Мне вдруг представился удивительный мир будущего – мир обновленной России. Мир, в котором на воров и бандитов больше не желают смотреть люди, программы криминальных новостей давно вышли из моды, а вид пепси-колы вызывает всеобщее отвращение. Мир, в котором библиотека имени Ленина восстановлена и преобразована на манер российского парламента, а у трудового народа имеется достаточно свободного времени, чтобы ее посещать. Мир, в котором с экранов телевизоров, газет и журналов не сходит слово культура, банкиры и простые верующие возлагают цветы к монументу Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», а стены наших квартир украшают портреты Пушкина, Гоголя и Толстого.
Долго ли нам еще идти к такому миру? И что надо делать, чтобы к нему вообще прийти? Честно говоря, я пока не знаю. Но в любом случае для начала необходимо хотя бы составить в своем воображении его очертания. А еще по примеру народников и большевиков развернуть мощную агитационную деятельность, заражать народ своими идеями, показывать ему зло настоящего и правду будущего.
Одним из проявлений негативных тенденций настоящего я считаю включение в школьную программу романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Кому-то это произведение кажется совершенно безобидным и весьма привлекательным. Но если хорошенько вдуматься в его основную сюжетную линию, волосы могут встать дыбом. Дело даже не в том, что оно агитирует молодое сознание школьников верить в бога. Запретить верить нельзя. Речь, конечно, не об этом, а о том, какими методами проводится данная агитация.
В соответствии с замыслом своего произведения Булгаков только за одни слова Берлиоза о том, что бога нет, бросил беднягу под трамвай и отрезал ему голову! Эти ужасные черносотенные замашки Булгакова очень напоминают действия мусульманских боевиков-фундаменталистов. Представляю, как устрашающе данная сцена действует на людей, словно пророчествуя, что так будет с каждым, кто усомнится в боге. Глубоко верующий Булгаков ненавидит Берлиоза за то, что для того, видите ли, абрикосовая вода в ларьке есть, а бога на небе нет и никакого Иисуса на самом деле не было. В «Мастере и Маргарите» за свое безбожие поплатился не только Берлиоз, но и все советские граждане-атеисты, выставленные Булгаковым пошлыми мещанами, на которых автор насылает дьявольские чары Воланда. Булгаков, так сказать, идет на сделку с дьяволом, превращает его толи в обратную сторону самого бога, толи в его верного слугу, через которого можно запугать безбожных граждан и заставить их снова поверить в бога.
Можно ли такие вещи читать в школе? Не будет ли это произведение воспитывать черносотенные замашки в наших детях? И не усилит ли оно состояние ненависти верующих по отношению к коммунистам?