Десять лет Изборскому клубу. Юбилей его основателя Александра Андреевича Проханова. Встречи, споры, поездки, книги, статьи, передачи. Пора подвести черту, оглянуться в прошлое, выделить «параметры порядка», определявшие пройденный путь. Время заглянуть в будущее, которое сейчас создаётся народом нашего Отечества, и его грядущее, которое формируется также благодаря усилиям Изборского клуба. Среди прожитого, проделанного, продуманного обращу внимание только на три грани кристалла изборского сознания, которые кажутся мне самыми важными.
Основания и перспективы
Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней.
Ф.И. Тютчев, 1870
Удивительным образом основания изборского сознания определяются теми словами, которых нет в европейских языках или там они понимаются по‑другому.
Совесть — способность самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, глубокое осмысление и принятие в себе гражданского долга. Она отражает золотое правило этики, как оно сформулировано в Евангелии от Матфея: «И так во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но понятие совести в нашей цивилизации шире. Можно вспомнить этику Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне». Это западное видение — человек песчинка в океане вселенной, и только к себе он и обращается.
Совесть в мире России — уникальной, удивительной, самодостаточной цивилизации — это иное. Это «со-весть» — совместное, соборное переживание произошедшего с Отечеством и каждым из нас и активный отклик на это.
Типичное обращение к человеку, с которым что‑то случилось на Западе: «У вас есть проблемы?», у нас: «Как вам помочь?» Это очень большая и важная разница.
Сознание. Удивительно сложное и интересное понятие, не понимаемое в должной мере современной наукой, и вместе с тем — одно из оснований нашего бытия. Когда учёные начали всерьёз заниматься созданием искусственного интеллекта, то оказалось, что мы очень плохо понимаем, что такое естественный интеллект.
Со-знание — совместное действие. Круглые столы, обсуждения, журнал «Изборский клуб. Русские стратегии» меняли восприятие и оценки происходящего у каждого из нас. Для этого и нужен клуб. И далее каждый реализует многое из понятого нами вместе, наше совместное знание, в тех пространствах, в которых он работает и играет значимую роль.
При этом очень важна целостность, сочетание рационального, интуитивного и эмоционального восприятия. Наука, искусство, публицистика — грани сверкающего изборского кристалла. Но высшие смыслы важны и интересны не только сами по себе, но и как инструмент преобразования Отечества, позволяющий пробиться к звёздам.
По-моему, очень точно сказано в автореферате Ю.С. Черняховской — дочери члена Изборского клуба: «Можно в известном смысле утверждать, что политическая наука своим ядром имеет политическую философию, а политическая философия — художественную метафору, то есть в итоге сама политическая мысль и политическое знание оказываются соединением политического и художественного… Научно-технический романтизм может быть рассмотрен как форма мифотворчества, как создающий политический конструкт, обращённый в будущее, обладающий способностью идеального политического конструирования и прогнозирования и выполняющий функции производства базовых образцов, интеграции общества, целедостижения и адаптации».
Здесь звучат два очень важных слова — «миф», миф для новой России, и «научно-технический романтизм». Всегда с восхищением читаю в романах и передовицах строки Проханова о заводах, создающих космические ракеты и подводные лодки, атомные станции и зенитные комплексы… В этих строках ощущение мощи и величия сверхдержавы, имперского мифа. Классик клуба — Максим Калашников. От его книг и статей возникает удивительное ощущение, что будущее рядом, что сейчас работают люди, воплощающие его. Просто нам надо их увидеть и немного поддержать…
Сотрудничество. В клубе это со-трудничество. Огромное удовольствие от совместной работы, большая радость от результатов, которых достигли коллеги по клубу.
Наверное, это очень важная грань в кристалле изборского сознания. Когда Мао Цзэдун спрашивал Сталина о причинах огромных успехов Советского Союза, Сталин ответил: «Люди должны работать». Именно этого остро не хватает последние тридцать с лишним лет в России. Из страны за годы реформ вывезены и продолжают вывозиться триллионы долларов — из экономики страны выкачивается кровь. Из страны хотели сделать купчиху, торгующую нефтью и газом, а из населения «квалифицированных потребителей сделанного другими». Но пришла война, и выяснилось, что Отечеству сейчас нужны не «потребители», торговцы и охранники, а воины, инженеры, рабочие…
Очень важно ответить на вопрос, почему же победители в Великой Отечественной войне живут хуже побежденных? Мне этот вопрос часто задают школьники и студенты.
Действительно, можно посмотреть список стран по валовому внутреннему продукту (с учётом покупательской способности на душу населения (данные Всемирного банка за 2021 год) … США (11‑е место, $69 288), Германия (21‑е, $57 928), Финляндия (25‑е, $55 007), Израиль (33‑е, $43 722), Япония (39‑е, $42 940), Россия (55‑е, $32 803).
Финляндия была отсталой окраиной Российской империи. Многие субъекты РФ гораздо богаче этой страны. Но сейчас она является одним из лидеров в инновационном развитии мира. Её школьники входят в первую десятку по международному рейтингу PISA, а наши — в четвёртую десятку. Наверное, стоит посмотреть, как им это удалось и почему у нас дела обстоят значительно скромнее… И поучиться у них не грех.
Красноречив и пример Израиля. Помнится, недавно был бум нанотехнологий. И в Израиле всем этим занимались учёные и инженеры из России, и в результате страна стала лидером в этой области. Как бы нужны были многие из этих наработок в условиях войны… У нас же этим активно занимался Анатолий Чубайс, говоривший, «что трудно получить атомную молекулу»… А потом уже за дело взялась Генеральная прокуратура.
Именно сотрудничество может преобразить Россию! Подлинность, а не имитация. Именно этот подход является ключевым в изборском сознании
Истина. Именно у нас часто размышляют над «вечными вопросами». Концепт истины служит высшим моральным идеалом. Поиск истины — важнейшая часть культуры. Иностранцам приходится объяснять, что истина — высшая правда, и раскрывать смысл пословицы «Истина хороша, да и правда не худа». В эпоху тотального распространения средств массовой информации множество людей на экране, в интернете, в газетах готовы толковать «как надо», «как велели». Конъюнктура правит бал. Для изборского сознания, напротив, характерно стремление к истине, к пониманию реального положения дел. Хотя, конечно, такое стремление не всех радует, И, конечно, не очень выгодно. Но сложилось так, как сложилось.
Душа. Ключевое слово в русском языке, в нашем восприятии жизни. Для нас это духовное, моральное и эмоциональное ядро человека. Именно в душе развёртывается моральная и эмоциональная жизнь человека. Духовное в нашем сознании вновь и вновь оказывается выше материального. Очень трудно объяснить, что огромная потеря за эти тридцать лет, пройденных по кривому пути, состоит в том, что у народа отняли видение будущего, понимание того, куда мы идём, а поэтому и душа болит.
Изборское сознание — русское сознание. Наверное, в этом его важнейшая грань.
Изборские императивы
В который век в рассветной мгле
Тебя сирены вой разбудит,
Не измени своей земле,
А остальное будь, что будет.
В. Скобцов
По-видимому, основой основ изборского сознания является «Слово к народу», написанное Александром Прохановым и напечатанное 23 июля 1991 года в «Советской России», а позже в газете «День».
Мы жили в великой и прекрасной стране — СССР, — определявшей в XX веке вектор развития мировой цивилизации, победившей в самой страшной войне, открывшей человечеству дорогу в космос. Развитие нашей сверхдержавы могло уберечь цивилизацию от мировых войн… Поэтому в 1991 году важно было удержать страну, не дать произойти катастрофе, не позволить разрушить созданное трудом многих поколений, отвоёванное кровью миллионов наших солдат. Именно к этому и призывали авторы письма
Это вошло в историю и, к сожалению, не цитируется в школьных и вузовских учебниках. Его стоит вспомнить: «Случилось огромное небывалое горе. Родина, страна наша, государство великое, данное нам в сбережение историей, природой, славными предками, гибнут, ломаются, погружаются во тьму и небытие. И эта погибель происходит при нашем молчании, попустительстве и согласии…
Братья, поздно мы просыпаемся, поздно замечаем беду, когда дом наш уже горит с четырёх углов, когда тушить его приходится не водой, а своими слезами и кровью. Неужели допустим вторично за этот век гражданский разбор и войну, снова кинем себя в жестокие, не нами запущенные жернова, где перетрутся кости народа, переломится становой хребет России?..
Мы обращаемся к партиям, большим и малым, к либералам и монархистам, к центристам и земцам, к певцам национальной идеи. Мы обращаемся к партии — коммунистической, которая несёт всю ответственность не только за победы и провалы предшествующих семидесяти лет, но и за шесть последних, трагических, в которые компартия сначала ввела страну, а потом отказалась от власти, отдав эту власть легкомысленным и неумелым парламентариям, рассорившим нас друг с другом, наплодившим тысячи мертворожденных законов, из коих живы лишь те, что отдают народ в кабалу, делят на части измученное тело страны. Коммунисты, чью партию разрушают их собственные вожди, — побросав партбилеты, один за другим мчатся в лагерь противника — предают, изменяют, требуют для недавних товарищей виселицы, — пусть коммунисты услышат наш зов!»
Кроме Александра Проханова письмо подписали Юрий Бондарев, Юрий Блохин, Валентин Варенников, Эдуард Володин, Борис Громов, Геннадий Зюганов, Людмила Зыкина, Вячеслав Клыков, Валентин Распутин, Василий Стародубцев, Александр Тизяков.
К сожалению, это обращение не было услышано. Катастрофа произошла. Сейчас понятно, что слова, сказанные в этом обращении, были пророческими. Жернова Истории мелют медленно и верно. Трудно было тридцать лет назад даже вообразить, что армии бывших союзных республик будут сражаться друг против друга, а в освобожденном Мариуполе будут восстанавливать памятник Ленину.
Мы имеем обломки великой страны. Подлинность сменилась имитацией. Что делать? На что можно надеяться? На самоорганизацию, на соборность, на стремление людей вместе выбираться из той исторической пропасти, в которой мы оказались! В нашей цивилизации у такого подхода есть традиция — артель, община, советы. Важно убедить людей, что идти надо в будущее, а не в прошлое, не поодиночке, а вместе, опираясь на разум и дух России. Именно этим, на мой взгляд, и занимается Изборский клуб, да и сам Александр Андреевич.
Не считаю себя знатоком и любителем русской литературы. Тем не менее А.А. Проханов подарил мне один из своих романов. Попросил прочитать и высказать мнение. Я постарался высказать своё мнение о романе и о его «магическом реализме» откровенно и объективно. Александр Андреевич убедил меня обсудить роман и в видеоформате на «День-ТВ». Потом мне было подарено собрание романов «Око президента», я прочитал другие произведения руководителя нашего клуба.
Запомнились слова Проханова в ответ на мои пожелания и замечания по поводу вышедшего романа и его следующих изданий: «Я не буду ничего переделывать. Написалось как написалось. Сейчас надо писать следующий роман». Мне стало ясно, что и свои романы писатель воспринимает как инструменты самоорганизации, как средство достучаться до души народа. Вспомнились строки Маяковского:
Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо
С чугуном чтоб
и с выделкой стали
о работе стихов
от Политбюро,
чтобы делал
доклады Сталин.
Надеюсь, что количество перейдёт в качество, что усилия Изборского клуба и многих миллионов людей в мире, которые верят, что Россия через все тернии прорвётся к звёздам, дадут желаемый результат.
Стоит обратить внимание ещё на один важный момент. Люди существуют в рациональном, эмоциональном и интуитивном пространствах. Не всё определяется расчётом, важны чувства, нравственный выбор. Помните слова таможенника Верещагига из «Белого солнца пустыни»: «Я мзду не беру — мне за державу обидно». Важно, чтобы то неоправданное, что творится в нашем Отечестве, вызывало отторжение, неприятие, эмоциональный отклик. Именно на это во многом направлены усилия Проханова и многих других членов Изборского клуба. Достаточно посмотреть многие их видео, где средством самоорганизации становится эмоциональный накал изборцев. «Я — художник», — часто повторяет Проханов. Масштаб дарования измеряем не мы с вами, а история Отечества.
Среди изборцев люди разных взглядов, профессий, статусов. Что же их объединяет, что можно положить в основу их сотрудничества. Наверно, императивы таковы.
Духовное выше материального.
Общее выше личного.
Справедливость выше закона.
Будущее важнее настоящего.
Общность духа, культуры, исторической судьбы, а не железа и крови — главное в формировании народа.
Природная рента принадлежит народу.
В давние времена я встречался с выдающимся экономистом Дмитрием Семёновичем Львовым, и он с горечью рассказывал мне, почему очевидные вещи, оценки отделения экономики Академии наук игнорируются властью, которая продолжает толкать страну в экономическое болото. И в конце беседы он сказал, что рано или поздно дело в России дойдет до идеологии, хотя он, вероятно, этого уже не застанет. Он попросил, если я буду иметь к этому отношение, включить последний тезис. Выполняю обещание.
Стратегия конька-горбунка
Уж служба, так уж служба!
Тут нужна моя вся дружба.
Как же к слову не сказать:
Лучше б нам пера не брать.
Ну не плачь же, Бог с тобой!
Сладим как‑нибудь с бедой.
П. Ершов
Россия — не Запад. Это видно по сказкам, отражающим характер народа. Любимая для многих народов Европы — «Золушка». Милая, хорошая исполнительная девочка делала всё, что ей велели, и слушала отца, мачеху, сестёр. И в конце концов получила прекрасного принца. Трудолюбие должно вознаграждаться
У нас иначе. Наверное, наша любимая сказка «Конек-Горбунок», а любимый герой — Ивандурак. Не очень хорош он в обыденной жизни, да и рассказывает невесть что про дьявола и прочие небылицы: «Братья, сколько ни серчали, / Не смогли — захохотали, / Ухватившись под бока, / Над рассказом дурака».
Однако когда приходит время испытаний, его умение держать слово, смелость, упорство, готовность помочь ближним становятся решающими. Эти качества позволяют ему спасти и себя, и всё царство. И, конечно, готовность к риску. Что говорил ему Конёк: «Вот уж есть чему дивиться! / Тут лежит перо Жар-птицы. / Но для счастья своего / Не бери себе его./ Много, много непокою/ Принесет оно с собою». Не послушал, взял, и всё, что положено, сделал.
Такое разделение России и Европы естественно. В последней земледелие нерискованное — хорошо работай, и своё получишь. Одиночка в этих условиях прекрасно выживает. У нас иначе. Один день год кормит. Иногда работаешь, работаешь, а толку нет.
Стоит вспомнить, как в сентябре 1993 года Проханов в газете «День» выступил против действий Ельцина, назвав их государственным переворотом. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, имущество и архивы были уничтожены. Два номера подпольно печатались в Минске. Помню огромные очереди за газетой «Завтра», которую продавали на улице Правды. Символично — людям была нужна правда… С Прохановым долгие годы многие издания не беседовали, его старались не печатать и не упоминать. Дорого даётся перо Жар-птицы… Помню, каким шоком и радостью для нас было первое интервью Проханова в «Литературной газете», которое опубликовал Юрий Михайлович Поляков. Низкий поклон ему за это. И премия «Национальный бестселлер» за роман «Господин Гексоген», полученная в 2002 году… Есть что вспомнить…
За прошедшие тридцать лет в нашем Отечестве было множество партий, союзов, объединений и прочих организаций, стремившихся собрать людей вместе, помочь им защитить свои права и Россию. Причём сделать они это хотели по своей инициативе, без веления власти. Оглянёмся вокруг — где они? От колоса до колоса не слышно голоса. Покойный градоначальник Москвы Ю.М. Лужков шутил, что его всё время приглашают на первые съезды организаций и почти не зовут на вторые. Большинство союзов распадается до этого времени…
Секрет относительного долголетия изборцев, наверное, в воплощении принципа «направляемого развития». Выдающийся математик, философ, мыслитель Н.Н. Моисеев объяснял мне эту стратегию так: «Мы несёмся по реке с порогами и водоворотами, стремясь переправиться на другой берег. У нас нет ресурсов, чтобы плыть против течения или просто хорошо управлять. Но мы видим временами попутные течения и гребём, пользуясь ими. Важно не потерять другой берег».
То же мне объясняли и на «сказочном уровне». Неурожай пришёл, есть нечего, и отправляет старик сыновей милостыню собирать. Возвращаются к вечеру два старших брата с пустыми сумками да ещё и побитыми: «Работать вам надо, дурни, — а не побираться», — объяснили им местные нищие.
Приходит Иван-дурак с полным мешком пятаков, еле дотащил. «Как же удалось, Ванюшка?» — спрашивает дед. — «Дуракам все дают. Мне предлагают пять копеек или десять. Я беру пять». — «Да почему же пять, а не десять?! Десять‑то больше!» — «Да если бы я брал 10, то кто бы надо мной смеялся и ещё давал!» — «А почему же копеек тут нет?!» — «Иван не прост — копейку брать не станет».
Во времена Батыя, да и позже русские княжества теснили и на западе, и на востоке. Князья, которые покорились, не выживали. «К русским немцы и шведы относились ещё более жестоко, чем к прибалтам. Если, к примеру, захваченных эстов превращали в крепостное состояние, то русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев», — пишет Лев Гумилёв. Те, кто воевал со всеми, изгладились из памяти. В историю вошёл приёмный сын хана Батыя, Александр Невский, разбивший немцев на Чудском озере и победивший шведов, которые шли на Новгород. Среди его заветов выделю два: «Крепить оборону на Западе, а друзей искать — на Востоке»; «Не в силе Бог, а в правде».
Эти мысли ко мне регулярно приходят во время встреч в клубе. В самом деле, по масштабу рассматриваемых проблем и глубине анализа в течение многих лет газета «Завтра» должна была иметь миллионные тиражи… Многие статьи из журнала «Изборский клуб», издаваемого тиражом… тысяча экземпляров, должны были бы войти в школьные учебники. Но историю в нашем Отечестве преподают по 86 учебникам. При этом президент поручил подготовить один учебник, рассматривающий историю России в XX веке. Не получается у историков. Видимо, не хватает полномочий для реализации своего поручения президенту России. Про учебники обществоведения не говорю — там Ильин на Ильине сидит и Ильиным погоняет. Главный писатель у нас, судя по школьным букварям, Солженицын, главный поэт — Бродский, главный философ — Зиновьев. Впрочем, есть и перемены к лучшему — в Ленинграде около здания Двенадцати коллегий, где в XVIII веке располагались высшие органы государственного управления, снесли помойку и установили памятник Сахарову. Этот государственник предлагал превратить в конфедерацию 50 одноранговых республик со своими армиями, финансовыми системами и экономической самостоятельностью. Конечно, американцам, мечтающим разбить Россию на семь государств, до этого академика далеко.
Почему наши школьники, которым, возможно, вскоре придется защищать Родину, а через десяток-другой лет взять на свои плечи ответственность за наше Отечество, до сих пор должны воспитываться в антисоветском, антикоммунистическом духе?!
Есть альтернатива! Стараниями Александра Андреевича и его соратников было снято более двух десятков фильмов: «В поисках Русской Мечты» — о разных регионах России. Удивительно красиво и интересно! Эти замечательные фильмы разок прокрутили на канале «Россия-24» и… всё. Наши школьники и студенты не знают в массе своей не только зарубежной, но и своей собственной страны. Естественно эти фильмы показывать на уроках географии им! Но не тут‑то было! Видимо, нельзя брать Иванушке 10 копеек, пятака хватит.
Раньше учителя объясняли мне, что у них просто на это нет времени в учебном плане. (В общем, некогда Родину любить и что‑нибудь узнавать о ней.) Но ситуация изменилась. Каждую неделю в каждом классе есть «Уроки о важном». Узнав об этом, порадовался: наконец‑то детям расскажут о мире, в котором мы живём, и проблемах, которые решают взрослые. Россия ведёт сейчас войну, от которой зависит наше будущее, судьбы детей и внуков. Но это не отнесли к «важному»!!! Что же на самом деле важное? Министерство знает и выдаёт в интернете отличные материалы для этих занятий: «День пожилых людей», «165‑летие со дня рождения К.Э. Циолковского», «День музыки»; «День отца (!)», «День учителя», «День матери»; «Мы разные, мы вместе»; «160 лет со дня рождения К.С. Станиславского»; «Медиаграмотность и цифровая гигиена»; «Светлый праздник Рождества» и, конечно, «Федеральные спикеры». Слова «докладчик», «оратор» и тому подобные оказались вытеснены из русского языка «спикерами». Спикают детям 3–4‑го класса патриарх Кирилл, предприниматель Касперская, глава Совфеда Матвиенко, министр просвещения Кравцов… На вопрос, что же им говорили сегодня на этих уроках, многие школьники отвечают дипломатично «как всегда».
При таком раскладе я часто спрашивал Александра Андреевича: «Для каких читателей мы издаем «Изборский клуб»? И каждый раз он мне отвечал: «Мы издаем журнал для одного читателя». На этого читателя вся надежда. Может быть, наш журнал ему поможет.
Клуб наш велик и разнообразен. Признаюсь, что многих его членов я не знаю и никогда не видел. Раньше, прочитав статьи и книги некоторых, я с изумлением спрашивал Александра Андреевича, читал ли он это, слышал ли, вникал ли в деятельность этих людей. «Вы думаете, в этом есть необходимость?» — слышал я каждый раз. Ну а потом я вздыхал с облегчением, вспоминая беседу с выдающимся просветителем России Сергеем Петровичем Капицей. В течение многих лет он заведовал кафедрой физики в Московском физико-техническом институте. Нелегка кафедральная жизнь. Поле для обид и претензий в ней велико. И когда Капице всё это излагали с естественным предложением уволить злоумышленника, он отвечал: «Вы совершенно правы, но увольнять я никого не буду. В зоопарке должны быть разные звери». На мой нынешний взгляд, тогда кафедра физики в Физтехе работала отлично. Это уже потом, когда кафедрами МФТИ начали заведовать такие выдающиеся физики, как Чубайс и Улюкаев, а факультеты заменили на школы, дела пошли иначе.
Помог Конёк-Горбунок Ивану-дураку справиться с проблемами, многие из которых, заметим, Иванушка сам и создал. Надеюсь, что и Изборский клуб поможет России.
Изборский императив столкновения цивилизаций
Хрустел Урал, дрожала Волги жила.
Рвалась границы призрачная лента.
То распрямлялась русская пружина,
Скрипящие сдвигала континенты.
А. Проханов
Название Изборск удивительно созвучно нынешней реальности. Деревня в Печорском районе Псковской области. Впервые упомянут в летописи под 862 годом в связи в призванием варягов. Изборск достался Трувору (младшему брату Рюрика), который княжил в нём два года. При княгине Ольге (945–960) стал пригородом Пскова. С 1330 года до XV века крепость выдержала восемь осад. Крепость впечатляет. Суровые башни, построенные не для красоты, а для защиты, для готовности к многомесячной осаде. Двойные стены с узким проходом между ними. Даже если враг прорвётся сюда, у него мало шансов уйти живым. В 1920 году перешёл к Эстонии, но вернулся в Россию. В 1945 году был передан Псковской области РСФСР. В 1966 году в этом городе снимался фильм «Андрей Рублёв». Рядом с городом Словенские ключи, или ключи Двенадцати апостолов. По преданию, вода этих ключей прибавляет здоровья праведным людям, живущим с чистой душой, и отнимает у других.
Изборск — это символ нашей тысячелетней цивилизации, величия русского духа. Чтобы ни случилось, мы отстоим своё и вернёмся в Россию, несмотря ни на какие границы и договоры, прочерченные и заключённые в эпоху предательства.
Россия — не Запад. Спору между этими мирами более тысячи лет. В ходе спора по вопросам догматического, канонического, литургического и дисциплинарного характера папа римский и Константинопольский патриарх предали анафеме друг друга. И действительно, пути православной и католической церкви оказались разными. Можно вспомнить и крестовые походы, и Святую Инквизицию, и протестантство, и Реформацию, и стремление римских пап сочетать мирскую и духовную власть, а также многое другое, связанное с развитием католической церкви. Механизмы самоорганизации в обществе различны. Западный императив: «Каждый за себя, один Бог за всех», — принципиально отличается от суворовской заповеди: «Сам погибай — а товарища выручай».
Иными оказываются и социальные регуляторы. На Западе закон: «Пусть гибнет мир, но царствуют законы. Если царствуют законы, мир не погибнет». Советский Союз разваливали под лозунгом «Разрешено всё, что не запрещено законом». Наши императивы — культура и совесть.
Иное отношение к Богу. Сергий Радонежский (1314–1392) — духовный собиратель русского народа. Впечатляет икона, где он изображён с пилой распиливающим бревно. Не проповеди, а сама жизнь как служение высшему. Мартин Лютер (1483–1546) разделил Европу на католиков и протестантов, открыл эпоху религиозных войн. Вспомним Варфоломеевскую ночь и возглас короля Генриха IV «Париж стоит мессы».
Ликвидация России, её смыслов, императивов, культуры имеет много идеологов. Лейбниц считал необходимым для блага Европы обрубить лапы русскому медведю. Судя по мемуарам, Наполеон начал войну в 1812 году, чтобы освободить своего наследника от проблемы ликвидации или раздела восточного соседа.
Влиятельный русский мыслитель П.Я. Чаадаев (1794–1856) писал: «Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать… Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать её, предпочитаю унижать её — только бы её не обманывать».
От неприятия один шаг до войны. «В XXI веке Америка будет развиваться против России, за счёт России, на обломках России», — писал Збигнев Бжезинский.
Отторжение вызывает у отечественных либералов и наша литература: «Я перечитал Достоевского, и я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывает желание разорвать его на куски», — пишет А.Б. Чубайс. В историю вошел и другой афоризм этого человека: «Что вы волнуетесь за этих людей? Ну вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом — новые вырастут».
Однако многие выдающиеся мыслители связывали будущее с развитием России. Социолог и один из основателей цивилизационного подхода к истории Н.Я. Данилевский связывал будущее с созданием нового государства, объединяющего славян и имеющего столицу в Константинополе. Ему возражал Достоевский в 1877 году, когда Россия воевала с Турцией за свободу Болгарии: «Не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только Россия их освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными… Особенно приятно будет для освобождённых славян… трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей человеческой культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации». Достоевский оказался прав. Кажется, что он смотрит в сводку текущих новостей. Польша, Чехия, Болгария… История мрачно шутит: «А мы за тех, за тех, кто побеждает!» … И проблемы на постсоветском пространстве возникают потому, что наши соседи, бывшие союзные республики, не верят в силу России, в то, что она победит…
Гегель полагал, что на исторической сцене именно Россия сыграет выдающуюся роль в обозримом будущем. Немецкий публицист Освальд Шпенглер, написавший «Закат Европы», огромные надежды возлагал на Россию. Арнольд Тойнби — разведчик и один из самых влиятельных историков XX века, считал, что России под силу найти Ответы на брошенные историей Вызовы.
Тем не менее всё ещё велико влияние Запада на отечественные элиты. Оно и понятно — там живут богаче, да и элиты более многочисленны. Как говорили в окаянные 90‑е: «Рубить бабло надо здесь, а тратить там!» Проблемы те же — Чацкий восклицал: «Хоть у китайцев бы нам несколько занять / Премудрого у них незнанья иноземцев. / Воскреснем ли когда от чужевластья мод? / Чтоб умный, бодрый наш народ / Хотя по языку нас не считал за немцев». Говоря современным языком, Грибоедов был заместителем министра иностранных дел, и проблема западничества российской элиты со всеми её грустными следствиями была для него очевидна.
Важный вклад в понимание противоречий России и Запада внёс выдающийся мыслитель, историк, этнограф Лев Николаевич Гумилёв. Рассматривая динамику этносов, он ввёл понятие «пассионарности».
По сути, это доля людей в обществе, готовых заплатить своим благополучием и даже жизнью за воплощение своих смыслов, ценностей, представлений о будущем. Пассионарии — своеобразные «ядра кристаллогизации» в борьбе людей за общие интересы. В ходе развития этносов доля пассионариев в нём меняется, и это меняет их культуру и способность защищать себя. В пору горбачёвщины и ельцинщины элиты стремились превратить Россию в «новый Запад», и, как показала история, это было огромной ошибкой.
Об этой ошибке Л.Н. Гумилёв писал в своей последней книге «От Руси к России»: «Механический перенос в условиях России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего, и это неудивительно. Ведь российский суперэтнос возник на 500 лет позже. И мы, и западноевропейцы всегда это различие ощущали, осознавали и за «своих» друг друга не считали. Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагает совсем иные императивы поведения…
Конечно, можно попытаться «войти в круг цивилизованных народов», то есть в чужой суперэтнос. Но, к сожалению, ничто не даётся даром. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция». (Гумилёв Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. — М.: Экспресс, 1992, с. 299.)
Одной из граней изборского сознания является концепция Пятой империи, выдвинутая Александром Прохановым: «Русская история — это история русских империй. Россия как цивилизация всегда формировалась и складывалась в имперские периоды. Под империей надо понимать необязательно существование метрополии или колонии, необязательно существование императора, централитета. Нет! Под ней нужно понимать симфонию, гармоническое соединение пространств, народов, культур, верований — когда достигается то, что отдельно взятый народ достичь не может. Имперская общность порождает грандиозные школы, произведения искусств, лидеров. Цивилизация движется империями». Вероучение Русской Мечты, идеология Русской Победы, Религия справедливости — и о многих других гранях изборского кристалла рассказывают передовицы газеты «Завтра», книги, статьи, передачи Александра Андреевича.
Обращу внимание на другую грань. Идёт война. Очень важно разобраться в её сущности и победить. В теории самоорганизации есть понятие бифуркации (от французского «раздвоение», «ветвление»). Это точка в пространстве параметров, в которой прежняя траектория развития становится неустойчивой и появляются (или исчезают) другие пути в будущее. Это понятие, появившееся в математике XIX века, сейчас вошло в массовое сознание.
Именно в точке бифуркации и находилось человечество на рубеже XX и XXI веков. Америка не смогла взять на себя роль «глобального шерифа», появились новые центры силы, которые развиваются быстрее.
Как жить дальше? Пойти в XXI век или повторить XX с его мировыми войнами и многими другими проблемами? Конечно, хотелось бы пойти в будущее, а не возвращаться в прошлое! У человечества множество острых проблем, которые надо решать сообща. Сейчас происходит глобальный демографический переход — скорость роста населения мира очень быстро (на времени жизни одного поколения) падает. Промышленность развивалась совсем не так быстро, как ожидалось в 1950‑е годы, и компьютеризация производств не оправдала надежд — глобальных экономических сдвигов не произошло. Поэтому нас ждёт технологический переход — кормить, обогревать, лечить, перевозить, расселять людей надо иначе. «Цивилизации одноразовых стаканчиков» («попользовался — выбросил») приходит конец. Человечество недостаточно богато для того, чтобы позволить себе дешёвые, скоропортящиеся вещи. Надо не увеличивать ВВП, а эффективно пользоваться имеющимися ресурсами, которых оказалось не так много. Поэтому нужен ресурсный переход — резкое уменьшение объёма используемых невосполнимых природных ресурсов, переход от линейной к циклической экономике. Глобальные климатические изменения требуют совместных усилий по снижению и поддержанию биосферы.
В коммунистическом варианте развития человечества при реализации лозунга из «Манифеста коммунистической партии» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — мы шли в будущее именно этим путём. Такой путь требует самоорганизации людей, сотрудничества в деле решения глобальных проблем в пределах всего человечества. При этом и коммунистическая, и либеральная идеологии мыслились как единый, общий рецепт для всех стран и народов. В Интернационале исходили именно из этого.
К сожалению, есть и другой путь. Именно по нему, судя по всему, и начал двигаться современный мир. Самоорганизация происходит на уровне цивилизаций. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», — писал Ленин. Это учение создавалось 150 лет назад, в индустриальную эпоху. Классики не заглядывали в будущее и надеялись создать сообщество, позволяющее накормить голодных, дать работу желающим. Предполагалось, что рабочие, которым партии объяснят, что капиталисты их обирают, сознательно и активно будут защищать свои права. Идеологи вначале думали, что пролетарии одних стран, когда всё поймут, не будут стрелять в других таких же пролетариев…
Кроме того, есть учение и идеология, а есть практика их воплощения. Численность членов КПСС в 1985 году составляла 18 млн — с учетом членов семей — почти 50 млн, огромный народ. Ныне численность членов КПРФ — 160 тысяч, средний возраст члена этой партии 55,6 года… Прежде чем звать в будущее, наверное, членам КПРФ следовало бы разобраться, что же произошло в коммунистическом движении в нашем Отечестве. Прежде чем указывать «Что делать» стоит выяснить «Кто виноват»…
За XX век многое произошло. Численность человечества увеличилась почти вчетверо, средняя ожидаемая продолжительность жизни — вдвое. Имели место две мировые войны. Независимо от строя голодных накормили. Огромное влияние приобрели средства массовой информации. Интернет сделал неравенство очевидным, и сейчас миллионы людей считают, что их обобрали, а также считают, что кое‑что стоит отнять у соседей. Из 100 человек в ведущих странах двое работают в сельском хозяйстве, 10 в промышленности, 13 в управлении. Доля рабочих в обществе гораздо меньше, чем в XIX веке. Мыслителям левой ориентации следует иметь это в виду. Кроме того, идея об «общечеловеческих ценностях», раскручивавшаяся в пору перестройки, как показала история, оказалась бредом. Цивилизации сейчас выступают со своими смыслами и ценностями. Именно эти ценности и определяют стратегии цивилизаций.
Именно к такому миру, разбитому на соперничающие друг с другом цивилизации при доминировании доли США, и ведёт Америка. У капитализма нет будущего — значит, по их мысли, надо повторить прошлое. Американский социолог С. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций» рассматривает историю XXI века как борьбу восьми сложившихся цивилизаций за тающие природные ресурсы.
Более того, война планировалась Америкой. И об этом не раз шла речь на круглых столах Изборского клуба. В 2009 году директор частной разведывательно-аналитической организации STRATFOR Джордж Фридман писал: «Причины, вызывающие эту конфронтацию (как ранее холодную войну), предрешат её результаты, которые будут такими же, как и результаты холодной войны, но на этот раз их достижение не потребует от США значительных усилий… На этот раз Китай будет стоять в стороне. В прошлый раз Россия полностью контролировала Кавказ, но теперь это будет не так: на Кавказе Россия столкнется с присутствием США и Турцией. Во время холодной войны у России было большое население, теперь её население сильно уменьшилось и продолжает сокращаться. Внутренние проблемы, особенно на Юге, будут отвлекать внимание России от Запада. В конце концов страна развалится и без войны (как уже развалилась в 1917 г., и это произошло снова — в 1991 г.), а вскоре после 2022 г. рухнет военная мощь России». (Фридман Д. Следующие 100 лет: прогноз событий XXI века. — М.: Эксмо, 2010, с. 162).
На одном из заседаний Изборского клуба, посвященного украинским делам, в то время, когда на многотысячных демонстрациях толп в Киеве прыгали и кричали: «Кто не скачет, тот москаль» и «Украина — це Европа», — Александр Алексеевич Нагорный сказал: «Дальше — война. И воевать нам придется, хотим мы этого или нет». Тогда ему активно возражали, но сейчас ясно — он был прав.
В практической плоскости американские стратеги активно используют гумилёвские подходы. Наиболее острые и жестокие войны происходят тогда, когда воюют общности с одинаковым уровнем пассионарности. Вспомним новейшую историю — корейцы воевали с корейцами, вьетнамцы воевали с вьетнамцами, сейчас русские воюют с русскими, а американцы исправно подбрасывают дровишки в кровавый костер организованной ими войны…
Война — суровый экзамен. Россия вновь в точке бифуркации. Александр Андреевич часто говорит о Чуде Победы. Нам необходимо это Чудо!
Валовый внутренний продукт (ВВП) стран, поддерживающих Украину, в 38 раз больше, чем ВВП России. Происходящее напоминает гражданскую войну, когда множество разных стран поддерживали белогвардейцев и слали им оружие и материальную помощь. Гитлер 30 июня 1941 года заявил, что рассматривает войну с СССР как совместную европейскую войну против России. И его союзниками в этой войне оказались Япония, Италия, Финляндия, Болгария, Венгрия, Румыния, Хорватия, Таиланд, Албания, Словакия и множество представителей из других стран.
Целью войны на Украине является не территория, не ресурсы, не люди, а система международных отношений. Сталкиваются Потсдамский мир, который отстаивает Россия, и проамериканский вариант с диктатом США, капитализмом и повтором XX века.
Во время войны стоит послушать военных. Мне кажется, что сейчас уместны чеканные формулировки генерала Владимирова: «Победа в войне всегда остаётся за самым правым, решительным, терпеливым и самоотверженным. В войне побеждает тот, чья воля и решимость победить — сильнее, кто готов идти до конца, кто лучше подготовлен к войне и кому есть что и кого защищать, даже ценой жизни. Конечная победа принадлежит тому, чьи цели справедливы и нравственны. В войне побеждает не самый сильный, а тот, кто не сдается и не проигрывает».
«Победа есть не роскошь, а первейшая необходимость» (А.В. Суворов).
В войне смыслов побеждает не та сторона, которая выигрывает пространство, ресурсы или даже приходит к управлению, а та, которая захватывает будущее.
Думается, что именно формулировка, развитие и отстаивание смыслов мира России и есть главная грань изборского сознания. Именно про это и написаны все романы Проханова. Надеюсь, что именно эта грань приблизит Чудо Русской Победы.