8 февраля Госдума на стадии первого чтении отклонила законопроект "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" за № 609009-5, внесенный 5 октября 2011 года депутатом Госдумы V созыва К.Ф.Затулиным. Законопроект был направлен на реализацию права соотечественников на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, продекларированного вступившей в силу 27 июля 2010 года новой редакцией ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Законопроект предлагал дать право соотечественникам на приобретение российского гражданства, не требуя от них отказа от иного, имеющегося у них гражданства. При этом обратиться с заявлением о приобретении гражданства они могли бы как на территории России, так и за рубежом, в стране проживания. Возможность двойного гражданства у соотечественников, которая возникала бы при этом, не противоречит российскому законодательству.
Законопроект обрел особую актуальность после ужесточения норм получения гражданства РФ в упрощенном порядке по соответствующим межгосудар- ственным соглашениям после Указа президента России "О внесении изменений в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ" от 19.10.11 № 1391.
Отклонив законопроект К.Ф.Затулина, Государственная дума отказала в праве на упрощенный порядок приобретения гражданства не только соотечественникам, которые являются иностранными гражданами, но и детям граждан России, второй родитель которых является иностранцем. В мае 2010 года, а затем 14 октября 2011 года, будучи депутатом ГД, К.Ф.Затулин вносил законопроекты по изменениям статьи 14 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", устраняющие фактическое неравенство в правах между гражданами Российской Федерации, живущими в самой России и за рубежом.
По действующему закону ребенку, родившемуся в смешанном браке и находящемуся на территории России, для получения российского гражданства достаточно заявления только одного родителя — гражданина РФ, но если ребенок находится за рубежом — необходимо также согласие родителя-иностранца. Внесенные К.Ф.Затулиным законопроекты как раз и предусматривали отмену обязательного согласия на российское гражданство со стороны родителя-иностранца и в случае, когда ребенок проживает за рубежом.
Из-за существующего сейчас порядка Россия теряет огромное количество своих потенциальных граждан. Кроме того, эта система приводит к многочисленным конфликтам и трагедиям в случае развода родителей, когда родитель-гражданин России не может отстоять свое право на ребенка. Во многом в связи с этим инициатива была поддержана Министерством иностранных дел России и лично министром иностранных дел С.В.Лавровым.
Однако, вопреки здравому смыслу, интересам граждан России, проживающих за рубежом, и интересам самого российского государства, по рекомендации профильного комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству первый из названных законопроектов был отклонен в первом чтении Государственной думой в сентябре 2011 г. Второй вариант законопроекта, решающий эту же проблему, был отвергнут 24 января с.г. уже новым составом Государственной думы.
Голосование в Госдуме по названным законопроектам показывает, что большое число депутатов глухо к голосу наших соотечественников и остается непоследовательным в насущном вопросе для России: ответственности перед людьми, которые стали иностранцами не по своей воле и стремятся восстановить связь со своей Родиной или Родиной своих предков. Соотечественники имеют серьезные основания для особого отношения в вопросе приобретения ими российского гражданства, поскольку они своим происхождением, культурным выбором тесно связаны с Россией.
Многочисленные обращения соотечественников, пришедшие в наш Институт стран СНГ и на блог Д.А.Медведева, не оставляют сомнений, что отказ в праве на упрощенное получение гражданства будет самым негативным образом расценен в русском зарубежье. Как теми, кто хотел бы прибегнуть к этой упрощенной процедуре и получить гражданство РФ, как и теми, кто об этом пока не помышляет. Это просто пощечина, и вина за ее нанесение полностью ложится на Государственную думу нового состава, а еще точнее — на парламентское большинство.
Ничего другого не остается, как рассчитывать на недавнее предложение Владимира Путина обязать парламент рассматривать законопроекты, под которыми подпишутся более 100 тысяч граждан. Как только такое право будет предоставлено, Институт стран СНГ приступит к сбору подписей за возвращение нашим соотечественникам права быть гражданами Российской Федерации.
Пресс-служба Института стран СНГ
Комментирует Константин ЗАТУЛИН: "Происшедшее возмутительно. Хотя прошло уже три недели, в наш Институт нарастающим потоком идут письма из-за рубежа, общим лейтмотивом которых, наряду с возмущением, является крайнее недоумение. Активисты русских общин и других объединений наших соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья никак не могут понять, почему большинство депутатов Государственной думы демонстративно не стали голосовать за поправки в закон о гражданстве, приводивший его в соответствие с обещанным в другом законе, "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом", правом на получение нашего гражданства в упрощенном порядке. А до этого — отказались разрубить узел, завязанный нашим законодательством в вопросе об облегчении процедуры установления гражданства РФ для ребенка, родившегося за рубежом в смешанном браке гражданина или гражданки России с иностранцем.
Не могу этого понять и я. Тем более, что обращался в самые разные инстанции, объясняя суть своих предложений. Накануне дня голосования дозванивался до всех, кому мог, чтобы убедить принять закон только в первом чтении или хотя бы отложить голосование по нему — дать еще время снять возражения и прийти к компромиссу.
Через неделю после случившегося попытку объясниться по этому поводу в эфире "Голос России" предприняли бывший председатель, а ныне первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев и Владимир Плигин, чей Комитет по конституционному законодательству и выступал в прошлой и новой Думе "злым гением" моих законопроектов. Полчаса, передавая эстафету, нахваливали друг друга, рассказывая то о новых "патентах" для работы иностранцев в России, то о существовании фонда "Русский мир", то о подозрительности к гастарбайтерам, "которые рассматривают Россию исключительно только как источник для зарабатывания денег". Расстались довольные собой, пообещав "продолжать отлаживать механизмы упрощенного получения гражданства для наших соотечественников". То есть, снова его прокатить, что ли?
Всё это — жалкий лепет. "В огороде бузина, а в Киеве — дядька": мы им — про соотечественников за рубежом, они нам — о гастарбайтерах, желающих поживиться в России. Все эти годы ничто не мешало Владимиру Плигину и Константину Косачеву предложить свой вариант упрощенного получения гражданства для соотечественников.
Это болезнь. Часть, и весьма влиятельная, нашей т.н. "элиты", либеральничая в Думе, в Администрации Д. Медведева и на Болотной площади, ничего не хочет знать о реальных нуждах и надеждах русского народа — ни в самой России, ни за рубежом. Иначе г-н Гафин, даже работая в рижском банке, не посмел бы, не рискуя стать нерукопожатным, опубликовать в "Известиях" накануне референдума свою филиппику против русского языка в Латвии.
Нисколько не сомневаюсь в праве господ Плигиных, Косачевых и Гафиных на существование в российском обществе. Желательно, все же, на Болотной, а не в Думе. Может быть, дышать тогда в коридорах российской власти станет легче".