Трансгуманизм ― это философская концепция совершенствования умственных и физических возможностей человека с помощью достижений науки и технологий, с целью устранения болезней, страданий, старения и смерти.
Считается, что это понятие ввёл биолог-эволюционист Джулиан Хаксли, первый генеральный директор ЮНЕСКО и родной брат автора антиутопии «О, дивный новый мир» Олдоса Хаксли. На самом деле Д.Хаксли впервые использовал его в более ранней книге «Религия без откровения» (1927 год). Ещё раньше слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в «Божественной комедии» примерно в 1312 году. А многими столетиями ранее китайские императоры посылали даосских мудрецов в дальние плавания на поиски «пилюли бессмертия» для их императорских величеств.
«Человеческий вид может, если пожелает, выйти за пределы самого себя — не только спорадически (один индивид одним способом, другой индивид — другим), но и как человечество в целом. Нам нужно имя для этого нового убеждения. Возможно, подойдет трансгуманизм: человек остается человеком, но превосходит себя, осознавая новые возможности для своей человеческой природы». — Джулиан Хаксли, «Новые бутылки для нового вина», 1957.
Для трансгуманизма важно развитие науки, технологий, здравоохранения, образования и всего, что способствует улучшению жизни людей. Несомненно, все эти вещи относятся к цивилизационным ценностям.
В то же время, цивилизационная идеология иначе определяет цели и приоритеты развития, указывая те риски, на которые не желают обращать внимание сторонники трансгуманизма.
Технологии
Список технологий, приближающих эпоху трансгуманизма, легко найти во многих источниках. Поэтому не будем повторяться и ограничимся лишь кратким перечислением.
От реальных технологий настоящего — к неопределённым мечтам о будущем, навеянным прогнозами футурологов и фантастов:
- от анальгетиков, ноотропов, допингов и прочих фармакологических средств для уменьшения страданий — к радикальным формам биохакинга и перестройке механизмов экспрессии генов;
- от протезирования и пластической хирургии — к выращиванию искусственных органов и клонированию человека;
- от постепенного увеличения продолжительности жизни — к окончательному биологическому бессмертию;
- от исследований мозга, нейроинтерфейсов и искусственного интеллекта — к переносу сознания человека на искусственный носитель и цифровому бессмертию;
- от экзоскелетов, имплантации чипов и других технологических устройств в тело и мозг человека — к киборгизации человека и полному стиранию граней между человеком и машиной;
- от преимплантационной генетической диагностики и отбора эмбрионов — к прямому вмешательству в геном, генной инженерии человека и созданию новых существ;
- от криоконсервации — к наномашинам и прочим молекулярным технологиям для восстановления людей после размораживания.
Вторая часть в каждом пункте пока остаётся фантастической. Мы не знаем, воплотятся ли эти фантазии, насколько быстро, и на какие технологические барьеры они натолкнутся.
двойной клик - редактировать изображение
Так что же не так с трансгуманизмом
Темп биологической эволюции человеческого мозга навсегда отстал от темпа научно-технического прогресса. Эта биологическая сингулярность уже наступила — в отличие от сингулярности технологической, которую футуролог Рэймонд Курцвейл обещал нам в середине XXI века. Нам хочется совершенствовать себя столь же быстро, как мы совершенствуем наши машины. Намного быстрее, чем позволяет природа. Но такая спешка противоестественна и грозит катастрофическими последствиями.
Технологии трансгуманизма будут нести огромные риски, пока мы не завершим первейшее и важнейшее преобразование себя — не избавимся от своего «внутреннего зверя». От тех животных паттернов поведения, которые оказались зашитыми в архаичных структурах головного мозга в результате миллионов лет эволюции человека как хищного социального животного.
Пока мы мечтаем о сверхспособностях ради доминирования над сородичами, о бессмертии — ради неограниченного потребления и гедонизма. Пока личные амбиции остаются главной мотивацией тех, кто стремится к власти. Пока наше целеполагание пропитано духом индивидуализма. Пока всё звериное в нас, традиционно именуемое смертными грехами (агрессия, жадность, леность, зависть, гордыня, похоть, ненасытность), регулярно проявляется в помыслах и поступках.
Пока всё это в природе человека, высокие технологии трансгуманизма будут приводить лишь к усилению социального неравенства и эскалации борьбы за ресурсы. К созданию новых видов вооружения и новых способов ведения войны. К появлению новых видов преступности и всё более изощрённой узурпации власти над миром.
Это обоюдоострые технологии, на словах призванные улучшать жизнь людей, но на деле способные привести к самым неблагоприятным сценариям, вплоть до самоуничтожения человечества.
Может быть, надо просто дождаться, когда наука сделает нас цивилизованными, обеспечив нужную трансформацию генома или коннектома — нейронных структур головного мозга и всего организма? Плохая стратегия. Слишком долгий путь. Сопряжённый с огромным количеством крайне неэтичных экспериментов — но даже не в этом главное препятствие. Проходить этот долгий путь придётся обычным людям, нетрансформированным. В какой-то точке этого пути станут ясны биологические механизмы, способные управлять поведением, психикой, особенностями личности. Нет гарантий, что эти технологии будут применены одинаково ко всем людям и на их благо, не будут использованы для превращения в рабов одних и наделения сверхспособностями других — ради того же доминирования и власти.
Пропаганда трансгуманизма переключает внимание с первоочередной задачи внутреннего совершенствования человека на задачи второстепенные, внешне эффектные, но сказочные. Приходящие скорее со станиц комиксов вселенной Marvel, чем из научных лабораторий.
Более того, происходит как раз обратное — идеи трансгуманизма, овладевая умами через развлечения (комиксы, фильмы, компьютерные игры, литRPG), добираются в головах повзрослевших детей до научных лабораторий и властных коридоров.
Один из приёмов манипулирования сознанием — когда страшное представляют красивым.
Опасно, когда фантастические образы будущего начинают влиять на принятие реальных решений. Особенно, когда эти образы с завидным постоянством оказываются постапокалиптическими… Понятно, почему — экстраполируя в будущее современную идеологию индивидуализма, едва ли возможно прийти к иной развязке и финалу.
А как надо бы
Существует только один безопасный путь формирования человека цивилизованного — воспитание, образование, позитивная пропаганда. Плюс, в обязательном порядке, новые механизмы формирования элит, закрепляемые идеологически и законодательно. Укрощение «внутреннего зверя» и совершенствование человека усилием разума и воли. Высокие технологии и тут могли бы найти своё место, но трансгуманисты об этом всерьёз не задумывались.
Задача воспитания нового человека скучна, рутинна и растянута на много поколений. Она не так притягательна, как пилюля бессмертия, не требующая от человека никакой работы над собой, никаких усилий. Она не так завораживает, как возможность отрастить себе щупальца или усилить свой мозг суперкомпьютером.
Высшей ступенью в пирамиде потребностей должна стать цивилизационная миссия, максимизация личного вклада в процессы созидания. Саморазвитие ради коллективного прогресса, коллективного благополучия, коллективной безопасности. Ради процветания цивилизации.
Только после того, как все люди — все эти миллиарды, все до единого — добровольно и навсегда откажутся от своего «внутреннего зверя», трансгуманизм перестанет быть для человечества смертельно опасной игрой взрослых людей в детские игры из страшных фильмов.
Подытожим
Совершенствование человека неразрывно связано с развитием цивилизации. Но какими путями пойдёт это совершенствование? Как направлять его, чтобы избежать неблагоприятных сценариев?
Светлое трангуманистическое будущее является утопией ровно по той же причине, по которой утопиями являются и коммунизм, и анархия, и либертарианство, и цифровая глобализация. Это неустойчивые социальные проекты, слабо защищённые от стремления альфа-элит реализовать свою животную потребность доминирования.