"С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я ею горжусь более, чем каким-либо другим моим сочинением". П.Чайковский в письме к П.Юргенсону в день после дирижирования своей шестой симфонией.
Всё пришло в движение, - мелькают, сменяя друг друга на высших постах главные фигуры, будто они не первые, а и вовсе пешки. Границы между государствами меняются, где-то сужаясь, где-то расширяясь. Но, что бы ни происходило, мы можем быть абсолютно уверены в том, что великую русскую музыку невозможно ни истребить, ни запретить, ни уничтожить. Она точно переживёт Штольца, Джонсона, Шваба, Байдена, Страсс и их подчинённых функционеров во многих штатсОпера Германии, Австрии или Швейцарии, американской Мэтрополитен, Реал и Лиссео Испании или в итальянских оперных театрах Вероны, Неаполя, Флоренции или миланского Ла Скала. Да и кого угодно ещё переживёт, несмотря на то, что предприняты попытки превратить культуру в часть политики. Сегодня, даже руками сделавших свой окончательный выбор исполнителей или других, продолжающих концертные выступления лишь выполняя жёсткие условия ранее заключённых контрактов в насильно перечёркивающих Россию странах, русская музыка желанна, востребована и неуничтожима.
Времена великих композиторов сменились временами искусных дирижёров, великолепных оркестров, инструменталистов и вокалистов. Музыка по-прежнему жива, по-прежнему носительница высшего в каждом из нас. Самоотверженное служение музам, будто на соединяющую времена нить нанизывает бусины музыкальных событий руками посвящённых Музыке людей, замыкает в круг звенья золотой цепи.
Коллектив Мариинского театра и его руководитель Валерий Гергиев, только что вернувшиеся из поездки за полярный круг, где они играли в залах Салехарда, Нарьян-Мара, Ханты-Мансийска, Красноярска..., проведут Четвёртый Московский фестиваль "Зарядье", в рамках которого прозвучат произведения П.И.Чайковского, опера Прокофьева "Любовь к трём апельсинам", опера М. Мусоргского "Хованщина" и множество других великих творений, созвучных нашему времени. Расширить представления о возможностях уже полюбившегося зала и показать столице нетривиальные сценические решения премьерных постановок опер и лучшее из мирового инструментально-симфонического наследия будет одной из задач фестиваля в этом году.
Цепь пробуждающих сердце звуков будет начата золотым звеном,- фортепианным концертом и двумя главными симфониями Петра Ильича Чайковского, первой и шестой, в исполнении мэтров Дениса Мацуева, Валерия Гергиева и симфонического оркестра Мариинского театра.
Шестая симфония, Патетическая, стала и осуществлением мечты Чайковского о самом грандиозном, завершающем жизнь и творчество сочинением, и вместилищем написанных им прежде для симфонического произведения с названием "Жизнь" отрывков, и судьбоносным опусом, сразу вскоре после исполнения которого на сцене полный сил Чайковский вдруг умирает.
Обычно недовольный своими успехами и рефлексирующий гений был абсолютно удовлетворён Патетической, несмотря даже на "недоумение успеха", как выразился сам Чайковский после её первого исполнения в Петербурге (второе и третье через месяц имели успех оглушительный). Этот оглушительный успех преследует Шестую симфонию, прозвучавшую впервые 16 октября 1893 года, вот уже 129 лет назад, по сей день.
Первая симфония Чайковского "Зимние грёзы" была итогом размышлений автора во время путешествий по дорогам бескрайней России. Музыка первой части возникла, как напоминание о судьбоносном моменте переезда из любимого Воткинска в Петербург, мотивы второй и третьей - во время зимней поездки на остров Валаам. Эта симфония имеет множество редакций и, несмотря на то, что была написана в 1866 году и публично впервые исполнена под управлением Рубинштейна в 1867, окончательно была доработана Чайковским во время его поездки по Италии в 1874 году. Это произошло не потому, что написанная молодым автором музыка была несовершенна. Нет, наоборот, самые первые опусы Чайковского были божественны. Именно эта музыка, звучавшая беспрестанно в его голове, вырвала нежного домашнего юношу из рук предрекаемого отцом военного дела и отнесла к Пути искусства. Но маститые критики и известные тогда композиторы и музыканты, в том числе уважаемые Петром Ильичом Рубинштейн и Заремба, посчитали её рядовой и требующей доработки в мелодике и оркестровке. Лишь один никому не известный критик выразил тогда восторг. Но этого спасительного слова незнакомца было достаточно, чтобы схватить нить надежды. Чайковский стал постоянно перерабатывать и дорабатывать, бесконечно оттачивать то, что и так было сделано великолепно. В итоге, мы получили шедевр и множество авторских редакций, одна другой краше, что бы ни изрекали об этом критики, ничего путного не оставившие миру.
Третьим произведением первого вечера станет Первый фортепианный концерт. Возможно, он стал частью обязательной программы у дошедших до третьего тура пианистов - участников Международного Конкурса им. П.И.Чайковского, именно потому что слушать его можно бесконечно, он никогда не надоедает ни исполнителям, ни слушателям, он переносит нас в самый настоящий Рай, где неуютно будет лишь нечистой силе.
Ежегодно в разных странах мира музыкальные общества, фонды, журналы и учебные заведения традиционно проводят опросы, выясняя, какому из композиторов всех времён должна быть отдана Пальма первенства, как величайшему. Этим композитором многие годы остаётся Пётр Ильич Чайковский. Его невозможно запретить, потому что его музыка лечит и влечёт слушателей, как мотыльков, неосознанно летящих к свету. Запрещённый Чайковский, как и запрещённые Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Свиридов и Шостакович стали ещё привлекательнее там, где предпринята попытка отказа от них.
Музыка всегда над битвой, и новое поколение русских инструменталистов, наши чудесные юные вундеркинды, современные дети оракулов, посвящённые музыке с ранних лет, готовые заниматься и днём, и ночью, не разбирая места и времени, будто ангелы вылетели из взрастившей их хранимой Божьей Матерью страны. Они играют русскую музыку там, где она теперь запрещена, а её вдруг так сильно захотели слушать. Здесь у них база, а там их руками русская культура покоряет мир. Покоряет душу мира, действуя напрямую, направляя свои стрелы прямо в сердца. На сегодняшний день престижных конкурсов, у победителей которых музыкальная карьера наверняка будет состоявшейся, в мире не так много. Это американский конкурс им. Клайберна, Британский в Лидсе, наш им. П.И.Чайковского, Королевы Елизаветы, польский Шопена, новый Китайский (но только благодаря огромному призовому фонду), Бузони, Листа, немецкие Моцарта и Баха, ещё несколько, поместятся в десятку. Других конкурсов великое множество, по "пачке" в каждом небольшом городе запада. Они врядли окажут влияние на карьеру музыканта, если тот попытается похвастать такой победой перед знающими. Скорее наоборот.
Организаторами, поддерживающими статус наиболее прославленных инструментальных, дирижёрских, композиторских и вокальных конкурсов в нашей стране и чуть ранее в мире, открывающих ворота Жизни посвящённым Музыке, являются Валерий Гергиев и один из его любимых исполнителей и сотворцов по сцене, победитель самых престижных конкурсов пианист Денис Мацуев. В 2011 году Валерий Абисалович стал в буквальном смысле спасителем почти почившего Конкурса им. П.И.Чайковского (тогдашний обладатель гран-при Даниил Трифонов стал сегодня одним из наиболее знаменитых пианистов в мире и остаётся другим любимым коллегой по сцене для Валерия Абисаловича). Затем и другие участники и лауреаты конкурсов им. П.И.Чайковского покорили мировые сцены, создавая частичку русского Богохранимого пространства везде, куда приглашены играть. Сегодня, вслед за стоящим надо всеми Григорием Соколовым, победившим в 16 лет, когда жюри возглавлял любимец Сталина Эмиль Гилельс, отстоявший кандидатуру не проходившего по возрасту гениального участника, миру представлены и Аркадий Володось, и наши молодые таланты Александр Малофеев, Дмитрий Шишкин, Владислав Хандогий, Владислав Малинин, Даниил Харитонов, Антон Яшкин, Арсений Мун, равно как и лауреаты недавно созданного под руководством Валерия Гергиева конкурса им. С.В. Рахманинова, расширившего конкурсную площадку категориями Дирижёрского и композиторского искусства, традиция продолжается. Палочку эстафеты Гергиева подхватил Мацуев. Под его патронажем проходят Гранд Пиано и телевизионный конкурс для юных "Щелкунчик", где восходят на небосклон новые маленькие звёздочки. Это Иван Бессонов и Александр Ключко, Арсений Тарасевич-Николаев и Ева Геворгян, многие другие, стремительно влетевшие в мир Муз молодые дети оракулов из пенатов России. Пишу об этом, потому что всякий раз, привозя в Зарядье прекрасные программы Валерий Гергиев знакомит нас с одержимыми музыкой исполнителями, только что восшедшими на мировом горизонте, и с уже зрелыми мастерами, которых хочется слушать раз за разом. Радость от встречи с новым есть всегда.
Фестиваль будет открыт 10 ноября музыкой Чайковского. 14 ноября прозвучит любимая опера маэстро Гергиева, эпическое многоуровневое полотно о русской смуте "Хованщина" Модеста Мусоргского.
11 ноября будет показана опера Сергея Прокофьева "Любовь к трём апельсинам". Эту музыку, как и другие произведения Прокофьева, Гергиев полюбил давно. Только что вместе оркестром и солистами он управлял кантатой " Александр Невский" в Петербурге. А за творческую жизнь переиграл все произведения, которые мог исполнить и как дирижёр, и как пианист, взявший как-то ночью между концертами в руки клавир и не сумевший оторваться от прекрасной, ломавшей стереотипы, музыки уже никогда.
Идеально вписавшийся в русскую традицию сказочный сюжет итальянца Карло Гоцци был преображён Сергеем Прокофьевым, написавшим и либретто, и музыку к своей невероятно живой и духоподъёмной опере "Любовь к трём апельсинам". Главные герои актуальной во все времена комедии Сергея Сергеевича, как позже герои поставленного в "Современнике" Олега Ефремова "Короле-олене" или герои шедевров кино "Старая старая сказка" и "Королевство кривых зеркал", носят почти одинаковые для итальянских del arto и русских площадных комедий имена. Труффальдино может быть легко представлен шутом или персонажем из современных телевизионных шоу. Короли, принцы, принцессы и их приближённые, первые, вторые и ... десятые министры, злые и добрые маги, колдуны и волшебники считываются, как реальные чиновники и современные нам официальные лица.
Премьера оперы, со стоящим за пультом Прокофьевым прошла в американском Чикаго в 1919 году и вызвала шквал аплодисментов. Россия впервые увидела спектакль в 1926м и приняла его безоговорочно. В поздние советские годы, когда постаревший Генсек Леонид Ильич Брежнев и члены Центрального Комитета Коммунистической партии могли легко ассоциироваться с престарелыми Королями Пик и Треф из сказочного апельсиново-карточного королевства и их министрами, опера была изгнана из театров советской цензурой и познакомиться с прекрасной музыкой воочию не представлялось возможным. Но любая цензура бывает побеждена, как и предрассудки, а самое благодарное из либретто вновь царит на оперных сценах мира, всякий раз давая простор фантазии режиссёров разных стран.
Дирижёрская палочка Валерия Гергиева оживит волшебный сюжет в новой постановке "Апельсинов..." и снова заставит нас увидеть себя, будто в зеркале, и от души посмеяться над узнаваемыми своими чертами. На сцене Зарядья магические звенья золотой цепочки музыкального ритуала фестивальных концертов воспроизведут для слушателей современные дети Оракулов, не знающие ничего, кроме музыки, купающиеся в её волнах, лучшие из лучших на сегодняшний день. В этих детях секретное оружие Мастера. Он делает возможным их появление, их взращивание, готовит их победы и пьедесталы и выталкивает в океан музыкальной жизни. Парить между облаками и Солнцем.
Русская музыка, русский Композитор, русский театр оперы и балета снова оказывается выше холода международных конфликтов, а человеческие пороки можно высмеивать вечно.