Авторский блог Юрий Юрьев 00:00 26 мая 2016

Не зарастёт народная тропа

День памяти воина Евгения Родионова прошёл духоподъёмно при большом стечении верующих и иных людей, которые приехали на кладбище под посёлком Курилово. На могиле Евгения стояла Президентская рота почётного караула, салютный залп давал взвод воздушно-десантных войск. Приезжали кадеты, школьники. Люди шли и шли нескончаемым потоком. Приезжали не только со всей России, но и из Украины, из Белоруссии, с Балкан… Со всего православного мира!

День памяти воина Евгения Родионова прошёл духоподъёмно, при большом стечении верующих и иных людей, которые приехали на кладбище под посёлком Курилово. На могиле Евгения стояла Президентская рота почётного караула, салютный залп давал взвод воздушно-десантных войск. Приезжали кадеты, школьники. Люди шли и шли нескончаемым потоком. Приезжали не только со всей России, но и с Украины, из Белоруссии, с Балкан… Со всего православного мира! Из-за того, что на кладбище было немного места, представительские группы подходили по очереди и служили панихиду. В том числе приехала небольшая группа священников военного отдела Московского патриархата, которые тоже отслужили поминальную службу. Была развёрнута полевая кухня, всех гостей угощали.

Каждый год происходит одно и то же — притекает множество людей, возносятся молитвы, произносятся патриотические речи. Ежегодное поминовение каждый раз превращается в большой, очень светлый русский праздник духа.

Безусловно, сегодняшний праздник был особенно велик, ведь с момента убиения воина Евгения прошло двадцать лет. Воин Евгений совершил свой подвиг, когда ему было 19 лет. Двадцать лет — это жизнь целого поколения, поэтому сейчас особенно важно не утратить свидетельств о его подвиге, носителем которых является его мама Любовь Васильевна Родионова, ветераны, воевавшие тогда в Чечне, тогдашние военачальники, представители Антитеррористического центра. Все они помнят те события, каждый год приезжают на могилу. Сегодня увековечить их воспоминания очень важно, потому что волей-неволей информация с течением лет начинает искажаться. Играет роль и свойство человеческой памяти, и злонамеренное искажение информации… К сожалению, до сих пор в нашем обществе присутствуют те люди и силы, для которых подвиг воина Евгения нетерпим и нестерпим. Для них удобно видеть Россию как некую маргинальную страну, население которой не способно ни к духовным, ни к ратным подвигам. Этот антирусский настрой транслируется на всё исконно русское. В том числе и на святыни.

Но, тем не менее, молва и весть о воине Евгении и убиенных с ним переходит из уст в уста. Весть эта распространяется не по информационным каналам, а через прямую людскую речь. Тем более что в первую Чеченскую войну всем попавшим в плен русским солдатам задавался один и тот же вопрос: жизнь или принятие ислама. Каждому предлагалось отречение от христианской веры. Многих имён тех, кто избрал смерть, верность вере и Отечеству, мы не знаем. И когда совершались панихиды по воину Евгению, то поминались "воинства, за веру и Отечество живот свой положившие" — и те безымянные, неизвестные солдаты, и те, которые разделили участь воина Евгения — Александр, Андрей, Игорь…

Да, почитание в народе… точнее не только в нашем народе, но уже и по всему православному миру, — существует. В некоторых епархиях различных православных церквей, по благословению местных преосвященных архиереев, он уже чтится как местночтимый святой. Его иконы там уже не являются каноническим нарушением.

Как ни удивительно, но при нынешнем украинском раздоре и помутнении в головах наших народов, на Украине тоже очень велико почитание воина Евгения. До сих пор оттуда приезжают люди, несмотря на сложности при пересечении границ, связанные с новой национальной нацистской идеологией Киева. Воистину христианский подвиг — это подвиг, объединяющий людей.

Перспективы канонизации воина Евгения в Церкви, на мой взгляд, по-прежнему туманны. Это до сих пор сложный и больной вопрос. Раньше, даже в 90-е годы огромное значение для людей играло мнение духовников, тех, кого народ называет старцами или просто духовно умудрёнными людьми. Сегодня в нашей Церкви сформировался чётко работающий устойчивый административный аппарат, при котором каждый администратор вынужден действовать и мыслить системно, давать системные ответы с оглядкой на многие-многие факторы. Как говорил в своё время иеромонах Серафим Роуз — чем выше у иерархии верх, тем меньше свободы у человека. Вопрос канонизации воина Евгения является заложником именно этой ситуации.

Мать воина Евгения — Любовь Васильевна Родионова — достаточно жёсткий и прямой человек. Она довольно прямо выражает своё мнение и, конечно, является неудобной фигурой для многих властейпредержащих. Безусловно, её характер также является камнем преткновения в вопросе канонизации. Однако совершенно очевидно, что Бог именно её избрал для того, чтобы донести весть о Евгении. Любовь Васильевна очень цельный и очень сильный человек. Отец Евгения не вынес испытаний и умер на могиле сына через несколько дней после похорон. А она прошла, дошла, обошла всех бандитов, рискуя собственной жизнью, рискуя подорваться на минах или просто быть убитой где-то в ауле, ради сына, ради его памяти. Только такой человек, как она, мог пройти все эти адовы муки унижений и испытаний и вывезти тела ребят уже после того, как Первая Чеченская война фактически была проиграна. Ведь после Хасавюртовского договора Чечня стала свободным бандитским государством, типа современного ИГИЛа.

Думаю, народное почитание будет расти и дальше при весьма осторожной реакции священноначалия. Прославление Евгения в Царствии Небесном и в русском народе давно состоялось. И это главное!

1.0x