Авторский блог Олег Щукин 00:07 6 сентября 2024

Что сдохло в финансовом лесу?

Миссия МВФ посетит Россию впервые с 2019 года

Средства массовой информации со ссылкой на постоянного представителя Российской Федерации в Международном валютном фонде (МВФ) Алексея Можина разгоняют сенсационную новость: к нам едет ревизор! То есть полномочная делегация от этого самого МВФ. Впервые с начала Специальной военной операции (СВО) по демилитаризации и денацификации Украины и вообще впервые с ноября 2019 года. Комментаторы теряются в догадках: что бы это значило? То ли причиной тому уже согласованная замена упомянутого выше Алексея Можина, занимающего свой пост с 1996 года, на Ксению Юдаеву, подругу, экс-заместителя и советницу главы отечественного Центробанка Эльвиры Набиуллиной? То ли специалисты из МВФ хотят своими глазами посмотреть на то, как Россия справляется с последствиями режима западных санкций и помощи, которую МВФ щедро оказывает киевскому режиму — невзирая на собственные правила? То ли, говоря на официальном языке того же режима, «щось вэлыкэ в лиси здохло» («что-то большое в лесу сдохло»), и поэтому коллективный Запад готов оформить с Россией новый modus vivendi et modus operandi (образ жизни и образ действий) взамен изжившего себя «порядка, основанного на правилах» однополярного мира? Или что-то ещё, из мира цифровых валют, искусственного интеллекта и прочих высоких технологий денежного обмана?

Тайна сия велика есть. Тем более, вначале, с 16 сентября, планируется только онлайн-формат общения и только потом, если всё будет хорошо, специалисты из структуры ООН, официально управляемой Кристалиной (Сталиной) Георгиевой, входящей в клан французских Ротшильдов (который только что помог до американских выборов разрулить проблемы с долгом и дефолтом Украины) могут снизойти (если снизойдут) по трапу самолёта в аэропорту Шереметьево на грешную русскую землю.

Но в любом случае нужно понимать одну простую вещь: МВФ — это не про деньги. МВФ — это про долги. А с долгами в современном мире ситуация, можно сказать, аховая. С 29 июля, когда федеральный долг США преодолел отметку 35 трлн долл. (отметка 25 трлн долл. была взята в ночь с 5 на 6 мая 2020 года), то есть фактически за август, он вырос более чем на 290 млрд долл., следовательно, к дате президентских выборов 5 ноября 2024 года увеличится минимум ещё на полтриллиона, а следующий, 47-й по счёту хозяин вашингтонского Белого дома гарантированно получит в наследство от Джо Байдена больше 36 трлн долл. долга. При этом общий долг Соединённых Штатов, государственный, корпоративный и частный, уже превышает 100 трлн долл., аналогичный показатель для всего мира оценивается более чем в 300 трлн долл., а валютных и кредитных дериватов в одних только США уже учтено на сумму в 600 трлн долл. с лишним.

И все эти показатели, по которым «глобальное лидерство» США абсолютно неоспоримо, только ускоряют свой рост. Для сравнения: всемирный валовой продукт (WDP), то есть стоимость всех товаров и услуг, производимых современным человечеством, оценивается всего в 120 трлн долл., из них на долю США приходится меньше четверти. В связи с этим возникают естественные вопросы: а кому так задолжали все эти люди под звёздно-полосатыми (и не только) флагами? И, соответственно, кто надавал им столько взаймы?

Если брать только федеральный долг США, то известно, что внешняя его часть составляет 8,7 трлн долл., то есть американское правительство из каждых четырёх занятых им долларов не меньше трёх получило от своих соотечественников и только один — из-за рубежа. К тому же, остаётся неясным, чьи деньги вкладывают в американские трежерис и боны такие офшорные юрисдикции, как, например, Люксембург (384 млрд долл.), Каймановы острова (319 млрд долл.) etc. Ведь ни для кого не секрет, что во время финансового кризиса 2008-2009 гг. Федрезерв роздал ряду крупнейших американских и зарубежных банковских структур финансовую помощь почти на 16 трлн долл., просто эмитировав эти деньги под прикрытием программы «количественного смягчения» (Quantitative easing, QE). И точно так же никто не поручится за то, что подобная практика не продолжалась впоследствии (особенно в связи с «коронавирусной пандемией») и не продолжается до сих пор (особенно в связи с «помощью Украине»).

Горшочек ФРС «из воздуха» безостановочно варит всё новые и новые «баксы», за счёт которых США привычно, хотя всё менее и менее эффективно, решают все свои проблемы, от социальных до внешнеполитических, несмотря на то (или даже благодаря тому), что их внешнеторговый дефицит стабильно превышает триллион долларов в год, а текущий бюджетный дефицит в 2024 финансовом году ожидается ещё вдвое выше, в диапазоне 1,9-2 трлн долл.

Из этих цифр, в частности, следует, что замороженные «альянсом демократий» после начала СВО золотовалютные активы России, принятая оценка которых составляет 300 млрд долл., для нынешних США — эквивалент примерно месячного прироста их федерального долга или годового дефицита в торговле с Китаем, то есть буквально «на один зуб». Никаких проблем США ни «заморозка», ни даже полная конфискация этих российских активов не решит. Тем более, что бóльшая их часть — это западные долги перед нашей страной, а одностороннее изменение условий их использования: отказ от выплаты доходов по ним и т.д., — форма дефолта, к которому Вашингтон толкает своих союзников по «альянсу демократий», прежде всего европейских.

Несомненно, что МВФ и ФРС тесно связаны между собой, но связи эти носят явно нелинейный характер (достаточно в этой связи вспомнить хотя бы «дело Стросс-Кана»), и можно сказать, что МВФ в целом стремится заменить выпускаемый Федрезервом доллар как «валюту номер один» в мировой экономике некоей международной денежной единицей с иным центром эмиссии. Прообразом такой денежной единицы нередко называются специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR), а с «крышей» от МВФ связывают как распространение биткоина и других криптовалют, так и проект единой валюты БРИКС (или «пять R»), в основных чертах повторяющий «корзину валют» SDR.

Так что нынешняя «миссия в Москву» от Международного Валютного Фонда действительно интересный момент. Тем более — на фоне одновременного вояжа миссии МВФ в Киев. При этом (цитата) «Власти Украины ожидают, что представители Международного валютного фонда (МВФ), которые посетят Киев на этой неделе, подтолкнут страну к ускорению девальвации валюты, снижению процентных ставок, наращиванию усилий по сбору налогов и их повышению». Есть ли основания предполагать, что в отношении России повестка переговоров не только по форме, но и по существу выглядит несколько иначе?

1.0x