Авторский блог Роман Илющенко 12:59 18 сентября 2013

Десантный батюшка

О буднях армейского священника, духовном будущем Российской Армии и русской молодёжи - отец Андрей (Шеломенцев)

Свои первые погоны он надел, когда ему было четыре года. Это были старые мятые солдатские погоны с буковками «СА». Их он выменял на санки у мальчишки из соседнего двора, за что был сурово наказан отцом – токарем-инструментальщиком, работавшем на одном из заводов на Среднем Урале. Но мечта надеть когда-нибудь настоящие, заслуженные погоны, стать офицером, у него осталась на всю жизнь. И хотя роста он был невысокого, щупленький и болезненный, своего добиваться умел. Когда родители переехали в суровый край - Магадан, он занялся закалкой организма, спортом, и болезни отступили.

Втайне от учителей и товарищей, он подал документы в Дальневосточное высшее военное общевойсковое командное училище, где был факультет морской пехоты. Морпехами он заболел, когда в 8 классе к ним на урок мужества пришёл морской пехотинец: рослый и красивый. В своей элегантной чёрной форме и в лихо заломленном чёрном берете, он просто свёл парня с ума. Когда из РВК пришёл вызов в училище, Андрей укатил в Благовещенск с твёрдым намерением обратно не возвращаться. Однако на факультет морпехов его брать не хотели, несмотря на весьма успешные результаты экзаменов и тесты по физо. «Ростом не вышел», - сказал ему без обиняков командир роты и, когда Андрей понял, что рушиться его мечта, то похвастался тем, что является перворазрядником по греко-римской борьбе. Этот аргумент подействовал, и Андрей Шеломенцев стал курсантом факультета морской пехоты Дальневосточного ВОКУ. Шёл 1977 год. Через четыре года, лейтенант Шеломенцев убыл для дальнейшего прохождения службы под Печенгу в гарнизон «Спутник», где дислоцировалась бригада морской пехоты СФ, став к тому времени ещё и КМС по боксу.

Пути Господни неисповедимы, и в 1989 году Андрею пришлось расстаться с армией – подвело здоровье. Для Морской пехоты - ограничено годен, а другой род войск амбициозный молодой капитан отказался рассматривать в качестве альтернативы «чёрным беретам» и, комиссовавшись, уехал в Мурманск. К тому времени, он серьёзно занимался рукопашным боем, каратэ, и вполне мог этим неплохо зарабатывать на жизнь.

В 1993 году Андрея Шеломенцева - капитана морской пехоты запаса, совсем неожиданно для него вдруг позвал за Собой… Бог. Как это произошло, он не объясняет, считая, что это происходит с каждым. «Если Бог существует, то я должен к нему идти»,- рассуждая просто, по-солдатски, решил он и пошёл в храм. В этом же году он вместе с семьёй переехал к родителям в «солнечный Магадан». Так, в марте 1994 г. он стал прихожанином храма в п. Ола Магаданской области и уже вскоре по благословению настоятеля пел на клиросе. Не оставляло неофита и желание послужить и Отечеству земному. В 1995-м году он устроился на службу в милицию, на должность замначальника Ольского РОВД.

А дальше в его судьбе появилась война. В свою командировку на Северный Кавказ, в Чечню, он поехал примерно через год службы в милиции. Там при штабе объединённой группировки войск и сил в Ханкале, в его новые служебные обязанности входила координация взаимодействия между армией, милицией и внутренними войсками.

В августе 1996-го обстановка в Грозном резко обострилась. Боевикам удалось скрытно войти в город и на рассвете 6 августа они ударили сразу по нескольким важным объектам: ж/д вокзалу, комплексу правительственных зданий, УФСБ, координационному центру (КЦ) МВД, нескольким блокпостам. Ситуация сложилась угрожающая и со многими опорными пунктами и пунктами управления была потеряна устойчивая связь. Отряду разведчиков, в котором был капитан Шеломенцев, предстояло преодолеть в контролируемом боевиками городе несколько километров и деблокировать комплекс правительственных зданий, ФСБ и МВД Чечни и КЦ.

О том, насколько опасное и авантюрное это было занятие, может сказать, например, такой факт. Дважды к КЦ пытались пробиться войсковые колонны 205-й бригады, при поддержке танков и авиации, и оба раза вынуждены были оставить эти попытки, понеся потери. Группе, в составе которой был морпеховский разведчик капитан милиции Шеломенцев это удалось. При этом он, правда, получил осколочное ранение в шею, но главное - остался жив. Он до сих пор уверен, что его Бог хранил на этой войне! Задача была выполнена, срок командировки окончен, и его отправили бортом домой, долечиваться. Там и застал его орден Мужества, к которому Шеломенцева представили не по линии МВД, а по рапорту командира бригады МО. Случай довольно редкий, который лучше наградных листов даёт понять серьёзность того, что сделал тогда капитан.

Отслужив еще три года, Андрей решил во второй уже раз снять погоны. Но причина в этот раз была другая. Он отчетливо слышал в сердце призыв Бога служить Ему, понимая, что и дарованная ему в огненной переделке жизнь – дар Божий, а совмещать работу в милиции со службой Богу - «служить двум господам», он не хотел. Владыка Магаданский и Синегорский епископ Анатолий (Аксенов) благословил его на принятие диаконского сана, а ещё через неделю он был рукоположен в иереи. На дворе стоял декабрь 1999-го года. Для капитана запаса началась новая, неведомая, но манившая его жизнь приходского священника.

В 2008-м году он, получив благословение правящего архиерея, прибыл в столицу, где в недавнем прошлом боевого офицера определили для служения в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями. Так он попал в сектор ВДВ, который возглавлял тогда молодой, но опытный «десантный батюшка» – протоиерей Михаил Васильев. А служить Патриарх благословил его в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, что недалеко от штаба ВДВ в Сокольниках. Два месяца назад о. Михаил Васильев написал рапорт о сложении с себя полномочий руководителя сектора ВДВ Синодального отдела Патриархии, чтобы сосредоточиться на руководстве Патриаршим подворьем при штабе ВДВ. На его место и был назначен о. Андрей Шеломенцев. Таким образом, они вместе продолжают работу по окормлению десантников, много лет назад начатую отцом Михаилом.

О буднях армейского священника, духовном будущем Российской Армии и русской молодёжи мы сделали небольшое интервью с батюшкой.

«ЗАВТРА». Отец Андрей, какая, на Ваш взгляд, ситуация с духовным окормлением наших славных десантников? Что входит в Ваши ближайшие планы?

о. АНДРЕЙ ШЕЛОМЕНЦЕВ. Ситуация в этом плане очень благоприятная. Отец Михаил, работая в этом направлении ещё до меня, заложил добрые основы для взаимоотношений с военнослужащими ВДВ. Скажу прямо, в войсках нас – священников РПЦ прекрасно знают, и не препятствуют нашей работе. Мало того, со многими командирами соединений и частей, офицерами и генералами штаба ВДВ, лично командующим – Героем России, генерал-полковником Владимиром Шамановым у нас прекрасные, деловые, рабочие отношения. Мы координируем всю нашу работу - это приносит заметные плоды. Это легко объяснимо, ведь ВДВ – это «войска для войны», а там где война, где реальная работа, там люди быстрее без принуждения приходят к вере, к Богу. Совсем неверующих людей в ВДВ я, к слову, не встречал. Чувство единства с Богом есть практически у всех. Перед каждым прыжком, первым или очередным, десантники обычно молчаливы и сосредоточены, и многие из них молятся. В такие минуты десантникам нужен не командир, не замполит, а именно священник. Сколько раз о. Михаил в такие минуты не просто был рядом, но и прыгал только потому, что солдаты-перворазники боялись это сделать сами. Тогда он так же надевал парашют, и шёл с ними в самолёт, а потом первым выходил в рампу. И глядя на него шли остальные. Если поп прыгнул, то десантник – подавно. Вот так личным примером и словом Божьим укрепляется дух солдата ВДВ.

В мои ближайшие планы на новом поприще входит создание системы подготовки священников для ВДВ. Я бы хотел создать или разработать какие-то функциональные обязанности, методические пособия для священников, окормляющих воздушно-десантные войска, где будет обобщён и учтён весь опыт, включая зарубежный, и где будут рассмотрены все основные грани деятельности полкового священника. На выходе этой моей задумки должна быть создана целая система обучения и подготовки, чтобы, заняв эту должность, даже молодой выпускник семинарии смог без особых проколов благополучно вписаться в службу.

«ЗАВТРА». Как обстоят дела с заполнением должностей штатных священников в воздушно-десантных войсках?

о. АНДРЕЙ. Во многих частях введены штатные должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими, и мы проводим активный подбор кандидатур на их замещение. Некоторые уже находятся на рассмотрении в аппарате МО. Из штатных священников официально приняты на работу пока только три. Но это не значит, что остальные десантники остаются без духовного окормления православных пастырей. В большинстве частей давно уже на добровольной, нештатной основе многие батюшки очень плотно сотрудничают с войсками. Могу смело сказать, что во всех частях, где есть священнослужители, имеются храмы, часовни, или оборудованы молельные комнаты со всем необходимым инвентарём.

«ЗАВТРА». В чём Вы видите проблему, что до сих пор должности не укомплектованы?

о. АНДРЕЙ. Проблем несколько. Во-первых, очень сложно подобрать для таких специфических войск достойных кандидатов. У нас среди священства нет такого количества батюшек, готовых для этих вакансий - по разным причинам. Во-вторых, утверждается каждый такой человек чуть ли не лично министром обороны и, учитывая отношение бывшего министра к Церкви, можно понять, как туго шёл этот процесс. Сегодня он сдвинулся с мёртвой точки, но каких-либо реальных кадровых решений пока нет. Повторю, при этом практически во всех частях ВДВ есть нештатные священнослужители, выполняющие в принципе все обязанности штатного: беседуют и встречаются с командованием и военнослужащими, членами семей, проводят богослужения и выполняют требы, выезжают на учения, прыгают с парашютом, и, в общем и целом, окормляют военнослужащих и членов их семей.

В моих ближайших планах так же объехать все части и соединения ВДВ, ознакомиться на местах с обстановкой, с командирами, узнать поближе этих пастырей, несущих свой крест воинского служения безвозмездно. Увы, это уже стало традицией русского священства – работать с военнослужащими, окормлять свою армейскую паству совершенно бескорыстно. И все они знают, что случись с ними какая-то беда, никаких льгот или выплат от МО или государства ни они, ни их осиротевшие семьи не получат. Хотя и сама штатная должность гражданского персонала эти выплаты так же не подразумевает. Это еще одна из причин, по которой не так много священников желают работать с армией, ведь служа на приходе и кормясь от него, священник гораздо лучше обеспечен и защищён, а на штатной должности гражданского персонала МО он гораздо более уязвим и зависим от целого ряда обстоятельств. И ещё – на приходе люди сами идут к священнику, а в армии он должен идти к людям и, фактически начиная с нуля, рассказывать, кто он и зачем к ним пришёл. Есть и специфические трудности. На приходе, например, настоятель сам определяет, во сколько ему служить Литургию, а в части он жёстко привязан к распорядку дня и если, например, подъём в 6.00, а завтрак в 7.00, то он должен ухитриться провести за это время Литургию, не нарушая распорядка.

Отмечу такой момент. Чтобы было легче служить, войсковым батюшкам необходимо развивать отношения не только по вертикали - с командованием, но и по горизонтали – со священниками данной епархии, чтобы можно было заручиться их поддержкой в случае необходимости.

«ЗАВТРА». Какими качествами должен обладать священник, который будет назначен в часть ВДВ?

о. АНДРЕЙ. По-моему, неважно даже - служил ли он вообще в армии или нет. Главное - это горение, это состояние души, которое будет подвигать на деятельное служение Богу и людям, стремление идти к солдатам и офицерам, делиться с ними своей пасхальной радостью. Если оно есть, то всё остальное - дело наживное, а если нет, то и не стоит браться. Ну и второе, как говорит отец Михаил, нам нужны те, кто готовы служить не за деньги, а за Родину! Это внутреннее чувство - гарант того, что ты настоящий патриот своего дела, своей службы в ВДВ. Но если священник отслужил в армии в свое время - это поможет ему в общении с военнослужащими.

«ЗАВТРА». О. Андрей, как по-вашему, какая сейчас молодёжь идёт в армию?

о. АНДРЕЙ. Я могу сказать не только про тех, кто пришёл служить, но и про тех, кто ещё готовится к службе. Молодёжь у нас – отличная. Когда нас пытаются убедить в обратном, дескать, они бездельники, пьяницы и наркоманы – это неправда! Есть и такие, что скрывать, но не они делают погоду в молодёжной среде, как бы не пытались нас в этом убедить некоторые СМИ. Если молодёжь любить, заниматься с ней, отдавать им себя, то они это обязательно оценят, почувствуют, и будет отдача. Поэтому в большой цене сейчас люди, могущие и желающие работать с молодёжью, зажигать её на нужные дела, заряжать её позитивом. Если такие люди найдутся, то и за молодёжь нашу можно будет не волноваться: есть у нас ещё Александры Матросовы и Евгении Родионовы. Молодёжи всегда свойственно стремление в будущее, соприкосновение с реальным делом, ответственностью, и нынешняя молодёжь – не исключение.

Я таких ребят часто встречаю: и в учебных заведениях, и на сборах допризывников, и в частях непосредственно. Регулярно общаясь с солдатами, я не вижу большой разницы с теми бойцами, которые были под моим командованием, когда я служил в бригаде морской пехоты. А это было лет тридцать назад. У меня такое ощущение, что желающие нас убедить в никудышности нынешней молодёжи, показывают нам на барашки прибоя у морского берега - пену с мусором, забывая о той глубине, в которой и заключается суть моря. Поэтому молодёжь, которая попадает в криминальные сводки – это лишь прибрежная пена, а вся суть – на глубине. Нашу настоящую золотую молодёжь и не видно по-настоящему, потому что она занята, она при деле. Я спокоен за нашу молодёжь и за наше будущее. Если Бог с нами, кто на нас?

Беседовал Роман Илющенко

Фото из архива о. Андрея Шеломенцева

1.0x