Авторский блог Василий Шахов 18:14 27 февраля 2017

Диалектика педагогики. К 100-летию К.А. Москаленко

Подготовлена к "оцифровыванию" книга о замечательном липецком педагоге-новаторе

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

ДИАЛЕКТИКА ПЕДАГОГИКИ. К 100-летию К.А. Москаленко.

…………………………………………………………………………………………….

…Подготовил к оцифровке дистанционную монографию «КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ МОСКАЛЕНКО. ВОИН. ПЕДАГОГ. НОВАТОР (1917 – 1984)». Если будут оказаны спонсорско-технологическое содействие, дополнительная помощь, то к 100-летнему юбилею замечательного педагога-новатора общественность страны получит научно-памятное просветительское издание, посвященное важным страницам истории отечественного образования, просвещения, воспитания.

……………………………………………………………………………………………………………………………………

ИЗ КНИГИ В.В. Шахова «ИСТОКИ И ГОРИЗОНТЫ. СОЧИНЕНИЕ О ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ» (часть вторая. Липецк, 2005); глава «Не ради славы – ради жизни на земле».

«Дорожу воспоминаниями о Константине Александровиче Москаленко (1917 – 2005), известном педагоге.

С его именем связано развитие знаменитого липецкого опыта. Его статья «Как делать урок» в журнале «Народное образование»(1959 №10) вызвала широкую дискуссию. Им разработана принципиально новая методика обучения русскому языку – структурное правописание. Популярны труды воина-ветерана, ведущего преподавателя-педагога: «Психолого-педагогические основы объединенного урока», «О липецком опыте».

В 1995 году издательство «Гэлион» поручило мне составление фундаментального труда «Липецкая школа» (около 100 условных печатных листов, 768 страниц крупного формата).

Жена К.А. Москаленко – О.И. Москаленко предоставила в распоряжение редколлегии уникальные материалы из семейного архива. Книги с его автографом: «Ольге Ивановне М., товарищу и единомышленнику», «Ольге Ивановне… помощнику в трудных экспериментах».

На одной из полос «Липецкой школы» мы воспроизвели автограф – автобиографию замечательного педагога. Этапы большого жизненного пути, спрессованные в скупые строки анкетного документа:

«…В 1942 г. ушёл добровольцем на фронт (в детстве потерял зрение на правый глаз и был освобожден от воинской обязанности). С 1942 по 1945 г. находился в действующей армии в войсках связи ст. линейным надсмотрщиком. Командованием 1-ого Украинского фронта был назначен участником Парада Победы (24 мая 1945 г. на Красной площади). Награжден пятью медалями… Брат Георгий, 1915 г. рожд., пограничник, погиб на второй день войны. Брат Борис, 1919 г. рожд., ушел на фронт добровольцем, служил в частях ПТР, погиб на Курской дуге…»

…………………………………………………………………………………………………………………………………..

ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ:

Константи́н Алекса́ндрович Москале́нко (1917—1984) — учёный-педагог-новатор, доцент Липецкого государственного педагогического института, основоположник «липецкого метода» школьного обучения, отличник просвещения СССР, участник Великой Отечественной войны.

Биография.

К. А. Москаленко родился в 1917 году в Воронеже. После окончания средней школы работал на воронежском заводе «Электросигнал». В 1938 году окончил учительные курсы и связал свою жизнь с педагогической деятельностью. Работал учителем, затем директором в сельской школе Россошанского района Воронежской области.

В 1942 году добровольцем ушёл на фронт (в детстве повредил зрение и был освобождён от воинской обязанности). До конца войны служил в войсках связи. Награждён пятью медалями. Принимал участие в Параде Победы на Красной площади в Москве (24 июня 1945 года).

После окончания Великой Отечественной войны работал в Ульяновской области в обкоме и горкоме ВЛКСМ, инспектором облоно, директором школы.

В 1954 году переезжает в Липецк, где работает заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогического института (ЛГПИ, ныне университет). 30-летняя творческая и новаторская работа К. А. Москаленко в институте отмечена орденом Трудового Красного Знамени, медалями, присуждением званий «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР», почётными грамотами министерств просвещения СССР и РСФСР, липецких обкома КПСС и облисполкома, облоно и др.

Научная и педагогическая деятельность[править.

Труды К. А. Москаленко легли в основу знаменитого «липецкого метода», метода передовых учителей-новаторов. В 1959 году в журнале «Народное образование» была опубликована статья Москаленко «Как должен строиться урок», вызвавшая широкий резонанс в СССР и социалистических странах. Оттуда в Липецк неоднократно приезжали делегации учёных и учителей для изучения новаторского метода. Его идеи были подхвачены десятками учителей и школ в Липецке и области, стали широко известны педагогической общественности России и СССР. По проблеме совершенствования урока, методов обучения и структуры изучаемого материала Константином Александровичем защищена кандидатская диссертация, опубликованы свыше 20 работ, десятки статей. К. А. Москаленко в 1960—1980-е годы несколько раз выступал на коллегии министерства просвещения РСФСР со своим предложениями по совершенствованию урока и методов обучения.

В начале 1960-х годов Москаленко разработал принципиально новую методику обучения русскому языку — структурное правописание. В начальных классах за один год по этому методу ученики свободно усваивали программу двух лет обучения.

К. А. Москаленко подготовил большую группу учителей, ставших отличниками народного просвещения, кавалерами орденов и медалей, лауреатами различных педагогических премий.

Увековечение памяти.

· 20 апреля 1999 года имя Москаленко присвоено новой улице в 27-м микрорайоне города Липецка.

· Имя К. А. Москаленко носит средняя школа № 3 города Липецка, которая в 1960-е годы являлась базовой для ЛГПИ и проводила эксперимент по внедрению педагогической системы Москаленко.

……………………………………………………………………………………………………

МОНОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ О К.А. МОСКАЛЕНКО

в фундаментальном труде «ЛИПЕЦКАЯ ШКОЛА»

Редакционная коллегия: Шахов В.В., составитель, научный редактор;

Тонких В.Е., главный редактор. Члены редколлегии: Григорьева В.А., Гончаров А.М., Исаев Ю.И., Коновалова И.В., Коростелев В.С., Кулаков О.А., Лошкарев В.Е.,

Шальнев Б.М. Отв. за выпуск Никитина Т.А.

Издательство «Г э л и о н» (Шахов С.В.).Типография Липецкого

издательства (Кулаков О.А.).

Научный Центр «Липецкая Энциклопедия».

Не потеряли своего научного и практического значения материалы дискуссии по статье К.А. Москаленко «Как делать урок». Уникальны и по-прежнему злободневны размышления, наблюдения, обобщения, рекомендации цикла «Педагогические основы повышения эффективности урока в школах Липецкой области». Актуальны и перспективны наблюдения, методологические и методические выводы комплекса

«Психолого-педагогические основы объединенного урока». Много злободневных «перекличек» обещают другие эссе, статьи, исследования («О липецком опыте. Из конспектов К.А. Москаленко», «Об опыте внедрения идей методики К.А. Москаленко в учебно-воспитательный процесс начальных классов средней школы №19 Липецка», «Имя в истории Липецка. Учитель учителей», «Москаленко Ольга Ивановна», «О липецком опыте. Из воспоминаний Татьяны Петровны Алексеевой»).

1.0x