Авторский блог Алексей Анпилогов 16:43 8 октября 2018

Дырка в космосе

будет ли Роскосмос сотрудничать с НАСА?

30 августа 2018 года внутри Международной космической станции (МКС) было зафиксировано внезапное падение атмосферного давления. Чудес не бывает: оказалось, что причиной утечки воздуха из МКС стало отверстие в обшивке. Однако дальнейшее расследование вида и особенностей загадочной дыры, которая была в итоге обнаружена в бытовом (орбитальном) отсеке пристыкованного к МКС космического корабля "Союз МС-09" лишь добавило вопросов и версий к инциденту: как оказалось, это была не пробоина от микрометеорита, но рукотворное отверстие, просверленное сверлом! Как говорится, там, где природа бессильна повредить творению рук человеческих, сами руки (шаловливые ручонки) могут "исправить" ситуацию. А точнее — вдрызг её испортить.

К счастью, сама авария была устранена космонавтами достаточно оперативно и буднично. Вначале на загадочное отверстие была наложена капроновая самоклеющаяся лента, а затем с помощью стандартного ремкомплекта, имеющегося на МКС, российские космонавты полностью загерметизировали отверстие, после чего давление воздуха было восстановлено до штатного значения.

Сидя на унитазе

Дополнительную пикантность произошедшему добавляло то, что местоположение обнаруженного отверстия было достаточно необычным: оно располагалось за облицовочной панелью, укрытой за находящимся в бытовом отсеке "Союза МС-09" ассенизационно-санитарным устройством (АСУ). В просторечии — унитазом, хотя орбитальное АСУ по своему устройству в силу условий эксплуатации в невесомости и отличается от нашего бытового белого фаянсового прибора.

Более того, дальнейшее расследование показало и ещё более загадочный факт: для того, чтобы проделать данное отверстие, загадочному злоумышленнику потребовалось специально снять несколько "предметов обстановки" орбитального модуля — либо же надо было использовать дрель со сверлом длиной не менее полуметра. Экспертиза фотографий, посланных с орбиты, сомнений в версии сверла не оставляла: ряд видимых следов показывал, что сквозную дыру смогли просверлить только с восьмой попытки! Завидное терпение на тесном "толчке" внутри крошечного бытового модуля.

Подозрения в заводском браке, которые возникли практически сразу же после обнаружения отверстия и которые бы исключали версии с разбором АСУ "по косточкам" или использование полуметрового сверла, пришлось исключить. Всё дело в том, что любой "Союз" после своего изготовления проходит сплошное фотографирование всех узлов и внутренних объёмов — и на такой серии снимков никаких повреждений на месте будущего отверстия в момент выхода космического корабля из сборочного цеха не наблюдалось.

Фотофиксация "Союза" на заводе производилась до и после установки экранов противометеоритной защиты, под одним из которых возле АСУ и было обнаружено отверстие. Противометеоритная защита — это специальные алюминиевые панели, которые по требованию NASA с 2012 года ставятся на бытовой отсек космического корабля "Союз" с целью обеспечения дополнительной безопасности от микрометеоритов и космического мусора. Таким образом, контроль качества сборки, по сути, оставил для комиссии, расследующей аварию, всего два варианта ответа. Либо кто-то сознательно снял алюминиевый экран противометеоритной защиты и несколько мешающих блоков оборудования внутри АСУ уже на космодроме и с восьмой попытки проделал отверстие в обшивке, либо… кто-то проделал ровно всё то же самое уже в космосе!

Как ни странно, версия с "космическим" происхождением дыры отнюдь не столь анекдотична, но даже более вероятна с физической точки зрения. Всё дело в том, что "Союз МС-09" находится на орбите уже с 6 июня 2018 года, тогда как утечка началась только 30 августа. Таким образом, если дыру проделал неизвестный диверсант на Байконуре, то она должна была не только пережить все перипетии старта ракеты и вывода на орбиту, но ещё и никак не проявлять себя почти что два месяца. Что хоть и возможно, но маловероятно.

Шерше ля фам

Конечно, заподозрить во вредительстве кого-то из космонавтов или астронавтов, на первый взгляд, выглядит чушью. Хотя и меньшей, нежели предположить наличие загадочного диверсанта на казахском Байконуре, который втайне от всех служб в одиночку разбирает до основания АСУ, делает отверстие, а потом незаметно всё собирает обратно — или же подходит к космическому кораблю с полуметровым сверлом с "тайным" намерением быстро совершить мгновенную диверсию.

С другой стороны, версия с действиями экипажа может получить и логическое объяснение, если поверить пусть и невероятной, но слишком уж правдоподобной и красиво объясняющей произошедшее "космической байке" о том, что внутри нынешнего экипажа МКС возникли неразрешимые психологические проблемы. Которые и подвигли астронавтов и космонавтов на создание пусть и небольшой, но критической проблемы, призванной её решить путём спуска "проблемы" с орбиты. Якобы психологическая несовместимость возникла в экипаже из-за женщины, астронавта NASA Серины Ауньон-Чэнселлор, чьи взаимоотношения с другими членами экипажа скатились ниже какой-либо пристойной отметки, в результате чего совместным решением и было постановлено "подпортить" бытовой отсек "Союза", для того, чтобы его аварийно спустили с орбиты с Сериной внутри. Выбор бытового отсека как местоположения цели для сверла в таком случае тоже становится понятен: с одной стороны, это не сама МКС, то есть никакой опасности для станции после отстыковки "Союза МС-09" эта дыра не представляет, но с другой стороны — орбитальный отсек сгорает в атмосфере при спуске, так что никакой опасности для спускающихся космонавтов это тоже не несёт. Ну и третий фактор: сгоревший отсек надёжно похоронит саму дыру в своих обломках в атмосфере. Как говорится, концы если не в воду, то уж в стратосферу — точно.

Косвенно о версии с "заговором" внутри экипажа может свидетельствовать и то, что никаких подробностей о расследовании к настоящему времени, даже спустя полтора месяца после инцидента, мы не знаем. Пока что некие новые факты надеются получить во время запланированного выхода экипажа МКС в открытый космос 15 ноября, но это, скорее всего, лишь спасительная временна́я пауза — так как уже очевидно, что отверстие в обшивке "Союза" было проделано изнутри. И тут уж, как говорится, любое из объяснений строится в вариантах "плохое"/"ещё хуже"/"вовсе негодное". Поэтому не удивляет то, что глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин просит лишь "воздерживаться от домыслов", чтобы не портить как взаимоотношения c NASA, так и психологический климат внутри экипажа. Ведь выбор между версиями "диверсанта на Байконуре" или "заговора внутри экипажа МКС" — не из приятных. Но других вариантов восемь попыток сверления и одна дырка над "космическим унитазом" не оставляют! И тут даже удаление фотографий с сайта NASA не поможет: теперь, в цифровой век, они разошлись в тысячах копий, а сама ситуация с "дырявой" МКС, да ещё и в таком "интимном месте" точно не забудется.

Обречённая МКС

"Погодите-ка!", — скажет внимательный читатель. — "А при чём здесь NASA?" Как американское космическое ведомство заинтересовано в проблемах на МКС?

Да вот как.

Уже который год NASA живёт в совершенно разорванном состоянии. С одной стороны — одна за одной валятся американские программы пилотируемого космоса. Сначала почил в бозе старичок "Спейс Шаттл", потом злой Барак Обама зарубил масштабную программу "Орион", по которой США собирались не просто получить новый космический корабль, но и вернуться к идее об освоении Луны. Уже семь лет, со времён последнего полёта "Спейс шаттла", в деле доставки астронавтов на МКС NASA обязано исключительно Роскосмосу — собственных пилотируемых кораблей у американцев нет.

Пока что у NASA получается только к середине 2019 года довести до ума два проекта замены российского "Союза" — корабли "CST-100" от корпорации "Боинг" и "Dragon-V2" производства частной космической компании "SpaceX" Илона Маска. Но даже с этим "новоделом" NASA оказывается в роли "бегущей на месте" Чёрной Королевы из сказки Кэрролла "Алиса в Зазеркалье".

Всё дело в том, что подобно "Спейс шаттлу" в начале 2000-х, сегодня МКС является одной из наиболее крупных статей бюджета NASA. Так, за всё время работы МКС общие затраты на неё составили около 100 млрд. долларов США, из которых Соединённые Штаты оплатили около 53 млрд. долларов. В реальности относительная доля США — немного ниже, так как не все расходы других участников можно напрямую перевести в доллары по американским ценам.

Однако основная претензия критиков МКС в США состоит в том, что этот проект с самого начала был международным и, как следствие, США в нём вынужденно сотрудничают не только с Россией, но и с Европейским космическим агентством, Японией и Канадой. Что подразумевает не только совместное финансирование, но и совместный, равный доступ к научным и иным результатам исследований на МКС. Ну и ещё один немаловажный фактор — МКС изначально планировалась и существует до сих пор в исключительно мирном статусе, что принципиально закрывает любые варианты сотрудничества по линии американского военного ведомства, как и доступ к его немалому бюджету для проекта МКС. Поэтому МКС приходится "тянуть" исключительно за счёт гражданского бюджета NASA — эдакий "чемодан без ручки", да ещё и с кучей "нахлебников", если мыслить в категориях нынешней администрации Белого дома.

В таком варианте версия с "диверсантом на Байконуре" тоже становится понятной. Это не просто какой-то "маньяк-одиночка", но человек, действующий с ясной целью и дальним планом. Любая авария на МКС — это уже удар по проекту, который и так мыслится "на заклание". А если при этом ещё и получится "пнуть" русских с их опостылевшим "Союзом" и при случае выбить денег на альтернативные проекты без "нахлебников" (и в варианте — привлечь собственных военных), то и того лучше.

Версия о "диверсии в казахских степях" получила вскорости ещё одно, хоть и косвенное, но достаточно неожиданное подтверждение. Во время запуска ракеты-носителя "Союз-ФГ", с помощью которой должен был быть выведен космический "Союз МС-10" с двумя космонавтами на борту с космодрома Байконур утром 11 октября, произошла авария. Предварительной причиной аварийного запуска корабля "Союз МС-10" названо неотделение одного из четырёх боковых блоков первой ступени ракеты-носителя "Союз-ФГ", что привело к потере ориентации блока второй ступени и отключению его двигателей. Показательно, что предыдущая авария с кораблями серии "Союз" произошла целых 35 лет назад, 26 сентября 1983 года, а нынешний "Союз" должен был доставить к МКС двух космонавтов, призванных в том числе расследовать ситуацию с загадочным отверстием в обшивке предыдущего "испорченного" корабля.

И снова-таки вокруг новой аварии пока что минимум информации, хотя неотделение бокового блока — это ЧП, причём произошедшее не с новой техникой, а с машиной, которая последний раз модифицировались ещё 17 лет назад. Именно тогда ракета "Союз-ФГ" совершила первый полёт, к настоящему моменту времени набрав показатель эксплуатационной надёжности в 0,985.

Так что же взамен?

Хорошо, а что есть у NASA вместо МКС и российских "Союзов"? На чём и, главное, куда полетят завтра или послезавтра американские астронавты — с психологическими проблемами или без них?

Основным вариантом замены МКС для NASA сегодня мыслится проект Лунной орбитальной платформы-шлюза (Lunar Orbital Platform-Gateway сокращенно LOP-G). Этим проектом предусмотрено создание формально международной, но уже модерируемой и управляемой исключительно США обитаемой окололунной станции, предназначенной на первом этапе для изучения Луны и дальнего космоса, а в дальнейшем — в качестве станции пересадки для космонавтов, направляющихся на Марс и обратно. Активный старт программы "LOP-G" запланирован уже на 2019 год, но одним из условий старта этого проекта администрация Дональда Трампа назвала "окончательное решение" вопроса МКС, которое ею мыслится именно как бесславное закрытие проекта — уже в 2024 году.

Для доступа к LOP-G планируется использовать исключительно американские пилотируемые корабли и только тяжёлые американские ракеты нового проекта SLS (Space Launch System). Таким образом, США будет уже в одиночку контролировать новую станцию, а старую МКС в таком случае забросят в стиле советского "Мира", который оказался ненужным на фоне созданной после него МКС.

Таким образом, сегодня NASA решает в чём-то противоположные, но взаимодополняющие задачи. С одной стороны, американскому ведомству надо "дотянуть" до своих собственных заменителей "Союзов", успешно испытать тяжёлую ракету "SLS" и "перескочить" с МКС к новой окололунной станции "LOP-G". Тогда США сможет диктовать России любые условия по сотрудничеству в космосе — или же и вовсе отказаться от него, поставив русский космос в положение париев. С другой стороны, всегда есть опасность, что собственные корабли и ракеты полетят не вовремя или как-то не так, поэтому русских лучше оставить "на подхвате", но уже без возможностей диктовать свои условия в космосе. И создать парочку рукотворных проблем в этом случае, громких, но достаточно безопасных — отнюдь не самое плохое решение.

Отдельным, достаточно интересным моментом является и то, что США при создании LOP-G фактически даже не повторяют достижения своей старой программы "Сатурн-Аполлон", которая в конце 1960‑х — начале 1970-х годов была посвящена исследованию Луны. Как заявил источник в администрации Дональда Трампа, "мы сегодня с трудом понимаем, как нам вернуться на Луну и избежать всех опасностей этого полёта". Формально, для таких исследований и создаётся LOP-G. Ну а в альтернативной версии объяснения — новая станция на окололунной орбите будет первым реальным опытом пилотируемого полёта США к Луне, в то время, как пилотируемые посадки "Аполлонов" получат новые конспирологические версии вида "Нейл Армстронг в качестве телезвезды в пустыне Невада". Начиная от того, что снова звучит набившая уже оскомину, но так и не опровергнутая никем аргументация об опасности нахождения людей за пределами сильного магнитного поля Земли — и заканчивая вновь обнародованными фактами о том, что нынешняя окололунная программа США упёрлась в проблему того, что наработки программы "Аполлон" в части лунных скафандров сегодня по неизвестным причинам не получается использовать для новых американских скафандров в LOP-G. Хотя российские скафандры для работы в открытом космосе, "Орланы", по сути дела, представляют собой лишь глубокую модернизацию "Кречетов", советских скафандров, создававшихся для полётов на Луну. Тут уж, как говорится, каждому своё: кто-то верит в теорию "лунного заговора", а кто-то считает, что верить результатам программы "Аполлон" надо безусловно и без каких-либо доказательств.

Мы ведь с дыркой над космическим унитазом второй месяц разбираемся и впервые за 35 лет пилотируемый корабль запустить не смогли по неясной причине — не до "маленького шага одного человека" сегодня.

1.0x