Авторский блог Владимир Данилкин 13:49 25 февраля 2014

Данте и Дали в Калуге

В областном музее проходит выставка книжной графики Сальвадора Дали, полвека назад проиллюстрировавшего 100 песен «Божественной комедии» Данте, выделив в каждой песне только один момент для запечатленности на доске и бумаге.

В областном музее проходит выставка книжной графики Сальвадора Дали, полвека назад проиллюстрировавшего 100 песен «Божественной комедии» Данте, выделив в каждой песне только один момент для запечатленности на доске и бумаге. 100 песен и сто книжных иллюстраций в 50 копий, первыми перед акварели, оказавшиеся в частной коллекции но их местоположение сейчас трудно установить. Смотреть на выставке можно оттиски. Интересно, что Калуга - один из 15 городов России, в которых зритель может увидеть уникальную графику, которую художник проштамповал за 4 года. Дали признавался что его очаровал и вдохновил не только заказ итальянского правительства к юбилею великого поэта, но и, по его словам, ангельское видение бытия в Божественной комедии и непостижимая космическая сторона Бога, отражающаяся в зеркале человеческого лица. Для воплощения масштабного замысла художнику понадобилось типография в столице Франции, 3500 досок и безграничное воображение.

Посетители входят во флигель областного музея и попадают в дантов ад, в нижний зал, в квадратный круг, состоящий из ксилографий людей-растений. людей-животных, чудовищ с нарушенной формой и торчащими костями. Если не задерживаться у первой литографии, помеченной автографом с подножием волшебной горы(или холма, как в удостоенном Сталинской премии переводе Лодзинского за которым и следует так называемый лимб-первый круг можно в этом аду увидеть Солнце, истекающее кровавыми лучами на вздыбленного Минотавра и Цербера, танцующие танец смерти полумертвые извивающиеся деревья-самоубийцы, еретиков в саванах в компании с Вергилием.

Дали выбрал для изображения лицемеров, льстецов и воров, увитых гадами как виноградным плющом и борющихся с ними, опутанными змеями и сьедаемыми муравьями, глодающими их ускользающие каменные основания, если, конечно, правы искусствоведы, именно так прочитавшие эти причудливые изобразительные метафоры. Удостоены отдельного изображения и ксилографии предатели родной стороны, увязшие в речном иле,

В воздухе родимом,

который блещет, солнцу веселясь,

Мы были скучны, полны вялым дымом;

И вот скучаем, втиснутые в грязь.

После мытарств ада, лимба и чистилища, пройдя сквозь стену огня и попрощавшись с Вергилием Данте видит сначала Еву, и только потом встречает Беатриче. Цвета у гравюр становятся более сдержанными и яркими. Сюжет понятен все менее. Второе небо рая у Данте – гравюра "На небесах Меркурия" у Дали, силуэт ангела и головы носорога. Теперь от ксилографии к ксилографии цвета становятся выдержаннее, чище, ярче, ведь небеса Меркурия, по Данте - это только рай для честолюбцев, тех, кто совершал добрые поступки в земной жизни прежде всего для себя.
«Небо Венеры" - картина третьего неба, рая для любвеобильных и праведных душ. Здесь Данте встречает венгерского короля Карла Мартелла, а зритель гравюр Сальвадора Дали - два прозрачных силуэта и невиданную птицу. Небо Солнца, Марса и Юпитера последовательно показывает себя Данте и его спутнице. В восьмом небе пылают тысячи огней торжествующих душ праведников.

В книге отзывов есть восторженные, горестные и сдержанные заметки о выставке на русском, китайском и литовском, немногословный коллективный автограф членов законодательного собрания Калужской области. преобладают записи о достоинствах, калужане отмечают качество оформления выставки и организации. Иероглифы понять не удалось. Посетитель, пожелавший остаться неизвестным написал, что"буйство красок только подчеркивает сомнительную "божественность" наших дней."Впереди у 100 загробных иллюстраций снова выставка, а, затем, возможно, еще и продажа частным лицам.
Дали потратил на эту работу 55 месяцев с 1959 по 1963 , выполняя ее по заказу правительства Италии к 700 летнему юбилею Данте. Пришедшее ему на смену итальянское правительство отменило заказ, но иллюстрации спас эксцентричный французский издатель Жозеф Форе. В прошлом году гравюры видели в Польше, затем в Великом Новгороде и Череповце. Сейчас очередь у Калуги. До 2 марта.

1.0x