Авторский блог Юлия Андреева 00:00 9 апреля 2015

Дальдолгострой

На главной стройке страны, как сейчас часто называют космодром Восточный, на днях рабочие объявили забастовку. Причина простая — невыплата с начала года заработной платы. Удивительное дело получается. Ни пристальное внимание руководства страны к строительству космодрома, ни взятие всего процесса под личный контроль вице-премьером Дмитрием Рогозиным, ни возведение стройки практически в статус национального проекта пока не привели к ожидаемому результату. Вместо этого мы видим хроническое отставание от графика, нехватку рабочих и специалистов, перерасход денежных средств, за который еще предстоит кое-кому отчитаться. А теперь вот — и задержка зарплаты.

На главной стройке страны, как сейчас часто называют космодром Восточный, на днях рабочие объявили забастовку. Причина простая — невыплата с начала года заработной платы. Удивительное дело получается. Ни пристальное внимание руководства страны к строительству космодрома, ни взятие всего процесса под личный контроль вице-премьером Дмитрием Рогозиным, ни возведение стройки практически в статус национального проекта пока не привели к ожидаемому результату. Вместо этого мы видим хроническое отставание от графика (по некоторым видам работ почти на сто двадцать суток!), нехватку рабочих и специалистов (никак не могу взять в толк, почему в такой огромной стране не могут найти две-три тысячи человек?!), перерасход денежных средств, за который еще предстоит кое-кому отчитаться. А теперь вот — и задержка зарплаты. И для того, чтобы людям получить свои честно заработанные деньги, им приходится объявлять голодовку.

Но самое удивительное, на мой взгляд, это то, что для решения любой проблемы, как, например, вот этой, денежной, непременно должен прилететь из Москвы, бросив все дела, сам вице-премьер. Видно чиновники рангом пониже для местного начальства не указ. Что и говорить, привыкли в нашей стране все делать по принципу: вот приедет барин — рассудит. Неистребимо это в русском человеке.

Хотя… можем ведь по-другому работать, вернее, раньше могли. Байконур-то в середине прошлого века построили всего за два года. И зарплаты выплачивали в срок, и рабочих рук хватало, и по срокам никаких срывов не было. А ведь стройка-то была уникальная — аналогов в мире на тот момент не существовало, опыт перенимать было не у кого. И вот, уже более полувека работает там всё, как часы (тьфу-тьфу-тьфу!)

Кстати, в теперь уже далеком 2007 году, обосновывая необходимость строительства нового космодрома в Амурской области Роскосмос, в лице Анатолия Перминова, главным аргументом называл — построить площадку для новых космических кораблей: "Когда мы начнем строить новые космические корабли, нам потребуется новый ракетоноситель для них, и тогда встанет вопрос о строительстве новой стартовой площадки".

Владимир Путин всегда поддерживал идею быть максимально независимыми от других стран и первыми в любой сфере. В результате деньги были выделены. Но президент чётко прописал не только окончание постройки, но и первые старты: ракеты со спутником — в 2015 и пилотируемый полёт — в 2018.

Стройка-то, хоть и с отставанием от графика, но движется. А вот с новыми космическими кораблями — проблема. Время идет, а их пока все нет. Поэтому Роскосмосом недавно было принято решение, идущее в разрез с первоначальными планами. С Восточного полетит старый, проверенный временем королёвский "Союз". Безусловно, это не тот "Союз", который стартовал в шестидесятых годах прошлого столетия, а модернизированный. Но факт остается фактом — нового корабля нет, а запуски производить нужно.

Кроме того, в начале февраля Счетная палата выявила, что при строительстве космодрома сметная стоимость выросла на тринадцать миллиардов рублей. Конечно, четырнадцать миллионов рублей задолженности по зарплате по сравнению с этой суммой — сущая мелочь. Но вице-премьер был в ярости.

"Если такие безобразия будут продолжаться, если в отношении рабочих будут нарушаться права — пусть звонят мне напрямую", — заявил Рогозин во время встречи со строителями. При этом он оставил им номер телефона своей приемной, чтобы они могли оперативно сообщать о возникающих проблемах.

Интересно, что в связи с последними событиями на космодроме вспомнили и о бывшем министре обороны. И сделал это Дмитрий Олегович, обвинив в проблемах при строительстве "персонажей", которые "были привлечены на эту стройку еще при бывшем министре обороны", добавив, что "некоторые из них уже задержаны".

После его слов о том, что "по сути дела, контроля не было никакого, была создана среда для казнокрадства. Вор должен сидеть в тюрьме, а космодром должен быть построен. Эти задачи могут решаться параллельно." нам остается ждать громких посадок и окончания строительства точно в срок.

Сроки сроками, но… Не хотелось бы, чтобы в жертву этим самым срокам были принесены безопасность и технологичность. Ведь малейшая оплошность типа недокрученной гайки или плохо закрепленной детали может привести к трагедии. Строжайший контроль качества, соблюдение нормативов строительства, неукоснительное выполнение технологического процесса — в данном случае это не высокие слова, которые модно говорить с трибуны. Для строителей космодрома это должно быть нормой жизни.

Фото: На строительстве космодрома «Восточный». «Природой здесь нам суждено и в космос прорубить окно»?

1.0x