Авторский блог Евпраксия Макошева 21:47 8 мая 2022

День Победы и Сады драгоценностей на Гергиевских фестивалях

Как только Валерий Гергиев завершил Московские показы вагнеровской тетралогии, гораздо больше сегодня похожей на настоящий вагнеровский фестиваль, чем основанный самим Рихардом и существующий сегодня под руководством внучки Вагнера в Байройте, начался следующий его фестиваль, Пасхальный. Он был основан в 2002 году и в этот раз расширил горизонты, так как начался в Петербурге. В первую неделю показали четыре оперы, три из которых, русские, охватывают по содержанию четыре века российской истории в её переломные моменты ("Царская невеста" Н.А.Римского-Корсакова, "Семён Котко" С. Прокофьева) или воспевают силу и трепетную нежность характеров, составляющих основу русской ментальности, как открывший фестивальную программу в Петербурге "Евгений Онегин" и ровно через неделю оперно-симфоническую в БЗК продолжившая воспевать внутренний мир человека "Иоланта" П.И. Чайковского. О фестивальном "Фальстафе" Верди, который шёл в Мариинском-2 в первые дни и в других городах позже, я скажу ниже, он того стоит.
В день Воскресения Христова в Большом зале консерватории, по соседству с университетским храмом, где шли пасхальные службы, оркестр, хор и солисты п/у В.А.Гергиева исполнили "Иоланту". Сергей Скороходов-Водемон и Инна Чурилова-Иоланта, а также Станислав Трофимов-Рене, Геннадий Беззубенков-Бертран, Роман Бурденко-Ибн-Хакия не оставили зрителей равнодушными и лишний раз подарили возможность убедиться в том, что зал, хоть и намоленный за сто лет великими исполнителями, но поддаётся по-прежнему только самым выдающимся и сильным. Мариинские солисты, безусловно, в очередной раз покорили рубеж Рубинштейна.

Программа хоровых и колокольных концертов фестиваля открылась за день до открытия симфонической в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, где прозвучали древние церковные православные песнопения, греческие и сербские, русские (валаамского монастыря) и болгарские наряду с духовными циклами современных композиторов (например, фрагменты из опуса Родиона Щедрина "Запечатленный ангел", стяжающие молитвенные чаяния верующих во всех соборах страны, все звучащие в это время хоры в церквях и храмах в ту точку, где звучали "Да святится имя твоё" и "Ангел Господень"). Выступления лучших хоровых коллективов страны, при том не только церковных, как хоры Данилова монастыря или Московского синодального, но и академических народных хоров и хора оперного театра Мариинского театра продолжились в других храмах и похожих на иконографические дворцы-музеи залах церковных Соборов Москвы, Зарайска, Коломны, Раменского, Егорьевска, Кубинки, Серпухова, Тулы. Благотворительные концерты в этом году прошли не только для детей, ветеранов и героев России, но и для людей, проходящих лечение в гемологических центрах. В симфонической программе этого года появились необычные концерты,- для арфы с оркестром Р. Глиэра ( солировала Софья Кипрская) и для трубы с оркестром Иоганна Гуммеля (солировал Тимур Мартынов). Любимые прославленные солисты Павел Милюков (скрипка) и Олег Сендецкий (виолончель) играли концерты П.И. Чайковского. Приехал не бывавший ранее хоровой коллектив из Армении.

двойной клик - редактировать изображение

Для того, чтобы понять, каков масштаб мероприятий и дарований исполнителей и коллективов, участием которых так щедро делится Валерий Гергиев со слушателями разных городов во время Пасхального и, сразу после, фестиваля "Белых ночей", и почему его так тепло принимают везде, особенно в трудно покоряемой Москве, где есть Большой театр да и консерватория не устаёт ковать лучшие кадры, я вернусь на шаг назад и скажу о тетралогии Вагнера, которая как нельзя лучше даёт нам представление о том, каков уровень исполнителей и какими усилиями и прозорливым умом формировался коллектив, состоящий только из сапфиров, изумрудов и алмазов оперной и симфонической нивы.
В то время, как 15 апреля редакторы британского издания The Spectators готовили к выпуску номер со статьёй первой полосы "Почему музыкальная элита в России поддерживает Путина" и фотографией рукопожатия Путина и Гергиева почти во всю страницу, сам маэстро Гергиев был занят подготовкой к финальному спектаклю тетралогии "Кольцо нибелунга" с оригинальным названием Gõttendamerung", которое на русский переводят и как "Закат богов", и как "Сумерки богов", и как "Гибель богов", в зависимости от того, кто переводчик. Это первое за последние сто пятнадцать лет исполнение в Москве полного вагнеровского цикла, привлекло к залу, расположенному в парке "Зарядье", повышенный интерес и, если вы регулярно следите за афишей, то смогли заметить, что в отличие от первых двух, и третий, и четвёртый спектакли в афише уже не стояли, - за две недели до событий билетов не было. Несмотря на то, что руководство Зарядья приняло решение о прямой трансляции, на улице лишние билеты спрашивали уже от выхода из метро " Китай город". В резком увеличении количества народа в самом древнем районе у стен московского Кремля виновны именно они, мариинские солисты и собравший их в одной труппе за почти сорок лет кропотливого труда руководитель Мариинского театра и его главный дирижёр, сумевший увлечь их и объединить на сцене в то время, когда почти каждый из них, за редким ИСКЛЮЧЕНИЕМ, был востребован в лучших театрах мира. ИСКЛЮЧЕНИЯ, вернее ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ Валерий Абисалович искал и находил разными способами, некоторые из которых наверняка вынес из советского образования, когда перед талантливыми и волевыми действительно были открыты все двери. Думаю, именно по этой причине исключительный Михаил Векуа, родившийся в осетинской провинции и до 2012 года незаметно работавший в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, засверкал всеми красками и стал единственным в мире драматическим тенором, сумевшим четыре дня подряд без перерывов исполнять главные партии всего цикла Вагнера без сучка без задоринки, свежим, как ни в чём не бывало, голосом радуя публику и партнёров каждый следующий день в партиях Бога огня Логе, Зигмунда и Зигфрида. Пока что на это никто другой не способен. Кто-то из теноров, правда, смог потянуть два спектакля кряду.

Или сопрано Татьяна Павловская (Брунгильда), которая как и бас Евгений Никитин (Вотан, Гунтер) родом из Мурманска. Татьяну знают во всём мире, она пела не только в Скала или МЭТ, её голос возжелали услышать в Букингемском дворце. Там её знали гораздо лучше, чем в Москве, где в этот раз без перебоя брали интервью разудалые телевизионщики центральных каналов после того, как она спела Брунгильду в трёх из опер тетралогии,- в "Валькирии", "Зигфриде" и "Гибели богов". Бас Михаил Петренко, исполнивший партии Хагена, Хундинга и Фафнера в Зарядье и много раз ранее в премьерных постановках в Европе и Америке, уроженец Петербурга. Как раз его москвичи знают и любят уже давно. А вот Вотан-Евгений Никитин, все четыре спектакля бывший верховным богом, поражённым небожественной страстью владеть миром с помощью кольца, и Гунтером в "Гибели...", в Москве тоже почти неизвестен. Его карьера началась в Мариинском и счастливо продолжалась на всех без исключений западных площадках первой категории и его крутой нрав, как отказавшегося в 2012 году петь на вагнеровском фестивале в Байройте по принципиальным соображениям, известен агентам и директорам европейских театров. Это не мешает им приглашать его снова и снова. В его биографии, единственной, пожалуй, на Вики-просторах, указано, кроме фактов собственной биографии, что его брат прошёл сквозь пекло Афганской войны. А значит, это для него очень важно. Евгений поёт не только оперу, но и тяжёлый рок и выглядит этот могущий блондин с огромными голубыми глазами ровно также, как и поёт партию Бога Вотана в "Кольце Нибелунга". Величественно и очень органично. Кажется, что отойдёт от тебя на шаг и умчится на мотоконе за облака, не ближе. А голос прекрасный, мощный и красивый. Слово МОЩНЫЙ относительно голоса можно применить к каждому мариинцу. Здесь служат по крупицам собранные в разных уголках страны истинные таланты, радующие нас мощью голосов: Татьяна Сержан (Петрозаводск), вердиевская звезда первой величины, способная вытянуть партии любой сложности; отчисленный когда-то за неуспеваемость из музыкального училища и ставший сегодня одним из главных баритонов на небосклоне театра Владислав Сулимский (Минская область, Молодечино); Роман Бурденко (Алтай, Барнаул); Геннадий Беззубенков (народный артист, уроженец Старой Вителёвки Ульяновской обл.); Станислав Трофимов; Екатерина Сергеева; Татьяна Домбровская; Анна Денисова (Амурская область); Анна Кикнадзе; Михаил Векуа. Все они сегодня поют в западных премьерах, без них там не могут обойтись. И о каждом есть что сказать. Например Татьяна Сержан: работает в Мариинском с 2014 , до этого много лет работала на мировых сценах, любимая певица Риккардо Мути. Это не для красного словца и вне сомнений. Хотя работала и с Баренбоймом, и с Марисом Янсонсом, и с К. Нагана и со многими-многими другими дирижёрами первого ряда. Но когда позвал Гергиев, с радостью отозвалась и сейчас каждое её появление на сцене праздник. О ней говорят, что она первая настоящая Лиза в Пиковой после ухода Галины Горчаковой. А в рамках нынешнего гергиевского Пасхального фестиваля она несколько раз показалась в партии Алисы в "Фальстафе" Верди, когда огромным, необыкновенной глубины и красоты голосом обняла залы сначала Мариинки-2, затем Петрозаводска и Московской филармонии (КЗЧ), а потом и ещё нескольких городов России. И каждый раз опера звучала по-новому, интереснее, Валерий Абисалович позволял солистам делать любые новые эмоциональные движения в разных темпах, в зависимости от того, как пели их души. В этом его самое большое преимущество, его музыкальный гений, о котором мечтает каждый солист, выходя на сцену работать с оркестром. Какой возьмёт темп, даст ли вздохнуть, закончить фразу. Гергиев позволяет им делать всё, чтобы они могли выразить наилучшие качества, слышит всех и всё и знает, кто на сцене главнее каждую новую секунду и под кого необходимо подстелить махину оркестра. И самое существенное в нынешнем "Фальстафе", что все солисты ,- и Сержан, и Бурденко, и Денисова, и Сергеева сумели рассмешить. Это большое искусство. Оперы-буффа писали многие композиторы и ставили многие режиссёры. Но огромный дар исполнителя не только выйти на сцену и покорить замечательным голосом, но и увлечь содержанием и заставить искренно смеяться. Игрой, наполняющей зал энергией, самоотдачей. Вот это получилось блестяще. И в концертном варианте в Мариинке-2, и в полусценической версии на сцене КЗЧ им. Чайковского.

двойной клик - редактировать изображение

К небывалому успеху солистов и оркестра Мариинского театра в Москве причастны обстоятельства и звёзды, которые сошлись. Многие, почти все, вышли из стен Петербуржской консерватории. А кроме того, московская публика Гергиева сильно отличается от новой публики евролиберальной Москвы. Возможно, именно поэтому на всех спектаклях Мариинского столичные залы переполнены даже в наши тяжёлые времена, в те дни и месяцы, когда другие концерты, сколько бы рекламы ни давали, проходят почти без зрителей. На площадках Мариинского нет узколобой высокомерной тяжести в атмосфере зала, а если закрадывается, то тут же и выдавливается, улетучивается сама собой, заменяется искренностью, глубиной и воспрявшим после нескольких лет ограничений воодушевлением самого высокого порядка, привнесённым в Москву из культурной столицы. Здесь образ качественного образования и широких взглядов артистов, проявившиеся в соединении творческих единиц при создании каждой из постановок, здесь и наше чувство гордости за музыкантов, которые сохранили традиционную школу без впадания в глупость новизны любой ценой.

Солисты Мариинского театра вместе с другими петербуржцами примут участие в ближайшем фестивале Белые ночи, который начнётся сразу после завершающих концертов нынешнего, двадцать первого Пасхального фестиваля в День Победы девятого мая днём в 13:00 на Поклонной горе и вечером в 20:00 в Зале Зарядье в Москве.

Поистине, русские опера и балет не только во времена холодного, но даже и ледяного занавеса может оставаться брэндом и гордостью России, помогая политикам и дипломатам.

И возвращаясь в заключение к Вагнеру, рассказ которого о моменте, превратившем время БЫТИЙНОЕ во время ИСТОРИЧЕСКОЕ до определённой степени созвучен моменту, в котором пребывает сегодня мир. Но лишь до определённой. Человек крайне редко, но всё же, иногда оказывается причастен к творению новых богов. Времена таких возможностей всегда наиболее интересны. И наше время - именно такой момент. Стоит помнить об этом в День Победы, когда все будут вспоминать героев-победителей, а в Парке победы Мариинский театр под управлением народного артиста РФ Валерия Гергиева исполнит военные песни.

1.0x