Авторский блог Александр Нагорный 22:52 18 декабря 2018

«Дело Бутиной» и «дело Мэн»

Россия сегодня почти не использует в отношениях с США принятый ещё с древнейших времен принцип талиона

12 декабря решением суда финансовому директору крупнейшей китайской IT-корпорации Huawei Мэн Ваньчжоу, арестованной 1 декабря в транзитной зоне аэропорта Ванкувера (Канада) и обвиняемой в нарушениях анти­иранских санкций США, была изменена мера пресечения на домашний арест под залог в размере 10 млн. долл. В тот же день арестованная в Америке ещё 15 июля гражданка РФ Мария Бутина признала себя виновной в том, что действовала против интересов Соединённых Штатов.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров объяснил решение Бутиной пойти на сделку с американской Фемидой "необходимостью выторговать возможность как можно поскорее освободиться и вернуться на родину", тем самым признав, что все протесты и заявления российской стороны по поводу ареста и невыносимых условий ("аналогичных пыткам") содержания Марии Бутиной не принесли никакого результата — точно так же, как в случаях с бизнесменом Виталием Бутом и лётчиком Константином Ярошенко. Но те пока вроде бы держатся, своей вины не признают и американских требований не выполняют. Но надолго ли их ещё хватит?

Китайцы же подкрепили свои протесты арестами двух канадских граждан, пребывающих на территории КНР, обвинив их в шпионаже, — и мгновенно, буквально через несколько дней, добились вполне определённого результата. Правда, параллельно им пошлось пойти и на определённые уступки на торговых переговорах с Вашингтоном, то есть продемонстрировать комплексный и сбалансированный подход с использованием как "кнута", так и "пряника".

Кроме того, конечно, сравнивать российскую студентку, уже несколько лет официально увлечённую идеей легализации огнестрельного оружия в нашей стране, с "принцессой Huawei" не вполне корректно. Возможно, если бы в США арестовали, скажем, Олега Дерипаску или Романа Абрамовича, колёса российской властной машины тоже бы крутились быстрее и эффективнее, чем в трёх указанных выше (Бутина, Бут, Ярошенко) и многих других случаях, когда российских граждан по запросу американского Минюста арестовывали в третьих странах по всему миру. А возможно, и нет — вспомним хотя бы инциденты с арестами олигарха Дмитрия Рыболовлева или сенатора и "тоже миллиардера" Сулеймана Керимова (правда, в обоих случаях дело было во Франции, и там уши Дяди Сэма не торчали настолько открыто).

Тем не менее факт остаётся фактом: Россия сегодня почти не использует в отношениях с США принятый ещё с древнейших времен принцип талиона, то есть зеркальных ответных мер или "равного возмездия", известный также как "око за око и зуб за зуб", ограничиваясь только словами, которые американская сторона с удовольствием игнорирует и продолжает гнуть свою линию. Это явное продолжение — правда, на новый лад — печально памятной горбачёвской политики "нового мышления", односторонних уступок, расплачиваться за которые, в конечном итоге, приходится миллионам людей на протяжении вот уже многих десятилетий.

Если в российских "верхах" ещё остались люди, которые полагают, что с американцами "нужно договариваться по-хорошему", не тыкая их носом во все те непотребства, которые они совершают на протяжении вот уже многих лет, и тем сохранить какие-то свои активы и привилегии на "коллективном Западе" во главе всё с теми же США, "товарищем волком, который знает, кого ему кушать", то можно их поздравить с альтернативной одарённостью и дать ценный совет: читайте роман "Золотой телёнок", а конкретно — эпизод с переходом "великого комбинатора" Остапа Бендера через румынскую границу.

И дело здесь не в том, что американцы — полные "отморозки", а в том, что они — люди бизнеса, и жёстко соотносят свои возможные прибыли с рисками. А если риски, по их оценкам, невелики, то сразу поднимают планку требования прибылей. И не нужно думать, что "дело Бутиной" — какая-то ерунда, несопоставимая с "делом Мэн". В нём ясно просматривается выход через "вторую Чапман" на зампреда — статс-секретаря ЦБ России и бывшего зампреда Совета Федерации Александра Торшина — человека, весьма влиятельного в отечественных властных кругах. Этот выход нужен противникам Трампа, и особенно комиссии Мюллера, для доказательства того, что вмешательство России в президентские выборы 2016 года — не "фейк", и миллионы долларов на расследование "русского следа" были потрачены не напрасно. Поэтому Бутину несколько месяцев так "прессовали" в американской тюрьме — и Россия ничем не смогла или не захотела ей помочь. Не на словах, а на деле.

Что ж, "дело Скрипалей" тоже начиналось как непонятный и мелкий инцидент где-то в британской провинции, но его, при полном бездействии наших дипломатов и спецслужб, раздули во всемирный скандал и новый виток антироссийских санкций, с очевидной угрозой выхода на дестабилизацию всей внутриполитической ситуации в нашей стране. И есть всё более устойчивое ощущение, что в "деле Бутиной" Кремль может наступить на те же грабли.

И последнее — по месту, но не по значению. Не отвечая зеркально, уверенно и чувствительно на действия официального Вашингтона, в том числе по арестам российских граждан в третьих странах, наша страна тем самым подтверждает правомерность его притязаний на глобализацию сферы действия внутреннего права США, что незамедлительно сказывается не только на других важнейших аспектах чрезвычайно сложных российско-американских взаимоотношений, включая важнейшие стратегические соглашения и договоры, но и на всём комплексе международных позиций России: как политических, так и экономических. "Цена" данного вопроса на самом деле исчисляется миллиардами, если не десятками миллиардов долларов, — не говоря уже про опасность реального приближения двух сверхдержав современного мира к полномасштабному военному конфликту.

1.0x