двойной клик - редактировать изображение
1. Председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Андрей Михайлович Макаров (22 июля 1954 года, Москва, РСФСР, СССР) подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации». Суть предлагаемых изменений состоит в упрощении получения налоговых льгот при выплатах за пределы Российской Федерации дивидендов от участия в хозяйственных товариществах и обществах или процентов по кредитам. От налогов на прибыль будут освобождены холдинги, которые, например, инвестируют или финансируют иностранные проекты, поясняет директор департамента налогового и юридического консультирования акционерного общества «КПМГ» Анастасия Степанова.
двойной клик - редактировать изображение
2. Подобные изменения можно рассматривать вроде бы как антикризисную меру. Российская Федерация соберёт меньше налогов, и у компаний останутся деньги на развитие. Однако, обращает на себя внимание то, какой именно объект для своей поддержки выбрал А.М. Макаров. Полгода российские законодатели спокойно смотрели на то, как умирали малый и средний бизнес и как миллионы, а не сотни тысяч наёмных работников лишались работы (а с учётом серого сектора речь может идти и о десятках миллионов). И вот теперь решили помочь компаниям, которые пережили карантин и пытаются вывести заработанные в Российской Федерации деньги за её пределы.
Законопроект ещё официально не успели внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, но с ним уже ознакомились профильные Департаменты Правительства Российской Федерации. Согласно отзыву Правительства Российской Федерации, предлагаемые изменения могут способствовать манипулированию получением налоговых льгот и уходу от уплаты налогов. Но в целом идея была воспринята благосклонно, законодательную инициативу рекомендовано взять за основу.
Однако трактовать выдвинутую идею можно по-разному. Если предложения А.М. Макарова выльются в принятый федеральный закон, то выиграют от него иностранные компании, владеющие российскими активами через офшорные «прокладки». Также в выигрыше окажутся граждане Российской Федерации, владеющие долями участия в иностранных коммерческих организациях. Как ни крути, но это – ещё один механизм, облегчающий вывод денег за пределы Российской Федерации.
Создаётся впечатление, что российские законодатели делают всё возможное для того, чтобы российская экономика оставалась открытой для иностранного капитала. И в этом, по идее, якобы нет ничего плохого. Вот только на практике открытость получается какой-то односторонней. Активы из Российской Федерации выкачиваются словно мощным насосом. За последние 26 лет было только два года – 2006 и 2007 годы, – когда фиксировался приток капитала в Российскую Федерацию. Но уже в 2009 году из Российской Федерации было выведено капиталов больше, чем пришло за предыдущие два года.
Надо сказать, что отток денег может быть весьма удобен Банку России и Минфину России. Он помогает сдерживать рублёвую инфляцию, что многие граждане Российской Федерации, прошедшие через шоковую терапию 1990-х годов, уже считают однозначным благом. Ещё лучше, если в статистику оттока капитала попадают зарубежные инвестиции российского бизнеса. Но только в том случае, если затем они возвращаются на Родину в виде прибыли и уже здесь вкладываются в более технологичные производства, что, как правило, – просто несерьёзно. Вот только о таких инвестиционных проектах что-то не слышно. Чаще рубли переводятся в $, чтобы играть на международных и иностранных биржах. Если удалось сорвать куш, он превращается в шикарные яхты и дорогую недвижимость на где-нибудь, например, на Лазурном Берегу. Правда, отчёты Банка России за первый квартал 2020 года показывают, что наработанным схемам скоро может прийти конец.
Последние несколько лет нефть и другие товары, экспортируемые из Российской Федерации, стоили значительно дороже, чем весь ввозимый в Российскую Федерацию импорт, то есть, имелся профицит платёжного баланса. Таким образом, появлялись свободные деньги, значительная часть которых различными лазейками так или иначе утекала за рубеж. Но теперь их – всё меньше и меньше. В результате инфопандемии коронавируса снизилось мировое потребление энергоносителей, что сразу же уменьшило экспортную выручку российских экспортёров. Цифры чистого оттока капитала из Российской Федерации уже вплотную приблизились к показателю профицита платёжного баланса. Ещё чуть-чуть, и вывозить будут уже не «лишние» нефтедоллары, а деньги, напрямую изъятые из российской экономики. Не этим ли фактом вызваны законотворческие инициативы, которые создают новые возможности по легальной переброске средств через границу для офшорных компаний?
двойной клик - редактировать изображение
3. В Российской Федерации продолжается третья волна амнистии капиталов. В её рамках государство обязуется не спрашивать об источниках происхождения денежных средств в иностранных банках, которые задекларируют граждане Российской Федерации. Об итогах первой волны 2015 – 2016 года официальные результаты не публиковалось. В 2018 – 2019 годах граждане Российской Федерации раскрыли 10 млрд. евро, как говорил тогда Министр финансов Российской Федерации Антон Германович Силуанов (12 апреля 1963 года, Москва, Центральный экономический район, РСФСР, СССР), но возвращать их в Российскую Федерацию они не обязаны. Многие аналитики считают, что граждане Российской Федерации успели спрятать на счетах в иностранных банках гораздо больше, чем 10 млрд. евро.
Частная некоммерческая организация «Национальное бюро экономических исследований» (англ. National Bureau of Economic Research, NBER), основанная в 1920 году для содействия объективному количественному анализу экономики США, ещё в 2017 году насчитало 1 трлн. $ на офшорных счетах граждан Российской Федерации. Имеются и более крупные оценки суммарного размера выведенных из государств бывшего СССР денежных средств их гражданами. Этому негативному для российской экономики и благосостояния граждан Российской Федерации процессу уже пора давно положить конец. Поднятие уровня жизни граждан Российской Федерации, а главное – её качества, является насущной необходимостью власти Российской Федерации. Решить эту проблему без остановки вывода денежных средств и прочих активов за пределы Российской Федерации представляется совершенно невозможным. А без этого суверенитет Российской Федерации становится лишь декларацией и фикцией.