Сообщество «Экономика» 00:00 19 марта 2020

Большая встряска

диспропорции мировой экономики

Кризис

Масштаб накопившихся сегодня диспропорций в экономике — гигантский, он намного хуже ситуации 90-летней давности. Я имею в виду панику на нью-йоркской фондовой бирже в октябре 1929 года: "чёрный" понедельник, "чёрный" вторник, "чёрный" четверг, и так далее… Тогда всё катилось вниз вплоть до начала Второй мировой войны, разве что острая фаза, которая была до 1933 года, перешла в стагнацию, но даже "новый курс" Рузвельта не сумел вытащить экономику США из этой ямы. Тогда в широком масштабе начали применяться кейнсианские методы стимулирования спроса, но они оказались недостаточными. И единственным способом выйти из социально-экономического тупика стала Вторая мировая война. Конечно, это был более многомерный и более многоцелевой проект, но его экономическую составляющую сбрасывать со счетов нельзя.

И сегодня в мировой экономике накопились такие диспропорции, что подобная конструкция просто обязана рухнуть. И единственное расхождение в оценках касается того, когда это произойдёт: завтра, послезавтра, через месяц или через год?

Должен сказать, что многие ждали начала кризиса и в 2018 году, и в 2019-м, и в начале 2020-го. Наверное, многие видели, как разрушают старые дома? К объекту подъезжает специальная машина с шар-бабой, и начинает бить по стене. Здание, если оно крепкое, не рушится сразу, оно раскачивается, осыпается, и трудно сказать, после какого удара произойдёт обрушение конструкции.

Так и здесь. Ударов было нанесено уже несколько, начиная с 2016 года. И, кстати говоря, эти удары начались не с Америки, не с Европы или Японии — они начались с Китая, где летом 2016 года был очень серьёзный обвал фондового рынка. Китайцы тогда каким-то удивительным образом, почти чудом, этот обвал купировали. Удары после этого продолжались и продолжаются. Лично я ждал обвала и в 2018-м, и в 2019 году. Почему же этого не произошло?

Деньги

Этого не произошло, потому что все эксперты недооценили степень безумия финансовых властей современного мира, руководящих глобальной системой центральных банков: Федеральной резервной системой США, ЕЦБ, Нихон Гинко и так далее. Они продолжали политику, которая сочетала в себе масштабную денежную эмиссию, названную "количественным смягчением", со снижением кредитной ставки до нуля или даже ниже. Образно говоря, эту политику можно сравнить с лечением онкобольного только наркотиками. Это совершенно необходимо для обезболивания — но на короткие отрезки времени и в сочетании с другими, кардинальными методами лечения. А если пациента держать исключительно на наркотиках, то, во-первых, ему понадобятся всё большие дозы этого зелья, а во-вторых, раковый процесс будет развиваться до тех пор, пока не станет несовместимым с жизнью.

И, кстати говоря, мы слышали уже достаточно много откровенных признаний со стороны руководителей финансовых властей, что они не знают, каким образом купировать кризис, если тот начнётся. Они так и говорят: "У нас никаких средств уже не осталось".

Совсем недавно, 3 марта, ФРС провела внеочередное — из-за эпидемии коронавируса — заседание своего Комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) и снизила учётную ставку по кредитам, причём сразу на полпроцента, до 1-1,25% годовых, хотя обычно снижение составляет четверть процентного пункта. А тут сразу вдвое больше! Значит, ситуация действительно чрезвычайная? А 18-19 марта, должно пройти уже очередное заседание FOMC, по итогам которого ФРС, скорее всего, снова снизит учётную ставку. Но насколько сильным окажется это снижение?

Эксперты утверждают, что оно может вернуться на уровень 0-0,25% годовых, т.е. снизиться сразу на 1%. Для экономики нулевая учётная ставка, или ставка "около нуля" — самый сильный наркотик.

Коронавирус тут абсолютно ни при чём — в лучшем случае, это повод, предлог, триггер, "спусковой крючок", но ни в коем случае не причина происходящих событий.

Если бы его не было, нашли бы какой-нибудь другой "форсмажорный" фактор, это дело информационных технологий. Это не вопрос реальной пандемии, это вопрос политики и финансов, грязной политики и грязных денег.

К сожалению, российское руководство адекватно не реагирует на данную ситуацию, не предпринимает даже самых необходимых и минимальных мер защиты отечественной экономики. Если взять, например, ситуацию с нашей национальной валютой, то нынешний обвал её обменного курса ничуть не удивляет — удивило бы обратное… Когда в 2013 году Эльвиру Набиуллину назначили главой нашего ЦБ, она сразу же стала говорить о необходимости отправить рубль "в свободное плавание". А ведь это прямо противоречит пункту 2 статьи 75 Конституции РФ, где прямо сказано, что защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации. В результате после введения санкций мы получили дикий обвал рубля в декабре 2014 года.

Казалось бы, из той ситуации можно было извлечь какие-то уроки. Например, на законодательном уровне принять меры по ограничению свободы трансграничного движения капиталов, поскольку без этого мы принципиально не в состоянии стабилизировать курс рубля. Нет, конечно, кое-что делается. Тем методом, который я называю: "одевать брюки через голову". Коррекция курса рубля проводится с помощью валютных интервенций. А для того, чтобы обеспечить возможность валютных интервенций, надо накапливать миллиарды иностранной валюты. Для чего это делается? Не для того ли, чтобы гарантировать спрос на продукцию печатного станка ФРС, ЕЦБ и т.д.? На этом наживаются хозяева мировых денег. И за всё время существования Российской Федерации ни один из руководителей страны даже не заикнулся о том, что необходимо введение ограничений и запретов на трансграничное движение капитала. Более того, не раз говорилось о том, что Россия не будет вводить никаких ограничений на движение капитала. Это всё равно, что сказать: "Ребята, не волнуйтесь, мы живём по правилам "вашингтонского консенсуса", вы можете нас продолжать грабить, можете по-прежнему создавать здесь кризисы" и т.д. Пока не видно никаких признаков того, что власть у нас действительно готова защищать национальные интересы. Какие могут быть национальные интересы у страны, руководство которой присягает на верность "вашингтонскому консенсусу"? Какая может быть стратегия по их защите?

Нефть

Причина обвала цен на рынке "чёрного золота" заключается в том, что Россия отказалась подписать новое соглашение о дополнительном снижении нефтедобычи со странами ОПЕК. Поэтому уже с 1 апреля соглашение ОПЕК+ прекратит своё действие, нефти будет добываться намного больше, её предложение на рынке повысится, соответственно — цена должна упасть. Но, конечно, дело здесь не в самой финансовой механике. За ней стоит очевидное стремление Саудовской Аравии проучить и наказать Россию низкими ценами на нефть. И в Эр-Рияде уже заявили о том, что будут наращивать добычу и экспорт чёрного золота — да ещё предоставляя покупателям существенные премии от рыночной цены. Видимо, расчёт здесь на то, чтобы снизить нефтегазовые доходы России ниже допустимого минимума. Трудно сказать, насколько выполнимы эти планы на фоне отмеченной выше гигантской долларовой эмиссии и снижения ключевых ставок по кредитам. Во всяком случае, лично я не думаю, что цена на "чёрное золото" уйдёт в диапазон 10-20 долларов за баррель, как это предсказывают некоторые эксперты. Более реальны 30-40 долларов за баррель, и то ненадолго.

Дело в том, что Саудовская Аравия — не вполне суверенное государство, а государство, тесно связанное с США и действующее с постоянной оглядкой на Вашингтон. Вообще, можно согласиться с оценкой соглашения ОПЕК+ как некоего "троянского коня", с помощью которого Соединённые Штаты решали свои проблемы.

Для Америки необходима высокая цена на "чёрное золото" — только тогда сланцевая нефть действительно будет добываться, а её доля в мировой нефтедобыче — расти. Поэтому в Эр-Рияде заявляли, что для них неприемлема цена ниже 80 долларов и ни центом меньше, иначе у неё будет несбалансированный бюджет. Если же не полениться и посмотреть на саудовский бюджет, то понимаешь, что даже при 50 долларах за баррель Саудовская Аравия может свой бюджет сбалансировать, просто убрав все "расходы на роскошь". Там просто озвучивали то, что необходимо американцам. У меня по этому поводу нет никаких иллюзий. Я считаю, что Саудовская Аравия как была, так и остаётся американской марионеткой. И я думаю, что поэтому реальных планов обрушить мировой рынок нефти у неё нет, поскольку если сколько-нибудь долгое время держать цену "чёрного золота" на планке ниже 50 долларов, вся сланцевая нефтедобыча в Америке умрёт.

Золото

На протяжении всей истории человечества спрос на золото и, соответственно, цены на золото возрастали в канун кризисов, войн и других катаклизмов. Сегодня цена золота определяется такими механизмами, которые очень далеки от рыночных и достаточно глубоко спрятаны от, скажем так, непосвящённых наблюдателей. Потому что после отмены золотодолларового стандарта на Ямайской конференции 1976 года, возникла интересная ситуация. Доллар де-факто был объявлен единственной мировой валютой, единственной мерой стоимости всех товаров и услуг. Но для того, чтобы это действительно было так, чтобы доллар мог быть монополистом в мире валют, его конкурентов надо было уничтожить. Их уничтожили — обеспеченных золотом и другими реальными активами валют в мире не осталось. Но ведь золото — это безусловная реальность, элемент таблицы Менделеева, его не уничтожишь! Поэтому на Ямайской конференции де-юре золото демонетизировали, договорились не считать его валютным активом, но де-факто этот металл всё равно угрожал позициям американского доллара. Поэтому на протяжении нескольких десятилетий в мире действовали так называемые золотые картели, которые играли на понижение цены "царского металла", благодаря чему поддерживались монопольные позиции американского доллара.

Сначала эти картели оставались в тени, но последний из них, так называемое Вашингтонское соглашение, в которое входило два десятка центральных банков ведущих экономик мира, был уже официальным, то есть интересы уже тогда разошлись, и понадобился документ. Действие последнего пятилетнего Вашингтонского соглашения истекло в сентябре 2019 года, и оно не было пролонгировано, поскольку центробанки ряда стран мира отказались брать на себя обязательства по продаже золота из своих резервов и даже, наоборот, стали его закупать. Это был очень важный момент, поскольку он означал прекращение работы тех механизмов, которые защищали американский доллар и искусственно сдерживали цену на золото. В конце марта прошлого года Банк международных расчётов в Базеле принял решение по программе "Базель-III", согласно которому банки получили право учитывать золото в составе собственного капитала по его 100%-ной цене (I категория активов) вместо 50%-ной (III категория активов), как это было ранее.

А тут ещё и президент США Дональд Трамп заговорил о том, что Соединённым Штатам нужен не "сильный", а "слабый" доллар для поддержания конкурентоспособности своей экономики. С чем это может быть связано? Это может быть связано с тем, что мировой баланс запасов золота изменился. По моим оценкам, сегодня Китай имеет больше золота, чем Соединённые Штаты. Официальная китайская статистика сильно занижает данные по золоту, а статистика США, наоборот, их завышает. Я думаю, что в Америке золота уже не 8 тысяч тонн, а гораздо меньше. А то, что они называют золотом, это просто позолоченные вольфрамовые слитки, которые хранятся в Форт-Ноксе.

Поэтому цена на золото в ближайшее время будет расти — и не на проценты, а в разы. Нельзя даже исключить того, что в каком-то виде будет восстановлен золотой стандарт. Хотя, конечно, трудно себе представить, как это всё будет выглядеть, поскольку сегодня стопроцентного покрытия золотом потребностей мировой экономики в деньгах быть не может.

В целом можно сказать, что нас ждёт кризис, намного более глубокий и сильный, чем это было в 2007-2009 гг. или даже в эпоху Великой депрессии. Можно сказать, катастрофический. К которому ни мир в целом, ни Россия пока не готовы.

Коллаж Екатерины Амитон

1.0x