Вот она, малиновая заря над белоснежным зимним полем. Вот она, красно-белая Русь. Вот они, вихри красно-белых энергий, разорвавших волновод русской истории на стыке девятнадцатого и двадцатого веков. И по сей день мается русский человек: молится на золотые колокольни, снимает шапку перед танком Т-34. Не может понять, кто он такой: верноподданный государя-императора или "сталинский сокол". И недаром о нас песнопевец империи произнёс: "Душа — христианка, а народ — сталинист".
Примирение "красных" и "белых", братание и покаянная молитва над могилой, куда благоговейно уложены красные и белые кости — конец гражданской войны, длящейся в России злую сотню лет, уносящей в свою тёмную бездну тела и души миллионов русских людей.
Прекращению изнурительной розни, диалогу между красными и белыми, соединению духовных усилий всех государственников, исповедников белой и красной империй — этому посвящалась поездка Изборского клуба в Ульяновск по приглашению губернатора Сергея Ивановича Морозова. Сюда, в Симбирск, где родился Ленин, в Ульяновск, где построен ленинский мемориал, эта Мекка ленинизма, — сюда приехали русские историки и философы, экономисты и политики, чтобы провести "круглые столы" и наметить путь стратегического примирения: политического, идеологического, метафизического. Ибо историческая энергия, сто лет вытекающая в трагический разрыв волновода, должна, наконец, без утечек достигать сегодняшних дней и питать народившийся кристалл новой русской государственности. Кристалл ещё хрупкий и робкий, подверженный напастям, перед лицом которых красные и белые государственники, позабыв о распрях минувших дней, остановив изнурительную полемику, соединятся в служении государственному русскому делу.
Первый "круглый стол" проходил в великолепном Дворянском собрании при стечении чиновников, ульяновских интеллигентов и студенческой молодёжи. Другой "круглый стол" состоялся на "Авиастаре" — циклопическом авиационном заводе, построенном в последние годы СССР. Этот завод, по замыслам его создателей, был способен наводнить мировое небо бесчисленными советскими самолётами. Третий "круглый стол" собрался под сводами мемориального ленинского центра и был посвящён превращению этого алтаря ленинизма в музей СССР — грандиозной и во многом таинственной цивилизации, которая была создана русским миром среди войн, революций, великих радений. А потом растаяла, как туман, оставив по себе опустошённые разрухой заводы, незавершённые великие проекты, ощущение чего-то огромного, космического и непонятого, ощущение загадки, которую русский двадцатый век загадал человечеству и которую ещё предстоит разгадывать.
После двух напряжённых дней, наполненных политическими и философскими изысканиями, мы отправились на Русский берег — в дивное малолюдное место среди волжских льдов и заиндевелых сосняков, жгучего летящего, из-за волжских степей, ветра — и там молились в деревянной церкви, пели старинные и советские песни, братались, лучше узнавали друг друга. И казалось, что Изборский клуб, состоящий из высоколобых, подчас, чопорных мудрецов, превращается в изборское согласие из друзей и любящих друг друга единомышленников.
"Гений места" — так называется одна из культурных программ, утверждённых губернатором Ульяновской области Морозовым. Симбирская земля родила нескольких несравненных русских гениев: Карамзин, Гончаров, Пластов и, конечно же, Владимир Ильич Ленин. Программа "Гений места" старается объяснить появление этих гениальных людей свойствами приволжских степей и холмов, ручьёв и речек, потоков солнечного и воздушного ветров, понять, какой луч, прилетевший сюда, на землю, из бескрайнего космоса, коснулся этих земель и родил великанов. Эта культурная, историческая и метафизическая задача открывает громадный простор для исследований, фантазий и догадок, объясняет Карамзина или Ленина как промыслительное явление. А русскую землю объясняет как бесконечное плодоносящее поле, на котором рождаются русские космические великаны.