Авторский блог Надежда Кеворкова 00:00 13 февраля 2014

Для палестинцев земли нет

Чье упорство возьмет верх, мы увидим в ближайшем будущем. Напомню, что Генри Киссинджер осенью 2012 сделал заявление, что изучил 80-страничный доклад 16 американских разведок. И согласно этому докладу, существование государства Израиль к 2023 году не просматривается.

ООН объявила 2014 год годом солидарности с палестинцами. Тем временем Израиль сносит с лица земли палестинские дома и буквально выдавливает палестинцев из Палестины. Такая угроза нависла над 25 000 палестинских жилищ и 160 000 палестинцами.

С 1967 года за 45 лет израильские власти уничтожили 27000 палестинских жилищ на Западном берегу. Только 2% из них — по соображениям безопасности. За это время на палестинской земле построены незаконные еврейские поселения для 200 000 евреев, а около 300 000 палестинцев были изгнаны из своих домов, и их дома — разрушены.

Особая ситуация — в Восточном Иерусалиме, который Израиль фактически оккупировал и не разрешает Палестинской автономии иметь там никаких структур. По данным ООН треть палестинских домов в городе не имеет израильских разрешений. Так что 93100 палестинцев находятся под угрозой выселения.

Израильские суды вообще не рассматривают 94% палестинских запросов на получение разрешения на строительство. Вытеснение палестинцев из Палестины — это сознательная политика Израиля. План на ближайшее время — понизить процент палестинцев в Иерусалиме с 36 до 28.

В пустыне Негев проживает примерно 150 тыс. бедуинов, то есть палестинцев, ведущих полукочевой образ жизни и занятых разведением скота. Израиль объявил о том, что значительная их часть (от 40 до 80 тысяч) должна покинуть пустыню и будет переселена на Север.

За 11 месяцев в 2013 году израильские власти без всяких особых предупреждений и без шумихи в СМИ разрушили более 630 палестинских домов. Кроме этого, они принудительно переселили 1035 палестинцев, 526 из которых — дети.

Дом мешает несуществующей железной дороге

С лета палестинец Саид абу Шаркия и его семья живут в палатке. Суд постановил, что их дом мешает будущей железной дороге. Но даже проекта этой дороги пока нет.

К их дому бульдозеры приехали в полночь, семье дали несколько минут на сборы. Вынести впопыхах почти ничего не успели. Стены и все деревья сравняли с землей. Теперь они живут на развалинах.

В принципе, им повезло: никого из них не арестовали, не согнали, не перевезли насильно и не выкинули за "забор безопасности". Бабушку, которая плакала и не хотела отходить от двери, не завалили камнями и не натравили на нее собак. Пока она плакала, дом разрушили, а ее золотые украшения, подаренные на свадьбу, остались под завалами.

В этой семье никого не обвиняли в терроризме. Эти люди не принадлежат ни к каким партиям. Они граждане Израиля и всю жизнь работали на Израиль.

Отец семейства родился в Хайфе в 1947 году. Его родители во время зачисток 1948 года бежали к родственникам в селение Вади Ара. Вернуться домой в Хайфу они уже не смогли.

Этот нюанс палестинской жизни в Израиле предпочитают обходить молчанием: всякий палестинец, за редчайшим исключением, кто покинул свой дом во время войн, восстаний, зачисток, вернуться в него больше не может. Если палестинcкая семья бежала в Ливан, Иорданию, Сирию, Газу, Вифлеем или Иерихон, то она больше не может даже посмотреть на свой старый дом. За саму такую попытку просто посмотреть палестинцев арестовывают.

В 14 лет Саид уехал учиться в Иерусалим, выучился на сварщика, работал на строительстве порта в Хайфе, строил кибуцы. В 1970-х он женился и купил землю в палестинской деревне, где никто никаких разрешений на строительство не давал и не получал. Вместе с женой они построили дом, здесь выросли десять их детей.

С 1980-х годов примерно раз в семь лет он получал повестку в суд за незаконное строительство, несколько раз отсидел в тюрьме, заплатил гигантские штрафы — только за то, что отказывался снести свой дом сам. И вот теперь у Саида дома больше нет.

Палестинские палатки мешают безопасности Израиля

В январе 2014 года лишились своего убежища 25 палестинцев в селении Атеф абу А-Руб на севере Западного берега.

Надо понимать, что Израиль большую часть Западного берега и всю зону долины реки Иордан, которые на картах изображаются как Палестинская автономия, аннексировал и планомерно выдавливает оттуда палестинское население. Кроме того, Израиль переименовывает все арабские деревни, стирая саму память о палестинцах. Например, это небольшое селение они называют Кирбет Эйн Карзалийа.

8 января 2014 г. в 6.30 утра военные разрушили палатки трех семей — десять взрослых и 15 детей остались на улице. У них около 750 голов скота, два курятника. Неподалеку есть источник. Дети посещают школу в ближайшей деревне.

В 1972 году израильская армия объявила эту зону военной. Однако до 2011 года армия здесь не появлялась. В 2010 году людям было приказано в 72 часа покинуть территорию под предлогом, что их земля является "закрытой зоной" и "зоной огня". В ходе переговоров адвокатов с гражданской оккупационной администрацией к концу 2011 года удалось достичь соглашения, что семьи могут остаться при условии, что они и их скот не будут уходить за радиус 300 м от лагеря. Суд Израиля в этом праве семьям отказал.

Оккупационная администрация предлагала им переселиться на заброшенные территории в нескольких км от их привычного обитания — они отказались, так как палестинцы знают, что следующим шагом им будет приказано покинуть и эти места, поскольку они там "находятся временно". Интересно, что власти не приняли даже доказательства, предоставленные семьями, что они обитали на данной территории с 1999 года.

"Давность" имеет громадное идеологическое значение в Израиле.

Израильские сторонники обосновывают право на эту землю не только тем, что "Бог даровал эту землю" им, но и тем, что "никаких палестинцев не существует".

В Израиле само употребление слова "палестинцы" в применении к "арабам" считается признаком антисемитизма. Израильтянам так долго внушали, что они и сами поверили, что евреи переселялись в совершенно пустынную Палестину, а "арабы" просто пришли сюда, чтобы работать у богатых евреев.

Для каждой страны у Израиля есть свой набор "говорящих голов" из числа репатриантов, которые бесконечно мусолят эту тему на своей бывшей родине — в публичных обсуждениях, на форумах, в соцсетях, в СМИ. Набор аргументов один и тот же. Марк Твен, мол, путешествовал по Святой Земле в XIX веке и описал ее как безрадостную пустыню, а евреи превратили пустыню в цветущий сад. Никаких палестинцев не существует — это, мол, просто цыгане Ближнего Востока. Никто в Палестине не жил, пока англичане, мол, не пригнали арабов для строительства железной дороги…

Пока идет трескотня о божественном праве Израиля и его трудолюбии, 14 января 2014 года в селение Атеф абу А-Руб снова прибыла техника и уничтожила новые палатки, которые семья поставила, чтобы укрыться от холода.

Дома за стеной, которые просто мешают Израилю

Особую скандальность приобрела история посягательства на дома палестинцев, граждан Израиля, построивших жилье вне стены безопасности в Восточном Иерусалиме в районе Рас Хамис и Рас Шахада.

Пять лет мэрия "объединенного Иерусалима" не замечала, что рядом с разделительной восьмиметровой стеной здесь ведется строительство.

При этом людям этих кварталов израильские власти закрыли проход в стене и сняли ближайший блок-пост. Чтобы попадать за стену — на работу, на рынок, в школу, университет, больницу — они должны делать большой крюк. Никакие городские службы здесь не работали. Мусор жителям приходилось сжигать самим, потому что мусоровозы сюда не приезжают.

В октябре 2013 года жители 200 палестинских домов этих коммун получили извещения о сносе их домов как незаконно построенных. У них был месяц на то, чтобы опротестовать в суде решение властей.

Этот случай вне Израиля получил огласку, поскольку сначала было заявлено о выселении 1000 палестинцев, но постепенно масштабы выросли до 15 000 человек, дома которых планируется снести. Параллельно власти Израиля объявили о намерении возвести в Восточном Иерусалиме 1200 новых домов для евреев.

Целый отряд израильских адвокатов теперь дает интервью иностранной прессе, рассказывая о том, что ничего страшного не происходит — власти лишь хотят добиться от палестинцев явки в суд.

Бедуины мешают пустыне

Особую скандальность приобрело намерение Израиля выселить бедуинов.

Примечательно в этой истории одно обстоятельство: нежелание израильских властей именовать бедуинов палестинцами сыграло на сей раз против них. Ведь на Западе бедуины — своего рода фетиш, как австралийские аборигены, непальские тигры или розовые фламинго. Вот и о бедуинах тоже забеспокоились.

Осенью израильские власти объявили, что бедуины незаконно живут и кочуют в пустыне Негев. Поэтому от 40 000 (по данным израильских СМИ) до 80 000 (по данным палестинских СМИ) бедуинов подлежат насильственному переселению в лагерь на cевере. Незаконными признаны и палатки бедуинов в пустыне.

Бедуины возмутились и устроили демонстрации с палестинскими флагами. Власти вроде бы от идеи переселения отказались, но, как выяснилось в декабре, они отказались от первоначальной идеи в пользу расширения ее масштабов. Помимо бедуинов пустыни, власти намерены выселить бедуинов и из деревни Рамия в Кармиэле.

Как только власти обозначили план по выселению бедуинов, израильские СМИ послушно развернули кампанию против бедуинов: о них рассказывают, что это шайки вооруженных кланов, в каждом по нескольку тысяч стволов, что они промышляют разбоем, контрабандой оружия, шпионят за военными объектами, выполняли приказы египетских братьев-мусульман и по своей мощи чуть ли не равны армии Израиля.

Механизм по производству беженцев

В Израиле любят осуждать сам принцип существования лагерей палестинских беженцев и их международную поддержку. Но именно здесь не прекращается процесс превращения вполне респектабельных палестинцев в беженцев и бездомных.

В мае 2013 года армейские бульдозеры снесли четыре частных дома в Восточном Иерусалиме в квартале Джабал аль-Мукаббир. Один из них занимала семья Абу аль-Дабаат. У них был трехэтажный дом площадью 480 метров с четырьмя отдельными квартирами для женившихся детей. Дом достроили в 1973 г. на земле, которую еще их дед приобрел в 1930 году. Отца семейства израильский суд в 1970-х годах приговорил к двум годам тюрьмы за "строительство без разрешения". Сейчас, при ликвидации дома, армия арестовала троих юношей этой семьи — за протест против бульдозера.

Другая пострадавшая семья, Аль-К’ак, достроила свой дом в 2000 году. В 2002 г. они получили первое постановление о сносе, который должны были осуществить сами. Так как они не сделали это, суд приговорил их к штрафу в 80 000 шекелей (21 800 долларов).

Попытки получить разрешение на строительство семья предпринимала, но тщетно.

В палестинском лагере беженцев Шуфат в Северном Иерусалиме бульдозеры разрушили дом, который израильские власти сочли построенным нелегально, хотя закон запрещает властям страны какое-либо вторжение в лагеря беженцев, которые обладают экстерриториальностью.

В лагере беженцев аль-Фавар к югу от Хеврона солдаты уничтожили источники, действуя в интересах израильского поселения Ма’оун. Поселенцы расширяли свои захваты к юго-западу от своих границ, армия помогла им уничтожить ирригационные сооружения палестинцев. Адвокат палестинцев Абдул Хади Ханташ много лет тщетно пытается отстаивать права своих сограждан, у которых армия разрушает дома, вырубает сады и действует в интересах поселенцев, чье присутствие на Западном Берегу незаконно.

C 2000 года тянется история крестьян юга Хевронского нагорья на Западном Берегу, которые живут здесь с XIX века в пещерах, занимаясь земледелием и выпасом скота. В 1999 году армия изгнала 700 палестинцев из 12 поселков. Тогда это было сделано под предлогом незаконного проживания в зоне полигона. Однако полигон не действовал, и жители вернулись в свои жилища, хотя им было запрещено проводить сюда электричество, воду, копать колодцы и строить туалеты. В 2012 году армия возобновила здесь учения, а суды — тяжбы по выселению восьми из 12 поселений. 1200 палестинцев находятся под угрозой стать бездомными.

Как происходит снос домов

Снос палестинских домов осуществляет израильская армия. Иногда армия прибывает в сопровождении гражданской администрации. Если кого-либо из семьи объявляют террористом, то действует только армия. Террористом можно объявить студентку, участвовавшую в демонстрации. Или мальчишку, бросавшего камни в израильских поселенцев, которые рубят оливковые рощи семьи. Их арестовывают, а дома сносят.

Более массовая практика — снос домов, которые власти объявляют "незаконными" или мешающими интересам государства. В принципе, любой палестинский дом и селение Израиль может объявить незаконным.

Проблема бумаг на собственность коренится в цивилизационной парадигме. До появления Израиля порядок и принцип оформления собственности был иным.

Израильские власти считают, что они действуют по закону и сносят дома без документов. Палестинцы считают, что идет планомерная "депалестинизация" Палестины — всеми способами палестинцев выдавливают с земли, создавая им невозможные для существования условия.

Нельзя сказать, что эта практика уникальная. Такую практику осуществили в США в XIX веке в отношении индейского населения — согнали в резервации, где 95% индейцев умерли.

Палестинцы давно пытаются привлечь внимание мира к проблеме вытеснения палестинцев, но у них нет рычагов воздействия на Израиль. Суды в самом Израиле решений в пользу палестинцев не принимают, а власти юрисдикцию международных судов не признают. Когда Израиль объявляет о строительстве новых поселений на оккупированной территории, максимум, что случается — израильских послов вызывают в МИД.

Многие группы западных активистов пытались противостоять практике сноса домов. Защищая один такой дом, погибла американская активистка Рэйчел Корри — армейский бульдозер просто проехал по ней.

Израильские власти теперь стараются не пускать в страну таких активистов — их задерживают в аэропорту и высылают.

Есть энтузиасты в самом Израиле, которые пытаются отлеживать ситуацию и даже строят палестинцам дома заново. Но все это — капля в море планомерного вытеснения людей.

Мало какой турист, придя, например, посмотреть на Стену плача в Иерусалиме, задумается о том, откуда в средневековом городе с узкими улицами взялась такая обширная площадь? И скупые слова экскурсовода о том, что до 1967 года здесь был квартал марокканцев, мало кого наведут на мысль о том, что этих людей просто изгнали, разрушив их дома, в которых выросли десятки поколений. Марокканцы приехали и обосновались в Иерусалиме при Салахаддине в 12-м веке.

Большинство палестинцев вообще не имеют западного образца бумаг на постройку. Ведь палестинцы строили дома в палестинских селениях и кварталах, среди своих, руководствуясь своими обычаями общежития. На Ближнем Востоке не существовало западных бюрократических норм и разрешений. Человек покупал землю, согласовывал свой план с общиной и соседями и строился.

Теперь израильские власти присылают постановление о сносе, и дом уничтожается. Если это дом "террориста", то на сборы дают несколько минут. Если это просто "незаконное строение", то вопрос может не решаться месяцами и годами, но рано или поздно бульдозер приезжает.

На кого работает время?

Драма, которая разворачивается на крошечной территории с 1947 года, решения, похоже, не имеет. В Израиле любая информация, связанная с безопасностью, засекречена, а всё, в чем принимает участие армия, считается вопросом безопасности. Так палестинские оливы, дома, пастбища, пустыни и деревни превратились в объекты безопасности государства Израиль.

В израильском обществе существует консенсус по "решению палестинской проблемы": палестинцы должны исчезнуть. Это богатая тема для разного рода дискуссий и сетевых форумов.

Пути ее решения разные. Одни предлагают свернуть дорогостоящие программы безопасности и выплачивать каждой палестинской семье 250 тыс. долларов подъемных, чтобы палестинцы уехали.

Другие уверены, что армия и еврейские поселенцы действуют медленно, но верно. Власти же раздают подряды на строительство домов для евреев и сносят палестинские дома.

Третьи полагают, что надо отгородиться стеной, всех палестинцев выдавить за ее пределы, вооружиться и обороняться.

Палестинцы не имеют никаких средств для того, чтобы даже просто отстаивать status quo. Но они сильно изменились с 1948 года — это больше не крестьяне, которые в ужасе спасались бегством от зверств в деревне Дер Ясин, где пережившие холокост евреи вырезали 250 женщин и детей. Палестинцы стали политически сплоченной нацией, самой образованной на Востоке. Они сформировали политические партии. И они твердо усвоили урок, что ни в коем случае нельзя бросать свои дома.

Чье упорство возьмет верх, мы увидим в ближайшем будущем.

Напомню, что Генри Киссинджер осенью 2012 сделал заявление, что изучил 80-страничный доклад 16 американских разведок. И согласно этому докладу, существование государства Израиль к 2023 году не просматривается.

1.0x