Авторский блог Константин Кант 00:09 7 мая 2023

Делиться опытом

командование воинской части пригласило специалистов по тактической медицине поделиться опытом с военнослужащими

- Представьте себе, что здесь и сейчас произошла атака дрона! Ранены все, а медик… - Денис Бурят пристально посмотрел на личный состав, собравшийся на учебном поле. - …А медик, товарищи, убит. Что будем делать и в какой последовательности?

Мы с Бурятом стояли на учебном поле. Светило майское солнышко, было жарковато. Перед нами полукругом стояло десять человек, из числа личного состава одной воинской части, в различных званиях, от офицеров до прапорщиков. Это были специалисты, изъявившие желание получить сумму навыков по основам тактической медицины.

Итак, в начале занятий, выяснилось, что даже наличие в аптечке современных кровоостанавливающих средств не поможет спасти жизнь себе и товарищу, если нет твёрдых навыков.

Поскольку на проведение занятия нам было отведено светлое время суток, Бурят решил дать военнослужащим основы работы в «красной» и «жёлтой» зонах: работу с турникетом, коммуникацию, различные способы самоэвакуации и эвакуации товарища под огнём.

- Развитие данных навыков, это как обучение тому, как кататься на велосипеде! – сказал Бурят, - Если мы научились кататься, то уже никогда не разучимся. А вот если нам надо поехать на велосипеде, и мы не научились на нём кататься, - будет кувыркание и травмы.

После того, как вводное слово было сказано, мы приступили к работе с турникетами. Поскольку в России за последнее время появилось много фирм, которые стали выпускать кровоостанавливающие турникеты, нас с Денисом попросили испытать некоторые образцы.

Ещё не придумали лучшего способа испытать турникет, чем дать по два образца турникетов каждому военнослужащему, участвующему в занятиях, и многократно повторять наложение турникета на конечности. Поскольку по условиям задачи требуется максимально туго выкручивать вороток турникета, вечером, примерно после ста наложений на руки и ноги различной толщины, к моменту окончания дневного курса станет понятно, - годен ли образец к службе. Мы испытывали образцы российских фирм «Тактикс» и «Паф Ган».

Мы роздали каждому военнослужащему по два турникета. Поскольку на занятие военные прибыли без средств индивидуальной бронезащиты, мы с Бурятом демонстрировали процедуры тоже без «брони». В одном кармане кителя ВКПО находился турникет, собранный в конфигурацию «петля», для остановки кровотечения из верхних конечностей. В другом нагрудном кармане кителя находился турникет, сложенный в конфигурацию для остановки кровотечения из нижних конечностей.

Мы показали, как накладывать турникет, а также как сняв его, расправлять.

- Ваш турникет многоразовое устройство, поэтому после использования его необходимо расправить. Так он прослужит дольше и спасёт больше жизней!

На руку турникеты накладывали сначала медленно, стоя, сильной рукой на слабую. Оказалось, что различные предметы, которые находятся в карманах на плечах, мешают корректному наложению турникета.

- Бывали случаи, когда боец истекал кровью, потому что затянуть турникет мешала пачка сигарет, лежащая в кармане. – говорил Бурят, проверяя корректность наложенного турникета. – Истекая кровью, под огнём противника, освобождать карманы будет очень несподручно!

Если между стропой турникета и одеждой бойца не пролезал указательный палец, турникет считался наложенным правильно. Потом мы приступили к наложению турникета слабой рукой на сильную, стоя на колене, затем лёжа.

- Не надо повышать профиль, особенно когда вас ранили! – говорил Бурят. Если вы в сознании, ваше дело: доложить, что вас ранили, и что вы оказываете самопомощь, фразой «Ранен, работаю!» После чего наложить турникет и продолжать либо вести бой, либо, наблюдать за своим сектором. Не можешь стрелять, - наблюдай!

После упражнений с верхними конечностями, мы перешли к остановке кровотечения на ногах. Один из военнослужащих спросил:

- Почему нельзя наложить турникет выше раны, как рекомендовано было раньше.

- А вы попробуйте лёжа на спине или на боку, имея на груди бронежилет и боекомплект, дотянуться, например, до голени! – предложил я. – К сожалению, такой манёвр, да ещё и когда человек теряет кровь, невозможен.

- Поэтому мы накладываем турникет максимально высоко, максимально туго вот так: - Бурят завалился на спину и показал, как.

Мы провозились ещё полчаса.

- Граната! – крикнул я.

Все попадали на траву, продублировав команду «Граната»

Раздался громкий хлопок, затем команда Дениса:

- У всех ранена левая нога!

- Ранен, работаю! – докладывали бойцы, накладывая на ногу турникет.

Вторая часть нашей тренировки состояла в разучивании способов эвакуации раненого товарища, а также самоэвакуации. Ползали по-пластунски, на боку, на спине. Потом тренировались вытаскивать раненого по принципу «бери за что попало и тащи». Изучили способы эвакуировать раненого, когда есть возможность подойти к нему вдвоём, под прикрытием огня товарищей или, что ещё лучше, когда противника давят огнём, и ставят дымы.

- Однако, - сказал Бурят, - как только появится дым, противник сосредоточит на нём свой огонь, поэтому дымы надо кидать с умом.

Группа военнослужащих разделилась на пары. По свистку Дениса, первые номера были ранены, и накладывали себе турникет на ногу, а вторые номера установив, что товарищ нуждается в эвакуации («двигаться можешь?» – «не могу!») ползли к товарищу и тащили его ползком на боку. Солнце стояло в зените, было жарко, так что пришлось попотеть.

Опять бахнула граната. Бурят сообщил, все ранены в правую ногу. Теперь вторые номера эвакуировали своих «раненых», имея на ноге туго закрученный турникет. Военнослужащие вытирали пот со лба, тащить человека ползком было тяжело.

- А теперь подумайте о том, что помимо своего веса, раненый будет иметь на себе ещё и средства индивидуальной бронезащиты, каску и боекомплект. – сказал Бурят.

- Поэтому следующий этап нашего обучения, это работа с эвакуационной стропой! – сказал я.

Мы с Бурятом изобразили «накат». Стоя на колене, Денис имитировал стрельбу по воображаемому противнику и давал мне команду «держу!» Я пробегал пять-шесть шагов, вставал на колено, имитировал стрельбу, и кричал «держу!» моему товарищу. На одной из перебежек меня «ранило», я наложил на ногу турникет, доложив «ранен, работаю!»

- Двигаться можешь? – спросил Бурят.

- Двигаться не могу! – крикнул я.

Бурят достал из подсумка на поясе эвакуационную стропу и размотал её, потом схватил за карабин и приготовился к броску, крикнув мне «стропа!»

Я прикрыл голову и пах руками. Стальной карабин на стропе приземлился около моего плеча. Я протянул стропу подмышками, застегнул карабин на груди, и доложил «готов!»

Денис, лёжа на спине вытягивал стропу, а я волочился по траве, помогая себе «здоровой» ногой.

Военнослужащие получили по одной стропе с карабином на двух человек. Один был «раненым», второй коммуницировал и бросал стропу.

Через полчаса комбинация усложнилась: раненый был без сознания, и спасатель полз к нему со стропой, застёгивал стропу на раненом, и вытаскивал товарища из «красной» зоны в «жёлтую» с помощью стропы.

- На стропе тащить пострадавшего гораздо легче, чем, например, на себе волоком! – сказал один из офицеров, сматывая стропу и укладывая её в подсумок.

- Золотые слова! – сказал Бурят, - Поэтому иметь хотя бы одну стропу на тройку, или на экипаж, просто необходимо!

Хлопнула граната, и все находящиеся на поле были объявлены «ранеными». Раненый, который мог двигаться, оказывал помощь с помощью стропы, своему товарищу, который был ранен и не мог двигаться. Со стропами дело пошло веселее. Народ начал шутить. Солнце скрылось за облаками, и стало заниматься стало легче.

- Ну вот! – резюмировал Бурят. – Вы вытянули вашего раненого товарища в так называемую «жёлтую зону». Теперь вы за укрытием, и у вас есть немного времени, чтобы быстро перепроверить наложенный турникет, срезать стропорезом обмундирование на раненом, провести быстрой осмотр, найти «дырки» и заткнуть их, чтобы раненый не «вытек».

Когда стемнело, к нам подошёл командир части - седой подтянутый полковник. Он поблагодарил нашу команду за проведённые занятия.

- Мы можем подготовить группу из нескольких военнослужащих и дать им более расширенные знания по тактической медицине. – сказал Бурят, - однако по времени это должно занимать три дня и две ночи.

- Я готов пригласить вас, и разместить на территории нашей части. – сказал полковник.

Мы попрощались и пошли на КПП части, - получать обратно свои паспорта и телефоны.

1.0x