Как только я сегодня вошёл домой, Щелкунчик защебетал-затарахтел. Вы слышали, Сударь? Некто организовал супер-модный показ с «самым длинным подиумом в России», собрал деньги со всех предполагаемых участников и моделей (кандидатов в модели) по всей этой самой России, миллионов двадцать, и благополучно исчез. Р-рас-творился в воздухе. Ох-хо-хо-хо-хо! Сударь! Воланд снова в Москве! Впрочем, телевидение давно не оставляет в этом никаких сомнений. Вот смотрите…
Дальше я стал уже записывать. То, как попугай закатил глаза, подсказало мне: пора!
ПЕРНАТОСЛОВ.
Глядя в наши экраны, видишь, насколько информационная политика расходится с государственной. За мистико-обескураживающий разрыв мозга, за расшатывание всех и всяческих основ мироздания отвечают ТВ-3 и РЕН ТВ. За находящуюся в этом же контексте потребительскую горячку и воспитание в духе глобализма, космополитизма, стадного триггеризма и вуайеризма – «Пятница» и «Муз-ТВ». За «Трансплантологию Нравственного о Тупения» – канал ТНТ.
Да массы хотят видеть на экране себя. Да, рейтинг – функция привлечения массы к экранам. Да, прибыль – функция рейтинга. Но, может быть, стоит и подумать: а что, собственно, здесь превращается в прибыль? В прибыль отдельных лиц (а акционеры сих каналов, известно, иностранцы) здесь перерабатываются нематериальные активы российской истории. Веками общество (государство, церковь, искусство, литература) создавали нормы и ценности нашего социума. Ценности и нормы, проверенные историей, с болью, кровью и потом добытые – и потому единственно верные. Мы исторически выработали, выстрадали право на уверенность в оценках текущих событий. Эта уверенность – и только она – даёт нам сил на различение добра и зла – или, точнее, истины и лжи. Это наше право на нашу правду. С ней мы можем жить и развиваться. Без неё – не можем, без неё мы не более чем временный проект, численно документированное стадо, население. Создание из населения наших просторов российской нации и её приемника – советской российской нации, вот зачем происходила на этой земле наша трудная боевая история. Наши ценности и основывающаяся именно на них наша нравственность, одной из непременных сторон которой является требование идеала – если не надмирного, то максимально высокого – вот наш нематериальный капитал, реальная стоимость которого не имеет материальных единиц измерения. Дух народов, общая историческая память… Ну что тут объяснять. Вот прошел фильм Годунов. Сколько стоит для россиян опыт Смуты?
Задача половины наших телеканалов состоит в том, чтобы доказать и показать нам, что наша история и правда если чего-то и стоит – то бесценок. Да и то раньше стоила, а теперь… Теперь мир-то продвинулся, Запад и Восток указывают на правильный путь… Поэтому надо переходить на новые рельсы. При этом, конечно, конечная станция (и её географическая, государственная, транснациональная принадлежность) скрыты во мраке. Да эфир теле-, радио-, инет-) работает на то, что и отступи сей витиеватый мрак – разглядеть тупики будет некому.
Канал ТНТ – в этом смысле сущность очень характерная. Десятилетие и больше он превращает (вполне профессионально и на прочной финансовой основе) всё серьезное, без чего невозможно существование суверенных обществ, в, прошу прощения, в сме…уёчки и п…дохаханьки. Осмеивается история России, культура, литература, брак… Всё, что необходимо созиданию. Известно, что ирония уничтожает пафос. Пафос вообще сегодня ругательное слово. Но скажите, что можно без пафоса, т.е. без мышления категориями, без человеческого кругозора, без высокого чувства сопричастности – что настоящего можно создать? Даже моста через речушку нельзя построить.
Что делают все без исключения «звёзды» ТНТ? Осмеивают то, что считалось святым (ну хорошо – просто важным за пределами индивидуальной карьеры) и возводят в квадрат и куб – перемножают друг на друга пошлость и тупоумие. Инстинкты и конформизм ментальной серости. Получившееся выводится под софиты и «священное» внимание главных смехачей как единственное место и качество современного успеха. То есть не только норму, но передел мечтаний. Всё перевернуто с ног на голову. В паузах фильмы, где «моральное здоровье нации» находится на одном уровне с «реальными пацанами» и проч. и проч. Вы сами всё знаете.
И знаете, я не хочу сказать, что это всё лишено дарования. Нет. Это симпатичные образы. Беда в том, что они функциональны. Отождествление и эмоциональная отождествлённость делают массу телезрителей размягчённо-некритичной и полной доверия к героям. И тогда настаёт момент, когда моральное здоровье нации попадает в полное распоряжение… Ох, не будет мне прощения, но нет у меня иного слова: в руки бесноватых за денежку. Наши герои – это талантливые проходимцы. А такие попадают на все сцены только тогда, когда вас хотят обмануть. Обычно, кинуть за всё. Если, конечно, судьба вашей российской цивилизации – это для вас действительно всё. Настюшка Ивлеева, Ольга Бузова, Артур Пирожков, Гарик Харламов – все эти - труппа не нашего театра. Всё это петрушки театра заезжего. И дело-то не в них, конечно, у них ведь и нет выбора. Ведь никто не выберет моё попугайское небытие, где я могу тарахтеть что угодно, пока никто не слышит.
Пять лет со дня Крыма. Крым наш. Но пятилетие показало, что взять полуостров погромного телевидения никаким вежливым людям не под силу. Так что разрешите пожелать вам всем попу как у Ким. Ибо задница рулит.