По данным лаборатории Касперского, 56% детей находятся в Сети постоянно, а 66% детей уже не представляют свою жизнь без смартфона. Это цифры говорят в первую очередь о том, что виртуальный мир стал для современных детей важнее реального, но если о реальном мире мы как взрослые люди всё же имеем гораздо лучшее представление, чем дети, то вот о виртуальном — нет.
А это важно знать, ведь какой контент ребенок потребляет, таким человеком он и вырастет. Потому что основа человеческой личности формируется в детстве, и если в этот период ребёнку внушить какие-нибудь деструктивные идеи или модели поведения, то он таким человеком и станет и потом это будет очень сложно изменить.
Для детей в принципе не существует такого понятия, как развлекательный контент — весь тот, который получает ребёнок, для него обучающий. Всё увиденное в Интернете воспринимается ребёнком как реальный мир, а учитывая то время, которое он там проводит, — а оно часто больше времени нахождения его в реале, — именно правила и установки виртуального мира для него и становятся приоритетными.
На первом месте по распространению опасного контента сейчас, конечно же, соцсеть ВКонтакте (ВК), и популярна она в первую очередь потому, что очень лояльна к любым распространителям деструктива, хотя и в других соцсетях ситуация ненамного лучше.
Как это делается
Основным способом потребления информации в соцсетях являются интернет-сообщества, и сразу хочется сказать про них главное: почему именно такой вариант потребления информации детьми является самым опасным. Дело в том, что принцип любой соцсети состоит в том, что ты сам выбираешь группы, новости, которых ты хочешь видеть у себя в ленте, в отличие, скажем, от телевизора.
Это могло бы показаться очевидным плюсом, но только в том случае, если ты понимаешь, что такое хорошо и что такое плохо, и формируешь свою новостную ленту исходя из этого. Но дети этого, как правило, ещё не понимают и подписываются просто на то, что максимально популярно, чтобы быть как все и быть "в теме". А самые популярные сообщества и есть самые деструктивные, и именно они служат воронкой вовлечения во все опасные направления.
Подписавшись на все эти группы, ребёнок начинает получать в ленту соответственно только их деструктивные посты, не видя вообще никакой альтернативы, и в итоге он как бы капсулируется в таком информационном коконе, который создают ему в голове эти сообщества, и под этот кокон не проникает уже никакая другая информация.
Поэтому соцсети гораздо эффективнее всех других средств массовой информации формируют в голове у детей свою альтернативную реальность.
Вообще, если посмотреть рейтинг сообществ ВК, то на первых местах там юмористические паблики, но юмор в них всегда деструктивно направленный, и он всегда несёт в себе пропаганду разных опасных вещей и деструктивных идей.
Например, в прошлом году основная пропаганда снюсов шла именно через околошкольные юмористические паблики, и через них же активно шла пропаганда вейпов, и электронных сигарет, и всякой прочей опасной химии. (Снюс — смесь в пакетике типа чайного, пропитанная никотином, подростки закладывают его за губу, никотин растворяется и впитывается в кровь, получается ровно та же самая никотиновая зависимость, только ещё со страшными поражениями зубов, слизистой и желудка, причём никотин в снюсах часто в таких дозировках, что была уже масса отравлений и смертельных случаев.)
Те же самые вейпы подаются в группах как что-то безобидное, но это не так. Вейп служит первым шагом к обычной сигарете, ведь он снимает страх первого вдоха и имитирует процесс курения, порождая привычку и психологическую зависимость, которая сильнее физической. К тому же вдыхание вейпа — это ингаляция химических веществ сомнительного состава, и кстати, ни одна смесь для вейпов в России не сертифицирована.
Сейчас в США дошло уже до того, что Трамп лично потребовал запретить вейпы, было несколько расследований, и там вполне обоснованно производителей обвиняют в том, что они специально подсаживают именно школьников на эту отраву. Продвижение вейпов на Западе началось гораздо раньше, чем у нас, и сейчас там люди умирают оттого, что жижа от вейпов, осевшая в лёгких, со временем застывает, и они от этого задыхаются. Известно уже около 500 таких случаев, скоро подобные последствия будут и у нас, просто всё это распространилось в России несколько позже.
Но в наших соцсетях до сих пор вейпы и электронные сигареты подаются как что-то элитное и позиционируются как безопасная замена сигареты.
Через школьные группы сейчас продвигаются снюсы и его производные. В рекламах всей этой опасной химии используется очень простой коммерческий трюк. Это выбор без выбора. То есть ребёнку предлагается выбрать наиболее приемлемый для него способ, как стать никотиновым наркоманом. Вариант не травиться вообще ничем не предлагается в принципе, и такая манипуляция работает. К рекламе снюсов, вейпов, электронных сигарет и прочей химии всегда активно подключаются блогеры, рэперы, все те, кто входит в круг медиапотребления у подростков.
Вообще современная система потребления информации создаёт разрыв между двумя реальностями, в которых живут родители и дети. Если до появления соцсетей у молодёжи и появлялось какое-то опасное увлечение, то про него, как правило, знали все. А сейчас всё не так: какая-то опасная вбрасываемая тема у детей сверхпопулярна, а родители могут быть вообще не в курсе данного явления. Именно так было со снюсами, их продавали на каждом углу в магазинах больше года, а родители даже не знали, что это просто потому, что они не состоят в тех группах, в которых состоят школьники. И пример со снюсами ещё не самый опасный.
Антисемейный контент
Такого контента сейчас очень много. Задача антисемейного контента в том, чтобы оторвать ребёнка от родителей, для того чтобы они не оторвали его от деструктива. По этой причине такой контент используют практически все деструктивные группы.
Яркий пример антисемейного контента — это сеть сообществ "яжемать". Возможно, многие вспомнят, как несколько лет назад буквально за пару месяцев на пустом месте была создана ситуация, когда в наше общество под видом юмора через этот мем были массово вброшены идеи чайлдфри и детоненавистничества. Буквально все городские и школьные паблики вдруг оказались завалены этими мерзкими историями про яжематерей. Но самое интересное то, что этот мем был создан искусственно. Есть скрины со статистикой самого первого и самого крупного сообщества яжемать, с которого всё началось и которое до сих пор генерирует эти бесконечные и шаблонные истории про яжематерей. Оно стартовало сразу с миллиона человек, и всего за 4 дня выросло до 4 миллионов, причём росло по миллиону в день, что в обычных условиях невозможно в принципе. Это был явно чей-то заказ, очень хорошо проплаченный. Вообще эти группы надо расценивать как антидемографическую диверсию: ведь сразу после их появления в обществе, особенно среди детей и подростков, резко вырос градус ненависти к молодым мамам и их детям.
Эти группы создают в голове у детей параллельную реальность. Пару лет просмотра такого контента даже по две картинки в день — и всё: у ребенка будут в голове на всю жизнь чёткие сформировавшиеся убеждения, навязанные этим контентом, и вы ему потом ничего не докажете. И эти группы за несколько лет уже воспитали такое поколение, это всегда хорошо видно по комментариям.
Это только один пример того, как через юмор идёт пропаганда деструктивных идей, а если копать глубже, то практически в каждом с виду просто юмористическом паблике всегда очень много таких закладок, которые большинство, как правило, не видят, но они там есть всегда.
Главные распространители такого контента — это городские паблики, то, что подслушано, подсмотрено, и прочие. Они регулярно вбрасывают в общество такие темы, причём делают это всегда синхронно, под видом историй якобы из жизни.
Ещё хуже ситуация на ютубе. Вообще почему-то многие родители воспринимают этот ресурс как что-то относительно безопасное, но это не так.
Например, на ютубе есть очень популярные у детей каналы анимированных историй. Это западные каналы-миллионники с огромной аудиторией, качественно переведённые и адаптированные уже под наших детей. Основные темы — это ЛГБТ-пропаганда, пропаганда смены пола и ненависти к родителям.
Эти ролики всегда в трендах ютуба, и соответственно ютуб ставит ролики этих каналов в правый столбец — в раздел, рекомендованный всем тем пользователям, которых он идентифицирует как детей. Любой ребёнок, даже один раз случайно нажав на такой ролик, начнёт видеть их с этого момента в разделе "рекомендовано", откуда идёт 80% просмотров, уже в два раза чаще. Ещё раз нажмёт — и их станет ещё больше, и так далее.
Таким образом, ютуб сначала сам формирует интересы ребёнка, подсовывая определённые ролики, а потом начинает предлагать ему ролики уже на основе его интересов, которые сам же и сформировал. И это общий принцип. Ребёнок, первый раз попав на ютуб или в соцсеть, сам деструктив, как правило, не ищет, деструктив его находит, а родительский контроль в ютубе, соцсетях и Мессенджерах не работает в принципе, и такой контент технически невозможно отфильтровать.
Депрессивно-суицидальный контент
Депрессивно-суицидальные группы тоже никуда не делись, и их не стало меньше. Эти группы пользуются тем, что многие подростки используют соцсети как средство для получения нужных им эмоций. Когда им весело, они смотрят что-то весёлое, когда грустно — что-то соответствующее настроению. Но только они не понимают, что это действует и в обратную сторону.
Допустим, ребёнку стало по какой-то причине грустно, и вот он уже подписывается на нечто соответствующее — "депрессия, тоска, грусть печаль", — пока что-то относительно лёгкое. Это верх воронки.
В итоге в этих группах его быстро накручивают, ему становится ещё хуже, и он приобретает уже новое состояние, которому соответствует более депрессивный контент, и он его тут же находит и переходит в более депрессивные группы. И в этих группах, комментариях и постах он начинает видеть рекламу уже следующего уровня, и рано или поздно он там оказывается, где его ждёт конкретно суицидальный контент. И видя такие картинки у себя в ленте каждый день, ребёнок уже не имеет шансов сохранить свою психику такой, какой она была раньше.
Так через депрессивно-суицидальный контент детей вгоняют сначала в тоску, потом в депрессию, а потом — в апатию. А всё начиналось вполне безобидно, на первой ступени это мог быть даже юмор. Это и есть классический пример работы воронки вовлечения.
Самое страшное, что последние тренды — это массовый переход всех деструктивных групп и движений в Телеграмм. А там они чувствуют себя в полной безнаказанности, и ситуация с каждым днём всё хуже.
Сообщества анорексии
По уровню угрозы для жизни после групп смерти можно смело поставить эту группу сообществ, их в ВК уже более 2000, а в самом крупном из них 230 000 человек, и в большинстве своём это девочки-подростки. В этих группах им внушают мысль о том, что они на самом деле некрасивые, а чтобы стать по-настоящему красивыми, нужно довести себя до полного истощения. Их сажают на жёсткие диеты, иногда ещё попутно объясняя, как скрывать всё это от родителей.
Сама анорексия очень плохо поддаётся лечению, и больные анорексией умирают чаще всего не из-за голода, а из-за осложнений, связанных с голоданием. Все эти сообщества должны расцениваться как распространяющие опасный для жизни контент, фактически они должны быть приравнены к группам смерти. Но ВК полностью игнорирует все требования родителей закрыть эти группы, или хотя бы убрать их из поиска, или снабдить предупреждениями.
Шантаж
Есть одна распространённая схема, которую всем родителям надо знать. Мальчику, к примеру, начинает писать девочка или наоборот, у них завязывается вроде как дружба, причём это онлайн-дружба, в реале они не видятся. А потом вдруг эта виртуальная девочка предлагает ему обменяться интимными фото, получив которые, она резко переходит к шантажу. Переводи деньги, или я эти твои фото разошлю всем твоим друзьям. Представляете, что после этого с ребёнком происходит?..
По данным организации "Молодёжная служба безопасности", после знакомства в Сети с "дружественным собеседником" или сверстником ребёнок или подросток готов в среднем через 10 минут дать номер телефона и иные личные данные.
Дошло до того, что основным видом преступлений против подростков, стали уголовные дела, связанные именно с распространением интим-контента через Интернет. И эта схема вымогательства очень распространена, причём понятно, что в этой интимной переписке шантажист отсылает не свои фото, он работает с фейковой страницы и может быть, как правило, не того пола и возраста, как указывает в переписке. Такой вид шантажа используется через любой Мессенджер или соцсеть, через любой ресурс, где есть виртуальное общение, и никакие родительские контроли и программы тут не помогут.
Такие шантажисты подпадают сразу под несколько достаточно тяжёлых уголовных статей, и их довольно просто вычисляют, но ловят их, естественно, только при условии, что есть обращение в органы.
Требуется чётко понимать одну простую вещь: всё то, что он кому-то отсылает или выкладывает в Сеть, рано или поздно увидят все. Так устроен Интернет, он ничего не забывает, и даже если он удалил фото, оно всё равно там будет всегда, и всё, что вы выкладываете, рано или поздно может быть использовано против вас. Это очень важно объяснить ребёнку.
Говорите прямо, делая поправку на возраст, — младшим можно сказать, что в Интернете есть много психически больных взрослых, которые будут присылать неприличные картинки и видео, просить прислать своё фото, просить раздеться в обмен на какие-то виртуальные бонусы, что об этом надо сразу сообщить родителям. То есть дети должны иметь готовый алгоритм действий и не бояться сказать: "Мама, папа, тут какой-то больной мне прислал то, о чём вы предупреждали".
ЛГБТ-пропаганда
Это — самое динамично развивающееся направление деструктива. К примеру, в группе "дети 404" сейчас 150 000 человек, и это, как видно даже из названия, преимущественно именно дети. В этой группе используется очень опасная манипуляция. Там каждый день якобы сами ЛГБТ-дети 12–14 лет присылают по нескольку достаточно шаблонных историй вроде из их жизни. И кстати, есть серьёзные подозрения, что истории эти пишут не подписчики, а всего пара авторов: слишком похожие тексты и нет грамматических ошибок. Детей в этих постах грамотно убеждают на примерах из жизни сверстников, что, во-первых, извращения — это норма, а во-вторых, что подросток, читающий этот пост, тоже на самом деле такой же, но только этого пока не понимает.
Ведь большинство подписчиков этих групп — дети, пока что просто проникшиеся этой пропагандой, так сказать, сочувствующие, но ещё не сменившие свою ориентацию или пол, по крайней мере, не определившиеся в этом вопросе. И вот такой контент как раз и склоняет их к нужному авторам выбору.
То есть они нормальному ребёнку через эти истории подсаживают в голову мысль о том, что он не той ориентации или пола, а потом, когда он это принимает, ему сразу же говорят: всё, это у тебя генетически врождённое, это норма, и у тебя уже больше нет возможности измениться. Ловушка захлопывается…
Получается, что через такой контент ломают самоидентификацию нормального ребёнка, и он начинает просто сходить с ума. Отсюда такой высокий процент самоубийств среди ЛГБТ-подростков. Если общая статистика попыток самоубийств в США составляет 4%, то среди ЛГБТ-подростков таких попыток 20%, а среди трансгендеров — 41%.
Для того, чтобы дети не попадали в подобные ловушки, нужен был закон о защите детей от гей-пропаганды, который у нас есть, но на практике не всегда исполняется.
Аниме-группы тоже очень плотно связаны с ЛГБТ-сообществами — по причине того, что в аниме эти темы настолько популярны, что даже вынесены в отдельные большие аниме-жанры.
Настрой против родителей в ЛГБТ-группах есть всегда, и он там по той же причине, о которой говорилось на тему антисемейного контента. ЛГБТ-активисты отрывают детей от родителей, чтобы родители не оторвали детей от этих сообществ. А для этого родителей нужно максимально маргинализировать и уронить их авторитет в глазах ребёнка. Оборвать все связи, которые есть у человека, — это принцип работы всех сект, и ЛГБТ в этом плане используют их методы.
Поисковики
Ещё одна важная вещь, о которой на самом деле мало кто задумывается и практически никто не говорит. Детство — это такой возраст, когда у ребёнка возникает масса вопросов. Кому он раньше всегда задавал эти вопросы?
Конечно, родителям, и родители во все времена отвечали так, чтобы их ответы не навредили ребёнку, а принесли ему исключительно пользу. На какой-то вопрос нужно ответить честно, на какой-то — лучше немного утаить, где-то, может, перевести тему на другое, сказать, что тебе это ещё рано такое знать, просто потому, что действительно рано. Так было всегда, это называлось воспитанием, и это было правильно.
А что теперь? А теперь дети задают все свои вопросы Яндексу и Гуглу, и самое страшное, что многие родители сами своих детей этому учат. То есть они делегируют свою воспитательную функцию поисковым системам. Чтобы понять, почему так делать категорически нельзя, разберём, как работает поисковая машина Яндекса или Гугла. Не будем вдаваться в термины и алгоритмы, попробую объяснить простым языком общий принцип.
Когда ребёнок задает вопрос Яндексу или Гуглу, то в первых строчках выдачи ему указывают ссылки на сайты не наиболее достоверные и безопасные, а на наиболее посещаемые, популярные и цитируемые в вопросе, который был поставлен. А что у нас сейчас наиболее массово и популярно? Если вы спрашиваете, например, о вреде чего-то, то вы попадаете в первых строках поиска на сайт тех, кто это что-то продаёт. Как вы думаете, какой направленности там будут статьи?
Чтобы было понятнее, разберём на примере вейпов. Вот ребёнок откуда-то узнал, что есть такое явление, как вейпинг, и решил спросить у Яндекса, а не у мамы с папой, что это такое. Вот что он увидит: первым в поисковой выдаче будет сайт "Атлетик боди", что переводится как "атлетическое тело", и вроде как всё на нем должно быть о здоровье. Открываем статью. Классическая рекламная статья на тему вейпа, в которой собраны все ложные мифы о якобы его безопасности. Кончается она, естественно, тем, где эти вейпы купить.
И это общий принцип. Сейчас ситуация такая, что если человек не подготовлен в каком-то вопросе и пользуется только поисковиком, то он практически гарантированно столкнётся с ложной информацией. И пример с вейпами ещё не самый плохой.
А что детям сейчас говорят родители и педагоги? Набираете в поисковике вопрос, и первые пару строчек — это и есть "настоящая, правильная и проверенная информация".
Пропаганда насилия, экстремизм
Первое, что у всех на слуху — это криминальная подростковая субкультура АУЕ (аббревиатура расшифровывается как "арестантский уклад един"). Само АУЕ недавно было признано экстремистской организацией и запрещено в России, но только проблема в том, что все остальные группы, не содержащие эти буквы, но по содержанию абсолютно аналогичные АУЕ, таковыми не признали. Нужно было запрещать не АУЕ, а пропаганду криминального образа жизни среди несовершеннолетних. Но такого закона нет, и этих групп, полностью аналогичных АУЕ, сейчас масса.
К чему детей это ведёт — рассказывать не надо, тут ничего нового нет, все мы это видели в жизни не раз и все с этим сталкивались.
Ещё есть офники, околофутбольные фанаты, анархисты и прочие движения, пропагандирующие хаос и насилие. Причём в отличие от того же АУЕ там чаще всего идёт пропаганда насилия просто ради насилия. Не ради какой-то цели, а просто как образа жизни.
Есть группы, где устраиваются так называемые лесные забавы, где набираются несколько команд подростков, и они устраивают массовую драку где-нибудь в лесу. А организаторы снимают это и продают, но участникам они, конечно, не рассказывают, ради чего на самом деле они себя калечат.
Есть ещё так называемые неоязычники, которые под видом культа "древних славян" втягивают молодёжь в сообщества откровенных фашистов. Со свастикой в виде коловрата и с зигой под видом приветствия солнцу. Так что если вы видите, что ребёнок вдруг стал интересоваться чем-то таким древнеславянским, но при этом, к примеру, вдруг стал сильно не любить приезжих и делить людей на арийцев и неарийцев, то это серьёзный повод для опасений.
Зададимся вопросом об ответственности ребёнка за все его действия в Сети. Вот, к примеру, он всем этим проникся — фашизмом, АУЕ, анархией, ещё чем-то. Что он сразу начнёт делать? Нет, он не пойдёт никого бить на улицу. Он просто сядет и начнёт везде в комментариях выражать все те экстремистские идеи, которые ему внушили эти сообщества. И вас, родителей, очень быстро найдёт полиция и привлечёт по статье "экстремизм". Почему вас, а не его? А на кого оформлена сим-карта, с которой был создан аккаунт, с которого были написаны эти высказывания? Она оформлена на вас, и придут к вам, и кстати, у вас ещё, скорее всего, заблокируют все ваши счета и карточки на очень неопределённый период; это стандартная процедура в таких случаях.
А дальше, если ребёнку ещё нет 14 лет, то его поставят на спецучет, и он получит чёрную метку на всю оставшуюся жизнь, и о поступлении его в какое-то хорошее место можно будет забыть навсегда. А на вас наложат очень внушительный штраф. Ну а если есть 14, то он уже будет отвечать по уголовной статье за экстремизм.
Заражение контентом
Родителям важно знать, как дети втягиваются в этот деструктив. Про это мало говорят, но ребёнку, зарегистрированному в соцсетях, совсем не обязательно быть самому подписанным на все эти группы, чтобы получать себе в ленту ежедневно опасный контент. Достаточно того, чтобы на всё это был подписан кто-то из его друзей.
Ведь если ребёнок зарегистрирован в соцсети, то при каждом заходе туда кроме новостей тех групп, на которые лично он подписан, он всегда будет видеть репосты и записи всех своих друзей, реальных и не очень, и часто добавляются в друзья непонятные люди именно для того, чтобы через свои репосты заражать детей опасным контентом. Поэтому, если вы видите, что ваш ребёнок в соцсетях не подписан ни на что плохое, то это на самом деле ещё ни о чём не говорит. Посмотрите, кто в списке его друзей. Всё, что репостят они, видит и он у себя в ленте, а значит, обработка его сознания идёт точно такая же, как если бы он был сам на всё это подписан. Даже один школьник, бесконтрольно пользующийся Интернетом, может запросто заражать опасным контентом весь класс, и именно так, кстати, чаще всего и происходит.
Что делать?
Родители должны понимать, что на сегодняшний день не существует ни одного гарантированно безопасного варианта самостоятельного нахождения ребёнка в Сети. Ни один родительский контроль на самом деле нормально не работает, и дети знают массу способов, как обойти все эти контроли.
Например, если у них стоит ограничение по времени, то они накидывают себе в Вайбер и Ватсап ролики с ютуба, а потом спокойно весь день их смотрят, так как на Мессенджеры это ограничение не действует, если оно не активировано дополнительно. И таких примеров масса. Много других нюансов. Тот же Касперский фильтрует поисковые запросы только в браузере хром, а остальные браузеры не фильтрует, и он отсеивает только очень небольшой список совсем очевидных деструктивных поисковых запросов, а всё остальное — нет. А на ютубе и в соцсетях он в принципе бесполезен, ведь он не блокирует ни посты в ленте, ни раздел "рекомендовано" на ютубе. Знают ли об этом родители? Конечно, нет. Они уверены, что если стоит родительский контроль, то он отсеет весь опасный контент. Но он так не работает. Все эти системы не способны отличить опасный контент от безопасного, добро — от зла, на это они не рассчитаны изначально.
Тем не менее родительский контроль быть должен, потому что это всё же гораздо лучше, чем совсем ничего. Должен стоять запрет на соцсети, запрет на ютуб и запрет на установку любых приложений.
Про возрастные ограничения. Мессенджеры — не ранее 16 лет, и это, кстати, записано в их правилах, в пользовательском соглашении. ВК категорически не раньше 16 лет, но лучше, конечно, с 18, а ещё лучше вообще обходить стороной эту соцсеть, зная её политику по поддержке деструктивных групп. А вот Телеграмма не должно быть в принципе — независимо от возраста.
Но самое важное — это время. То время, которое ребёнок проводит в Сети, должно быть обязательно ограничено. Причин на это очень много.
По физиологическим причинам всё основное собрано на картинке, и для каждого пункта, если вы начнете изучать эту тему, вы легко найдёте много серьёзных научных обоснований.
Кроме всего этого, при бесконтрольном использовании гаджетов формируются ещё более неприятные вещи, такие как цифровое слабоумие, клиповое мышление, рассеянное внимание, невозможность запоминать большие тексты, и многие другие последствия, которые будут видны не сразу, но станут необратимыми, если будут заложены в детстве.
И вторая важная причина необходимости ограничений. Глубина погружения ребёнка во все деструктивные субкультуры зависит напрямую от того времени, которое он проводит, потребляя такой контент. И чем больше он находится в реальном мире, тем менее ценны для него будут установки мира виртуального и тем тяжелее любым манипуляторам будет навязать ему свою альтернативную реальность.
Как понять, что ребёнок в соцсети смотрит опасный контент?
Периодически многие просят нас дать какие-то рекомендации именно по этому вопросу: как понять, что ребёнок подписан на что-то плохое. Есть методички, где описаны признаки участия подростков в деструктивных движениях, но проблема в том, что этих признаков и самих направлений так много, что все эти признаки и символику, к сожалению, обычному родителю просто невозможно запомнить. К тому же все эти группы и движения постоянно мутируют, всё время появляется что-то новое, поэтому я попробую объяснить общий принцип.
Невозможно понять деструктивность группы только по её названию. Самые деструктивные группы могут называться крайне безобидно, например "бабочки", — так очень часто называются сообщества анорексии. А самые широкие группы, верх воронки вовлечения во все направления, называются, к примеру "двач" и "фоч". То есть названия вообще ни о чём не говорят.
Только вручную анализируя контент тех групп, на которые подписан ваш ребёнок, можно понять меру их деструктивности. И если у родителя ещё не искажены базовые понятия добра и зла, то этого будет вполне достаточно, чтобы понять меру деструктивности абсолютно любого сообщества. Практически во всех деструктивных группах сейчас безнормие подается как норма.
Хотя всё же есть один признак, который практически со стопроцентной вероятностью указывает на опасность группы. Если вы видите в закреплённом посте группы описание о том, что посты данной группы не призывают к чему-то, то дальше можете её даже и не листать: именно ко всему описанному эта группа прямо и призывает.
То же самое и с людьми — если у человека закреплён пост с чем-то похожим, то будьте уверены: именно это он системно и распространяет. И ещё очень важно помнить то, о чём шла речь ранее. Проверять надо не только то, на что подписан ребёнок, но и то, кто у него в друзьях. Потому что нет никакой разницы, откуда он получает деструктивный контент в свою ленту — от обновлений новостей групп или от репостов друзей, — обработка его сознания идёт точно такая же.
Всё то, на что подписан ваш ребёнок, формирует его внутренний мир. Так что анализ контента — это очень важно. Для него всё это не просто картинки, для него это установки и реальный мир.
Если ваш ребёнок уже зарегистрирован в соцсетях, то не поленитесь, создайте себе аккаунт и подпишитесь на те же группы, на которые подписан он, и тогда вы будете получать себе в ленту те же самые посты, что и он, кроме репостов его друзей, конечно. Проведите такой эксперимент и, читая эти посты, думайте о том, как они подействуют на него. Попробуйте воспринимать эти картинки и посты не как развлекательный контент, а как обучающий, ведь для ребёнка это именно так. Поэкспериментируйте подобным образом хотя бы неделю, и я вам даю гарантию, что вы ужаснётесь от своих выводов. Но зато вы будете уже знать, какие убеждения и модели поведения ребёнку там навязывают, и по крайней мере сможете с ним об этом поговорить и объяснить ему, почему это плохо. И кстати, не исключено, что вы тут же обнаружите корни многих его проблем. За вас это никто не сделает.
Только ни в коем случае не надо ругать ребёнка за то, что он на всё это подписан, он на самом деле в этом не виноват, принцип соцсетей таков, что если он там, то от деструктива ему не уйти, просто потому что он там везде.
И если, к примеру, вы обнаружили, что он подписан на какие-нибудь деструктивные паблики, то, прежде чем говорить с ним об этом, поищите информацию, почитайте про эти явления (сейчас всё есть, всё доступно), чтобы ваш разговор был аргументированным. К разговору надо подготовиться, ваших слов о том, что это всё просто плохо, будет недостаточно, вы должны объяснить, почему это плохо. И не надо говорить ему о том, что вы подписались на эти группы и следите за тем, что он получает в ленту, потому что тогда он замкнётся, сменит аккаунт, закроет профиль, короче, найдёт способ отгородиться. Разговор всегда должен быть доверительным.
Обращайте внимание на всякие новые необычные слова в разговоре ребёнка, особенно по телефону, не поленитесь поискать их значения. Если ребёнок во что-то играет на телефоне, в какую-то игру или приложение какое-то новое установил, не поленитесь, погуглите, почитайте отзывы.
Насчет ютуба то же самое. Если ребёнок смотрит ютуб, поговорите с ним о том, кого он смотрит, каких блогеров, просто поинтересуйтесь. А потом, уже без него, посмотрите, чему этот блогер учит вашего ребёнка. Только опять же: после этого не надо сразу разбивать все планшеты и телефоны и перерезать интернет-кабель, а в случае с блогерами вам, скорее всего, именно это сделать и захочется. Нужно попытаться объяснить, но не ругать. Помните о том, что у ребёнка очень часто есть второй аккаунт, о котором вы и не знаете, и там он может быть совсем другой.
Очень тяжело найти баланс между некой свободой ребёнка, которая тоже нужна, и необходимостью контроля, чтобы защитить его от сетевых манипуляторов. Тут нужен творческий подход, но контроль всё же необходим, потому как при столкновении в Сети с манипуляторами у ребёнка в силу возраста не будет никаких шансов им противостоять и даже распознать их.
Правила безопасного поведения в Сети
Теперь рекомендации на тему того, как должен выглядеть аккаунт ребенка в соцсетях, если он там уже есть и без этого он уже никак не может. Что вы должны объяснить: никаких личных фотографий. На аватарке не должно быть его фото. В настройках профиля должен стоять запрет на геотеги, чтобы если он всё же что-то выложит, то нельзя было понять местоположение снимка. Профиль должен быть закрытым. Никакой информации о себе, никакого указания города, школы.
Минимум репостов, лайков, минимум комментариев к постам. Желательно, чтобы на его стене вообще ничего не было. Вся переписка с друзьями — только через личные сообщения. Почему это важно? Дело в том, что все ваши действия в Сети на самом деле видят все ваши друзья через раздел обновления. Но про это мало кто знает. А вот разные манипуляторы хорошо знают об этом и часто добавляются в друзья именно для этого, чтобы следить за ребёнком. А чтобы составить психологический портрет человека и им эффективно манипулировать, этого более чем достаточно.
Вот что пишут специалисты. Для того чтобы иметь довольно ясное представление о том, кем вы являетесь, не нужно много "лайков" — десяти достаточно для того, чтобы система знала о вас больше, чем коллеги по работе. 50 — и компьютерный анализ знает вас на уровне вашего партнёра или члена семьи. 200 "лайков" достаточно, чтобы рассказать обо всех ваших тайных пристрастиях так же подробно, как это сделали бы ваши муж или жена после многих лет брака. Это давно активно используют рекламщики и прочие манипуляторы, причём часто это делается специальными программами автоматически. По этой причине информации о действиях ребёнка должно быть минимум, чтобы ею не воспользовались манипуляторы.
Список групп тоже должен быть скрыт и виден только друзьям. Потому что когда ребёнок скрыл всю информацию, но при этом подписан на группу, например, "новости Саратова" и тут же на группу "школа № 12 5б", то вы понимаете, что вычислить его уже не составит труда.
В друзьях должны быть только те люди, которых он лично знает, и вы, конечно, должны там быть, ведь профиль закрытый и виден только друзьям.
По поводу Мессенджеров — особое внимание. Дело в том, что серверы Ватсапа, Вайбера и Телеграмма находятся за границей, и в случае какой-то неприятной ситуации МВД очень проблематично будет достать оттуда переписку. Это хорошо знают все манипуляторы и поэтому активно этим пользуются. Вся обработка или шантаж идут чаще всего через Мессенджеры именно по этой причине. Очень частая схема, когда с ребёнком незнакомый человек завязывает якобы дружбу через ВК или какую-нибудь онлайн-игру, а потом переводит общение в Мессенджер именно по причине того, что его там сложнее вычислить.
И это тоже надо объяснить ребёнку: если кто-то предлагает ему перейти в общение через Мессенджер и просит его номер, то лучше сразу прекратить общение с таким человеком и заблокировать его, благо в соцсетях есть такая возможность. Ну и само собой, номер мобильного тоже никому в Сети ни при каких условиях не давать, и, кстати, в Мессенджерах номер должен быть тоже скрыт.
Вот сколько проблем сваливается, если ребёнок зарегистрирован в соцсетях, причём все эти меры всё равно не дадут полной и настоящей защиты, но хотя бы немного снизят риски.
Это про меры в соцсетях. С ютубом всё гораздо проще. Если ваш ребёнок пользуется свободно ютубом, то технически вы никак вообще ни на что не повлияете. 80% просмотров там идут через раздел "рекомендовано", и алгоритмы ютуба сами решают, какой ролик вашему ребёнку туда подсунуть. Ютуб не подчиняется нашему законодательству и, например, активно способствует продвижению ЛГБТ-пропаганды, не удаляя даже суицидальные ролики, поэтому не стоит надеяться на то, что он засунет в раздел "рекомендовано" что-то хорошее.
То же самое с Тик-током. В нём даже нет поиска групп, и лента формируется вообще непонятно по какому принципу. И если ВК — это в первую очередь рассадник деструктива, то Тик-ток опасен тем, что формирует у ребёнка неадекватное поведение и примитивное мышление. Это такой массовый рассадник тупости и средство оглупления масс, многократно превосходящее ютуб и телевидение, потому что там именно такой контент. Хотя и всё описанное выше там тоже есть, но несколько в другой форме.
В Тик-токе огромная часть контента — это челленджи. А что такое челлендж? Это формирование у ребёнка обезьяннего инстинкта, повторения за другими. Увидел — повтори. Но на самом деле это приучает его к выполнению чужой воли, к необдуманному повторению абсолютно глупых действий, это формирование легко манипулируемого человека, лишённого критического мышления.
Если ваш ребенок хорошо воспитан, на положительном контенте и у него в голове чёткие понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо, то ему всё это не страшно, оно прилипнет и отлипнет. Я раньше действительно так думал, но и это тоже не всегда верно. Исходя из своего опыта общения со многими родителями, чьи дети в разной степени пострадали от подобного деструктива, могу вам совершенно точно сказать, что даже самые хорошие и воспитанные дети, окунувшиеся во всё это болото и связавшиеся с манипуляторами, которых они воспринимали как друзей, менялись на глазах за считаные месяцы. Причём менялись часто необратимо, что самое страшное.
Такой ситуации с распространением деструктива, которая у нас сложилась сейчас с фактически полным отсутствием какой-либо цензуры, нет, пожалуй, ни в одной стране мира. И ситуация только ухудшается.
Сейчас же мы все живём в ситуации информационного беспредела, которого не было ещё лет 5–10 назад, и возможно, в будущем не будет, но именно сейчас ситуация такая. И когда вы отпускаете ребёнка в Интернет, вы должны понимать, что там сейчас царит полное беззаконие и за его безопасностью там никто не следит. Но если получилось, что ребёнок уже там и без этого уже не может, то вы должны понимать, что вопросы контроля за тем, чем он там занимается, — это на самом деле вопросы его жизни и здоровья, душевного и физического.