В моей статье «ЮНЫЕ ГЕРОИ ОДНОЙ ШЕСТОЙ ЧАСТИ СВЕТА» с подзаголовком «Это о советских детях-героях и лишь чуть-чуть о Российской Федерации» одна строчка у меня оказалась не соответствующей действительности. Вот она: «За последние тридцать лет детские имена мне в наградных хрониках не встречались». Так получилось лишь потому, что я не использовал всех возможностей распространения информации. Я попробовал задаться соответствующей целью и вот что узнал.
Семилетний Женя Табаков 2009, 20 января Указом Президента РФ награждён Орденом Мужества за то, что 2008, 28 ноября ценой своей жизни спас свою сестру от изувера-грабителя.
Двенадцатилетний Данил Садыков посмертно награждён Орденом Мужества за то, что 5 мая 2012 года спас 9-летнего школьника.
15-летний Магомед Сайдиевич Ташухаджиев посмертно удостоен звания Герой России за защиту своей семьи от террористов
Третьеклассники Максим Конев и Георгий Сучков спасли женщину, тонувшую в проруби.
С советских времён сохранилась традиция награждения, в том числе детей. Однако вся наградная система претерпела ряд изменений. В 1994 были отменены в качестве государственных медали «За спасение утопающих», «За отвагу на пожаре» они стали ведомственными. Вместо них в 1994 году была учреждена единая государственная медаль «За спасение погибавших». В этом же году был учреждён государственный «Орден Мужества».
Я не ставил своей целью изучение всей меняющейся системы государственных наград и званий РФ, но вот какие выводы уже можно сделать.
Подвиги детей, удостоенных советских наград, имели общее государственно-политическое значение и совсем не обязательно были связаны с риском для жизни. По характеру эти подвиги, достойные подражания и почитания, могли быть как военными (пионеры Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и другие), так и мирными ( Мамлакат Нахангова, Турсунали Матказимов, Нателла Челебадзе…).
Среди объектов для подражания в РФ остались лишь те подвиги детей, которые относились к самым близким людям – односельчанке, тонувшей в проруби; учительнице из соседней школы; сестре, которой угрожал насильник. Всё это, конечно, достойно уважения и подражания. А ещё – сочувствия, потому как связаны были с риском для жизни детей-героев.
Как отмечают нынешние учителя, из школьной программы убрали все книги, воспевающие революционный подвиг, борьбу, а так же коллектив и сплоченность. Вместо них пришли книги о личном успехе или трагедии. О жизни и ценности семьи (те же "Каникулы" Брэдбери). Коллективный подвиг и труд заменили на личный. Тимур Аркадия Гайдара был с командой, Васютка у Виктора Астафьева помог всем один. На первый план выдвинут личный подвиг, убрав общественный.
И вот тут сами собой приходят мысли о том, что отсутствие идеологии в РФ либо кажущееся, либо тщательно скрываемое. А вернее всего – насаждаемое и именно такое, какое мы видим из приведённых примеров.
На заглавной фотографии - лозунги, выставленные на всеобщее обозрение в витрине магазина на одной из центральных улиц Нижнего Новгорода. Слова: "ЛЮБИ СЕБЯ! МЕНЯЙСЯ! БУДЬ УВЕРЕННОЙ!".