пнвтсрчтптсбвс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Сегодня 12 мая 2025
Авторский блог Надежда Диас 19:13 16 сентября 2017

Cовременники о Петре Андреевиче Вяземском

К 225-летию П.А.Вяземского

Современники Петра Андреевича, писатели и поэты, по-разному относились к его творчеству.

Карамзин считал, что «брат Катерины Андреевны, милый Пьер Вяземский - журналист природный. Но что за излищняя горячность?» (Юрий Тынянов. Пушкин. Ленинград. «Художественная литература». Ленинградское отделение, 1976, стр.419).

«Пушкин любил Вяземского, восхищался его стихами, высоко ценил прозу и критические статьи в защиту романтизма. «Проза Вяземского, - писал Пушкин, - чрезвычайно жива, он обладает редкой способностью оригинально выражать свои мысли - к счастью, он мыслит, что довольно редко между нами» (Русские писатели в Москве. Сборник. Москва, «Московский рабочий», 1977, стр.208). Или другие строчки Александра Пушкина: «Критические статьи кн.Вяземского носят на себе отпечаток ума тонкого, наблюдательного, оригинального. Часто не соглашаешься с его мыслями, но они заставляют мыслить» (Сочинения А.С.Пушкина в одной книге. Золотой том. Полное собрание. Издательский дом в Москве «Имидж», 1993, стр.738).

Когда в 1822 году Петр Андреевич написал письмо Александру Сергеевичу о том, что думает отказаться от поэтической деятельности и полностью переключиться на прозу, то Пушкин ответил ему так: «К счастию не совсем тебе верю, но понимаю тебя - лета клонят к прозе, и если ты к ней привяжешься не на шутку, то нельзя не поздравить Европейскую Россию... Предприми постоянный труд... образуй наш метафизический язык, зарожденный в твоих письмах, - а там что бог даст» (Е.Н.Купреянова . История русской литературы. Том второй. От сентиментализма к романтизму и реализму. В четырех томах. Ленинград. «Наука» Ленинградское отделение, 1981, стр.256).

В апреле 1824 года Пушкин писал Вяземскому по поводу статьи "Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова", напечатанной Вяземским в виде предисловия к первому изданию "Бахчисарайского фонтана": "Не знаю, как тебя благодарить; Разговор - прелесть, как мысли, так и блистательный образ их выражения. Суждения неоспоримы. Слог твой чудесно шагнул вперед" (lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., Л.Я.Гинзбург. П.А.Вяземский. Весеннее утро. 01.02.2014).

Белинский писал о Вяземском так: «С появлением Пушкина для князя Вяземского настала новая эпоха деятельности, стихотворения его, не изменившись в духе, изменились к лучшему по форме, а прозаические статьи его... много способствовали к освобождению русской литературы от предрассудков французского псевдоклассицизма» (М.Гиллельсон. Петр Андреевич Вяземский lib.2-all.com/?book=107106, стр.6, 01.02.2014). В «Литературных мечтаниях» (1834) Виссарион Григорьевич «отзывается с одобрением о Вяземском-поэте и высоко ставит его как критика» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.42). «Но в статье 1842 года о «Стихотворениях» Баратынского Белинский, отметив, что Вяземский «по справедливости почитался лучшим критиком своего времени», называет его «творцом особенной, так называемой светской поэзии» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.42). Это звучало, как приговор. А «в 1847 году Белинский, возмущенный реакционной позицией Вяземского, в письме к Гоголю назвал его «князем и аристократом и холопом в литературе» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.42).

А вот слова Гоголя: «В князе Вяземском - противоположность Языкову. Сколько в том поражает нищета мыслей, сколько в этом обилие их» (П.Вяземский. Записные книжки. Москва. «Русская книга», 1992, стр.311). «В нем (в Вяземском - Н.Д.) собралось обилие необыкновенное всех качеств: наглядка, наблюдательность, неожиданность выводов, чувство, ум, остроумие, веселость и даже грусть; каждое стихотворение его - пестрый фараон всего вместе» (П.Вяземский. Записные книжки. Москва. «Русская книга», 1992, стр.311). «Но отсутствие большого и полного труда есть болезнь князя Вяземского, и это слышится в самых его стихотворениях» (П.Вяземский. Записные книжки. Москва. «Русская книга», 1992, стр.311). И далее Гоголь приводит длинный список недостатков в стихах поэта.

Петр Андреевич же в своих Записных книжках рассказывает о том, что однажды в церкви священник сказал ему приветственную речь и назвал его русским Горацием, русским Катулом и русским Марциалом.

А современные литераторы пишут следующее. По их мнению, неясно, кем он был - сентименталистом или романтиком, но несомненно другое: он был и считал себя карамзинистом.

П.А.Вяземский, В.Л.Пушкин, А.Ф.Воейков, Д.Давыдов - это представители новой для 19 века формы литературного объединения - поэтической школы. Пушкин назвал эту школу школой «гармонической точности», «основанной Жуковским и Батюшковым» (Е.Н.Купреянова . История русской литературы. Том второй. От сентиментализма к романтизму и реализму. В четырех томах. Ленинград. «Наука» Ленинградское отделение, 1981, стр.99). Для них, как пишет Ю.М.Лотман, «совершенство поэтического мастерства - в легкости, а не в затрудненности для читателя» (Е.Н.Купреянова . История русской литературы. Том второй. От сентиментализма к романтизму и реализму. В четырех томах. Ленинград. «Наука» Ленинградское отделение, 1981, стр.99).

А что считал сам Петр Андреевич? Как надо писать прозу? Как надо писать стихи?

Прежде всего, и в стихах и в прозе поэт писал о том, что поэзия не должна быть связана с коммерцией. Вяземскому очень не нравилась коммерциализация литературы.

А о своих творениях в Записных книжках он писал следующее: «Мало заботясь о них, отпускаю стихи мои на Божий свет, как родились они с своими хорошими приметами, если таковые есть, с своими калечностями, когда таковые окажутся. Что говорю о стихах своих, могу вообще сказать и о прозе своей» (П.Вяземский. Записные книжки. Москва. «Русская книга», 1992, стр.302).

Вяземскому не нравились стихи Шихматова, который почти не употреблял глаголов. И он написал об этом эпиграмму.

Петр Андреевич считал важной для стихотворения наличие рифм. «Читая хорошие стихи без рифм, мне всегда приходит в голову мысль: жаль, что эти стихи не стихами писаны...» (lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., Отрывки из критических статей Вяземского, 01.02.2014).

И писал в стихах «К В.А. Жуковскому»: «Жуковский! научи, как с рифмой совладать» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.127).

В целом, о том, какая должна быть поэзия, Вяземский сказал в стихотворении «Всякий на свой покрой», в котором воспел своих литературных кумиров, и отрывком из которого я и хочу закончить свою работу:

«Язык наш был кафтан тяжелый

И слишком пахнул стариной;

Дал Карамзин покрой иной.

Пускай ворчат себе расколы!

Все приняли его покрой.

Пускай баллады - бабьи сказки,

Пусть черт качает в них горой;

Но в них я вижу слог живой,

Воображенье, чувство, краски, -

Люблю Жуковского покрой» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.152).

1.0x