Авторский блог Михаил Делягин 00:00 17 октября 2013

Что делать с новыми Мазепами?

для того, чтобы убрать врагов и предателей от рычагов управления соседним обществом, надо сначала разобраться с ними в своей собственной элите. Потому что главная проблема Украины, как и многих других стран и регионов, — не в Киеве, не в Брюсселе и не в Вашингтоне, а в либеральном клане, оказывающем чрезмерное влияние на всю российскую политику. Именно его устранение есть ключ к оздоровлению российской государственности и возврату России к осознанию и реализации своих собственных интересов

Четыре года назад, когда две братские страны, Россия и Украина, отмечали 300-летие Полтавской битвы, тогдашнего президента Украины Ющенко нередко сравнивали с гетманом Мазепой, а Украина стояла на пороге НАТО.
Три года назад, радуясь победе Януковича и поражению "оранжевых", две страны также сравнивали ее с Полтавой.
И вдруг сейчас отношения наших стран вернулись в прежнее, близкое к катастрофическому состояние: украинское руководство, которое в России с 2004 года привыкли считать союзником, на практике осуществляет программу Ющенко и Тимошенко — интеграцию в Евросоюз "очертя голову", в прямом смысле слова любой ценой!

Смысл соглашения об ассоциации

Соглашение об ассоциации между Евросоюзом и Украиной планируется подписать в ходе Вильнюсского саммита "Восточного партнерства" 25 ноября 2013 года. Его ключевая часть — зона свободной торговли между Украиной и Евросоюзом, создаваемая поэтапно в течение 10 лет.

В это время законы, нормы и стандарты Украины должны быть приведены в полное соответствие с нормами и стандартами Евросоюза в самых широких сферах — от конкурентного права, госзакупок и таможенного законодательства до курьерских услуг.

Принципиально важно, что соглашение устанавливает одностороннюю зависимость Украины от Евросоюза: его директивы становятся обязательными для Украины, которая, не будучи членом ЕС, не имеет права даже участвовать в их выработке.

Соглашение не указывает, будет ли его стороной Евросоюз как правовое лицо или же, в отдельных вопросах, и отдельные его члены. Это создает непредсказуемость и неопределенность в практическом содержании соглашения.
Соглашение и приложения к нему предусматривают четкие сроки включения в украинское законодательство конкретных правовых норм Евросоюза в течение от 2 до 10 лет. С момента подписания соглашения регламенты, директивы и другие внутренние документы Евросоюза по уже установленному графику становятся международно-правовыми обязательствами Украины в отношении третьих стран, включая Россию и других участников Таможенного союза. Проще говоря, Украина после подписания соглашения будет нести целый ряд обязанностей члена Евросоюза, не пользуясь при этом его правами.

В правовом смысле Украина становится частью Евросоюза и лишается самостоятельности во всех вопросах, находящихся в ведении Таможенного союза. Более того: все соглашения Украины с Россией, Белоруссией и Казахстаном, противоречащие соглашению с Евросоюзом, должны быть денонсированы. После подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом Украина как самостоятельный торгово-экономический партнер просто перестанет существовать.

Реализация договоренностей планируется на основе "дорожных карт", которые разработают после подписания соглашения. По всем вопросам торговых отношений с третьими странами Украина и Евросоюз договорились проводить консультации в Торговом комитете, который должен быть создан в целях мониторинга исполнения положений проекта соглашения.

Формально соглашение не препятствует членству Украины в других структурах — но лишь в той мере, в какой их условия не противоречат договоренностям с Евросоюзом. Поэтому любые договоренности Украины с Таможенным союзом или его участниками возможны лишь в той части, в которой они соответствуют соглашению об ассоциации Украины с Евросоюзом, которое приобретает таким образом верховенство над всеми её международными соглашениями.
Нормы Таможенного союза прямо противоречат обязательствам Украины по соглашению с Евросоюзом, что, вопреки официальным заявлениям украинского руководства, не позволят ей быть участником обоих соглашений одновременно. Это заведомо лишает содержания как возможный для Украины статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, так и предложенную Януковичем формулу "3+1".

Одновременное участие Украины в Таможенном союзе и зоне свободной торговли с Евросоюзом возможно только в случае согласия Таможенного союза принять на себя обязательства, аналогичные обязательствам Украины перед Евросоюзом, что невероятно и недопустимо.

Дело не только в том, что российская внешнеполитическая традиция исключает подписание заведомо неравноправных соглашений, включающих одностороннюю передачу суверенных полномочий и односторонние экономические уступки. (Соглашение весьма оригинально трактует понятие "свободной торговли", сохраняя ограничения доступа украинских товаров на европейский рынок.)

Важно, что принятие на себя обязательств, аналогичных украинским, нанесет членам Таможенного союза заведомо неприемлемый для них (и непосильный для их экономик) ущерб.

Создание зоны свободной торговли с Евросоюзом, в силу его неравноправия и разницы конкурентных потенциалов, приведет к падению украинского экспорта и опережающему росту импорта.

Уже начало реализации соглашения об ассоциации Украины и Евросоюзом приведет к вытеснению украинской продукции на рынки Таможенного союза из-за возрастающей конкуренции со стороны широкой гаммы европейских товаров. Это и продовольствие, и металлы, и химическая продукция, и разнообразная продукция машиностроения.

Соглашение прямо предусматривает, что при определении страны происхождения товаров, экспортируемых из Украины, детали и компоненты, произведенные в странах Евросоюза для сборочных украинских производств, будут рассматриваться как украинские. Это сделает Украину каналом поставки европейской продукции на рынок Таможенного союза в обход существующих в отношении Евросоюза таможенных ограничений и вынудит введение пошлин в отношении украинского импорта. (Процедура защиты рынка в подобных ситуациях предусмотрена нормами как Таможенного союза, так и ВТО.)

Таким образом, вступление Украины в ассоциацию с Евросоюзом ухудшит условия сотрудничества с Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Между тем, присоединение к Евразийскому экономическому союзу повысит конкурентоспособность Украины (на рынках и Запада, и Востока), в том числе за счет удешевления энергоносителей. При этом рост украинского экспорта в Евросоюз из-за снижения стоимости потребляемой энергии существенно превысит эффект от отмены таможенных тарифов в рамках свободной экономической зоны с ним.

Разница между созданием зоны свободной торговли с Евросоюзом и присоединением Украины к Евразийскому экономическому союзу к 2030 году достигнет 7,5% годового ВВП страны.

Но дело не только в прямых потерях.

Соглашение закрепляет применение норм Евросоюза по регулированию энергетического рынка и транзита на Украине. Это лишает смысла участие России в развитии украинской газотранспортной системы и стимулирует дальнейшее расширение альтернативных маршрутов экспорта энергоресурсов на Запад. Ввод в действие "Южного потока" в этих условиях снизит транзит через территорию Украины до 70% к уровню 2010 года; дополнительные потери могут достичь 2,8 млрд. долл.

Соглашение об ассоциации подорвет экономическое сотрудничество Украины и Таможенного союза по всем основным направлениям. Прежде всего начнется свертывание научно-технического взаимодействия в авиастроении, энергетическом машиностроении, ракетно-космической технике, судостроении. Разрыв кооперации в области высокотехнологичных и оборонных производств сократит украинский экспорт на 2 млрд. долл.

Другими уязвимыми секторами станут аграрный сектор и производства транспортных средств. Доля Украины только в российском импорте сельхозпродукции сократится на треть.

Существенно, что соглашение об ассоциации с Евросоюзом (в отличие от Евразийского экономического союза) далеко выходит за рамки экономического сотрудничества.

Так, политический диалог между Украиной и Евросоюзом будет включать все дипломатические и военные каналы, включая такие каналы в третьих странах, а также регулярные встречи военных руководителей и экспертов.

Украина берет на себя обязательства усиливать участие в проводимых Евросоюзом гражданских и военных операциях по разрешению кризисов, а также в военных учениях.

Украина также принимает на себя обязательства по технологической кооперации с Европейским оборонным агентством, что качественно затруднит кооперацию российских и украинских предприятий в оборонно-промышленном комплексе, стимулирует импортозамещение в России, сократит взаимную торговлю высокотехнологической продукцией в целом.

Поскольку производственные мощности украинского машиностроения существенно превышают потребности внутреннего рынка и неконкурентоспособны в Евросоюзе, подписание ассоциации с ним станет смертным приговором значительной части этой отрасли.

Таким образом, подписание Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом резко и необратимо ухудшит как ее экономические и политические отношения с членами Таможенного союза, так и ее собственное экономическое положение.

Снова колония?

Это курс на колонизацию Украины, превращение ее, уже потерявшей за годы "незалежности" 15% своего населения (оно сократилось с 53 до 45 млн.чел.), в такой же европейский "рай", каким уже стали многие относительно слаборазвитые члены Евросоюза. И не только страны, обозначаемые фондовыми аналитиками безупречно политкорректной и толерантной аббревиатурой PIGS (свиньи), но и Словакия, даже полиция которой боится приближаться к цыганским поселкам, и Болгария, где люди зимой совершают самосожжения от холода и отчаяния, и сопоставимая с ней по территории Румыния.

Средства Евросоюза на развитие предоставлялись последней на столь жестких условиях, что она не могла их получать и, будучи самым неразвитым членом Евросоюза, оказалась его донором, а не получателем его помощи. Ее правительство официально пришло к выводу, что не в состоянии разработать программу развития страны, так как значимые для нее решения принимаются Евросоюзом практически без учета ее мнения. В первые же 2 года членства в Евросоюзе из Румынии бежало от 20 до 30% экономически активного населения — точно его даже не пытались считать.

Однако даже с учетом успешных Польши и Чехии средний отрыв по ВВП на душу населения в восточноевропейских членах Евросоюза от Франции (взятой в качестве эталона из-за масштабов высокого развития экономики и, в отличие от Германии, стабильность границ) не сократился за все годы евроинтеграции. Финансовое же положение всех "новых восточных членов" без исключения ухудшилось еще до начала экономического кризиса.

Для отношения толерантных, цивилизованных и политкорректных европейцев к своим сравнительно слаборазвитым партнерам весьма характерны одобряемые руководством Украины планы принудительного переселения на её территорию цыган, создающих правовые и уголовные проблемы для ряда членов Евросоюза.

Однако новая колонизация Украины, сорванная прошлый раз во время Великой Отечественной войны, — это лишь экономический и политический аспекты намерений ее нынешних властей.

С моральной же точки зрения это вульгарное предательство. Если четыре года назад сравнение Ющенко с Мазепой было очевидной натяжкой, то в наше время Янукович и Азаров, опирающиеся на всемерную поддержку Путина и России, становятся реальной реинкарнацией Мазепы.

Причины предательства

Почему это возможно? Зачем украинское руководство подписывает экономически невыгодное и политически самоубийственное соглашение?

Конечно, имеет место элементарная некомпетентность: на переговорах у представителей России сложилось впечатление, что руководители Украины просто не читали 900 страниц соглашений, которые они собрались подписывать. По крайней мере, когда российские специалисты начали цитировать эти соглашения, опровергая заявления руководителей "незалежной Украины" (делаемые в незабвенном стиле "мы всё подпишем, а выполнять ничего не будем"), удивление последних было очень искренним.

Однако не вызывает сомнения и другое: заинтересованность Евросоюза в зоне свободной торговли с Украиной (и, соответственно, в завоевании ее рынка) такова, что, даже если Янукович не просто не будет выполнять договор, но и публично высморкается в него, — Меркель все равно подпишет склизкую бумажку, причем с ангельской улыбкой на устах.
"Кемска волость" того стоит.

Весьма вероятно, что демонстрируемые наивность и неграмотность, по крайней мере, частично являются не более чем циничной игрой прожженных политиканов, чьи семьи давно вывезены в фешенебельные страны и чьи реальные помыслы сводятся к дальнейшему обустройству и обихаживанию своих австрийских, итальянских, швейцарских и прочих поместий.

Элиты, служащие не своим народам, а личному потреблению, неминуемо вырождаются в тусовки, объединяющие предателей. Они включаются в масштабный проект превращения самой государственности в простой инструмент "распила" наследия прошлых поколений и легализации украденного в качестве собственных богатств.

Такой образ действий не только размывает человеческую систему ценностей, не только извращает мораль, не только превращает своих приверженцев в отъявленных циничных преступников, но и делает их крайне уязвимыми перед политическим шантажом.

Ведь перемещение критически значимых активов в страны Европы объективно вынуждает их владельцев, какие бы высокие посты они ни занимали, обслуживать интересы стран, в которые выведены эти активы. Судьба же еще недавно собственной страны оказывается делом третьестепенным, заботящим их примерно так же, как бурового мастера советской эпохи заботила судьба тундры, в которой он зарабатывал себе на относительно комфортабельную старость в теплых краях.
А для особо совестливых в развитых странах действует простой и понятный закон, по которому происхождение любых активов иностранного публичного лица (как и своего) в любой момент может быть подвергнуто пристрастной проверке.

Страх, в ряде случаев — вполне обоснованный, подвергнуться преследованию правоохранительных органов безо всякого дополнительного шантажа и давления (которые, разумеется, используются в "особо запущенных" случаях) является мощным политическим инструментом втягивания украинской политической тусовки в силовое и смысловое поле Евросоюза.

Коррупционер четко знает: пока он последовательно проводит правильную, прозападную политику на украинской политической сцене, его активы в Европе и США находятся в полной безопасности. Но стоит ему хотя бы посмотреть в сторону — и судьба Лазаренко может показаться ему очень завидной.

По сути, он является жестко контролируемым агентом, действующим в интересах своего выведенного на Запад капитала, — и потому не имеющим возможности быть хотя бы не враждебным интересам своего народа.

Ничего не поделаешь: жизнь ради потребления — грех, за который нельзя не расплачиваться.

Беда в том, что сначала за него сполна приходится заплатить невинным.

Перспективы: крупнейшая геополитическая катастрофа со времени распада СССР

Сегодня нет никаких сомнений: подписание соглашения с Евросоюзом будет воспринято в России как личное предательство и государственная измена. Ответ предопределен, прост, подготовлен и сообщен заранее всеми возможными способами (вплоть до публичных выступлений ее представителей на Валдайском клубе).

Прежде всего это защита своих производителей от вала европейского экспорта (в том числе субсидируемого) и украинских товаров, вытесняемых им с рынка самой Украины, что будет означать введение таможенных барьеров и вытеснение Украины из зоны свободной торговли СНГ, свертывание кооперации и, что немаловажно, прекращение кредитования Украины.

Ее финансовое положение трудно представимо жителям современной России: выплаты бюджетополучателям и сейчас порой производятся векселями по коррупционным схемам в стиле России 90-х, а не так давно был день, когда с утра на счетах всего огромного государства лежало всего лишь 100 тыс.долл. На качество политики оказывает патологическое влияние тот факт, что критически значимая часть даже стратегических решений принимается в корыстных интересах невероятно узкого, даже по российским меркам, круга лиц.

Дополнительный удар по и без того дышащей на ладан экономике, наносимый в этих условиях режимом Януковича, лишит государство возможности исполнять свои обязательства. Довольно быстро произойдут дефолт и новая девальвация гривны, которые вызовут галопирующую инфляцию. В этих условиях, несмотря на патологическую слабость оппозиции, практически неизбежна утрата Януковичем власти — в рамках избирательного цикла или же вне его.

Приход к власти "оранжевых" (или еще более прозападных и антироссийских сил) будет сопровождаться тщательной, системной зачисткой "донецких" — в лучшем случае с показательными судами.

"Партия регионов", превращенная своим руководством в извращенную пародию на все худшее, что есть в "Единой России", даст для этих судов обильный и правдивый материал. Система, при которой государственность подменена сиюминутными, мелкими и убого понимаемыми коммерческими интересами одной семьи, не поддается защите ни в юридическом, ни в пропагандистском пространстве.

Разумеется, виновной во всех бедах Украины окажется не ее элита (которая, с присущей ей элегантностью, "перекинется" на сторону нового начальства, пожертвовав несколькими одиозными фигурами, — причем процесс этот, похоже, уже по-горбачевски пошел), а исключительно "проклятая империалистическая Россия, вскормившая этот криминальный режим".

Новые власти, которые снесут Януковича (или он сам, если ему чудом удастся удержаться), будут нуждаться в предъявлении виновных в чудовищной социально-экономической катастрофе, — и нет сомнений, что таковыми в очередной раз будут назначены "клятые москали".

В результате отрыв Украины от России будет зафиксирован как минимум на целый политический цикл — до новой смены власти.

С сугубо внутренней точки зрения это будет не так плохо: миллионы украинцев, помыкавшись по Европе (где их откровенно считают "быдлом" и часто платят меньше, чем в России), будут вынуждены искать лучшей жизни у нас, — и существенно улучшат тем самым этнокультурный баланс нашей страны, потеснив выходцев из Средней Азии и Закавказья.

Но стратегически это будет крупнейшей геополитической катастрофой со времен распада Советского Союза. Не случайно именно харьковский поляк Бжезинский указывал, что самая слабая Россия вместе с Украиной будет мировой державой, а без нее самая сильная Россия останется просто большой страной.

Украина же будет превращаться в совокупность Галичины, уходящего под контроль Турции Крыма, окрестностей Киева, вымирающего Донбасса, аналогов Запорожской и прочно забытой ныне Турецкой Сечи с простирающимся между ними новым Диким полем, — и строить цивилизацию на некогда цветущих землях через некоторое время придется заново.

Ошибки российского руководства

Неутешительная перспектива — результат ряда серьезных просчетов.

Прежде всего мы недооценили значимость программы "Восточного партнерства". Несмотря на то, что она не оправдала надежды, возлагавшиеся на нее европейцами, несмотря на ее вырождение в бюрократический симулякр, ее стержень — идентификация юридических систем, — даже будучи не реализованной, даже оставшись на уровне идеи, подтолкнула ряд национальных элит в сторону Евросоюза, создав для них новый соблазн, обладающий всей прелестью свежести.

Существенно, что этот соблазн не был даже уравновешен никаким комплексным предложением со стороны России, внешняя политика которой во многом сводилась к коммерческой программе "Газпрома" и ряда других корпораций.

С российской стороны полностью отсутствовала даже простейшая информационная политика, не говоря уже о системной политической работе на Украине. В результате не то что не удалось реализовать наше доминирование в украинской экономике, — сама подобная задача, насколько можно понять, в принципе не сознавалась российской бюрократией.

Причем эта бюрократия далеко не однородна: исключительно значимую роль в ней играет либеральный клан — идейные, а часто и административные наследники реформаторов 90-х годов, сознательно или нет, но обслуживающие интересы не российского народа и российского государства, а глобального бизнеса, в том числе и в той их части, в которой они объективно несовместимы с интересами нашей страны.

Поскольку евразийская интеграция не соответствует традиционным интересам глобального бизнеса, либеральный клан России является ее непримиримым противником. Его представители пытались сорвать заключение Таможенного союза (в том числе ударно организованной провокацией с фильмом "Крестный батька") и углубление сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза. Тщательный анализ жалоб украинских партнеров создает ощущение, что наши либералы, наравне с недобросовестными представителями украинского руководства, торпедировали двусторонние переговоры, в том числе и прямо обманывая не только своих визави, но и собственных непосредственных руководителей.
Действуя по принципу "хвост виляет собакой", либеральный клан в руководстве России нанес колоссальный вред и во многом предопределил падение Украины в зону свободной торговли с Евросоюзом.

Как исправлять ошибки

Действия России в этой ситуации диктуются примитивно простой, железной исторической необходимостью.
Прежде всего надо прямо и открыто описать весь ход двусторонних переговоров, дистанцировавшись от совершивших политическое самоубийство Януковича и "Партии регионов", назвав предателей предателями, воров ворами, а идиотов (если таковые действительно есть в нынешнем украинском руководстве) идиотами.

Разумеется, такой подход не должен быть односторонним: враги интеграции в среде российского руководства, приложившие титанические усилия для ссоры братских народов, должны быть названы и примерно наказаны — по всей строгости Уголовного кодекса нашей страны.

На Украине необходимо срочно, по американским рецептам и технологиям (разумеется, адаптированным к украинской культуре) создавать отнюдь не пророссийскую, а проукраинскую политическую элиту, ориентированную на восстановление экономической мощи своей страны и благосостояния своего народа, а не на их обворовывание с последующим бегством на Запад.

Поскольку рынки для украинских производств объективно находятся в России, патриотическая украинская элита объективно будет для нас лучшим партнером, чем любые "пророссийские" големы, безысходно оторванные от украинской почвы и конструируемые наемными политтехнологами из расчета 95-процентных откатов и распилов.

В силу взаимодополняемости российской и украинской экономик российский бизнес должен энергично направляться государством на занятие пустующих ныне "командных высот" последней. Следует понимать, что сегодняшний украинский олигархат есть прямой и лютый враг России, делом доказавший свою позицию и наравне с правящей "бригадой" несущий всю полноту ответственности за настоящие и будущие беды своей страны.

Подрывая интеграцию с Россией, запихивая Украину в гибельную для нее зону свободной торговли с Евросоюзом, украинский олигархат совершает политическое и экономическое самоубийство, — благое с точки зрения развития двусторонних отношений дело, в котором российский бизнес и российский политический класс должен оказать ему всю возможную помощь.

Важно понимать, что предприятия, еще сохраняющиеся в руках украинских олигархов, будут либо уничтожены ими, либо переданы нашим европейским и турецким конкурентам (которые весьма активно присматриваются к промышленности Запорожья). Отдавать целые промышленные районы на волю случая представляется верхом бесхозяйственности: все, представляющее экономический интерес с точки зрения двусторонней интеграции, должно быть интегрировано российским бизнесом в предстоящий период смуты и неопределенности, не дожидаясь политической интеграции. Более того: занятие "командных высот" в экономике Украины, даже в неблагоприятных конъюнктурных и политических условиях, должно по примеру наших европейских коллег рассматриваться как необходимая предпосылка дальнейшего развития интеграционных процессов.

Жесточайший урок, преподаваемый нам Западом на протяжении всей четверти века национального предательства, заключается в недостаточности социально-экономических интересов общества для выработки его политики. Сплошь и рядом мы видим, как под влиянием медиа, интеллигенции и в целом культурной среды целые народы совершают в прямом смысле социально-экономические самоубийства.

Чтобы политический крах режима Януковича не стал самоубийством всего украинского народа, заново формирующаяся проукраинская элита должна жестко контролировать не просто отдельные ключевые СМИ, но и всю "повестку дня" украинского общества, что требует комплексной работы — от подготовки школьных учебников и развития русского языка до выстраивания системы альтернативных социальных лифтов для молодежи, ориентированной на служение не глобальному бизнесу, а своему народу.

Помощь в реализации этого проекта — по сути дела, формирования нового, не проевропейского, а проукраинского патриотизма, представляется сегодня важнейшей стратегической задачей России.

Однако для того, чтобы убрать врагов и предателей от рычагов управления соседним обществом, надо сначала разобраться с ними в своей собственной элите.

Потому что главная проблема Украины, как и многих других стран и регионов, — не в Киеве, не в Брюсселе и не в Вашингтоне, а в либеральном клане, оказывающем чрезмерное влияние на всю российскую политику. Именно его устранение есть ключ к оздоровлению российской государственности и возврату России к осознанию и реализации своих собственных интересов.

1.0x