двойной клик - редактировать изображение
1. 7 мая 2021 года завершено кулуарное обсуждение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС 4.0), с которым можно ознакомиться на ресурсе Александра Владимировича Шевкина, российского педагога, кандидата педагогических наук (1990 год), заслуженного учителя Российской Федерации, опытного учителя математики (его педагогический стаж составляет 44 года), автора учебников и учебно-методических пособий, книг и статей для учителей и учащихся, соавтора семи учебников математики из серии книг «МГУ – школе» (С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин и другие, всего – 133 книги. Обсуждение не было широко объявлено, поэтому, не имея текста проекта, родительское и профессиональное сообщества не могли высказать свои замечания, которые хотя бы частично могли учесть разработчики ФГОС 4.0, чтобы их работа не выглядела так беспомощно. Это и к лучшему. Зачем совершенствовать проект нормативного правового акта, который не пригоден для использования? Это мнение я попробую обосновать.
На лето 2021 года запланировано проведение Государственного Совета Российской Федерации по школьному образованию. Это событие можно назвать достаточно своевременной попыткой решения искусственно формируемых и рукотворных проблем для российской детей и их родителей в системе воспитания, просвещения и образования, особенно в условиях ненужной её цифровой трансформации, реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 года № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды») и апробации дистанционного обучения без исследования эффективности цифровой образовательной среды как воспитательного, просвещенческого и образовательного инструментов, без исследований влияния на физическое и психическое здоровье школьников и более отдалённых во времени последствий воздействия на здоровье детей. Данная цифровая трансформация системы воспитания, просвещения и образования в Российской Федерации осуществляется без какого-либо учёта мнений научного и родительского сообществ при обсуждении вопросов текущего положения и перспектив дошкольного воспитания, школьного просвещения и образования.
В международных правовых актах закреплено право человека на общедоступное образование, которое «должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам» (часть 2 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека). В Российской Федерации каждый имеет право на образование (часть 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации). Воспитание, просвещение и образование – основа сохранения и развития российского общества и формируемого им государства в целом, а также залог сохранения социокультурной идентичности российского народа, школа – общественно- и государствообразующий системный институт. Значимость воспитания, просвещения и образования всегда подчеркивалась в нашем Отечестве, а самим этим сферам уделялось особое внимание со стороны общества и государства в целом. О степени важности получения качественного воспитания, просвещения и образования, которое бы отвечало современным реалиям и потребностям российского общества, не раз говорили и в Российской Федерации на самом высоком уровне.
Наблюдая на протяжении последних 30 лет за перманентным реформированием и происходящими изменениями во всех сферах воспитания, просвещения и образования – обучении, аттестации, образовательных программах, воспитательной работе, системе управления, нельзя не видеть деградацию уровня общего образования, тенденции к его упрощению и примитивизации, что нарушает образовательное единство российского народа и способствует его дефрагментации с возникновением угрозы полного распада социума.
двойной клик - редактировать изображение
Особенно родители российских детей выражают свою обеспокоенность следующими негативными тенденциями в системе воспитания, просвещения и образования, а также сфере управления воспитательно-просвещенческо-образовательным комплексом.
2. Следует перечислить наиболее комплексные из них.
I. Разрушение образа классической педагогики.
Образ детских яслей, детского сада и школы, как второго дома для маленького человека, где он осваивает свои начальные и первые социальные роли, приобретает первый социальный опыт, учится дружить, общаться, преодолевать трудности вместе с воспитателем и учителем, образ педагогики целенаправленно и методично подтачивается высказываниями и действиями непрофессионалов, пусть даже и замещающих высокие и ответственные государственные, некоммерческие и коммерческие должности, опирающихся отнюдь не на научные исследования, а на искусственно формируемую и рукотворную конъюнктуру создаваемого рынка образовательных услуг, глобалистические представления футурологического характера о якобы неизбежном будущем обществе, негативном школьном опыте, собственными впечатлениями о провалах в их индивидуальном обучении и других мотивах. Всё это приводит к искажённым представлениям о сути воспитания, просвещения и образования, подмене научных понятий недоказанными предположениями, упрощению сложного процесса приобретения знаний, умений и отработки навыков. На протяжении последних 30 лет принципы воспитания, просвещения и образования формулируются не профессионалами, а руководителями коммерческих организаций, исповедующих ценности глобализма, стоящих на позициях уничтожения отечественных общественных преимуществ, открыто и неоднократно подвергающими критике традиционную отечественную систему воспитания, просвещения и образования, в котором, по их мнению, российское общество имеем «избыточный образовательный ландшафт», «перепотребление знаний», «учителя-репродуктора», «отжившую классно-урочную систему», «наличие экзаменов и ежедневный стресс и ужас при посещении школы и общении с учителями». Почему весь непрерывный процесс воспитания, просвещения и образования, выстраиваемый на протяжении многих десятилетий и даже веков, должен претерпеть радикальные изменения без какого-либо научного обоснования лишь по мнению нескольких наиболее оголтелых лиц, не имеющих к нему никакого отношения, подходов и интереса, кроме как коммерческих и глобалистических?
II. Бизнес-интересы в воспитании, просвещении и образовании при реализация деструктивных идей цифровизаторов.
Проводниками цифровой трансформации системы воспитания, просвещения и образования в Российской Федерации, реализуемого в рамках международного проекта «Будущее образования и навыков: Образование 2030» (англ. Future of Education and Skills: Education 2030) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) – международной экономической организации считающихся развитыми государств, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики, являются: российская автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», совместный проект представителей российского и международного бизнеса – частная бизнес-школа «Московская школа управления „Сколково“», федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет „Высшая школа экономики“», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Благотворительный фонд «Вклад в будущее». Эти организации и представляющие их лица самоуправно присваивают себе право решать вопрос о том, какими будут воспитание, просвещение и образование будущего в Российской Федерации, направляя законодательную и исполнительную власть в Российской Федерации к слому традиционной отечественной системы воспитания, просвещения и образования, а также разрушению общей архитектуры управления российской системой воспитания, просвещения и образования, к технократизации, стремясь к получению финансирования мероприятий по достижению этих целей за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации и влияния, при этом воздействие этих процессов на детей и российское общество в целом, а также его последствия этих лиц не интересует. А последствия осуществления мероприятий по достижению этих целей будут катастрофическими.
Основной аргумент инициаторов и идеологов – требование бизнеса и якобы будущей экономики, развитие технологий и искусственного интеллекта в соответствии с их личными футурологическими представлениями об устройстве общества четвертой промышленной революции, предлагаемой теоретиками глобализма.
В этих проектах нет ни одного слова об общественном запросе на цифровизацию системы воспитания, просвещения и образования, этической стороне преобразований, психологическом и физическом воздействии на детей, возможной потере детьми индивидуальных черт, его способности к социальной адаптации, лишении его прав и свобод ввиду широкого использования персональных данных.
В своих докладах перед общественностью на различных форумах руководители названных некоммерческих организаций открыто заявляют, что современные воспитание, просвещение и образование, построенные на живом общении – «дорогое», а «цифровые технологии стоят очень дешево для массового образования». К отмирающим форматам воспитания, просвещения и образования, подлежащим упразднению, они относят: учителя, оценки по итогам четвертей/семестров, экзамены в школах, экзамены для поступления в высшие, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, аттестаты и дипломы об образовании, всю систему научных журналов, систему управления интеллектуальной собственностью, авторский учебник, текст, статью, книгу, как доминирующую форму «знаниевой» коммуникации, средние общеобразовательные школы, исследовательские университеты и другие неотъемлемые структурные элементы и категории существующей архитектуры системы воспитания, просвещения и образования.
Будущее воспитания, просвещения и образования по их сугубо частному мнению основывается на постулате: «Интернет знает всё».
Ключевыми игроками совершенно неуместных образовательного рынка и рынка цифровых образовательных ресурсов по их проектам становятся: финансовые компании, технологические корпорации, производители игр, симуляторов и тренажёров, геймификаторы, разработчики воспитательных, просвещенческих и образовательных платформ, массовых электронных учебников, медицинские компании. Всё это приведёт к потере контроля российского общества и государства в целом над сферами воспитания, просвещения и образования. За прагматикой практической стороны идеологи цифровизации не видят и даже не пытаются обосновывать фундаментальные философские, гуманитарные, этические вопросы преобразований, вызываемые ими последствия и воздействие этих процессов на детей и российское общество в целом.
Но бóльшие опасения вызывает то, что перечисленные преобразования – часть разрушительного международного проекта «Будущее образования и навыков: Образование 2030» Организации экономического сотрудничества и развития, реализуемого Правительством Российской Федерации в явочном порядке вопреки наличию какого-либо соответствующего законодательного акта (разрешительному (концессионному) порядку), невзирая на резко отрицательную позицию академического, педагогического, медицинского сообществ, родительской общественности, без учёта интересов граждан Российской Федерации при очевидных угрозах сохранению социокультурной идентичности российского народа.
III. Отстранение руководителями названных некоммерческих организаций академического, педагогического, медицинского сообществ, родительской общественности от влияния на содержание воспитания, просвещения и образования, методики, методологию и технологии обучения. Исключение ими родительских сообществ из управления воспитанием, просвещением и образованием.
Цифровые воспитание, просвещение и образование продвигаются Министерством просвещения Российской Федерации сугубо административными методами. Федеральные государственные гражданские служащие Министерства просвещения Российской Федерации, публично заявляя о ценности очных воспитания, просвещения и образования и невозможности заменить их дистанционным, одновременно внедряет методы и технологии цифровизаторов в дошкольные учебные заведения и школы в виде электронных образовательных ресурсов, онлайн-обучения с использованием социальных сетей и видеохостингов (TikTok, ВКонтакте и других), киберспорта, виртуальной среды воспитательных мероприятий, что приводит к уничтожению очных просвещения, образования и воспитательной работы в истинном значении этого понятия, как непосредственного общения учителя с воспитанником и учеником, что и составляет его главную ценность.
двойной клик - редактировать изображение
Основополагающие нормативные правовые акты – приказы Министерства просвещения Российской Федерации, утверждающие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС, доработанный вариант), в которых при реализации образовательных программ за образовательными организациями признаётся право применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Несмотря на неоднократные обращения общественных и профессиональных сообществ, с ними не был обсужден этот вопрос равно как и с научной, педагогической и родительской общественностью, что убеждает все заинтересованные общественные силы в прямом нежелании Министерства просвещения Российской Федерации вести какой-либо конструктивный диалог с гражданским обществом.
На тысячи обращений родителей с вопросом о правомерности введения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (использования цифровых образовательных платформ в обучении и дистанционного образования), Министерство просвещения Российской Федерации отвечало, что это право образовательной организации, которое никто не может ограничить, а образовательный контент соответствует ФГОСам.
В соответствии с подпунктом 31 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, родители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются законными участниками образовательных отношений. Согласно пунктами 2 и 6 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности, а также закреплено создание советов родителей в целях учёта мнения родителей по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся. Но на практике каждый созданный совет родителей встречает сопротивление со стороны администрации образовательной организации, не признаётся и не допускается до осуществления определённых Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» установленных процедур. Повсеместной практикой становятся вытеснение и полное отстранение родителей от взаимодействия с администрацией образовательной организации, их физический недопуск на территорию школ, административное воспрепятствование какому-либо родительскому контролю. Таким образом, школа фактически становится режимным объектом.
IV. Замена дидактики классической педагогики «дидактикой цифровой педагогики». Дидактика классической педагогики, складывавшаяся столетиями, ниспровергается и заменяется на неапробированную и неоснованную на научных данных, самопровозглашённую и явочную дидактику различных «гуру» и «евангелистов» цифровой педагогики.
Внедрение на уровнях общественного воспитания детей дошкольного возраста, начального общего, основного общего и среднего общего образования новых методов воспитания, просвещения и обучения, цифровых образовательных технологий, нацелено на приобретение базовых навыков и умений, компетентностей, но не знаний и опыта – фундамента воспитания, просвещения и образования. Стремительно меняются сами подходы к обучению, цифровые технологии меняют свой статус от служебного вспомогательного инструмента до главного и даже единственного фактора, определяющего направление развития воспитанника и ученика.
При осуществлении цифровизации воспитания, просвещения и образования меняется сама структура воспитания, просвещения и обучения, а также организация воспитательного, просвещенческого и образовательного процессов: растёт использование электронных образовательных ресурсов уже с дошкольного возраста и младшей школы; для воспитания, просвещения и обучения, промежуточного и итогового контроля используются цифровые образовательные платформы; цифровой контент становится средством воспитания, просвещения и обучения, заменяя учебник; видеоурок заменяет «живой» урок с педагогом; проверка знаний осуществляется посредством электронных устройств; прохождение материала кодируется и составляет «цифровой след», сохраняемый для каких-то внешних сил навсегда, возможно для последующей выбраковки детей при вступлении их во взрослую жизнь и закрытия для них каких бы то ни было социальных лифтов.
двойной клик - редактировать изображение
Усвоение или неусвоение материала определяется искусственным интеллектом.
Новый проект ФГОС, допуская использование электронных и дистанционных технологий с начальной школы, никак не ограничивает время применения этих технологий в образовательном процессе, отдавая продолжительность времени на использование цифровых технологий на уроке и в домашнем задании на откуп «свободе педагогической деятельности». Для сохранения целей воспитания, просвещения, образования и поддержания здоровья воспитуемых и учащихся такая «свобода» должна быть поставлена российским обществом и формируемым им государством в целом в научно-обоснованные рамки. Использование цифровой образовательной среды должно быть не более чем правом, но ни в коем случае не обязанностью учителя.
Таким образом, цифровизация в системе воспитания, просвещения и образования стала осуществляться без должной проработки методологии, без каких-либо научных исследований, без отработанных и апробированных российских методик.
Одним словом, цифровизация в системе воспитания, просвещения и образования – эксперимент в масштабах огромной Российской Федерации с плохо предсказуемыми последствиями.
V. Смена «знаниевого» подхода в воспитании, просвещении и обучении на «компетентностный». Продвижение ФГОС без обсуждения с родительским сообществом.
Родители и граждане Российской Федерации считают, что вопрос «ЧЕМУ будет учить их детей школа?» является основополагающим при обсуждении качества воспитания, просвещения и образования. В процессе цифровой трансформации системы воспитания, просвещения и образования в Российской Федерации предполагается сокращение количества обязательного времени для изучения предметного материала. Родители и граждане Российской Федерации не согласны с мнением, что знания не нужны в современном обществе, что их можно самостоятельно и успешно «найти в Интернете». Невозможно «искать» то, о чём человек не имеет никакого собственного представления. Дошкольное воспитание, школьное просвещение, образование и обучение должны основываться на методологии, создающей у детей научную картину мира, а не отрывочные разнообразные сведения или несвязанную между собой информацию, и уж, тем более, не на какой-то там эзотерике.
двойной клик - редактировать изображение
Родители и граждане Российской Федерации выступают против принятия и реализации воспитательных дошкольных, просвещенческих и образовательных школьных программ, направленных на реализацию компетентностного подхода. Они считают, что основу ФГОС должно составлять основное требование: формирование целостного представления о мире, основанного на научной доказанности, нравственное, эстетическое, физическое развитие ребёнка на основе современных научных знаний, воспитание ответственного гражданина Отечества.
Отдельные элементы, предложенные разработчиками ФГОС 4.0 для российских детей, вызывают недоумение и негодование, а именно:
1) цифровизация всего процесса обучения;
2) «обучение без оценок», что означает лишение семьи и ребёнка ориентиров для анализа успеваемости;
3) «проектно-деятельностный подход» без участия учителя;
4) «индивидуальная траектория обучения», то есть, отсутствие единых требований к уровню содержания образования и времени его освоения, ликвидация понятия неуспеваемости;
5) «расширенная личность ученика», под которой подразумевается возможность пользоваться при осуществлении контроля знаний любыми справочными системами, любыми гаджетами, то есть, списывание;
6) принципиальное отрицание единого контроля за освоением программы, экзамена, контрольной по учебному предмету - как «маргинального»;
7) формирование «цифрового следа», а именно, отслеживание всех действий ученика («новая честность»), «вечное хранение всего образовательного пути ученика на цифровой платформе» как, якобы, «светского возобновления религиозной, моральной парадигмы в современной школе»;
8) автоматизированная экспертиза «цифровой биографии», определяющая дальнейшую «индивидуальную траекторию» ученика.
Внедрение этих нововведений в ходе продвижения ФГОС 4.0 гарантированно нарушает право человека на равенство, охрану информации о частной жизни, свободу вероисповедания.
Родители уже столкнулись во время дистанционного обучения своих детей с рисками, к которым приведёт дальнейшее продвижение цифрового воспитания, просвещения и образования, а также внедрение новых ФГОС:
1) падение уровня мотивации детей и подростков к обучению;
2) ослабление физического и психологического здоровья школьников;
3) нарастание деструктивных социальных установок детей и подростков вследствие потери интереса к дошкольной и школьной жизни, которая фактически упраздняется и сводится лишь к общению с компьютером и его главенству над маленьким человеком.
двойной клик - редактировать изображение
VI. Нарастание электромагнитного воздействия на детей и снижение безопасности образовательного пространства по критерию «благоприятная окружающая среда».
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO) официально заявила, что дети – наиболее уязвимы к электромагнитным приборам, необходимо проводить многолетние исследования, а также применять предупредительный подход для защиты детей. По обнародованной информации Международного агентства по изучению рака (МАИР, англ. International Agency for Research on Cancer, IARC) при Всемирной организации здравоохранения, говорится, что «радиочастотные электромагнитные поля, образующиеся при пользовании беспроводным телефоном, компьютером могут быть канцерогенными для людей, особенно детей, и повышать риск возникновения злокачественных новообразований, особенно опухолей головного мозга».
Внедрение цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях Российской Федерации происходит в условиях отсутствия нормативной правовой базы в области электромагнитной безопасности населения и окружающей среды. В законодательстве Российской Федерации отсутствует федеральный закон «Об электромагнитном воздействии», не принята запланированная федеральная целевая программа по обеспечению электромагнитной безопасности; также в законодательстве Российской Федерации отсутствует федеральный закон «Об электромагнитной совместимости технических средств» и другие нормативные правовые акты, регулирующие эту сферу.
В условиях роста числа источников электромагнитного излучения реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», совместного проекта приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении стандарта „Цифровая школа“» усугубит проблему электромагнитного воздействия на детей независимо от принятых гигиенических нормативов, санитарных требований, рекомендаций по внедрению Цифровой образовательной среды. Потому что Цифровая образовательная среда – это среда, включающая в себя совершенно разные элементы, как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные по многим параметрам. Цифровая образовательная среда – фактически область, не поддающаяся контролю.
На использование технологии беспроводных локальных сетей Wi-Fi с устройствами на основе стандартов IEEE 802.11 в дошкольных учреждениях, школах введены ограничения в Содружестве Австралии, Австрийской Республике, Королевстве Бельгия, Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, ФРГ, Королевстве Испания, Государстве Израиль, Финляндской Республике, Французской Республике, Швейцарской Конфедерации, Королевстве Швеция. Во Французской Республике дополнительно введены запреты на использование технологии беспроводных локальных сетей Wi-Fi с устройствами на основе стандартов IEEE 802.11 в библиотеках и университетах. Так же следует обратить внимание, что в Государствах Европы запрещена установка принимающих антенн на крышах зданий образовательных учреждений и размещение базовых станций сотовой связи вблизи школ и дошкольных учреждений.
VII. Ухудшение показателей состояния здоровья школьников на фоне учебной деятельности, уход от здоровьесберегающей модели.
Нет ни одного исследования в Российской Федерации и в мире, которое доказывает безопасность для психического и физического здоровья детей электронного обучения, контакта с электронными устройствами в образовательных целях или на фоне учебной деятельности. В Российской Федерации внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и дистанционного обучения осуществляется без проведения многолетних пролонгированных научных исследований (по оценкам специалистов не менее 10 лет) воздействия цифровой образовательной среды на детей и специального нормативного правового регулирования области электромагнитной безопасности населения и окружающей среды. Переход на дистанционное обучение, даже как временной меры, имеет высокую физиологическую и психологическую стоимость. Так, о негативном влиянии на здоровье детей дистанционного обучения, которое было введено из-за распространения коронавирусной инфекции COVID-19 заявила руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анна Юрьевна Попова: «Сегодня наши коллеги в разных странах публикуют данные – а мы занимаемся изучением этой проблемы – о растущей близорукости у детей, которые долгое время учатся дистанционно».
В числе масштабных исследований (охвачено более 29 тыс. школьников) негативных последствий для здоровья использования при обучении электронных устройств – планшетов, ноутбуков, компьютеров, смартфонов, интерактивных досок и панелей, дистанционного обучения – получившая широкое освещение работа «Самочувствие школьников при дистанционном обучении в период эпидемии COVID-19» под руководством Владислава Ремировича Кучмы из Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков федерального государственного автономного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, результаты которой опубликованы в научном журнале «Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья» (№ 2, 2020 год).
Эксперты Е.В. Харитонова и Е.А. Савчук из общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональное бюро судебных экспертиз имени Сикорского» подготовили «Экспертное мнение по поводу отдаленных последствий внедрения дистанционного обучения и мер профилактики коронавируса в школах. Экспертная оценка ряда последствий внедрения цифровых технологий». По мнению названных экспертов, снижению и деградации подвергаются все высшие психические функции, особенно мышление; внедряемые меры ведут к разрушению и/или блокировке развития социальных навыков у ребенка, страдают все психофизиологические параметры, растёт утомляемость, снижается физическая активность, ухудшается сон и так далее.
Доказано, что негативные эмоциональные реакции проявляются у всех детей, даже при незначительном времени использования компьютера на уроке (совместное исследование «Гигиеническая оценка умственной работоспособности и эмоционального состояния учащихся разного пола 5-9 классов на уроках с разной временной продолжительностью использования персонального компьютера», осуществлённое уже упомянутым федеральным государственным автономным учреждением «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации).
Исследования отечественных и зарубежных учёных показывают значительную физиологическую и психическую стоимость учебного процесса с использованием компьютера, различающуюся по полу, возрасту, особенностям психики, психоэмоционального состояния, способностям, восприимчивости к цифровому контенту, физическому здоровью и множеству других параметров. В этих условиях вступившие в действие с 1 января 2021 года новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» специалисты – врачи, гигиенисты, эксперты по электромагнитному излучению, в том числе, сами сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – расценивают как необоснованные с точки зрения соотнесения норм санитарных правил с динамикой заболеваемости детей в последние 30 лет и демографическими тенденциями.
Повышенный в настоящее время интерес родителей к процессу воспитания, просвещения и образования имеет свою причину: включение в образовательный процесс средств, методов и технологий, причиняющих вред ребёнку (использование электронных средств обучения, не верифицированных цифровых образовательных ресурсов, социальных сетей – Tik Tok, ВКонтакте и других – для обучения), что противоречит пункту 2 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений, а использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Игнорирование мнения родителей в подобной ситуации является признаком намеренного ухудшения ситуации или катастрофической некомпетентности федеральных государственных гражданский служащих Министерства просвещения Российской Федерации, государственных гражданский служащих органов исполнительной власти в сфере просвещения субъектов Российской Федерации, руководства российский школ. Действия должностных лиц, направленные на разрушение физического и психического здоровья детей, должны стать предметом проверки правоохранительных и надзорных органов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Все вышесказанное подрывает родительское доверие к российским школам, дискредитирует их руководство в глазах российского общества, а также приводит к повышению родительского внимания к ранее не возникавшим вопросам и к возникновению необходимости тотального контроля родителей за деятельностью российских школ (образовательный контент, школьное питание, здоровьесберегающая среда и другое). Из-за ложного целеполагания огромные средства, выделяемые из бюджетной системы Российской Федерации на внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», оказывают негативный эффект и в образовательном процессе, и во взаимодействии государства с родительским сообществом.
двойной клик - редактировать изображение
VIII. Реализация государственных услуг в сфере образования в электронном виде. Повсеместно практикующаяся передача персональных данных, запрос избыточных персональных данных и тенденции широкого использования персональных данных обучающихся без согласия родителей или законных представителей.
Внедряемая система предоставления государственных услуг в образовании в электронном виде лишает граждан Российской Федерации возможности выбора формы предоставления услуг с созданием дискриминационных ограничений доступа отдельных категорий граждан к государственным услугам вопреки конституционным гарантиям в зависимости от наличия или отсутствия их воли регистрироваться, использовать и передавать свои персональные данные на сетевые интернет-ресурсы.
Принуждение к использованию электронных платформ, к регистрации на различных сайтах и прочих интернет-ресурсах, ведение исключительно электронного документооборота, требование об обязательном предоставлении согласия на обработку персональных данных противоречат следующим правовым нормам:
1) части 2 статье 43 Конституции Российской Федерации, которой гарантируется общедоступность образования без каких-либо условий;
2) части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
3) части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
4) пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которому субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и даёт согласие на их обработку свободно, своей волей и в своём интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
двойной клик - редактировать изображение
Использование цифровых образовательных платформ для целей обучения, текущего и промежуточного контроля, аттестации, участия в олимпиадах, в региональных и международных исследованиях качества образования и тому подобное предполагает передачу персональных данных. На практике администрации школ и педагоги, подчас финансово заинтересованные в охвате большего количества обучающихся, принуждают их регистрироваться на многочисленных платформах, порталах, условия использования которых предполагают добровольный акцепт оферты. В связи с этим возникают как минимум два проблемных вопроса:
1) регистрация на условиях добровольной оферты предполагает, что ответственность за использование цифровых образовательных ресурсов лежит на пользователях, администрация информационных систем не несёт никакой ответственности за предоставление некачественных услуг, за ущерб, возникший в связи с использованием услуг и сервисом системы, а также внешнего доступа третьих лиц к ресурсам пользователя;
2) пользователи передают свои персональные данные, но их сохранность не гарантируется, не обеспечивается и грозит утечкой (незаконной передачей) заинтересованным лицам, в том числе, и иностранным организациям. В современном глобальном мире именно персональные данные становятся новой «валютой», а люди – новой «нефтью».
Следует напомнить, что сфера персональных данных в Европейском Союзе жёстко регулируется законодательно (так называемый Закон о защите персональных данных – GDPR (General Data Protection Regulation) – Общий регламент защиты персональных данных, принятый 27 апреля 2016 года постановлением (Европейский Союз) 2016/679 и вступивший в силу 25 мая 2018 года).
двойной клик - редактировать изображение
В последние несколько лет в средствах массовой информации печатаются статьи со сведениями о сборе биометрических данных в школах и вузах в Российской Федерации. Так, например, с 2016 года по 2020 года в рамках проекта «Ладошки», реализуемого тогдашним ПАО «Сбербанк», больше 600 школ по всей Российской Федерации установили биометрические камеры (система безналичной оплаты школьного питания, где вместо карт и смартфонов как идентификатор личности используется один из типов биометрических данных – отпечаток рисунка вен ладони). Кроме того, негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет „Синергия“» вместе с новосибирской компанией «Genetic-test» (являющейся резидентом акционерного общества «Технопарк новосибирского Академгородка» и признанной лженаучной организацией Меморандумом № 1 «О лженаучном статусе коммерческого тестирования по кожным узорам пальцев рук» Комиссии Российской академии наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, опубликованным 16 мая 2016 года) снимает отпечатки школьников из Московской области и Республики Башкортостан без разрешения родителей для проведения теста на профориентацию, в основу которого легла дерматоглифика). Также применяется технология прокторинга в вузах при дистанционном обучении и сдаче экзамена, а также множество других примеров.
IX. Оценка качества результатов образования на основе зарубежных методик.
Почему-то Министерство просвещения Российской Федерации использует критерии оценки результатов воспитания, просвещения и образования, разработанные международными организациями, а не отечественными учёными и педагогами. Непонятно, почему именно критериям международных организаций должно соответствовать воспитание, просвещение и образование российских детей при том, что Российская Федерация является великой научной державой, что было бы невозможно без традиций качественного и всестороннего воспитания, просвещения и образования.
На практике значительная часть учебного времени отводится не изучению предусмотренной программы, а «натаскиванию» детей на выполнение заданий, имеющихся в международных исследованиях таких как:
1) Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA), разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития;
2) Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования (англ. Trends in Mathematics and Science Study, TIMSS), разработанное Международной ассоциацией оценки достижений в образовании (англ. International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA);
3) Международное исследование качества чтения и понимания текста (англ. Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS), также разработанное Международной ассоциацией оценки достижений в образовании;
4) а также иных подобных исследований, которым несть числа.
Все перечисленные мероприятия осуществляются в ущерб последовательному изучению предметов в течение предусмотренного учебным планом времени, что ломает учебный процесс, мешает российским детям приобрести прочные знания в угоду «оценке качества образования». Конечная цель такой диагностики – построение рейтингов на разных уровнях, но не усвоение пройденного материала обучающимися.
X. Необходимость диалога между законодателями, научным сообществом и родительской общественностью по ключевым вопросам реформирования и цифровой трансформации системы воспитания, просвещения и образования в Российской Федерации.
В общедоступных, с большим охватом средствах массовой информации, на общероссийских государственных и федеральных телевизионных каналах не уделяется одинаковое эфирное время и внимание всем сторонам общественной жизни, в частности, воспитанию, просвещению, образованию и обучению, остро ощущается нехватка просветительских, научно-популярных передач, а также передач, посвящённых обсуждению принимаемых проектов федеральных законов, реализуемых национальных проектов, уже принятых нормативных правовых актов и внесению изменений в действующие нормативные правовые акты.
Ввиду недостаточной гласности и нереалистичных сроков, обсуждение нормативных правовых актов не попадает в поле зрения граждан Российских Федерации, ввиду чего они проявляют низкую активность, что отражается на результатах публичных обсуждений и голосований на портале regulation.gov.ru. Кроме того, публичное обсуждение и работа над проектами нормативных правовых актов на портале regulation.gov.ru не гарантируют, что в конечном итоге Правительство Российской Федерации или Федеральное Собрание Российской Федерации будут принимать решения по тем или иным резонансным проектам нормативных правовых актов на основе обсуждений, ввиду большой численности всегда остающихся в тени влиятельных заинтересованных лиц и лоббистских групп, интересы которых напрямую ущемляют конституционные права и свободы человека и гражданина, а также законные и неотъемлемые интересы граждан Российской Федерации. Соотношение голосов на этапе обсуждения, как видно на примере резонансных проектов федеральных законов, также не имеет значения, что вызывает недоумение граждан Российской Федерации и законный вопрос: в чьих интересах принимается очередной скандальный нормативный правовой акт?
двойной клик - редактировать изображение
3. Родители считают необходимым поддержание честного диалога и здоровой коммуникации властей с гражданским обществом, как основы стабильности общественно-политической ситуации в Российской Федерации.
Родители осознают, что дальнейшие преобразования сфер воспитания, просвещения и образования напрямую зависят от Президента Российской Федерации, а также от действий Правительства Российской Федерации, активности политических партий и общественных организаций, законодательной и контрольной функций Федерального Собрания Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного различные общественные организации родителей считают целесообразным:
1) сохранить воспитание, просвещение и образование как социально-значимое благо, не превращать воспитание, просвещение и образование в услуги, подпадающие под «рыночное» регулирование;
2) содействовать прекращению коммерциализации и цифровизации сфер воспитания, просвещения и образования, ведущих к слому традиционной отечественной системы воспитания, просвещения и образования, а также несущих угрозы национальной безопасности Российской Федерации;
3) ввести запрет на взаимодействие детей с электронными устройствами в воспитательных, просвещенческих и образовательных целях при реализации основной образовательной программы дошкольного воспитания, просвещения и общего образования, запрет на электронное обучение через социальные сети и видеохостинги (TikTok, ВКонтакте и другие), киберспорт;
4) поддержать законодательные инициативы об ограничении применения дистанционных образовательных технологий в очном воспитании, просвещении образовании и обучении, законодательно закрепить понятие «очное обучение»;
5) выступить с инициативой запретить использование технологии беспроводных локальных сетей Wi-Fi с устройствами на основе стандартов IEEE 802.11 в общеобразовательных организациях как потенциально опасных для здоровья детей и педагогов;
6) содействовать повсеместному внедрению системного здоровьесберегающего подхода к обучению;
7) гарантировать доступ к образовательному процессу всем участникам образовательных отношений без сдачи биометрических данных и передачи избыточных персональных данных;
8) сохранить образовательное пространство в его традиционном отечественном понимании.
Также различные общественные организации родителей считают необходимым организацию постоянно действующей комиссии при Правительстве Российской Федерации для работы над правовыми, педагогическими, медицинскими, экономическими, социальными, этическими проблемами воспитания, просвещения и образования, а также требуют включения профильных специалистов и представителей родительских организаций в её состав, и обсуждения следующих вопросов:
1) обоснованности и целесообразности цифровой трансформации системы воспитания, просвещения и образования в Российской Федерации;
2) экспертной оценки последствий дистанционного обучения и внедрения цифровых воспитательных, просвещенческих и образовательных технологий;
3) выработки плана взаимодействия организаций, принимающих решения о внедрении цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и дошкольных учреждениях, в целях разрешения противоречий во взглядах с родительской общественностью;
4) иных правовых, педагогических, психологических, медицинских, экономических, социальных, этических вопросов, сопровождающих воспитательные, просвещенческие и образовательные процессы.
Таковы основные проблемы, волнующие в настоящее время родителей российских детей.