Назначение нового министра не вызвало бурной реакции в учительском сообществе. Если говорить совсем откровенно, люди с редким безразличием смотрят на новое назначение. Почему? Не ждут специалисты ничего хорошего от нового министра потому, что от людей, которые её предложили, ещё не случалось особой пользы. Зато вреда было много. Учителя и школы продолжают спокойно делать своё дело, жить своими проблемами. Время покажет, что будет дальше.
Что же происходит в школе на самом деле, почему большинство преподавателей считает, что реальным проблемам не уделяют внимание? Что действительно заботит учителя и относительно чего он никогда не найдёт понимания в правительстве и точек соприкосновения с чиновниками? Это не такие уж и простые вопросы, хотя они у каждого работника школы на уме, да и на языке. Как и во всяком деле, где главную роль играют люди, значимое место занимают бытовые вопросы и вопросы удовлетворения естественных потребностей человека. Попробуем взглянуть на проблемы школы и учителей глазами учителя. Какой же школу и себя в современной России видит учитель?
Сегодняшняя, современная нам школа – это последний мост между гражданином и государством. Школа, как её не «тёрли», ещё очень похожа на ту, какой она была в 80-е годы. Но жизнь вокруг иная, всё уже совсем не то, каким было 30 лет тому назад. Вот и выходит, что либо жизнь менять под образование, либо образование реформировать под жизнь. Меняют, крутят, вертят чиновники-администраторы закон об образовании, школы и ВУЗы. Меняют, меняют, да скоро выменяют, но вот только на что? Три класса по низкой цене, а дальше только за большие деньги и только для тех, кому очень надо? Может быть, такая цель у реформ?
Думать не хочется, что планируют господа в своих кабинетах. Оставим их мысли для их светлых голов. Можно спорить, но всё же одной из основных задач школы было и будет правильно настроить человека. Задать его личности вектор или заряд. Если школа этого не сделала, значит, не учился человек в школе, не взаимодействовал с учителями. Тяжело представить себе гражданина, хоть чем-то значимого для государства без школьного образования. Пилот, пилотирующий боевое воздушное судно учился в школе и командиры его учились. Инженер-конструктор, создавший боевую машину, конечно, учился в школе. Рабочие предприятия, собравшего самолёт и его вооружение, так же оканчивали школу.
Факт - 99,9% граждан России училось в школе, или учатся, или пойдут учиться. Мало кто из нас с учителем не общался. Более того, если не было в жизни гражданина учителя, который говорил о патриотизме и любви к отечеству, значит, не те учителя служили в той школе, где гражданин учился. Учитель – это призвание, это служение, но не ученикам или своему рабочему месту, а высоким идеалам. Именно высокие идеалы должны, в первую очередь, быть привиты ученикам от учителя, а науки приложатся в процессе именно этого прививания. Можно, конечно, и иначе дело поставить и забыть о том, где ты и кто ты есть. Но тогда ты уже не учитель, а работник сферы образования, оказывающий образовательные услуги по определенному профилю.
У школы много проблем, финансы, к примеру, очень больной вопрос. Понятное дело, при низкой заработной плате о каких же высоких идеалах может идти речь? Но другие возразят, что в школах всегда мало платили, да вот учителя при этом делали свой подвиг служения. Все правы! Да платят мало, да хотелось бы больше, да и за эти деньги работают, и работают изумительно. Вопрос тут не в том - как есть, а в том – как должно быть и почему так должно быть.
Государство пользуется тем, что учителя учат и при зарплате в 15 – 18 тыс. рублей, и даже дешевле, но давайте взглянем на это иначе. Учитель ведь говорит о высоких идеалах, но хотят ли сегодня дети обращать внимание, относиться серьёзно к его словам? Общество сегодня встало в ту позицию, когда большинство не собирается принимать служение высоким идеалам за авторитетный образ жизни. Люди планируют: досыта есть и спокойно спать. Учащиеся, в основном, будучи здравыми людьми, хотят ездить на дорогих авто и жить в просторных квартирах обставленных дорогой мебелью. Открою вам секрет, учителя так не живут. Иными словами государство говорит детям через учителя: «Вот вам, дети, пример служения высоким идеалам – вы уважаемы, но бедны, ваш рацион питания скуден, но зато отпуск большой». Кто пожелает себе и своим детям такой участи в современной буржуазной России с её идеями и рассуждениями о необходимых минимумах хорошей жизни? Или чиновники думают, что они одни умные?
Смешно, но материальное положение учителей – это то, с чем учителя готовы мириться. Но государство должно понять одну очень важную мысль. Сегодня дети и взрослые воспринимают мнение и суждения того человека, который получает большие деньги. Его слово весит больше для них. Ещё раз оговоримся, сейчас вам не 1980-й, сейчас у нас капитализм, рыночные отношения и буржуазная идеология господствуют среди масс населения. В самом деле, не пускают же подростка на концерт любимой группы за то, что он готов за Родину жизнь отдать и помогает всем старикам в своём доме. Финансы того, кто тебе говорит о том, каким ты должен быть – это не только его капитал, это и воспитательный момент для тебя. Когда учитель будет визуально и по уровню жизни являть собой образ, который понятийно близок по современным меркам к таким существительным как: достаток, успешность, обеспеченность, то дети иначе будут относиться к его словам о том, как надо себя вести. Они ему поверят. Будет звучать убедительнее, если учитель, утверждая, что гражданин не должен считать, где оканчиваются его интересы и начинаются интересы государства, сможет добавить, что он сам так и делает и это вознаграждено по заслугам. Говорить предметно надо имея аргумент близкий к пониманию масс. Сколько раз мне и мои коллегам дети задавали вопрос, почему мы работаем в школе, а не пойдём на «нормальную» (оплачиваемую) работу.
Придумайте аргументы против этой позиции, только не забывайте, что это тот же самый учитель, тот же бессребреник, умница, радеющий о высоких идеалах, отдающий себя работе. Можно сказать массу язвительных комментариев относительно того, а не жирно ли будет бюджетнику так жить. А чиновникам не жирно!? А депутатам!? Они же тоже бюджетники. Социальная справедливость, заявленная идеями Русского Мира, всякими «указами» и «поручениями» в здравом выражении даёт посул того, что если уж и не все бюджетники равны, то чиновники с учителями трудятся примерно в одних и тех же условиях. Если учитель получает 18000, то и глава района пусть имеет не больше 20000. Но кто ждёт уравнивания зарплат учителей и депутатов, тот просто встретит свою старость, так и не ощутив сближения. Переведём же данную позицию в финансовом вопросе в область задачи максимум.
Другой вопрос – это вопрос кадров и управления образовательным учреждением. Как вариант вполне возможно, что привлечение в школу большего количества мужчин может положительно сказаться на образовательном процессе в целом, так как мужчины склонны твёрже стоять на своих позициях и давать отпор при неправомерном поведении учащихся, родителей и администрации. Это могло бы обновить профсоюзы и иначе сформировать образ самой школы в сознании не только граждан, но и власти. Однако вопрос работы в школе отца семейства – это вопрос финансов и целиком зависит от заработной платы.
Профсоюз учителей – бесполезная, за редким исключением, организация, не способная отстаивать интересы учителя или директора. Директор – это не сотрудник школы, он сотрудник управления образования и вынужден поступать так, как надо району, а не школе. Профсоюзы не выводят преподавателей на улицы, не занимаются правовыми и кадровыми вопросами. Та партия, которая займётся вопросами учительских профсоюзов и возьмёт их под контроль, станет властителем дум в буржуазной России. Но это так же является лишь одной из многих возможностей для современной школы.
Сегодня школа осталась единственным местом, куда приходят все, хотят они того или нет. Если государство хочет быть устойчивым, то вопросы духовно-нравственного развития личности не должны быть второстепенными. В школах нет больше вожатых и воспитателей. Учителей сделали стрелочниками во всех административных вопросах. Паспорт антитеррористической безопасности делает ответственный от школы, паспорт дорожной безопасности делает ответственный от школы. Да чего уж там, учитель и паспорт борьбы с инопланетным вторжением разработает, но, может ему позволят просто учить детей, или он это так и будет занят другими делами? Вместо того, чтобы создать реальные условия для работы, организуются проверки документации. Они не влияют на реальную работу в положительном смысле, количество документации увеличивается, время уходит, денег нет, дети у репетиторов. Приходит специалист на работу, а там куча отчетов и все срочно до 14:00 этого же дня. В такой ситуации дополнительная занятость ребёнка в рамках работы с вожатым или воспитателем может дать лучший результат. Можно возразить, что есть преподаватели-организаторы и заместитель директора по воспитательной работе! Глупости! Эти несчастные так задавлены бумажной работой, что готовы заниматься с детьми ближе к шести часам вечера. Любой специалист поймёт, что детей в это время уже в школе «след простыл».
В итоге получаем ряд очень значимых вопросов. Неудовлетворительная работа профсоюза, мизерное количество мужчин учителей, низкие заработные платы, маленький штат сотрудников, обилие бумаг, которые не нужны школе и учителю, но нужны чиновникам. Министру осталось решить эти проблемы, и школа исчезнет из списка «больных мест». Конечно, эту вопросы не будут решены, и никто не станет удовлетворять данный список требований, но зато теперь можно смотреть по списку – делают что-то реальное в министерстве или нет. Заботятся о насущных проблемах или продолжают играть в «реформы».