Недавно лидер радикального националистического украинского движения "Правый сектор" Дмитрий Ярош заявил о намерении взорвать трубопровод, через который идут поставки газа из России в Европу. В связи с этим заявлением мы решили выяснить у экономистов, что потеряет Россия, Украина и Европа, если угроза будет выполнена.
Никита КричевскийЯ вижу, что заявление Яроша – это истерика, направленная на создание и нагнетание психоза на этой почве. Ничего реального и конкретного эти слова под собой не имеют. Если бы он хотел, он давно бы это сделал без всяких предварительных уведомлений.
Но если эта угроза всё-таки будет выполнена, это будет удар по украинской власти, но никак не по России. На Украине возникнут очень серьёзные проблемы.
Дело в том, что в Европу идёт несколько веток газопроводов, и если украинская ветка будет разрушена, пострадает, прежде всего, сама Украина. Она потеряет и деньги от транспортировки, и сам газ. При этом белорусская и северная ветки остаются, поэтому никаких особых проблем в снабжении Европы не возникнет.
Ветка, проходящая по территории Украины, обеспечивает прежде всего, восточную и центральную Европу – Польшу, Венгрию, Словакию. Но надо понимать, что газотранспортная система Европы – это система сообщающихся сосудов. Поэтому больших проблем с замещением газа, который шёл через украинскую трубу, не возникнет. По крайней мере, это можно говорить о Польше, Германии, Австрии и Словакии. А вот имиджу Украины это нанесёт сокрушительный и в перспективе ничем не устраняемый урон.
Россия же от этого потеряет только текущие поставки, реализующиеся в течение 2-3 месяцев. Просто будет увеличен объём прокачанного газа через Беларусь и Северный Поток. Эти возможности там предусмотрены.
Я думаю, это заявление было сделано потому, что это последнее, чем Украина может напугать. После этого начинают пугать, например, «ядерной зимой», но у Украины нет ядерного оружия.
Такого рода действия больше подходят под категорию махновцев, а не бандеровцев. Ведь это полнейшая анархия и беспредел. Всё это приведёт к фрагментации самой Украины. В областях будут создаваться местные движения самообороны, и это приведёт к окончательному распаду Украины, которая и сегодня-то не является целостным государством. В обозримой перспективе страна может превратится в несколько региональных автономий с перспективой создания собственных правоохранительных органов, собственной финансовой системы, собственной бюджетной системы и, чем чёрт не шутит, введением собственной валюты.
Егор Казанцев
Уничтожение газотранспортной системы Украины маловероятно. Газотранспортная система - один их основных активов, который интересен европейцам не менее, чем самим украинцам.
Как бы мы не демонизировали националистов, но партия “Свобода” и “Правый сектор” (который представляет Дмитрий Ярош) не определяют экономическую политику страны,в том числе управление газотранспортной системой. Реальность такова, что в результате событий Майдана Украина потеряла свою экономическую независимость. Газотранспортная система и её нормальное функционирование сейчас - это стратегический интерес именно Европы, не Украины. И в данном вопросе европейские политики диктуют свои приоритеты новому правительству в Киеве. Европе необходимо, чтобы поставки газа осуществлялись бесперебойно и в тех объёмах, которые были законтрактованы. До сих пор, и так еще будет долгое время, Россия – один из ведущих поставщиков газа. На долю России приходится около 30% импортируемого газа Западной Европы и Турции. Заменить эти поставки невозможно. Даже если Европа попытается переориентироваться на газ из США или из Ближнего Востока –это займёт не один месяц и даже не один год.
Что касается России и её отношения к газотранспортной системе — да, националисты могут причинить вред. Да, экспорт газа был и остаётся одним из основных источников выручки «Газпрома», который повлияет на финансы компании и налоговыеплатежи. Примерно 10% выручки «Газпрома» может пострадать от перебоя поставок газа в Европу через территорию Украины. С точки зрения переориентации газотранспортных потоков из Европы, например, в Азию, России требуется какминимум 5-6 лет для того, чтобы построить необходимые газопроводы и хранилища газа. Сейчас идут переговоры с Китаем. Если соглашение будет подписано вмае этого года, то первые поставки газа в Китай планируются только в 2020-2021гг.
Впрочем, не следует забывать и хорошую старую пословицу “Беда беду родит”. Что принесет уничтожение газотранспортной системы самой Украине? 50% топлива, которое использует сейчас страна – это нефть и газ. Перекрыв поставки газа из России, сами украинцы останутся ни с чем. Даже украинские националисты должны помнить газовые споры конца «нулевых», когда в 2009 году подача газа на Украину была прекращена, и страна погрузилась в холодную зиму.
Валентин Катасонов
Понятно, что для Украины это будет означать своего рода суицид. Во-первых, эта страна потеряет возможность получать российский газ, во-вторых она потеряет доверие к себе как к посреднику, через которого осуществляется транзит газа.
Осуществление этой угрозы еще более ускорит разработку и прокладывание альтернативных маршрутов газопровода. Для России это будет дополнительный импульс – обратить внимание на Восток. Ведь спрос на углеводородное сырье России, со стороны Японии и Китая огромен. Чем скорее мы это поймем, тем скорее будем правильно реагировать.
Безусловно, произойдет всплеск на мировом рынке энергоносителей. Цены на «голубе топливо» и «черное золото» взаимосвязаны. Увеличение цены на природный газ приведет к увеличению цен на нефть, что, вобщем-то, для России плюс.
Но в целом, в случае взрыва трубы пострадают все. Россия лишится дополнительной выручки. Европа получает серьезный удар, так как 30 % потребления природного газа им обеспечивает Россия. Сейчас Европу выручит то, что заканчивается холодный сезон. Но до новой зимы выстроить альтернативные маршруты транспортировки газа будет очень сложно. При этом надо учитывать, что транспортировка газа осуществляется сложнее, чем нефти.
Опять же, если это случится, то "газовые" отношения между Европой и Россией ухудшатся. Россия развернется на Восток. Европа будет ориентироваться на Ближний и Средний Восток; уже сейчас ведутся переговоры об иранском газе. Американцы в ожидании потирают руки, они тоже готовы поставлять свой газ, и это будет сланцевый газ.
Тем не менее, Россия и Европа смогут адаптироваться, а наибольший ущерб от взрыва газопроводной трубы получит Украина. И я надеюсь, что там найдутся более трезвые головы, которые остудят пыл экстремистов.
Подготовили Анна Скок, Мария Карпова