Саид Джапарович АМИРОВ — личность в Дагестане, можно сказать, легендарная. Он — не только бессменный, с 1998 года, мэр столицы республики, города Махачкала, не только доктор экономических наук, профессор Дагестанского государственного университета, действительный член Российской муниципальной академии и Академии социальных и гуманитарных наук, — он, даргинец по национальности, искренний патриот своей республики, считается одним из главных противников местных сепаратистов, за последние 20 лет пережил восемь покушений на себя. В него стреляли из автоматов и гранатомётов, пытались взорвать и отравить...
Но, несмотря ни на что, Саид АМИРОВ продолжает оставаться самим собой: убеждённым сторонником единства с Россией, эффективным хозяйственником, пытливым учёным и непреклонным политиком.
Сергей Соколкин. Саид Джапарович, большое спасибо, что согласились нас принять. Находясь в Дагестане на Гамзатовском фестивале "Белые Журавли", встречаясь и с простыми людьми, и с прессой, мы постоянно слышим слова благодарности за то, что не побоялись приехать сюда. Ситуация в республике непростая… Российские СМИ постоянно её "накачивают", пестрят сводками о боевиках, жертвах терактов, заложниках. И когда мы уезжали, наши родственники очень переживали за нас, кого-то даже жёны отговаривали. Какова ваша оценка происходящих событий?
Саид Амиров. Действительно, многие наши друзья сейчас находят массу причин и отговорок, лишь бы не появляться у нас в Дагестане, в Махачкале… Наверное, жены или другие родственники, услышав по радио и ТВ негативную информацию о Дагестане, действительно отговаривают от поездок. Не могу сказать, что у нас всё хорошо и спокойно. Разумеется, есть проблемы, которые надо решать. Прежде всего социальные, экономические. Плюс проблемы трудоустройства населения. Очень серьёзна проблема разделения мусульманского общества на две части. Местные и федеральные правоохранительные органы давно занимаются этим вопросом. Мы все действуем сообща. Начиная от президента Магомедова, городских и районных муниципалитетов, до поселковых, сельских властей. Все мы стараемся удерживать ситуацию под контролем и наводим порядок всеми имеющимися силами и средствами, пытаясь удержать эту ситуацию в стабильном состоянии. Есть, конечно, и взрывы, и обстрелы… Сегодняшнее время таково. Но ведь и в других республиках, да и в самой Москве, это, к несчастью, происходит. А вот федеральные СМИ почему-то муссируют информацию именно о Дагестане, говорят о нас, накаляя и без того неспокойную ситуацию. Но мы не опускаем руки, мы боролись и будем бороться. И я уверен, что когда-нибудь победим.
Даже сейчас мы много строим, в этом году создали более 1500 рабочих мест, сдали 28 объектов: это детсады, школы, дороги, различные очистные сооружения питьевой воды, очистные сооружения нечистот… Недавно мы сдали в эксплуатацию мусороперерабатывающий завод, строим дорогу между Каспийском и Махачкалой с прокладкой троллейбусной линии. Ведь наши города находятся рядом. И многие махачкалинцы работают в Каспийске, а каспийчане в Махачкале. И мы хотим, чтобы наши горожане ездили туда и обратно не на такси, а на доступном общественном транспорте. Много проведено коммунальных работ, работ по электрофикации и газификации. Увеличиваются мощности теплосетей и водоводов (сегодня Махачкала — единственный город в России, который с запасом обеспечен водой: на миллион жителей, при населении семьсот двадцать тысяч). Идёт замена старых изношенных водных труб на новые, пластиковые. Меняем и подводку, и внутригородские системы. Такая же ситуация с электроэнергией. Поменяли более ста километров кабеля под землёй. Тут также заработали мощности, рассчитанные на один миллион населения. То же и с теплом. В прошлом году в Махачкале был мороз минус тридцать градусов. У нас не бывало такого, я не помню, по крайней мере… И ничего, коммунальщики обеспечили всех теплом, водой и электричеством. Вот недавно заселили 74-квартирный дом для детей-сирот. Это уникальный по сегодняшнему времени случай во всей России. Где ещё такое сделали? В Москве и в Питере есть такое? Нет, к сожалению. Так что у нас не только стреляют… Хотя, конечно, основной темой остаётся обеспечение безопасности населения. Это вопрос номер один и у президента, и у меня, и у всех наших чиновников.
Василий Проханов. Некоторые сепаратистски настроенные группы — такие, как радикальные исламисты и русские национал-либералы, — требуют отделения Кавказа. Имеющие разные мировоззрения и вероисповедания, они выступают одним фронтом против единства России. Не видится ли вам в их действиях влияние некоей координирующей силы, находящейся вне нашей страны? Не она ли вершит многие дела сегодня и на Ближнем Востоке, и во всём мире в целом?
С.А. Много причин… В 90-х годах остановились все фабрики и заводы. Я принял Махачкалу в 1998 году. На 85% город был дотационным. А сегодня мы — доноры. Из Махачкалы консолидированный бюджет России получает 1.8 миллиарда рублей, 5 миллиардов получают все социальные фонды Российской Федерации, 6.5 миллиардов получает правительство Республики Дагестан. Махачкала уже сама себя обеспечивает.
В.П. А политические причины?
С.А. Эту картину особенно раздувают и преувеличивают СМИ. Но это не тенденция. Во всей России, и в Дагестане, в частности, зёрна сепаратизма не могут дать хороший урожай. Эти голоса маргиналов, как вы сказали, координируются суфлёрами извне. Да, задействованы большие силы, огромные деньги, ведётся серьёзная подрывная работа, но это не голоса наших братских народов. Я вот вам только что подарил по книге "Мемориальный комплекс представителям русского народа". В ней приведены факты неоспоримой дружбы и взаимосвязи Дагестана со всей Россией, которые видны из нашей совместной истории. Культура, образование, здравоохранение, индустрия, — всё это было дано нам Россией, и мы ей благодарны за это. Наши культурные и экономические связи очевидны, наши народы плечом к плечу воевали на фронтах Великой Отечественной войны, и мы вместе с другими народами нашей страны одержали Великую Победу. Русский народ всегда и во всём помогал народам Дагестана. Если бы не русский народ, не было бы такого цветущего города — Махачкала. В центре нашего города мэрия воздвигла памятник всему русскому народу в лице учительницы… Нельзя отделяться, не будем отделяться! Никогда!
С.С. Саид Джапарович, я хочу в этой связи напомнить совершенно гениальные слова Расула Гамзатова: "Дагестан добровольно в Россию не входил, и добровольно из неё не выйдет".
С.А. Да, да. Это всё "горячие кавказские головы", но где таких нет… Но мы их переубедили, перебороли, напомнив, как мы оказались в составе России, и что мы имеем от России, а именно — от русского народа… И мы убеждены, что нам надо жить в дружбе, в мире и укреплять государственность Великой России.
С.С. Саид Джапарович, вот ещё одна довольно острая проблема… Никто её пока не решил. Ни вы, ни чиновники в Москве. У нас ведь федеральное устройство страны. И любой житель России: дагестанец, чеченец, башкир, татарин, русский, — имеет право на свободное перемещение по стране, что довольно часто становится страшным конфликтным фактором. И до недавнего приезда в Дагестан, до того, как я обрёл здесь настоящих добрых друзей, которые переводят меня на аварский язык, а я перевожу их на русский, я был уверен, когда смотрел телевизор и читал газеты, что в Дагестане живут одни бандиты… И ведь не один я так думал… Многие до сих пор в этом уверены. И ещё, дагестанцы в Махачкале довольно сильно отличаются от дагестанцев в Москве, по крайней мере, встречающихся на улицах. Как решать эту проблему?
С.А. Зря вам это внушают. Раз получается внушить это вам, грамотному, думающему человеку, и вы поддаетесь этому…
С.С. Если бы я поддавался, я бы сюда не приехал…
С.А. Правильно. И нельзя этому поддаваться. Есть бандиты, которые нападают на бизнесменов, политиков. Есть те, кто своими действиями решают свои личные проблемы. Но для этого и работают правоохранительные органы. Наша с вами цель — им помогать, вовремя дать правильную информацию, направить в нужном направлении. Бандиты есть везде. Что делать?! Мы сейчас народные дружины создаём, работаем с молодёжью. Нельзя сдаваться и руки поднимать. Давайте бороться вместе!
С.С. Саид Джапарович, есть великий поэт, который нас, наши культуры объединяет невидимой, но мощной скрепой. И мы приехали сюда от Союза писателей на замечательный праздник Гамзатовских дней "Белые журавли". Как вы относитесь к инициативе московских писателей проводить Фестиваль дружбы народов "Белые журавли России в Москве"?
С.А. Этот праздник отмечается уже не только в Дагестане или в Москве, но и за рубежом: в Израиле, в Америке, в Белоруссии. Он объединяет народы, призывая ценить самое главное — жизнь. Выступает за братство и милосердие. Эта поэзия объединяет нас всех. Делает лучше. Создаёт мир между всеми конфессиями.
С.С. А вы будете участвовать в фестивале "Белые журавли России в Москве"? Сможете к нам приехать?
С.А. Обязательно, что-нибудь придумаем! Здоровья вам и счастья, рады будем снова видеть вас в нашей республике!