Тема "Ютюба" — одна из главных, разберём ее максимально подробно. Детский контент занимает львиную долю всего "Ютюба", это максимально востребованный тип контента, но детский он не потому, что он рассчитан на детей и полезен им, а просто потому, что дети его смотрят.
Начнём с того, что́ смотрят дошкольники. В основном это ролики, заставки которых выполнены в кислотно-ядовитых тонах, задача которых только одна: чтобы ребёнок на них просто нажал и, возможно, посмотрел. Что в них происходит? Да ничего, как правило, не происходит, 99 процентов сюжетов (если сюжет вообще есть, что редкость) — это абсолютно бессмысленный и кислотный психоделический медиамусор, который невозможно пересказать. Там нет какой-либо морали, диалогов, жизненных ситуаций, поучительных сюжетов, всего того, ради чего была придумана мультипликация как средство помощи родителям в воспитании. Теперь всё наоборот, и из средства воспитания современная мультипликация превратилась в средство деградации.
В этих роликах есть только то, что обобщённо можно назвать "отупляющий, примитивный контент", и именно такого человека из маленького ребёнка этот контент формирует.
Но родителей дошкольников, как правило, это вполне устраивает, потому что видео с такой постановкой сюжета, с кислотными цветами, бессмысленными и повторяющимися действиями, отсутствием сюжета оказывают на ребёнка транквилизирующее и гипнотическое действие. Ребёнок "залипает" на них, и, парализованный от потока разносторонней и бесполезной, но яркой и токсичной информации, которую его растущий мозг ещё не может обработать, уходит в своеобразный транс, не в силах оторваться. При этом он, естественно, молчит, не задаёт вопросов и не реагирует ни на какие внешние раздражители, залипая в планшет, что и нужно родителям. Ведь планшет маленьким детям покупают именно для этих целей, как домашний портативный транквилизатор, чтобы ребёнок не мешал, сидел смирно и, наконец, уже заткнулся.
Да, это та правда, которую никто не хочет произносить вслух, но это именно так, и все это прекрасно знают. Родители откупаются от детей гаджетами, чтобы спокойно заниматься своими делами. Таким родителям хочется сказать главное — вы безвозвратно крадёте у своего ребёнка детство, заменяя его дешёвым суррогатом. Ребёнок, сидящий в планшете, пропускает очень важный этап развития, который потом невозможно будет ничем и никогда компенсировать. Последствия от такой "системы воспитания развивающими приложениями" хорошо знают психологи и психиатры, но это тема очень большая, достойная отдельной книги, подробно мы разбирать её тут не будем.
Второй по популярности тип контента, который смотрят дошкольники, — обзоры игрушек. Это ещё более мерзкий тип каналов, цель которых в конечном итоге выманивание из родителей последних денег на абсолютно бесполезный хлам и формирование из ребёнка потребителя без чувства меры. Такие каналы создают, как правило, алчные родители, желающие заработать на собственном ребёнке, а спонсорами таких родителей, как не трудно догадаться, являются производители этих совсем не дешёвых брендовых игрушек. Подробно про это явление написано в статье "Детский ютюб-маркетинг, пропаганда тотального потребленчества". Очень рекомендую найти её в интернете и прочитать полностью. Вот небольшой отрывок:
"А теперь давайте подумаем о тех детях, которые все эти ролики-обзоры смотрят, и потом тиранят своих родителей. Каждую неделю или каждый месяц на этих ютюб-каналах появляется обзор новой игрушки и, соответственно, новый соблазн, новая жажда обладания, новый каприз. Ребёнок загорается желанием обладать каждой показанной игрушкой (или, по крайней мере, большинством из показанных). Игрушки все эти, мягко говоря, не эконом-класса. На популярных ютюб-каналах делают обзор продукции известных производителей, а их продукция уже соперничает по цене с ювелиркой. Далеко не все родители могут делать своим детям такие подарки, особенно если ребёнок в семье не один. Таким образом, многие детки, которые не могут иметь подобных игрушек, смотрят эти ютюб-каналы в лучшем случае с мечтой, в худшем — с завистью. В них взращивается чувство собственной неполноценности, ущербности. Это совсем не то же самое, что увидеть рекламу по телевизору или красивые игрушки в кино. Ребёнок на ютюб-канале "такой же, как я” — думает малыш, это не далёкий актёр из Голливуда и не реклама, снятая взрослыми и длящаяся пару минут, а это целый реалити-эпизод из жизни сверстника, которому покупают и дарят все эти чудесные вещи. Именно на это ставят маркетологи, и именно в это бьют".
Разберём теперь то, что смотрят уже несколько более старшие дети, хотя и дошкольники всё это смотрят в той же мере. Начнём с примера, с того, что сейчас в тренде "Ютюба".
Вот такое сообщение прислали нам в группу: "Ещё один пример того, как воспитывают наших детей за нас. Серия мультиков для младших школьников, где мелькают геи, лесбиянки и родители, которых надо не слушать и сторониться, как чумных, 5-классник знакомый смотрит взахлёб".
Каналы анимированных историй содержат короткие анимационные видео по 5–10 минут. Все эти ролики по своей сути — мультипликация, и предлагаются "Ютюбом", соответственно, тем категориям пользователей, которые смотрят мультипликацию. А люди какого возраста смотрят мультфильмы? В этих роликах есть всё, на что может хватить больной фантазии у человека, желающего расчеловечить пока ещё нормальных детей. Какое-либо другое общее определение для них подобрать тяжело.
Во многих роликах идёт размытие половой идентичности. Показывают истории, где мальчики ведут себя как девочки, а девочки как мальчики. В сериях, посвящённых гей-пропаганде, а их там большинство, используется тот же самый ход, что и в группах ЛГБТ. Все, кто не поддерживает главного героя — извращенца, автоматически записываются в маргиналы, и в "отстающих от времени" мракобесов, особенно если это родители.
Вообще роликов, нацеленных на то, чтобы разрушить связь ребёнка с родителями, там больше всего. Родители всегда показываются какими-то уродами, постоянно издевающимися над детьми и портящими им жизнь.
Много роликов с пропагандой инцеста, ролики, где сестра уводит девушку, а брат уводит парня, ролики, где родители домогаются до детей и прочее, прочее.
Конечно же, в этих роликах обязательно присутствует и главный на сегодняшний день западный медиатренд — это пропаганда смены пола. Детям внушается мысль, что они находятся не в своём теле, и что им срочно нужно сменить пол. Анимированные истории в этом плане подходят идеально. В простой и привычной для ребёнка форме, на примерах "из жизни", эта идеология очень быстро проникает в сознание и порождает сомнения у ребёнка в собственной половой идентичности.
К примеру, у ролика "Мой папа сменил пол” на данный момент более 2 миллионов просмотров, и у всех остальных не сильно меньше. Вдумайтесь в эти цифры. Кто это всё смотрел? Только те, на чей возраст такая анимация рассчитана.
Вообще надо сказать, что такая форма подачи материала наиболее сильная в плане убеждения. Всё нарисовано просто, рассказ ведётся всегда детским голосом, а это создаёт ещё больший фактор доверия для ребёнка, и действует это страшно.
Проще говоря, это не просто "мультики", это профессионально сделанный материал, если хотите, высокотехнологическое оружие по изменению поведения и убеждений у подрастающего поколения. Причём видно, что деньги на эти ролики тратятся немалые.
Эти каналы раскручены настолько, что постоянно находятся в трендах "Ютюба", хотя попасть в рейтинг — совсем не простое дело. Присутствие таких каналов в "трендах" означает то, что эти ролики в обязательном порядке будут появляться в разделе "рекомендовано" в правом столбце "Ютюба", откуда идёт до 80% просмотров, если лента рекомендаций не отключена и если просмотр осуществляется через VPN.
Что это значит? А это значит то, что ваш ребёнок, бесконтрольно пользующийся "Ютюбом", рано или поздно увидит один из этих роликов в правом столбце, в разделе "рекомендовано". Стоит ему один раз щёлкнуть на такой ролик и посмотреть его, как "Ютюб" сразу же удвоит количество предлагаемых роликов аналогичных каналов. Посмотрит ещё, потом ещё, и такие ролики в разделе "рекомендовано" теперь у него будут всегда. Они будут маячить перед глазами завлекающими названиями и яркими заголовками — именно по такой технологии дети и подсаживаются на подобный контент. Поймите главное: дети такой контент не ищут, этот контент сам их находит. Так работает "Ютюб". Повторю, ведь эти ролики — мультипликация, и предлагаются, соответственно, тем, кто смотрит мультипликацию, а люди какого возраста смотрят мультфильмы?
"Ютюб" по многим показателям определяет автоматически то, какого возраста зритель находится перед экраном и, исходя из этого, предлагает контент по возрасту. Учитывая то, что эти ролики в трендах, он их обязательно рано или поздно предложит вашему ребёнку.
Сейчас кто-то может сказать, что на "Ютюбе" есть "безопасный режим" для детей. Приведу один комментарий по этому поводу:
"У "Ютюба" есть опция "безопасный режим” для возможности отсеивания непотребного содержания, в том числе ради защиты детей. Казалось бы, хорошая опция: включил и будь спокоен за ребёнка. Спасибо за сознательность администрации сервиса, но не тут-то было. Моё внимание привлёк один канал, который, как не чисти историю "Ютюба", браузера, всё равно упорно вставляется в один ряд то с мультиками, то с какими-то другими детскими передачами. Сегодня обратил внимание вот на такой сюжет (анимированный ролик на тему суицида). Когда зашёл почитать о канале подробнее, всё сразу встало на свои места. У нормального человека не может уложиться в голове соседство вот этого всего в одном ряду с какими-нибудь фиксиками или лунтиком? Выбрав безопасный режим, я думал, что решил проблему, но нет — теперь проблема стала изощрённее. Как фильтровать такой контент, если никаких ограничивающих меток на нём нет? Как защитить детей?"
И это всё политика "Ютюба", что бы они там ни говорили по поводу защиты детей, всё это ерунда. Это политика, причём международная.
Взять, к примеру, каналы анимированных историй. Это же на самом деле переведённые на русский язык зарубежные каналы. Они уже переведены на множество языков и транслируются по всему миру через "Ютюб". Он везде выводит их в тренды, и в каждой стране дети думают, что это истории именно про них.
Это пропаганда расчеловечивания, поставленная на международный поток, и не случайно эти ролики всегда в трендах. Причём насчёт серьёзных денег, выделяемых на всё это, — это не пустые заявления и догадки. На одном из сайтов вакансий у нас, в России, есть объявления о наборе на работу в такой ютюб-канал… Как написано в объявлении, они выпускают такие ролики на 10 языках мира и расширяют производство. То есть вполне возможно, что такие ролики всё ещё не только переводятся и адаптируются под наших детей, но вдобавок производятся на территории России.
Кто-то серьёзно вкладывается в продвижение и раскрутку такого "творчества", кто-то выделяет на это очень серьёзные деньги. "Ютюб" же активно способствует продвижению подобных каналов. Не стоит запоминать названия, потому что их десятки, а может быть, уже и сотни, абсолютно одинаковых по содержанию. Такая массовость и охват гарантируют распространителям и заказчикам, что ваш ребёнок рано или поздно увидит нечто подобное.
Вот такой комментарий одной мамы по данной теме: "Вообще впервые попробовала воспользоваться детским "Ютюбом", хотелось отгородить ребёнка от мракобесия. Понравилась возможность заблокировать видео, которое тебя не устраивает. В итоге я была очень довольна… в течение трёх минут. Но с каждой новой блокировкой такого непотребного, видимо, в разделе "рекомендованное к просмотру” стали появляться по несколько штук наподобие тех, что я блокировала, а то и хуже.
В общем они любыми путями пропихивают всю эту… не могу подобрать приличное слово. Даже при просмотре нормального мультфильма снизу в ленте вылезает подобное непотребство. Какие именно видео — я сейчас вспомнить не могу. Например, ролики с неадекватным поведением детей, такие же мультики, видимо что-то из "Диснея", с выпученными глазами, с ненормальной дикцией. Моему пятилетнему сыну (мною было установлено ограничение до 7 лет) было предложено видео про убийство виртуальных коров, с комментариями явно неадекватной девушки, призывающей не читать книги".
Это не случайность, это общий принцип работы детского "Ютюба". Та мама обратила внимание на содержание анимации и выключила, но большинство родителей используют планшет с "Ютюбом" как няньку, доверяя полностью ему своего ребёнка и не анализируя контент.
К чему это может ещё привести? Ну, например, вашему ребёнку "Ютюб" запросто предложит каналы по франшизе ЛПС — кукольные истории. Это ролики с кукольной анимацией, где герои — это вот такие игрушечные собачки и кошки. Посмотрите и скажите честно, вас смутит хоть что-то, если вы увидите, что ваш ребёнок смотрит канал вот с таким содержанием?
А теперь посмотрите на названия роликов, которые содержатся на этом канале: "отношения в 12 лет", "пацаны тоже любят яой" (гей-аниме), "моё отношение к ЛГБТ", "у меня есть парень, но я люблю свою подругу", "начала пить в 13 лет из-за школы и класса", "я влюбилась в брата, и родители узнали", "мои родители лицемеры"…
И таких примеров в этом жанре очень много, он практически весь заточен на расчеловечивание и при этом, естественно, рассчитан на самых маленьких. Если дети смотрят такое в наушниках, то родители не смогут ничего заподозрить. Они просто будут видеть шевелящихся игрушечных кукол. И примеров вот такого, на первый взгляд совсем безобидного, контента — масса.
Про родительский контроль — всё то же самое, что и в соцсетях. Внутри "Ютюба" он не работает, и вообще, даже если бы и работал, то отфильтровать технически такое просто невозможно. Мы проводили эксперимент и на телефоне с установленным родительским контролем совершенно спокойно смотрели все сомнительные ролики. Все родительские контроли работают по совершенно примитивному принципу. Они срабатывают только на недопустимые ключевые слова в поиске, причём список этих слов крайне мал. При этом данные алгоритмы не умеют анализировать контент и пропускают любые ролики для просмотра вашему ребёнку. Бывает, что некоторые родительские контроли ориентируются на те возрастные ограничения, которые стоят в ролике, но надо понимать, что эти возрастные ограничения на ролик ставит не "Ютюб", а сам автор на своё усмотрение. При этом если он поставит честные 18+, то его ролик не смогут смотреть незарегистрированные пользователи, и его нельзя будет воспроизводить на других площадках. Всё это очень сильно сказывается на количестве просмотров, что противоречит интересам авторов роликов, именно по этой причине никто из авторов не придерживается маркировки возрастных ограничений, а "Ютюб" это не проверяет, и родительский контроль совершенно свободно пропускает такие ролики.
А во сколько лет дети сейчас начинают самостоятельно смотреть "Ютюб"? Ну давайте будем честными сами с собой: зачастую раньше, чем начинают писать, а иногда и говорить. Это страшная реальность нашего времени, мало кто из родителей понимает, какие последствия для детей несёт такое раннее знакомство с гаджетами, ведь такая информация, заложенная в голову в раннем детстве, останется с человеком на всю его жизнь, и её уже невозможно будет потом никак вынуть или заменить. А главная проблема в том, что все эти идеи, заложенные таким контентом в столь раннем детстве, вылезут не сразу, как правило, уже в подростковом возрасте, и тогда исправлять это будет уже поздно и чаще всего невозможно.
Информацию до родителей нужно доносить уже в садиках, а ещё лучше при выписке из роддома, так как рассказывать всё это родителям подростков, к сожалению, уже поздно. Если ребёнок как личность уже сформировался на таком контенте, то всё, вы его уже не переделаете.
Как защитить ребёнка от опасного контента, который он может увидеть на "Ютюбе"? В раннем детстве никак. Это просто невозможно. Если вы не стоите за спиной и не контролируете то, что ребёнок смотрит, то рано или поздно алгоритмы предложат вашему ребёнку в правом столбце "рекомендовано” то, что ему видеть не нужно, и распознать такой контент как опасный он сам не сможет. Если современным родителям приходится иногда объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо, и почему такой контент недопустим для просмотра ребёнком, то чего же мы от детей-то хотим…
Теперь поговорим о том, что смотрят дети постарше. Основными рассадниками деструктива на "Ютюбе", если мы говорим уже про подростковую аудиторию, являются блогеры, и узнают про них дети, естественно, не только через раздел "рекомендовано", но и от одноклассников, друзей. Детям важно быть частью коллектива, и им приходится смотреть самых популярных блогеров для того, чтобы просто понимать, о чём говорят их одноклассники — увы, это часто бывает именно так, с этим сложно что-то сделать.
Всем родителям я очень рекомендую посмотреть ролик, который называется "Блогеры, трудная жизнь в топе", он есть на "Ютюбе". Возможно, вам будет тяжело его досмотреть до конца, но он наиболее полно передаёт те процессы, которые сейчас там происходят, и рассказывает о том, чему и как современные блогеры учат детей.
Конечно, все блогеры очень разные, есть и хорошие, те, кто на самом деле может научить вашего ребёнка чему-то хорошему, — такие тоже, безусловно, есть, я не хочу сказать, что абсолютно все блогеры плохие, нет, но только проблема в том, что среди топовых и максимально популярных, раскрученных блогеров, таких, к сожалению, нет.
При этом надо понимать, что в этой среде, как и в любой другой, есть свои тренды и модели поведения — то, что их объединяет, то, чем они похожи, — которые, естественно, постоянно меняются. Кто-то эти тренды поддерживает, а кто-то нет, но в любом случае они всегда есть, и они очевидны. Эти тренды определяют модели поведения: отношение к людям, уровень агрессии, уровень пошлости, допустимость мата в эфирах, границы дозволенного и рамки, за которые нельзя заходить. Причём все эти параметры — не статичны, они постоянно находятся в движении и смещаются в определённую сторону. Догадываетесь в какую?
Чтобы вы понимали, насколько сейчас ситуация в этих вопросах катастрофичная и насколько всё зашло далеко, приведу отрывок из статьи "РИА Новости": "Плюют в лицо, избивают. Как блогеры зарабатывают на унижениях в онлайне".
Пососать палец на ноге — 2,5 тысячи. Сесть на бутылку — три. Выпить рюмку уксуса — пять. Это "прейскурант” одного из треш-стримов — прямого эфира, во время которого блогеры сами выполняют унизительные задания или издеваются над гостями. Ради лайков и, прежде всего, их рублёвого эквивалента они готовы надеть мамины трусы на голову, заставить человека пить мочу или закопать живьём. Нашумевшая история: во время одной из таких трансляций скончалась 27-летняя жительница Краснодара Валентина Г. Стример Станислав Решетняк сперва избил подругу, потом выставил на мороз в нижнем белье. Даже когда девушка умирала, камеру не выключал. И ещё несколько часов вёл эфир из комнаты, где лежал труп… Так утверждает его знакомый: "Стас сперва стримил игры (проходил их в прямом эфире. — Прим. ред.), но быстро понял, что денег на этом не поднимешь. Ведь хорошо платят только за треш”, — рассказывает стример Кирилл З. Решетняк, по словам приятеля, не брезговал ничем: "Один раз, например, набил тату на лицо инвалиду, часто издевался над людьми".
Самостоятельно задания выполняют редко. Чаще находят подопытных, готовых терпеть унижения, так называемых персонажей. Нередко это люди с ментальными отклонениями либо алкоголики. Самый известный "стрим-раб” — Валентин. С 2017 года он кочует от одного блогера к другому. Ему плюют в глаза смесью водки и кетчупа, засыпают углями для мангала, разбивают о голову яйца. Иногда после такого Валентин плачет, иногда — падает на пол и отключается. У него алкоголизм, гидроцефалия, случаются эпилептические припадки. Однако стримеров это не останавливает.
Примеры треш-стримеров я привожу не для того, чтобы вы подумали, что все блогеры такие, а для того, чтобы показать вам то, к чему привела политика полной безнаказанности и отсутствия какой-либо цензуры в современной медиа-среде. Треш-стримеры в таких количествах не могли появиться на "Ютюбе", скажем, лет 10–15 назад, просто потому, что аудитория тогда ещё не была настолько расчеловечена, не была ещё приучена и подготовлена к принятию такого контента. Теперь же это стало нормой, и произошло это именно потому, что любые моральные нормы все эти годы усиленно размывались.
Общественное мнение, как и в древнеримские времена, уже почти готово принять и рабство, и зрелищное убийство, и ещё дать ему оправдания: ведь стоит почитать комментарии под новостями про смерть на стриме этого блогера. Где комментарии, в которых блогера одобряли, попадались в первые часы появления новости порой чаще, чем те, где его осуждали. Да и показателен комментарий одной из зрительниц того стрима, которая восторгалась "неубиваемостью" жертвы и мечтала оказаться в квартире блогера во время того стрима, чтобы заснять происходящее на видео.
Главная проблема даже не в том, что треш-стримеры существуют и делают то, что они делают, а в том, что у нас в стране уже есть огромная масса людей, которым нравится на это смотреть и в этом участвовать! Каких же зрелищ им захочется завтра?
Когда мы говорим про блогеров, нельзя не поднять такую важную тему, как мат. Если вы, придя домой, почитаете, что пишут восьмилетние дети друг другу, скажем, в играх, то у вас волосы дыбом встанут. В интернете такое общение уже давно у них считается абсолютной нормой, иногда кажется, что уже даже так: чем моложе — тем больше матюков.
Причём ещё лет 10 назад мат считался уделом "быдла", сейчас же в интернете он стал абсолютной нормой. Все топовые блогеры ничуть не стесняются материться на миллионную аудиторию, и дети с них берут пример. Если какие-то люди позволяют себе ругаться матом на многомиллионную аудиторию, то почему нам нельзя? Такой они делают вывод.
Так в принципе было и раньше: в доинтернетную эпоху дети тоже иногда матерились, так как они думали, что выглядят взрослее, но это было не в таких масштабах. Почитайте любой комментарий к абсолютно любому видеоролику какого-нибудь блогера, популярного у подростков. Вы ужаснётесь, гарантирую. Они сейчас так общаются, а анонимность это только усиливает, ведь анонимность общения создаёт иллюзию безнаказанности. А дальше происходит вот что. Вы покупаете своему хорошему и воспитанному ребёнку планшет или телефон с интернетом, и он рано или поздно начинает там общаться с теми, с кем ему интересно, то есть с людьми преимущественно своего возраста. Ну а дальше происходит то, о чём говорилось выше. Не имея никаких моральных ограничений в общении (ведь это анонимное общение), они начинают показывать свою, как они думают, "взрослость", как умеют, то есть матом. Если в реальной жизни у детей в этом вопросе есть какие-то ограничения, по губам, например, от взрослых получить можно, то тут их нет вообще. Более того, такое поведение как бы заложено в той среде по умолчанию. И начинается вот такое общение, плюс естественная возрастная потребность подростка в получении социального одобрения. В детском и подростковом возрасте это очень важно, получать социальное одобрение, особенно от сверстников, а как это сделать? Нужно как минимум быть, как они, а значит и говорить, как они, других вариантов нет. Критически мыслить и противопоставлять себя нездоровым моделям общества — это качество чисто физиологически формируется у ребёнка не раньше 14 лет (а у многих никогда). До этого он живёт моделью подражания, так устроен человек.
Если же вы думаете, что ваш хороший воспитанный ребёнок, попав в социальную сеть, так не будет делать, то не обольщайтесь. Так не бывает. Если свежий огурец попадает в банку с солёными, то он обязательно станет солёным, что бы вы ни делали.
Очень часто так бывает, что когда родителям показывают переписку их ребёнка с кем-нибудь после какого-нибудь конфликта или происшествия, то они все всегда говорят одно и тоже, все как один: "Мой ребёнок не мог такое написать! Вот это! Так! И такими словами!” А он писал, потому что он живёт в другой реальности, скрытой от родителей, и там он такой, каким его сделала та среда, она его таким воспитала, и чаще всего назад это уже не вернуть.
Главная заслуга в пропаганде мата, пожалуй, принадлежит блогерам и рэперам. Но про блогеров нужно сказать отдельно. Это новые кумиры детей, и их нельзя сравнивать, скажем, с популярными артистами, какие были раньше, нет, это совсем другое. Эти люди во многом сейчас определяют систему ценностей детей, и они, а не родители, дают им ориентиры того, что такое хорошо, а что такое плохо. Почему так? Да просто они по времени просмотра опережают время общения ребёнка с родителями. Вся информация для ребёнка — обучающая, вне зависимости, откуда она идёт, и если в общении с родителями в среднем ребёнок проводит где-то полчаса в день, то в медиапотреблении — все восемь. Так кто воспитывает? Тот, кто больше проводит с ребёнком времени, и в современных реалиях это чаще всего блогеры.
Любой дурак с камерой сейчас может стать блогером, и, что характерно, именно такие чаще всего ими и становятся, и вообще, это ненормально. Ведь массовая культура — это инструмент, который меняет общество, так было всегда, во все времена, и тот, кто находится в трендах популярности, тот и воспитывает, и формирует общество, а смотря на современных топовых блогеров, картина будущего общества рисуется совсем безрадостная. Кем будут те люди, которые вырастут на таком контенте?
Как объяснить ребёнку всё это? Про мат лучше всего сказать всё как есть. В каждой профессии есть свой профессиональный язык, свой сленг, и, овладевая профессиональным языком какой-то профессии или общества, человек формирует и программирует этим самым своё будущее. Каким языком он овладеет, такое будущее его и ждёт. Мат является профессиональным языком "быдла", алкоголиков, дегенератов, и, овладев их профессиональным языком, именно такое будущее себе ребёнок и сформирует. Эту простую вещь и должен объяснить своему ребёнку каждый родитель, не забывая, конечно, о личном примере.