Авторский блог Сергей Аксёнов 18:58 27 августа 2017

Демоны, демоны и немного ангелов

книга Игоря Молотова про политиков девяностых

Игорь МОЛОТОВ. "Демоны и ангелы российский политики лихих 90-х". (серия: Всемирная история). М, Центрполиграф, 2017. – 333 с.

Не так давно супруга Бориса Ельцина назвала 1990-е годы «святыми». Русские люди аж задохнулись от негодования. Время разрушения, распада, момент крупнейшей геополитической катастрофы XX века – краха СССР. Так оценивает происходившие процессы народное большинство. Впрочем, есть и другие. Бенефициары смуты. В 1993-м они призывали к расстрелу Белого дома, сейчас визжат в защиту режиссёра Серебренникова. Их принято называть "либералами", хотя на деле они, скорее, враги свободы русского народа.

В книге Молотова "Демоны и ангелы российской политики", посвященной протагонистам истории 1990-х, демонов будет, пожалуй, побольше. Какое время, такие и герои. Впрочем, ангелы там тоже имеются. Затёртые, придавленные ельцинской кликой, эти светлые русские люди исполняли свой долг как могли. Они - как бриллианты среди дерьма. Сейчас, когда «Крымнаш» расставил всех по своим местам, становится беспощадно ясно, как они были правы. Генералы Лев Рохлин и Геннадий Трошев, политик Виктор Алкснис. Читатель прочтёт о них с уважением.

Жизнь и смерть потрепали героев 1990-х изрядно. Покинул наш мир отец эпохи — Борис Ельцин. Водка одолела волю к власти бывшего партаппаратчика. Все что от него осталось — фанерный "мавзолей" в Екатеринбурге - мекка российского либерализма, место паломничества олигархов и приватизаторов, вздыхающих по ушедшим временам. Парадокс, но брутальный рыкающий Ельцин закончил свои дни подобно князю Львову, временному лидеру февраля 1917-го, безропотно уступившему власть более настойчивым претендентам.

В 1990-е таковым был, конечно, Борис Березовский. Вот кто был демон так демон. Мимо такой фигуры Молотов, конечно, не мог пройти. Понимая, что его высший удел «быть евреем при царе» БАБ задумал и провернул проект "преемник". Операцию циничную, дерзкую, антидемократическую, но... блестящую. Признаем это. Уболтав царскую дочку, произвёл в стране революцию сверху, передав власть в руки Владимира Путина. Революция, правда, сожрала своего ребенка. Удавленный шарфом Платон Еленин был найден мёртвым в лондонском поместье.

Доказывать право на власть пришлось, как всегда, через кровь. Больше всего ее пролилось в Чечне. Молотов приводит портреты сразу нескольких активных участников тех трагических событий. Помимо русских генералов, это преемник Дудаева Аслан Масхадов. Некогда советский офицер, затянутый в водоворот чеченского сепаратизма периода распада империи. А вот другой его соплеменник — Ахмад Кадыров, религиозный деятель вряд ли лояльный советской власти, в новейшие времена смог верно оценить происходящее и стать союзником Москвы. Впрочем, смерть настигла обоих.

Новая эпоха проходила под знаком ликвидации наследия 1990-х. Первым под раздачу попал еще один герой книги Молотова Владимир Гусинский. Телемагнат так увлекся политикой, что не заметил, как оказался в Бутырке. Правда всего на три дня. Сообразительный, он быстро отдал государству контроль над НТВ в обмен на свободу. А вот его коллега по олигархическому пулу — Михаил Ходорковский оказался более упрямым. Десять лет — не три дня. Срок изрядный. Возможно, по этой причине в книге Молотова МБХ посвящена самая первая глава. Знак уважения к сильному и опасному врагу.

Впрочем, как социальная группа, либералы теряли и продолжают терять свои позиции с каждым годом. Это хорошо заметно по судьбам их моральных лидеров, отраженным в книге. Любитель сёрфинга и юных дам Борис Немцов убит, Хакамада, бездарно провалив политическую карьеру, подалась в «коучи», Альфред Кох — неудачливый контрабандист осел в Германии, зигует теперь на могиле Бандеры. Единственный среди них, кто, кажется, радуется жизни — это Михаил Касьянов. Вы знаете, видели. Даже Чубайс засухарился в Роснано и старается не отсвечивать. Всех их вспомнил "добрым" словом Игорь Молотов.

В настоящем из героев 1990-х на виду остались единицы. Те, кто сумел закрепиться в новой политической системе. Жириновский, Зюганов, да вечный Владислав Сурков, плотно оседлавший сейчас украинскую тему - главный по "минским соглашениям". Кстати, о последнем автор отзывается весьма комплиментарно. Что же, политическое долголетие — тоже искусство. Однако какими бы ни были великие тени прошлого, однажды они неизбежно уступят место новым героям. И это будут уже не либералы.

1.0x