Что нам мешает мыслить по-русски? Вопрос этот обращает нас к самим себе, ибо мышление возможно лишь как самостоятельное мышление. Но что есть наше само-стояние? В конечном итоге, наше сознание сегодня определяет исконный вопрос русской философии: «Кто мы?». Храним ли мы в себе самобытное начало или являемся tabula rasa – простым этнографическим материалом для чуждых цивилизаций? Пессимизм П. Чаадаева, заявлявшего о том, что в нас нет ничего положительно нам присущего, на что могла бы опереться наша мысль, не утратил своей современности. Напротив, быть может, как никогда прежде, он ранит нас острее, нежели 200 лет тому назад, ибо мы на глазах потеряли живую связь с дореволюционной и послереволюционной культурами. Русь слиняла, как говорит В. Розанов, в два дня. Но и Советский Союз растаял так же незаметно и скоропалительно. И оба этих события до сих пор не помыслены нами во всей их полноте, ибо нам неоткуда бросить свой взгляд. Мы снова оказались как бы в нулевом состоянии и принуждены начинать всё сначала. Интеллектуальная культура, ставшая вызревать в России с нарастающей силой в XIX в., что, вероятно, было бы невозможным без появления "Жалованной грамоты дворянству", органично восприняла присущее нам искони «умозрение в красках», что выразилось в ее приверженности образности, метафоричности и стремлении к живому синтезу противоположностей – веры и знания, слова и реальности, идеи и поступка, человека и божественного, символа и символизируемого. Но культура эта резко прервалась в начале XX в. Философский патриотизм, выраженный однажды в славянофильстве и восхитительном Константине Леонтьеве, не находит себе продолжения. Хотя были евразийство и неоевразийство, равно развивались идеи русского космизма, но и эти проблески сознания сохранили свой локальный статус. Русские философия, живопись, литература, музыка, так ярко заявившие о себе вчера, сегодня лишены потомков. Русскую церковь, богатую святыми праведниками и сердечной верой, потеснила светская истощённая в самой себе культура. Зыбь и безосновность подтачивают наше мышление изнутри. Современная русская философия ставит своей задачей преодолеть собственную беспочвенность, установив живую преемственность с русской философией XIX-XX вв. и мыслью русского авангарда, но задача эта обращена в неопределенное будущее. Мы только намечаем контуры этой будущей русской мысли, осознавая животрепещущую необходимость в ней. Но ростки этой мысли плохо приживаются у нас. Не секрет, что даже наиболее самобытные умы современности легко уклоняются в сторону, прочь от собственных корней, а то, что есть самобытного сегодня, – будь то идеи Сибири как метафизического сердца России, «неонеоевразийство», археоавангард, посткосмизм, философия хозяйства и неософиология, теория продуктивного синтеза «красной» и «белой» идеологий и проч., - не выходит за пределы кругов немногочисленных единомышленников.
Наше неокрепшее сознание, не упрочнившаяся в себе самость делает нас податливыми мягкой силе. Тем ветрам, что навеваются извне. Сегодня имя этой мягкой силе – постгуманизм. Постгуманистическая парадигма мышления, взращенная на западноевропейской интеллектуальной почве, сегодня, как сорняк, ширит свои владения. В своей простоте и идеологической агрессивности она оказывается востребованной повсюду, а мы на ее пути делаемся легкой добычей. Что такое мягкая сила? Это форма языковой суггестии, ментального внушения. Сила, которая посредством языка работает с нашим сознанием, заставляя нас хотеть и добровольно делать то, к чему она нас склоняет. Слабое, размягчённое сознание легко отдаётся в руки этой силе без остатка. С изумлением и сожалением мы можем лишь констатировать, что сегодня постгуманизм проник в наши интеллектуальные поры и мы не находим достаточных аргументов, позволяющих нам дистанцироваться от него и должным образом осмыслить.
Чем привлекателен постгуманизм? Интеллектуальной невзыскательностью. Чем соблазнителен он? Идеей всеобщей свободы. Но о какой свободе идет речь? Что кроется за этим внешне харизматичным и вместе с тем пустым самим по себе словом? Для чего и от чего нам обещано освобождение? Предлагают ли нам освободить наши руки, наше время или сознание? Лозунг о новых степенях свободы - центральный для постгуманизма, однако свобода эта в высшей степени оказывается эфемерным понятием. Но отнюдь не потому, что за ним ничего не стоит, но, напротив, оттого, что за ним спрятано то, что сразу можно не заметить. Не заметить то, что идея свободы здесь строится на принципе фундаментальной трансгрессивности любых границ и оснований. Постгуманизм призывает нас избавиться от патриархальности на всех уровнях и, прежде всего, нашего мышления. Он не оставляет места безусловным и абсолютным началам. Прямым следствием так понятого освобождения является мир, условием которого становится невозможность всего того, что зиждется на самостоянии, будь то истина, сознание или Бог. Постгуманистический мир в каждой своей ипостаси несамодостаточный, наделённый непреодолимым правом меньшинства. Смыслом высвобождения от угнетения онтологических, а следом – социальных и политических меньшинств, оказывается угнетение большинства, возведение большинства в состояние собственной невозможности. Абсолютизация меньшинств достигает своего апогея в идее человечности, освобожденной от ига человека. Человек объявляется очередным меньшинством, лишенным отныне привилегии на человечность. Человек и человечность оказываются разъяты. Человек свободен в своих идентичностях, а человечность освобождена от приуроченности человеку. Смыслом этого разъятия является расчеловечивание человека. Человек оказывается бесчеловечным не в моральном, а в онтологическом смысле этого слова. Он теперь не вполне человек, тогда, как «не-люди» начинают мыслиться как онтологические претенденты на человечность.
Говоря о навязывании тотальной власти меньшинств, мы вовсе не жонглируем теориями. Постгуманизм – не абстрактная идея и идеология, но то, что находит воплощение в нашей повседневности, захватывая все новые её уголки. Достаточно зайти в книжный магазин (даже консервативно ориентированный!) или заглянуть в виртуальное интеллектуальное пространство, и мы увидим обилие материалов постгуманистического толка. Помимо обширного корпуса текстов, в которых представлен постгуманистический дискурс и которые находятся в широком доступе, регулярно переводятся и распространяются в университетских кругах и среди обывателей, мы видим, что постгуманистическая логика активно муссируется в СМИ и одновременно воспроизводится в эстетическом пространстве, будь то литература, искусство, театр или кинематограф. Отдельные художники и кураторы арт-проектов работают над пропагандой трансгрессии любых мыслимых границ, прежде всего, между человеком и животным, а также между человеком и техникой. К примеру, художник Нейл Харбиссон, имплантировавший себе в череп антенну, выступает апологетом киборгизации. Арт-активистка Ай Хасегава предлагает женщинам вместо людей, которых и так стало много на планете, вынашивать в своих утробах исчезающие виды животных. Теоретик и куратор Пол Б. Пресьядо отстаивает права монстров, транстел и транслюдей, ратуя за свободу «новой субъектности» от «гендерного», «патриархального и колониального насилия», а также от власти медицины, права и психиатрии над ней. Художественной иллюстрацией этих идей является фототворчество импонирующей ему/ей Дел ЛаГрейс Волкано, посвященное «небинарным персонам». В личный жизни Дел ЛаГрейс Волкано имеет партнера, двое детей в этой семье называют своих родителей «МаПа». Художник Хайме дель Вал в перформансах пытается изобразить постгуманистические метаморфозы, визуализируя их при помощи театрального эмбрионального мешка, в котором заключено нарождающееся тело. Художник Артем Филатов пробует работать с темой бессмертия, находя воплощение вечной жизни в саду крематория. Другой художник Дмитрий Каварга, преодолевая «токсикоз антропоцентризма» и оправдывая синтез человеческих и нечеловеческих существ, подражает де Кирико, изображая в своих работах нагромождение ничтожных тел, пуповин и голов, олицетворяющих жалкое положение человечества в мире. Ангажированное постгуманистической повесткой дня искусство захватывает музейные пространства. Одна за другой организуются выставки: "Удел человеческий" (Государственный центр современного искусства, Московский музей современного искусства, Еврейский музей и центр толерантности, 2015-2021), "Грядущий мир: Экология как новая политика. 2030-2100" (Гараж, 2019) или, например, "Опыты нечеловеческого гостеприимства" (Московский музей современного искусства, 2017). В подражании западному направлению science art, которое в основе своей постгуманистично, в России появляются такие проекты, как, например, "Новая антропология" на базе Института физиологии имени И.П.Павлова. Русскоязычные эпигоны сайнс-арт вторят своим зарубежным старшим коллегам, говоря об отказе современного искусства от «несимметричных и неравноправных отношений» человека с миром, об устранении оппозиций, об агентности микробов и алгоритмов и привлекательности для художников новых сценариев, в которых автономия и творчество перестают быть исключительными свойствами человека. При этом веяния постгуманизма проникают и на более традиционные площадки. В 2021 году, например, в Третьяковской галерее состоялась выставка "Да живёт иное во мне". В аннотации к ней кураторы указывали на открывающуюся перед посетителем «возможность познакомиться с новыми способами и формами взаимодействия с нечеловеческими агентами: растениями, животными, бактериями, искусственным интеллектом и физическими процессами планетарного масштаба». Представители околофилософского сообщества с удовольствием принимали участие в приуроченных к выставке мероприятиях и всерьез обсуждали идеи синтеза человека и животного, а также перспективы почувствовать себя лошадью, вколов себе сыворотку лошадиного иммуноглобулина, как это сделала одна из художниц Марион Лаваль-Жанте, творчество которой было представлено на выставке. Почти одновременно Третьяковская галерея представила аналогичную выставку "Живое вещество", в концепцию которой заложила учение В.Вернадского о биосфере, логично опустив при этом его теорию ноосферы. Выставка пропагандирует все те же идеи новых коммуникаций человека и мира и преодоления межвидовых границ. Как резюмируется в анонсе, «художественные подходы участников выставки отличает отрицание антропоцентризма и дуализма человека и природы, живого и неживого, активной силы и пассивной материи», поскольку «Homo Sapiens является частью большой, постоянно меняющейся экосистемы планеты». Сезон 2022 года открылся в Третьяковской галерее выставкой "Граждане космоса", транслирующей идеи постгуманизма через своеобразную интерпретацию традиции русского космизма.
В сфере литературы и кино мы наблюдаем схожий ажиотаж вокруг постгуманистической проблематики. Литературным событием 2021 года в России должен был стать выход книги В.Пелевина "Transhumanism Inc." Книга вышла, но событием не стала. Почему? Потому что автор ограничился суммированием тезисов трансгуманистической повестки дня, не удосужившись сопроводить свой итог художественным и интеллектуальным взглядом. Но специалисты по PR отработали несостоявшееся событие как состоявшееся – «подогревали» аудиторию, устраивали предпродажу книг, обеспечили анонсы и рецензии в ведущих СМИ и блогах и проч. Современная кинопродукция насыщена произведениями на тему монстров и киборгов. Характерно, что всемирно признанные кинопремии сегодня так же охотно раздают за апологию гибридизации человека, как и за реабилитацию разного рода меньшинств. Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале-2021 берёт фильм "Титан", а гран-при "Особый взгляд" - лента "Разжимая кулаки". Один фильм рассказывает историю героини-киборга, склонной к совокуплению с автомобилями, другой – о преодолении патриархальности на примере реалий Северной Осетии. Внимание к таким, казалось бы, разным фильмам неудивительно, ибо в основе своей они едины. Они обслуживают то, что критики называют идеей «постколониальности». Нарочитую идеологизированость постгуманизма признают и сами носители этой идеологии. Организаторы дрэг-шоу в России, к примеру, всерьез обиделись на широкую публику за то, что та увидела в мероприятии собственно шоу, проигнорировав политический аспект и вопрос защиты прав гендерных меньшинств. Проблема здесь состоит, однако, в односторонности обратного порядка – идеологическая повестка постгуманизма заслоняет интеллектуальный и художественный жест, на который он претендует. Постгуманизм хочет быть философией и искусством, но не является ни тем, ни другим.
Помимо, собственно, пропаганды постгуманистических воззрений в общественной сфере, проблема трансгрессивности границ возникает перед нами в свете стремительного развития технологий, сопутствующих практик и дискуссий вокруг этого. Как, к примеру, оценить эксперименты ксенотрансплантации, когда человеку пересаживают генномоифицированное сердце свиньи, как это произошло в США в начале 2022 года? Биоэтика и нарождающаяся этика ИИ - лишь блеклая теоретическая тень происходящих с нами перемен, ибо эти перемены поднимают не медицинские, технологические, этические и прочие вопросы, но культурообразующие. Они пошатывают основы нашей культуры, обращая нас к фундаментальному вопросу: Что есть человек? Постгуманизм как парадигма мышления и политика, проводимая в жизнь, в данном случае оказывается более осознанным и последовательным явлением, нежели разного рода «этики», ибо за ним стоит понимание уровня проблем. Нам нужны не «этики» и не пропаганда постгуманизма, а философия, которая сможет поставить фундаментальный вопрос о человеке в реалиях XXI века.
На фоне количественной плодовитости проповедников постгуманизма бросается в глаза интеллектуальная скудость и бесперспективность этой идеологии. Всё, что составляет её содержание, было сформулировано предшествующей западной культурой, всё, что предлагается современниками, – вторично и однообразно. Феерия постгуманизма в современном мире указывает на кризис западного сознания, тупик, в котором оно оказалось, не способное к продолжению живой традиции мысли. Но кризис этот для нас отнюдь не постороннее явление, ибо мы, без оглядки, бросились в очередной раз к стеклянным бусам, которые нам преподнесли с Запада.
Наши умы тревожат конспирологические теории, мы гадаем о выгодоприобретателях «великой перезагрузки», но проблема постгуманизма как идеологии нового мира состоит не в этих доискиваниях или не столько в них. Ответом на мягкую силу может быть только сильное сознание. Что значит сильное? Сильное – значит имеющее опору в самом себе, а не в другом. Сильное сознание – залог метафизического здоровья народа и его плодоносности. Нам мешают мыслить наши русские болезни – наше, как сказал бы Н.Я. Данилевский, европейничанье, то есть идущее со времен Петра I презрение и даже ненависть ко всему русскому и возведение Европы в великого другого, умом которого мы тщимся думать и которому всею своей народной, духовной и политической жизнью пытаемся угодить. Тот, как вторит ему Ф.М. Достоевский, дрянной стыдишка – стыд самих себя, бессознательное желание не быть собой, реализовывая себя в неловком подражании. Нам мешает мыслить наша неуверенность в себе, наша, как говорил еще К. Леонтьев, умственная робость, то есть отсутствие мужества, ибо именно мужество опираться на себя является условием всякого мышления. Нам мешает наша необразованность и нелюбопытство по отношению к самим себе. Мы скверно знаем, а то и вовсе не хотим знать нашу историю, философию, литературу, живопись, икону, религиозную жизнь - все наши исконные формы культуры, в которых объективировался народный ум. Мы небрежны к себе и падки на чужое, но, как говорил Н.Я.Данилевский, формулируя идею самобытности русской культуры в теории панславизма, «для всякого славянина… после Бога и Его святой Церкви, - идея славянства должна быть высшею идеею, выше науки, выше свободы, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него недостижимо без ее осуществления – без духовно, народно и политически самобытного, независимого славянства; а, напротив того, все эти блага будут необходимыми последствиями этой независимости и самобытности». Пока мы не нащупаем это начало начал, мы обречены. Никакие блага невозможны без того, на чем они зиждутся. Наша обращенность к самим себе, попытка выявить и укрепить свой умострой является первичным условием жизненности России.
-
Вячеслав
11 апреля 2022 в 12:14Егоров
Очень содержательная и весьма актуальная статья. Очень чётко обозначены узловые точки, которые сегодня так беспощадно уничтожают русскую культуру и русского, а шире - российского. человека. Жутковато смотреть на плоды "побед" того расчеловечивания, которые смердящими язвами расцвели не только в культуре западной, но и жуткими метастазами пробиваются в культурах, которым еще удаётся сохранять остатки своей подлинной культуры.
Автору - спасибо!
-
Александр
11 апреля 2022 в 13:24Кандараков
Всё что Вы тут наболтали мешае Вам мыслить по русски...
С уважением,
-
Борис
11 апреля 2022 в 22:01Сорокин
Ничего не изменилось в России со времён увлечения Гегелем: "... достаточно было прочитать любую страницу для полного убеждения, что ни один из передовых тогдашних мыслителей наших не прочитал системы, которой он так увлекает и себя и других. И нужно было видеть, с какой непостижимой легкостью передовой человек перелетал от одного воззрения к другому, от одного увлечения к иному, совершенно противоположному и столь же внешнему...", писал Н.П. Гиляров-Платонов о том времени. Мы легко приняли марксизм и также легко отказались от него, так и не осознав положительные и отрицательные результаты жизни по этому учению.И когда, наконец, осознали губительность следования постгуманизму и постмодернизму у нас нет трудов по изучению русского мировоззрения.
-
Кирилл
12 апреля 2022 в 00:11Пахомов
Марксизм-это одна из возможных версий, интерпретаций, вариаций гегелевской диалектики, которая, в свою очередь - одна из возможных версий и философских гипотез среди всех остальных. А философия-это одна из творческих попыток уявления и освоения Истины. А Истина -это одно из названий корня онтологии.)
-
Александр
11 апреля 2022 в 23:37Ермошин
"Что нам мешает мыслить по-русски?"
- Весьма актуальная задача! Главное ' поможет отвлечься от разных бытовых мелочей - пенсии, здравоохранение, образование и прочих второ- и третье-степенных мелочей.
-
Виктор
12 апреля 2022 в 00:29Степанов
Мыслить по-русски нужно учить в школе.Принцип такого мышления в том, что халявы не будет.На эту тему сегодня разговаривал с внучкой. Принесла на распечатку выступление по химии.Я у неё спросил, почему ничего не написала о Менделееве,а иностранцы есть. Так у меня доклад об алюминии,а не о Менделееве.Перенесла из интернета на флешку вот и доклад. При этом сказала, что физику не любит, а нравится химия. Объяснил ей, что в химии тоже халявы не будет.
-
Щербатюк
12 апреля 2022 в 14:11Сергей
"наше неокрепшее сознание, не упрочнившаяся в себе самость делает нас податливыми мягкой силе - постгуманизму"
*************************************************************
Пост/ПОСЛЕ-ГУМАНИЗМ -- это фактический уход от гуманизма (по разным причинам стадности НЕлюдей), и уж никак не МЯГКАЯ СИЛА, которую каждый дебил трактует по-своему.
Статья спутанных подражаний в ничем необоснованных высерах в ЖИДопередергиваниях терминов самолюбований клона и воровство личного времени читателя в стиле аля-мудрености -- это и есть традиция ЗАВТРА?
-
Кирилл
13 апреля 2022 в 10:20Пахомов
Статья нормальная, правильная, мож, разве что, мало понятная людЯм, не склонным к высшим философским обобщениям. Философский язык - это естественным образом исторически образовавшийся набор специфических терминов и идей, который служит профессиональному общению, как бы концентрируя, уточняя основные проблемы сознания и мышления, и экономя энергию и время. У физиков, химиков, слесарей, футболистов, военных и т.д. свой язык, жаргон и лексикон. Так и у философов. "Мягкая сила"- это конечно политологический термин, означающий скрытую, замаскированную, спрятанную в третьестепенных, несущественных ценностных и нравственных понятиях агрессию. Понятно от кого исходящую. Ясно же, что за нравственным релятивизмом, навязываемым западному сознанию, стоит меньшинство, вполне себе консервативных частных групповых интересов. Это филократы, или кратопаты и т.д., кои всё больше обнаруживают себя в идеологической и культурной агонии англо-саксонского доминирования в мире. Им бы давно пора оторвать голову Статуе Свободы и вложить её ей в руку вместо факела, а на место головы прилепить голову Сатаны с рогами. Хотя у неё и так уже есть рога-лучи. Сколько их там, семь? Так вполне апокалипсический символ блудницы и зверя, вышедшего из моря.Там правда семь голов и десять рогов, но бывает, скульпторы тоже ошибаются. ))
-
Александр
13 апреля 2022 в 13:35Кандараков
Статья может и правильная, но малопонятная людЯм несведущим в философических термИнах...
Шот мне сразу вспомнился Хома из гоголевского Вия. Тож был хвилософ...
А я вот моряк-парусник. Сайлор то бишь. Так у нас веревка это и конец, и швартов, и шкерт (со шкертиком), и фал, и шкот, и, даже, бакштаг при том что бакштаг это курс относительно ветра, но и веревка тож...
Вообще-то я полагаю что сайт "Завтра", это общественно-политическая площадка для всех и говорить здесь, желательно, языком общедоступным, понятным всем - без "эмпирий" и "престидежитаций"...
-
Щербатюк
13 апреля 2022 в 22:51Сергей
Мя́гкая си́ла (англ. soft power: чаще встречающийся перевод — «мягкая сила», хотя автор этого термина Дж. Най, введший его во второй половине 1980-х годов, имел в виду в первую очередь «мягкую власть») — форма политической власти, предполагающая способность кого-либо добиваться от кого-либо желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение.
По словам введшего этот термин американского политолога Джозефа Ная, язык и культура страны — это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи.
Но на самом деле, термин заимствован из восточных практик, а также из Каббалы.
Видимо, проект ЗАВТРА ФИНАНСИРУЕТСЯ ХАБАДОМ.
Хоршо, если ошибаюсь.
-
Кирилл
14 апреля 2022 в 02:09Пахомов
Между прочим, Президент - мастер дзюдо с достойным цветом пояса, пока красно- белым. И ясное дело,что дойдёт и до чисто красного. А там же,в дзюдо, принцип так и звучит : "поддаться чтоб победить ", или "гибкая ива". Причём здесь евреи? Да вообще, Щербатюк, последнее время невольно складывается ощущение,что жиды- это вовсене евреи, а англичане. А то, что во всех бедах мира виноваты евреи-дык англичане и придумали. Щас-то они уже придумали, что русские ещё хуже евреев.Причём по простой причине: русские не принимают образ мыслей этой поганой, подлой и лицемерной ,чисто английской политики. Ну кому ещё не понятно, не видно, что эта нынешняя Украина- это навязываемая украинцам англичанами галлюцинация? Хотя и евреи и русские это понимают. Ох уж эти англичане! Не совались бы в чужие дела, дык мож и продлили бы плавание своего острова, коему имя - Титаник. А иначе... ну что иначе? Карма, понимаешь, ну закономерная судьба -это жёстко детерминированная система, кою обмануть нельзя. Но смягчить можно. Чисто духовными, нравственными усилиями. Да нам самим жаль было бы - если бы Англия осталась существовать только в романтической, художественной истории обычным пиратским островом. Так если сами английские трудящиеся не поправят это дело, то этим делом опять займётся русская армия.И на этот раз вместе с украинской. Украинцам теперь есть что сказать англичанам. И не на уровне гордоновской и подобной пробританской же, либерской болтовни,а серьёзно, военным образом, с жертвами населения и так далее. И в таком случае, исходя из того- сколько русские с украинцами перебили друг друга- можно им готовиться к таким же потерям.Пусть бы лучше угомонились бы, хотя наверняка конечно с какими-то своими ехидными и лицемерными намерениями. Дык и то, хоть живы останутся, как нация. А то ж, разве никто теперь не понимает - что и кто является истинным "центром принятия решений "? Или кто-то думает, что Британию русские считают какой-то действительно "великой"?
Вот так приблизительно, Щербатюк, я думаю насчёт наших европейских общих проблем, таким дивным весенним вечером.
Да нет! Всего двести грамм водки. Эт вы уж слишком. Не, ну если не считать конечно бутылки вина под ужин.
)))
-
Ольга
22 сентября 2022 в 05:39Богдан
Наличие терминов нормально для научных текстов
А Вам лично
уважаемая доктор наук
если Вы хотите пробудить мысль в массах с русским генотипом
а не выпендреться
извините, в новоязе
надо изъясняться просто
русскими словами
для начала
мне так кажется)))))
положа руку на сердце ,даже просматривать сквозь термины
с таким названием статью
как то нелогично
-
Ольга
22 сентября 2022 в 05:41Богдан
постигать феномен смерти БОГА
мне просто не охота
по- моему -это все же нонсенс
если не святотатство
-
Дмитрий
6 ноября 2022 в 18:56Каварга
Наталья, вы поставили фрагмент моей работы в качестве иллюстрации статьи. Это очень забавно, поскольку данная работа, как и весь цикл «Архивация постчеловеческого компоста» к которому она относится, есть попытка осознавания тех глобальных процессов, что трансформируют сознание современного человека. Как раз осознанность, усиление собственного сознания в противовес скольжению в мейнстримном течении, даёт шанс индивидууму вырваться из затягивающей воронки глобализма. И вы пишете об этом, но напрасно сгребаете в одну кучу всё подряд, всю актуальную проблематику мирового искусства и философии, весь science-art и т.д. А в заключении пытаетесь противопоставить этому всему некое расплывчатое самобытное славянство. Что выглядит весьма плакатно, такой, несформулированный манифест… В чём именно может заключаться сегодня русскость в искусстве? Ведь искусство не имеет границ, оно обладает своим языком, который считывается любым человеком в любой точке мира. И одновременно, любой человек может внести свой вклад в него. Так русский авангард повлиял на развитие мирового искусства, влился в него и стал неотъемлемой частью. В чём русскость русского авангарда? Да, он произрастал на русской иконе и лубке, но дальше сделался универсальным явлением. Можно говорить о русскости человека, имея в виду принципиальность его позиции в ряде тем, но не о русскости его искусства. Ситуация такова, что будь современный художник воцерковлённым почвенником, славянином и патриотом, в его работах это всё в основном останется несчитываемым. Ну, если только это не батальные сцены богатырей и половцев на фоне куполов христианских храмов, что как бы несколько иное. Единственным критерием, на мой взгляд, может являться глубина и авторская самобытность или схаластичность и вторичность с другой стороны. Но и это общий отличительный принцип хорошего искусства от плохого.
Если же говорить о всём современном западном искусстве, исключительно как о мягкой силе, проводнике агрессивной политики ряда известных стран, то можно очень далеко зайти по тропе в интеллектуальный вакуум…