В ночь с 12 на 13 января 2018 года Центральная избирательная комиссия России закончила приём документов от кандидатов на пост президента страны.
Итак, выборная кампания стартовала. На нынешних выборах фигурирует 70 "субъектов выдвижения": это кандидаты от 24 политических партий и 46 граждан, заявивших о своём самовыдвижении.
Мотивы некоторых кандидатов, решивших побороться за пост президента нашей великой страны, совершенно непонятны. Шансы у них нулевые. Люди хотят славы? Но она будет сомнительной, потому что возникает вопрос: адекватны ли вообще граждане, прежде нигде не снискавшие ни должной славы, ни уважения, при этом думающие, что в состоянии встать во главе нашей державы?
Однако в этой многообразной компании претендентов есть и очевидные субъекты, которые привлекают интерес. Это Владимир Жириновский — он стал первым зарегистрированным кандидатом на пост президента России.
Также эта предвыборная кампания явила абсолютно новых субъектов — Ксению Собчак и Павла Грудинина. И Грудинин, и Собчак — во многом результат политтехнологий, предлагаемых администрацией президента с целью внести в выборную кампанию оживление, привлечь внимание, включить элемент некоего авангарда. Поскольку традиционные претенденты, раз за разом вступающие на тропу борьбы за пост президента, известны, их рейтинги предсказуемы, лексика всем понятна (все заранее знают, что скажет тот или иной кандидат из числа "испытанных бойцов"), то у людей, которых зазывают к избирательным урнам, возникает ощущение трафаретности, изнурительной скуки. Поэтому-то перед политтехнологами и была поставлена задача оживить омертвелый процесс, создать у избирателей чувство новой игры, "взбодрить" электорат.
Это чувство, ощущение новизны реально вносят в нынешнюю кампанию два человека: Павел Грудинин и Ксения Собчак. Оба они поначалу пользовались безусловным патронированием Кремля, о чём свидетельствует интерес и внимание к ним СМИ: крупнейшие телеканалы приглашали этих кандидатов к себе на эфиры, давали если не хвалебные, то весьма достойные сюжеты о них. А само по себе появление на этих каналах уже способствует повышению рейтинга.
К тому же, по-видимому, крупному бизнесу были даны сигналы и директивы не бояться помогать Собчак финансово. И бизнес "сигнал принял", о чём можно было судить "по широте" первых же предвыборных шагов Ксении Анатольевны, весьма нескромных, требующих солидной подпитки.
И Павел Грудинин поначалу, очевидно, приветствовался администрацией, а соответственно, и телеканалами, поскольку его появление в качестве кандидата от КПРФ переводит программу партии на новый, свежий, оригинальный уровень. И это повышает интерес ко всей избирательной кампании. Но когда стало очевидно, что Грудинин набирает всё большую популярность, можно сказать, опасно большую для администрации, то его стремительный ход стали всячески приостанавливать, его самого — дискредитировать, последовала целая серия "разоблачений" (и надо полагать, она будет только набирать обороты). Ему перестали давать выходы на телеканалы. А если и дают, то для того, чтобы принизить и опять-таки "разоблачить".
Что касается Собчак, то она по-прежнему пользуется высоким патронированием. Однако и её участие в предвыборной кампании, видимо, уже дозируется, о чём свидетельствует скандал, связанный с поездкой Ксении Анатольевны на Бали, где она якобы провела корпоратив, за что, мол, получила от олигархов крупные суммы на свою кампанию.
Собчак после сообщений о её поездке возмутилась: мол, о корпоративах — клевета, а она якобы ездит по миру, "чтобы собрать деньги на избирательную кампанию". Вот это-то и интересно! Кто, из каких стран мира финансирует (или готов это делать) избирательную кампанию в России? Помнятся истерики в "цивилизованных странах", когда появлялись сообщения, что кто-то кое-где у них порой получал средства на выборы из иных стран. Даже если Собчак "по миру" посещает наших соотечественников, в том числе бывших, и у них раздобывает деньги на свои политические амбиции, то опять-таки вопрос: как эти люди оказались вдали от родины, и, живя в прекрасном далёко, как Ходорковский, например, желают ли они родине, то есть нам с вами, счастья, свободы и демократии? К тому же все деньги наших соотечественников, обосновавшихся на иных берегах, — наши! У нас украдены, у нас уворованы, у нас захапаны. Схема роста: тянут у нас (кто из них там, где обосновался, хотя бы на кофе себе заработал?), а просаживают в цивилизованных странах и на цивилизованных островах, способами разными, в том числе, по-видимому, и спонсируя кандидатку, весьма "любящую" народ, который вознамерилась возглавить! Вот только одно высказывание, приписываемое этой даме: "Сначала 1917 год, потом сразу 1937-й. Два подряд уничтожения элиты привели к тому, что Россия стала страной генетического отребья. Я бы вообще запретила эту страну. Единственная здесь для меня отдушина — это картинные галереи. И цирк".
И с такой "широтой интересов" — в президенты? А не попроситься ли самой в цирк? И там — весь вечер на манеже? "Грязными дырами" Трамп назвал чужие ему страны. А "страной генетического отребья" кандидатша называет страну, которую рвётся осчастливить своим президентством. Почувствуйте разницу! А нужен ли нам такой хоккей?
Владимир Путин ведёт свою кампанию, как и прежде, спокойно, не ярко. Его высказывания не изобилуют неожиданными формулировками, они во многом обобщённы, обтекаемы. И скорее всего, его предвыборной кампанией являются не его постоянные появления то среди молодёжи, то среди рабочих, а то, что Россия по-прежнему решает крупные национальные геополитические задачи в международном плане (на Ближнем Востоке) и в Арктике как зоне новой русской экспансии, ведь освоение этих территорий, стремительно приобретающих важное геополитическое значение, трудно переоценить.