Авторский блог Андрей Самохин 10:20 7 апреля 2021

Что с нами не так?

Без гимна и под белым флагом...

Недавняя блистательная победа трёх российских фигуристок, занявших весь пьедестал почёта ЧМ-2021, вызвала у многих соотечественников смешанные чувства и заставила задуматься о вещах, гораздо более важных, чем спорт. Здесь правильнее было, правда, употребить не прилагательное «российских», а местоимение «наших», поскольку принадлежность спортсменок к России никак не была формализована: ни формой, ни гимном, ни флагом.

Даже интервью они давали по-английски. Но наши – да, безусловно: наша школа катания и тренеры, наши имена и фамилии, наши эмоции и девичья краса… Чайковский вместо гимна тоже наш. Вот и президент наш Владимир Путин поздравил Щербакову, Туктамышеву и Трусову с исторической победой, а наш великий тренер Татьяна Тарасова призвала им «в ножки кланяться».

В сети же люди отреагировали не столь однозначно: диапазон комментариев от «надо встречать как героинь» до «мы их знать не хотим». И в первом, и во втором случае писали не злопыхатели-русофобы, а искренние, горячие патриоты. И аргументы тоже с обеих сторон патриотические. Одни: «какая разница, под каким флагом и гимном – это ведь наши, и весь мир это знает». Другие: «если они выступают без национально-государственных атрибутов, то это частные лица или представители некой спортивной корпорации – почему мы должны радоваться их победам или грустить об их поражениях – пусть это делают их тренеры, спортивные чиновники, их семьи».

Спор этот не пустой и далеко идущий. Чаще всего нам приятны достижения в разных областях не только граждан России, но и живущих в других странах русских – в широком смысле этого слова, даже людей с российскими корнями в третьем поколении. Это естественное национальное чувство. Правда, в отношении соотечественников первого поколения, поменявших «флаг», к этому примешивается чувство досады с подсознательным определением оных как «перебежчики».

А наши хоккеисты, ухавшие за большими деньгами в НХЛ, получившие там всё, но при этом преподносимые широкой российской публике как «национальные герои»? Такую постановку вопроса давно навязывает нам большинство массмедиа не только в отношении спортсменов. Этакая гордость бедных провинциалов: смотри, наши-то в самой Америке лицом в грязь не ударили.

Ваш спорт – вы и болейте...

Ситуация с теми же спортсменами, которые выступают как бы от нашей страны, но под белым флагом с колечками, вроде другая. Вот, не виноваты же они, что так распорядилось международное спортивное «начальство», а своё начальство не смогло защитить. Что ж, им судьбу свою ломать теперь? Они же тренировались...

Все эти жалобные аргументы хорошо известны. Только дорожка-то эта кривая – не в спортивном, а как раз в национальном смысле. Впереди отложенные летняя и зимняя олимпиады, где Россия по-прежнему наказана, так сказать, «отсутствием присутствия». И что же? Пока только одна наша боксёрская федерация отказалась ехать на летнюю Олимпиаду без национальных атрибутов. Да ещё пара-тройка отдельных спортсменов открыто выказали такое нежелание. А остальные уже участвовали таким макаром и в летних играх 2018-го в Пхёнчхане, и в разных чемпионатах, поедут «в нейтральном статусе» и в Токио, и в Пекин.

Фактор разобщения

Если это нормально, то, может, и дальше выступать так же? А что – государственные финансовые планы на спорт свёрстаны, чиновничий аппарат работает, тренеры стараются, спортсмены тренируются на совесть, родственники и друзья переживают. Что с того, что половина, а то и две трети страны из протеста просто не будут смотреть программы с этими соревнованиями, не будут болеть за наших? Для индустрии, которой давно является большой спорт, особого убытка не случится: трансляции будут идти, СМИ освещать, рекламодатели размещать.

Можно интерпретировать ситуацию и так: большой спорт сравни искусству – в нём дано разбираться лишь специалистам, а смотрят и болеют пусть истинные ценители «искусства для искусства». Забудьте, мол, весь этот «совковый» пафос: «Мы верим твёрдо в героев спорта» и т.д. – не герои, а профессионалы нам нужны! В случае побед их поздравят в Кремле, в случае поражений – не заметят. Но даже при таком грандиозном триумфе, как на нынешнем ЧМ по фигурному катанию, комаром зудит над ухом вопрос: «а может ли быть победа в контексте национального унижения?» Или это сильное преувеличение? Но так чувствуют не только наши «дремучие» патриоты. Вспомните американца Филипа Вачуду, развернувшего российский триколор в Пхёнчхане, протестуя тем самым против унижения российских спортсменов.

При этом большинству народа всё это чем дальше, тем больше становится по барабану: «ваш большой спорт – это ваше дело, нам это неинтересно, что бы вы ни вещали нам». Тренд этот, надо признаться, довольно опасен для государства, которое хочет крепить национальное единство. Ведь большой спорт, как ни крути, в советское время был визиткой успехов страны на внешней арене и одним из объединяющих факторов внутри неё. Но сегодня по факту вместо символа объединения мы получаем ещё один фактор разобщения и смущения общества. Нужно ли нам это?

На манеже – Манижи

На контрапункте пример из другой оперы. "Евровидение". Конкурс, который опять же большинству сограждан сегодня абсолютно «фиолетов». Даже многим из тех, кто когда-то следил за ним и болел за представителей России. Но когда на этот конкурс, ставший парадом евро-фриков и трибуной воинствующего «толеразма», Первый канал по некоему опросу телезрителей посылает исполнительницу Манижу с фриково-издевательской «песней» "Русская женщина", то это, безусловно, вызывает возмущение части соотечественников. Как бы они ни относились к самому конкурсу. Возмущает сам факт того, что бездарный глум над русскими женщинами в Роттердаме будет идти от имени России. Недаром композицию Манижи Следственному комитету предложили проверить на разжигание межнациональной розни.

Что здесь общего с нынешним спорт-казусом? А та же «трехполюсная» общественная конфигурация: некая малая группа активно продвигает певицу Манижу, другая группа активно возмущается этой провокацией, пытается ей помешать. А подавляющее большинство народа или вообще не замечает этого противостояния, или смотрит на него сквозь зевоту, как на нечто потустороннее. Надо вам, выступайте, посылайте, надо – награждайте, у нас другие интересы, другая тусовка, своя отдельная группа в Фейсбуке.

Допустим, "Евровидение" (в отличие от спорта) — это действительно ерунда, мелочь. Но ведь так можно и свою национальную идентичность прозевать! Что завтра де-факто станет также расцениваться как «частное» или «корпоративное дело»? Образование, правила общественного приличия, отношение к памятникам истории, к своим родителям? Именно к этому размытию всех границ, включая государственные, ныне ведут все страны глобалисты со своим новым идеологом Клаусом Швабом. И главным препятствием на их пути, как и прежде, остаётся «архаичная» «фундаменталистская» Россия, не желающая расставаться со своей державностью и традиционной моралью. Наскоком её не взять, значит, нужно переформатировать долгой ментальной войной – капля, мол, камень точит. И ведь точит же в самом деле!

Куда идём мы с Пятачком?

Так стоит ли нам играть по их правилам даже в «мелочах»? Великое начинается с малого. «Сегодня носит «адидас», а завтра родину продаст», – шутили в советское время, долго не понимая, что в этой шутке лишь доля шутки. Сперва мы уродуем наши городские декоры «плазами» и «хаузами», коверкаем свой язык всякими «коворкингами». Потом соглашаемся, что можно завоёвывать спортивные медали и без национального флага, следом посылаем под этим флагом на международный конкурс нерусскую певицу с явным издевательством над русским народом. А если здесь неуместно местоимение «мы», то дело ещё хуже, ведь «мы» – это народ – не «население», не «электорат», не механическая совокупность разрозненных пугливых индивидов с частными интересами, во что превратились западные нации.

Не пора ли нам – именно «нам»! – решительнее высвобождаться из этой матрицы, сходить с тех гибельных рельсов, на которые нас заботливо поставили в 1991-м? То есть – отказываться от всей западнической парадигмы, ставить своими отказами в тупик их институты, подобные тем же МОК и ВАДА; выходить из их ничтожных организаций вроде ПАСЕ, не говоря уже о всяких евровидениях?

Конечно, для собственного пути нужно построить новые, а частично – просто расчистить старые рельсы, поставить надёжные стрелки. Нельзя сказать, что этого не делается, но, увы, слишком медленно и непоследовательно.

Разумеется, у каждого пассажира есть своё личное, частное дело, у некоторых купе – свои корпоративные интересы. Речь не идёт о том, что всех надо загнать в одну теплушку с гармошкой. Но верно и другое: поезд-страна не сможет куда-то ехать, если вагоны в нём начнут расцепляться, перестав считать себя частью общего состава, общего дела.

Чтобы предотвратить расползание, не обязательно ставить грозного надзирателя у каждой сцепки. Достаточно для начала повесить на вагонах маршрутные таблички: откуда и куда путь держим.

1.0x