Сообщество «Форум» 07:28 26 ноября 2019

Дирижабль ЭЛАС, Олега Александровича Чембровского

Газета «Завтра», № 45, ноябрь 2019 года, опубликовала большой программный материал Максима Калашникова: «Арктика – Русский плацдарм», под рубрикой «Русская мечта».

В одном из подзаголовков: «Незаслуженное забытое старое» Максим Калашников справедливо пишет, что «…для освоения Арктики нужны дирижабли нового типа, по сути – гибриды самолётов и управляемых аэростатов. Однако советская бюрократия сочла, что дирижабли не нужны...».

38 лет тому назад – в 1981 году была сформулирована концепция современного дирижабля, под руководством Олега Александровича Чембровского (1923 – 2000гг).

Не справедливо забытый советский учёный, в области проектирования воздушно – космических систем, О.А. Чембровский - доктор технических наук, профессор, был отстранён в 1983 году, от созданного им коллектива, и работ по созданию мощных дирижаблей…

Его концепция, технологической альтернативы – «назад в будущее и эффективной экономики» весьма актуальны и по сей день!

В 1981 году О.А. Чембровский показал в Госплане СССР принципиально новый дирижабль, который вызвал восторг присутствующих…

Дирижабль состоял из двух оболочек, одна над другой, соединённых стропами.

Считалось, что две оболочки – наиболее устойчивы в воздушном потоке. К нижней оболочке крепилась платформа, по которой, как по рельсу, перемещалось поперечное крыло, с двумя двигателями на концах. Двигатели на концах подвижной платформы могли отклоняться и менять вектор тяги. Таким образом, обеспечивалось – маневренность и центровка летательного аппарата.

Гибрид дирижабля и самолёта получил название ЭЛАС, что означает: «энергетический летательный аппарат для строительно-монтажных работ».

В Госплане была показана модель дирижабля, уменьшенная в 10 раз. Оболочки, заполненные гелием и электродвигатели, позволяли дирижаблю летать над головами сотрудников Госплана, и возвращаться на сцену.

Олег Александрович Чембровский, выступавший со сцены, говорил, что через год планируется построить ЭЛАС, грузоподъёмностью 6-8 тонн, затем создать аппарат на 30 тонн, а к 1985 году - на двести тонн.

Заявки на такой летательный аппарат, когда можно переносить грузы из труднодоступных мест, и даже вести прецизионный монтаж тяжёлых конструкций, были получены от Минэнерго, Министерства лесной и бумажной промышленности, Мингазпрома, Миннефтегазстроя, и др. «Атоммаш» планировал доставку атомного реактора с завода, непосредственно к месту назначения…

«Забайкаллес» выделял даже средства для проектирования и постройки дирижаблей ЭЛАС, что бы в условиях непроходимой тайги вести выборочную рубку леса. Не нужны трелевочные тракторы, не нужно прокладывать лесные дороги. Лесной массив не страдает от такой рубки…

Ещё одно практическое применение ЭЛАС, когда он может служить бесплатным холодильником. На высоте: один – два километра, держится постоянная температура. Контейнер с овощами, прямо с поля, можно доставлять в идеальных условиях.

Увы, осуществить ничего не удалось… Непростительная, если можно так сказать: «ошибка»! Ибо, в то время, мы имели всё необходимое для постройки таких летательных аппаратов.

Судите сами. Доступный - легчайший, негорючий газ ГЕЛИЙ! Современные лёгкие и прочные синтетические ткани для оболочек. Авионика - с современными счётно-решающими устройствами. Современные двигатели… Абсолютная безопасность полёта!

Беспилотный радиус полёта ЭЛАС – порядка 250 километров, при скорости – 100 км/час, без - дозаправки.

Экономическая эффективность при грузоперевозках, в ценах 80-х годов, по сравнению с вертолётами МИ, могла составлять: 10 тонн груза – вертолётом 3000 руб. Системой ЭЛАС, 300 рублей, т.е. в 10 раз дешевле!

Другой подсчёт: перевозка тонны груза аппаратом ЭЛАС, грузоподъёмностью 8 тонн, на один километр будет стоить десять копеек; ЭЛАС, грузоподъёмностью 30 тонн - две копейки. Вертолётом в 10 раз дороже.

М. Калашников пишет, что «История последних тридцати лет жизни Советского Союза полна великолепных проектов, так и не дошедших до стадии серийного производства…»

Не имел права, Первый секретарь райкома партии глумится над концепцией О.А. Чембровского, и объявлять их «шабашничеством» и частной инициативой…

Такие вопросы должны решать квалифицированные специалисты – инженеры, конструкторы, специалисты, а не партийные секретари.

Отголосок хрущёвского правления, когда человек без образования, заявил: «Партия – наш рулевой». Партийцы всласть порулили сельским хозяйством, однако дирижабли не вписывалась в борьбу за высокие надои.

Олег Александрович Чембровский, соратник С.П. Королёва – долгие годы участвовал в развитии отечественной космонавтики, работая в режиме секретности. Он вице-президент Академии Космонавтики; председатель - секции новых видов транспорта Совета РАН. Ему принадлежат патенты: на транспортное средство, на воздушной подушке, а так же.

Вихревой рекуперативный движитель.

Многоразовая воздушно-космическая транспортная система, состоящая из самолёта - разгонщика и космического самолёта.

Мне, по душе, высказывание О.А. Чембровского: «…рукотворные варианты техники значительно проигрывают в энергосбережении в сравнении с тем, чем владеют биологические и прочие объекты…»

Впрочем, в годы горбачёвской «перестройки» явились и другие примеры, когда «гнобили» многих конструкторов, и учёных…

Вспомните, Ростислава Евгеньевича Алексеева (1916 – 1980 гг) - конструктора всех катеров на подводных крыльях, и экранопланов.

Другой вопиющий пример. Великий химик – технолог, дважды Герой Социалистического Труда, директор НИХТИ, в котором он проработал 38 лет, автор всех отечественных порохов(!) Борис Петрович Жуков (1912 – 2000гг).

Его тоже отлучили от созданного им научного коллектива. Об этом, в моём блоге - очерке: «Конверсия»…

Назвать это преступным непрофессионализмом – слишком мягкое определение.

Выдающийся конструктор, Герой Социалистического труда - Сергей Павлович Непобедимый (1921-2014 гг), с русской непосредственностью сказал: «…иначе, как предательство, я расценить это не могу…» И подал в отставку, когда лидер, с «новым политическим мЫшлением», подарил американцам высокоточную ракету «Ока», и распорядился уничтожить весь арсенал этих ракет.

Конечно же, надо строить и дирижабли, и привязные аэростаты! Для этого необходимы специальные предприятия, с КБ, ОТК и т.д. К тому же, если дирижабли будут составной частью авиационной промышленности, то все материалы: плёнки, ткани, клеи, герметики, композиты и пр. должны быть паспортизованы ВИАМ.

Еженедельник «Звезда» от 13 июля2017 года публиковал статью, что на международном салоне «Архимед -2017», получил золотую медаль «Беспилотный летательный аппарат легче воздуха», разработки капитана 1 ранга военной академии Ракетный войск – Сергея Куканова. Патент выдан на применение воздухонепроницаемой мембраны…

К тому же, верхняя поверхность оболочки покрыта плёнкой с кремниевой солнечной батареей, способной пополнять запас энергии, для двух электродвигателей. Разумное решение. Применения аппарата обширно, и в первую очередь для выполнения различных боевых задач.

Еженедельник сообщает, что концерн «Созвездие» разрабатывает аэростаты-ретрансляторы…

О грузовой транспортной системе дирижаблей – не упоминается.

Мне не ведомо, кто изготовляет лебёдки для привязных аэростатов?

Вспоминаю, что единственная воинская часть аэростатов заграждений, Московского округа ПВО, в которой мне предстояло проходить воинскую службу, была расформирована в 1956 году. В этом же году произошло перевооружение – на смену лебёдкам, времён Великой Отечественной войны, на базе автомобилей ГАЗ ММ, пришли автомобили ЗИС - 151. На платформе этих автомобилей стояла лебёдка с индивидуальным приводом от двигателя ГАЗ.

По-видимому, я был единственным лебёдочным мотористом, который поднимал водородный аэростат – первый и последний раз. На платформе нового автомобиля – ЗИС -151.

В этом же году ликвидировали этот - устаревший род войск…

В заключение, слова М. Калашникова, что: «Для создания Северной цивилизации-Мечты нужен «мозговой штурм», который может осуществить Институт Арктики и Антарктики (ААНИИ), где сплавляются воедино научные исследования и прикладные работы…»

Однако главным остаётся создание государственного сектора, в ключевых направлениях отечественной экономики. Например, министерства авиационной промышленности, с плановыми заданиями и чётким финансированием…

Ведь, буквально на слуху, как уничтожают успешное КБ «Камов», и снова – никто не спрашивает, что думают специалисты…

Один министр всей промышленности (какой?) – это смех и горе.

«Великая Северная цивилизация русских, овладевших новыми знаниями… сохранившая Заполярье, и всю свою землю – вот наша АРКТИЧЕСКАЯ МЕЧТА!»

«…И стоило жить, и работать стоило…» Будем помнить слова М. Калашникова и Владимира Маяковского.

1.0x