ответчика неожиданно переквалифицировал себя во второго истца. Осталось два ответчика: ООО "Технопромэкспорт" и ОАО "Технопромэкспорт". Возникают серьёзные сомнения как в правомочности "Сименса" предъявлять такой иск, так и в наличии предмета для претензий. История эта, обернувшаяся международным скандалом, началась весной 2015 года.
О намерениях построить на Таманском полуострове новую тепловую электростанцию с газопаровым циклом мощностью 940 МВт стало известно весной 2014 года, сразу же после возвращения Крыма в Россию. Проект "Тамань" задумывали в рамках плана по энергоснабжению Крыма, что требовало укрепления энергосистем юга России. Электропотребление в экономически развитом Краснодарском крае и прежде при пиках нагрузки немного превышало суммарную мощность местных электростанций и подводимую к энергосистеме края извне. Поэтому после переброски "энергомоста" в Крым дефицит электроэнергии в крае становился ощутимым. Надо полагать, чтобы одновременно решить проблемы обоих регионов новую станцию решили разместить на Таманском полуострове и оттуда подпитывать Крым. Подрядчика и соинвестора строительства — а часть затрат предполагалось оплатить за счёт госбюджета — должны были отобрать на конкурсе. Им должен был стать тот, кто предложит наименьшие капитальные затраты на создание киловатта мощности. Постановление о проведении конкурсов инвестпроектов для энергодефицитных районов правительство страны приняло в ноябре 2015 года.
Госзаказчиком строительства является Минэнерго. Но ещё задолго до проведения конкурса по отбору соинвесторов для строительства "Тамани" дочерняя компания корпорации "Российские технологии" (далее "Ростех") ОАО "ВО "Технопромэкспорт" (далее ОАО "ТПЭ") в марте 2015 года заключила контракт с "Сименс технологии газовых турбин". Это совместное предприятие "Сименс АГ" (65% капитала) и ОАО "Силовые машины" (35%), основанное в декабре 2011 года в Санкт-Петербурге. Предприятие занимается разработкой, сборкой, продажей и сервисом газовых турбин по лицензии "Сименс".
Контрактом предусматривались изготовление, поставка и запуск четырёх газотурбинных установок, но, как отмечалось, оговаривалось их использование только на будущей электростанции "Тамань". Однако, судя по дальнейшему развитию событий, проектная документация на её сооружение отсутствует по сей день, и даже место для неё на Таманском полуострове не выделено.
В декабре 2015 года против ОАО "ТПЭ" Евросоюз и США ввели персональные экономические санкции, что послужило основной причиной ухудшения финансового состояния и начала банкротства компании. Поэтому она не смогла принять участие в объявленном в июне 2016 года конкурсе по реализации проекта "Тамань". Конкурс — уже 1 июля 2016 года — отменили якобы из-за отсутствия желающих стать соинвестором строительства. Но эта причина представляется надуманной. Во-первых, помимо одной "дочки", которая оказалась в положении "вне игры", у "Ростеха" есть ещё одна с тем же именем (но ООО) "ТПЭ", которой достались затем те же сименсовские турбины. Это ООО вполне могло участвовать в конкурсе. К тому же были ещё желавшие стать подрядчиками строительства. О них в декабре 2015 г. в интервью газете "Коммерсант" говорил глава Минэнерго Александр Новак: "Заинтересованных участвовать в конкурсе много, это как российские компании, так и зарубежные, даже китайские. Санкций никто не боится, поскольку проект не привязан к Крыму".
Но 1 июля все они, видимо, куда-то исчезли. Хотя один из явных фаворитов был уже при "нужных" турбинах. Можно предположить, что заинтересованные участвовать в конкурсе, включая обладателя сименсовских турбин, оценили проект будущей "Тамани" как коммерчески для них невыгодный.
А спустя месяц, в начале августа 2016 г., министр энергетики Новак инспектировал строительство Симферопольской электростанции и поручил в ближайшее время наверстать отставание от графика работ. Далее события разворачивались в духе детективного жанра. В сентябре 2016 г. ОАО "ТПЭ", с началом процедуры банкротства, выставило купленные турбины на открытые торги. Кто их приобрёл — неизвестно, но после этого турбины, купленные на вторичном рынке и, по утверждению официальных лиц, модернизированные, оказались у другой упомянутой "дочки" "Ростеха" — ООО "ТПЭ".
Вскоре после торгов появились сообщения, впоследствии официально признанные, что ООО "ТПЭ" доставило турбины в Крым на строящиеся Симферопольскую и Севастопольскую электростанции уже в качестве подрядчика их строительства. Обойдётся оно, по некоторым данным, в 71 млрд. рублей: из госбюджета выделено 25 млрд., остальные 46 млрд. рублей подрядчик получил в виде коммерческих кредитов. Кредиты будут возвращены за счёт продажи электроэнергии новых станций. По одному блоку на каждой станции намеревались запустить в сентябре 2017 года, а остальные два — в марте 2018-го.
Следует заметить, что в контракте о поставке турбин для ОАО "ТПЭ" наверняка отсутствовало условие, которым запрещалась их перепродажа другим лицам. За нарушение такого условия в подобных случаях поставщиками предусматриваются крупные штрафы и прочие санкции. Руководители ОАО "ВО "Технопромэкспорт", как когда-то нижегородские купцы, безусловно, дорожат и своей деловой репутацией, и деловой репутацией своей известной во всём мире компании. Поэтому они не стали бы обманом ронять её авторитет в глазах нынешних и потенциальных деловых партнёров и заодно тем самым позорить свою "матушку". То, что ОАО "ТПЭ" выставило купленные турбины на открытые торги, со всей очевидностью свидетельствовало об отсутствии запрета на их перепродажу.
О таком запрете ничего не сказано и в официальном заявлении "Сименса" 21 июля этого года по поводу ситуации с турбинами. В нём говорилось только, что "все четыре турбины, поставленные летом 2016 года для проекта в Тамани на юге России, были после этого на месте модифицированы и, в нарушение чётко изложенных контрактных обязательств, незаконным образом перемещены в Крым. Такие действия являются грубым нарушением условий соглашений о поставках с "Сименс", законодательства Европейского Союза, злоупотреблением доверием".
О том, что запрет на перепродажу турбин контрактом не предусматривался, говорит и отсутствие судебных претензий у их изготовителя — ООО "Сименс технологии газовых турбин" к ОАО "ТПЭ". Хотя сам "Сименс" по поводу перемещения турбин в Крым, не будучи подписантом контракта, почему-то подал иск в Арбитражный суд Москвы.
Итак, когда приобретались турбины, чиновники свято верили в свой замысел построить на Тамани с их использованием парогазовую электростанцию. Однако вскоре выяснилось, что новая электростанция такой мощности на Тамани не нужна, что подтверждается отменой первого конкурса на её строительство. Не нужна была станция такой же мощности и в Крыму, поскольку мощностей для обеспечения полуострова электроэнергией уже вполне достаточно.
После намеченного на конец этого года подключения четвёртого блока Ростовской АЭС к Краснодарской энергосистеме излишки генерируемой мощности в сравнении с прогнозными значениями её потребления в 2020 году уже в 2018 году в Краснодарском крае при пиковых нагрузках оценочно превысят 1000 МВт, тогда как в Крыму окажутся "заперты" невостребованные 1300 МВт.
Создание в Крыму и Краснодарском крае свыше 2300 МВт избыточной, невостребуемой генерируемой мощности будет стоить 184 млрд. рублей. Безвозмездные поступления в бюджет Республики Крым из федерального бюджета в первом полугодии 2017 г. выросли на 88% — до 35,5 млрд. рублей, что составляет 53% всех доходов консолидированного республиканского бюджета. Снижения доли трансфертов по итогам 2017 г. ожидать не приходится. Поэтому можно предположить, что сименсовские турбины перевезли в Крым для сокрытия грехов. Прикрыться таким образом якобы заботой о крымских потребителях чиновникам Минэнерго, видимо, показалось надёжней.
О том, что строительство парогазовых электростанций в Севастополе и Симферополе идёт не так гладко, как хотелось бы, начали поговаривать в середине 2016 года. В ноябре 2016-го появилась информация, что ОАО "ТПЭ" не получило в полном объёме оплаченного оборудования газотурбинных установок. Надо полагать, фирма "Сименс" подозревала, что турбины установят на электростанциях, строящихся в Крыму, и подстраховалась от нарушения контракта недопоставкой комплектации, получаемой изготовителем турбин по кооперации с "Сименс".
В декабре 2016 г. гендиректор корпорации "Ростех" Сергей Чемезов заявил, что запуска первых блоков Симферопольской и Севастопольской станций не стоит ждать раньше середины 2018 года.
Подводя итоги, можно сказать, что с правовых позиций предмет для иска отсутствует по следующим причинам.
Во-первых, соглашение о поставке турбин было заключено их изготовителем, каковым "Сименс" не являлся, с ответчиком — ОАО "ТПЭ", который, продав впоследствии турбины другому лицу, что не запрещено контрактом, не нарушил его условий. О том, что запрет на перепродажу турбин контрактом не предусматривался, говорит и отсутствие судебных претензий у их изготовителя ООО "Сименс технологии газовых турбин" к ОАО "ТПЭ". Поэтому претензии "Сименса" к ОАО "ТПЭ" несостоятельны.
Во-вторых, другой ответчик — ООО "ТПЭ", нынешний владелец сименсовских турбин, — вообще никакого отношения к упомянутому контракту не имеет, так как не являлся стороной, его подписавшей. Естественно, что условия этого соглашения на него не распространяются. Вместе с тем, не будучи подписантом упомянутого контракта, российское предприятие ООО "ТПЭ" выполнять на российской территории предписания Евросоюза не обязано. Поэтому претензии Сименса к ОАО "ТПЭ" также несостоятельны.
В-третьих, изготовитель турбин, ответчик ООО "Сименс технологии газовых турбин", зарегистрирован в Ломоносовском районе Ленинградской области и является резидентом Российской Федерации. Компания поставлена на учёт в инспекции Федеральной налоговой службы Выборгского района Ленинградской области, ей присвоен общероссийский государственный регистрационный номер — ОГРН. Будучи российским предприятием, она также не обязана выполнять на российской территории директивы Евросоюза. Контрактных условий о поставке турбин для будущей станции "Тамань" она также не нарушала, поэтому претензии "Сименса" к ОАО "ТПЭ" тоже несостоятельны. Поэтому представляется весьма странным, что изготовитель турбин — ООО "Сименс технологии газовых турбин" — решил присоединиться к "Сименсу" в качестве второго истца. Ведь и его претензии по упомянутым причинам также несостоятельны.
В-четвёртых, "Сименс", не будучи изготовителем турбин и не являясь стороной, подписавшей контракт об их поставке, вообще не имел права подавать упомянутый иск к перечисленным в его иске ответчикам. К тому же отсутствует предмет для самого иска. Поэтому непонятно, почему в Арбитражном суде Москвы иск "Сименса" приняли к рассмотрению.
В-пятых, ограничение контрактом прав собственника турбин свободно распоряжаться своим имуществом противоречит п.1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, согласно которому собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а также ст.8 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров и свобода экономической деятельности. Поэтому суд может признать данное ограничение ничтожным, что также исключает предмет для иска.
Из этого следует, что иск носит политический характер и имеет своей целью вывести фирму "Сименс" из-под возможного "санкционного" удара со стороны США.
Вряд ли всё сказанное выше оправдывает происходящее. Явно не без ведома Минэнерго как госзаказчика был подписан контракт о поставке турбин с ограничением прав собственника. Это противоречило и российскому законодательству, и нормам ВТО. Положения Устава, как и российское законодательство, регламентируют свободу предпринимательской деятельности, а Конституция и Гражданский кодекс РФ — исключительное право собственника свободно распоряжаться приобретённым имуществом. Поэтому вызывает удивление, что правительство РФ, при наличии в нём множества юристов, включая премьера и нескольких его заместителей, до сих пор не обратилось с иском в международный арбитражный суд или ВТО по поводу правовой необоснованности антироссийских санкций.
Но если контракт подписали, руководствуясь какими-то прагматическими соображениями, то приобретённые турбины всё-таки следовало использовать на станции, намеченной к строительству на Тамани. Начать её возведение нужно было ещё в 2015 году, а не доводить дело до международного скандала с новыми антироссийскими санкциями. К тому же пуск и обслуживание турбин стали проблематичными, да и без этих проблем вся затея оказывается намного дороже, чем планировалось. Ведь, исходя из объективных прогнозов требуемой в Крыму и Краснодарском крае мощности, можно было обойтись отечественными газотурбинными установками меньшей мощности, да и стоило бы импортозамещение, которым в Минэнерго пренебрегли вопреки политике президента страны, намного дешевле. Поэтому непонятно, о чём думали чиновники Минэнерго, принимая экономически невыгодное для страны и потребителей решение.