День Гагарина
Отрывки из книги
Зубков Е.В. «Житие инженера. Опыт бытописания середины ХХ века в трех частях с отступлениями». М., Издательский дом МЭИ, 2011г., 399[17]с. илл. (www.alib.ru/bs.php4?bs=FINIST)
Предлагаемый отрывок относятся к периоду (1960-1968) работы автора в ОКБ МЭИ – Особом Конструкторском Бюро Московского Энергетического Института, руководимом в то время Алексеем Федоровичем Богомоловым (с 1986г. – академик АН СССР). О Богомолове см. на данном сайте «Вольный академик», статью, посвященную 100-летию со дня его рождения.
В ОКБ МЭИ была создана и успешно работала на космических кораблях серий «Восток» и «Восход» первая в мире система космического телевидения «Топаз» (все ее модификации начиная с Гагаринского «Трал-Т» (100 строк, 1 кадр/сек.), и далее - «Топаз-10», «Топаз-25», «Топаз-25М2». Последняя – в вещательном общесоюзном стандарте: 625 строк, 50 п/кадров в сек.). Автору посчастливилось принимать участие в создании, испытаниях и работах «Топаза» по приему изображений с орбиты на стартовой позиции в Тюра-Таме (впоследствии – космодром Байконур). В том числе и 18 марта 1965 года при первом выходе человека в открытый космос (см. на данном сайте «К 50-летию выхода человека в открытый космос (18.03.1965 г.)» ч.ч..1,2)
*****
11 апреля 1961 года поздно вечером закончилась сдача военпредам последних комплектов «Байкала». В двенадцатом часу ночи служебный автобус развозил по домам участников вечерних бдений. Многие ВНИИТовцы[1] жили в районе Московского проспекта, в его наиболее удаленной от центра части (Прим. автора. Это тогда, 50 с лишним лет назад, была «наиболее удаленная от центра» часть проспекта.) И от Лесного проспекта, через весь опустевший к полуночи город мы и ехали. И я был «вместе с народом», поскольку гостиница «Турист» на улице Севастьянова, в которую мне удалось поселиться, тоже на отшибе, в глубине, слева от проспекта.
Командировка завершалась. Документы я оформил еще днем и ехать завтра в институт не было необходимости. Хоть и просидел на сдаче «Байкалов» несколько недель, но во ВНИИТе у меня, вчерашнего студента (инженер, понимаешь, без году неделя), еще не сложились ни с кем доверительные, товарищеские отношения; новости и сплетни шли мимо, и я не подозревал, что принесет завтрашнее утро миру, стране и мне в том числе.
Утро следующего дня выдалось серенькое, безветренное, в меру середины апреля прохладное. Напряженные, нервные дни остались позади, и я с утра благодушествовал. План составился такой: позавтракать в кафе «Ленинград» на Невском, купить билет на самолет в кассе «Аэрофлота» на углу Невского и улицы Гоголя и во второй половине дня улететь в Москву…….
………Итак, шел я завтракать в «Ленинград», по Невскому, в сторону Московского вокзала. На подходе к кафе возникло нечто необычное: по разделительной полосе, вразброд, во встречном мне направлении шла группа возбужденных ребят, по виду студентов. Все какие-то растрепанные: пальто и куртки нараспашку, шарфы болтаются, машут руками, шапками и что-то кричат нестройно.
Мы поравнялись и разминулись: они на разделительной полосе, я – на тротуаре. Прошел несколько метров и, как ударило, я понял. Они кричали: «Человек в космосе!! Человек в космосе!!»
Есть такое заезженное выражение: «как будто крылья выросли». За свою жизнь мне довелось несколько раз испытать это ощущение, в смысле, близком к буквальному. Чувство внезапной распрямленности, легкости где-то в лопатках, будто мгновенно потерял в весе. На Невском, 12 апреля 1961 года – тот самый случай. Короткие мгновения счастья….
В кафе над столиком, на стене висел репродуктор. Время подходило к десяти. Как всегда, сначала многообещающие позывные: «Широка страна моя родная», и торжественно вступил Левитан: «... гражданин Советского Союза, летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич!».
Когда я вышел на улицу, уже не группа – толпа, на глазах обраставшая людьми, двигалась теперь в обратном направлении – от Дворцовой площади к Московскому вокзалу. Движение встало. И солнце выглянуло. И транспаранты, и плакаты, наспех сделанные появились. И ликование великое было на Невском……….
*****
После полета Гагарина, последовавшего глобального обалдения и всенародного ликования, в нашей лаборатории не наблюдалось затяжной эйфории. События развивались стремительно. ОКБ взялось за разработку космической телевизионной системы в полном объеме, стремясь избавиться от сковывавшей его кооперации. Наше руководство: А.Ф. Богомолов, К.К. Морозов (заместитель), С.М. Попов, Б.М. Мальков, Ю.И. Лебедев, Н.А. Терлецкий и ведущая инженерная среда: В.С. Денисов, О.Г. Зотеев, Г.П. Хабаров, Н.В. Розов и другие считали, и не без оснований, что все можно сделать самим, быстрее и лучше.
Уже в начале второй половины 1961 года на нескольких научно-измерительных пунктах (НИП): Тюра-Там, Медвежьи Озера, Красное Село, Симферополь в соседстве со станциями «Трал» появилась новая аппаратура «Топаз-10» (400 строк прогрессивной развертки, 10 кадров в секунду).
Не могу сказать, почему именно Т-О-П-А-З и кто предложил это название, но если немножко вдуматься и пофантазировать, – всплывают некие ассоциации. Тут и «Т» – преемственность с «Тралом», и «ТО» – телевидение объектовое (на космическом объекте), и «П» – передача на «З» – Землю. И, наконец, «АЗ» – первая буква кириллической азбуки. Первенец. Космическую эпопею начинаем с «азов». А на тот момент аналогов «Топаза» в мире не существовало. Перечисленные выше фамилии принадлежат первопроходцам космического телевидения. Почти все из них уже покинули этот мир. Треть – в обидно раннем возрасте.
Но страна должна знать своих героев. Хоть список этот далеко-далеко не полон.
[1] ВНИИТ – Всесоюзный Научно-исследовательский Институт Телевидения. (г. Ленинград)
-
Владимир
11 апреля 2015 в 21:45Золотухин
Слава советским первооткрывателям космической эры!
Долг современного дееспособного поколения - преумножить подвиг отцов и дедов...
-
Людмила
12 апреля 2015 в 18:38Федорова
Спасибо Вам, уважаемый Евгений Зубков, за Ваши воспоминания о Дне полета в космос первого космонавта Земли, нашего соотечественника и моего земляка Юрия Алексеевича Гагарина.
Нашему, тогда молодому поколению шестидесятников, повезло жить и быть свидетелями первого запуска человека в космос.
Этот день запомнился и мне на всю жизнь. Тогда я училась в 10-ом классе во Всесоюзной комплексной Сафоновской школе-интернате Смоленской области, в которой воспитывались 200 детей дошкольного и 600 - школьного возраста.
Помню, в учебный кабинет обрадованно просто влетел наш классный руководитель Анатолий Александрович Столяров и объявил: "Человек в космосе!"
В большом актовом зале интерната мы смогли по широкоэкранному телевизору увидеть, как Юрий Алексеевич шагал по дорожке для сдачи рапорта об успешном завершении полета, как радостно встречали его простые советские люди, москвичи.
К сожалению, мне не довелось увидеть живого Ю.А.Гагарина, когда он впоследствии приезжал в нашу школу на встречу с воспитанниками и учащимися. К тому времени я уже окончила 11 классов и отправилась в самостоятельную жизнь.
Еще раз огромное Вам спасибо!
-
Евгений
12 апреля 2015 в 19:33Зубков
Спасибо, Людмила, за Ваше внимание к моим отрывкам. Поднимается пласт воспоминаний о юности, молодости. Такое созвучие очень приятно.