Выживание России и сохранение государственности возможно только в случае кардинальной смены модели развития. Созданная в 1992 году модель и по сей день ориентирована на финансовые спекуляции, ведущиеся за счет разграбления советского наследства (по модели «выпил — украл — вывел за границу»). Необходимо переориентировать всю государственную машину с разграбления народа и страны на их созидательное преображение.
Понятно, что это требует изменения в том числе структуры исполнительной власти.
Нынешняя — жертва административных решений 2004 года, когда единый процесс управления был искусственно разодран на не зависимые друг от друга и здравого смысла «определяющие политику» министерства, осуществляющие контроль службы и «оказывающие госуслуги» агентства.
Исполнительная власть была нарублена, как капуста, и весь 2004 год пребывала в параличе (что, среди прочего, позволило либералам осуществить людоедскую «монетизацию льгот»: провести такое через работающий госаппарат тогда еще было невозможно). Сегодняшнее ее состояние — результат медленного, хаотичного и в целом мало осмысленного срастания разорванных частей единого организма.
Понятно, что рационализация структуры должна быть как подчинена принципиально новой задаче — комплексной модернизации, так и использовать новые возможности, предоставленные информационными технологиями.
Но прежде всего исполнительная власть должна быть качественно разгружена возвратом от режима «ручного управления», в котором каждое управленческое решение принимается заново, «с чистого листа», без учета накопленного опыта и установленных норм, к управлению по единым правилам, в рамках которого однажды принятое решение обязательно для всех однородных случаев (после Советской власти так управляло только правительство Примакова).
Перевод госуправления (и всей регулярно взаимодействующей с ним части общества) на единую электронную систему принятия решений не только резко ускорит его работу и ограничит коррупцию (сквозным и полным контролем, вдобавок невидимым для проверяемого), но и принципиально повысит его возможности при сокращении нужного числа чиновников (и росте требований к ним).
Прежде всего это проявится в трансформации Минэкономразвития, которое должно управлять межотраслевым балансом страны. До цифровизации это было непосильно даже Госплану (он планировал порядка 10 тыс. товаров и услуг, а еще 50 тыс. находились в ведении Госснаба), но современные возможности позволяют осуществлять стратегическое прогнозирование (кроме того, оно требует неизмеримо меньше управленческих ресурсов, чем директивное планирование) в масштабах всего народного хозяйства.
Ещё в начале нулевых концентрация Грефом в тогдашнем МЭРТе (Министерстве экономического развития и торговли) функций, для обозначения которых (ибо о реальном управлении речи не было) потребовалось 52 департамента, сделала министерство полностью неуправляемой притчей во языцех.
Но сегодня цифровизация в сочетании с управлением по единым правилам и отказом от прямого диктата в отношении хозяйствующих субъектов позволит привести Минэкономразвития в соответствие с его названием, объединив в нем все отраслевые и региональные ведомства, занимающиеся экономическим развитием.
Это Минпромторг, Минвостокразвития, Минприроды (кроме экологии), Минсельхоз, Минстрой, Минтранс, Минцифры (кроме массовых коммуникаций), Минэнерго, Росреестр, Росрезерв, Ростуризм. Из ведения Минфина в состав Минэкономразвития логично передать Росимущество, так как активы государства должны управляться не ради получения доходов, а для обеспечения прогресса.
Соответственно, Минприроды должно быть разделено между Минэкономразвития (куда следует передать все, связанное с освоением ресурсов) и Роснадзором. Последний должен объединить все виды контроля за соблюдением норм, включая потребительский и экологический.
Исключительная значимость ограничения произвола монополий должна быть выражена в возврате антимонопольной службе статуса министерства.
Ограничение финансовых спекуляций лишь повышает значимость контроля за финансовыми рынками и их развитие, что требует воссоздать Федеральную службу финансовых рынков, передав от Банка России соответствующие функции, а также контроль за пенсионным и страховым рынками.
Вечное перетягивание высшего образования между управлением школой и наукой должно быть решено признанием единства этих сфер воссоединением Минобрнауки и Минпроса в одно министерство.
Министерство культуры должно стать ключевым ведомством (наряду с Минобрнауки, конечно), формирующим мировоззрение. Поэтому в него следует включить Росмолодёжь (призванное управлять будущим), Росархив (призванный управлять прошлым), Минспорта (с учетом его значимости для самоощущения граждан) и Минцифры (в части массовых коммуникаций).
Стремление наших конкурентов взорвать Россию обострением этнокультурной напряженности, и объективная необходимость прекратить системное ущемление прав русских требуют воссоздания Министерства по делам национальностей на базе РАДН (Российского агентства по делам национальностей).
В силу масштабов конфликтов, в которые вовлекается Россия, следует (по примеру США) создать отдельное Министерство по делам ветеранов.
Кроме того, объективное единство функций разведки и контрразведки (так, одной из задач разведки является выявление на стадии подготовки разведывательных и диверсионных операций противника для пресечения их силами контрразведки) диктует воссоединение СВР и ФСБ в Министерство безопасности с включением в него Росфинмониторинга.
По тем же причинам разумно по американской модели включить в Минюст Генпрокуратуру и Следственный комитет. МЧС и Росгвардию вернуть в состав МВД, включить фельдъегерскую службу в ФСО (по аналогии с ФАПСИ), а ФМБА — в Минздрав.
Стоит отметить, что одним из важнейших пороков нынешнего госуправления является передача его функций вовне, сторонним организациям, которые в результате выполняют работу снявших с себя реальные управленческие функции чиновников.
В рамках исправления этого порока, в частности, следует отказаться от страховой модели государственных пенсий, медицины и соцпомощи, вернувшись к неизмеримо более дешевой, надежной и понятной модели прямых выплат из бюджета (страховая система хороша лишь в условиях длительного и гарантированного роста фондовых рынков, что точно не актуально для ближайших 15 лет).
Соответственно, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования должны быть интегрированы обратно в Минтрудсоцразвития, а Фонд обязательного медицинского страхования — в Минздрав.
Таким образом, число министерств разумно сократить с 21 до 15 (в том числе 4 новых), число служб и агентств — с 19 до 4 (в том числе 1 новой службы), а внебюджетных фондов — с трех до ноля.
Из нынешних 10 вице-премьеров должно остаться пять: первый вице-премьер, осуществляющий текущее управление, а также вице-премьеры по борьбе с санкциями, по развитию человеческого капитала, по новым технологиям и по реинтеграции освобожденных территорий России.
Что касается регионов, то титулы правительств и министерств должны быть устранены в их управлении так же, как титул президента. Руководители департаментов региональных администраций должны находиться в двойном подчинении (главе региона и заместителю по региональным вопросам профильного федерального министра), а региональные структуры федеральных ведомств, на которых приходится основная часть федеральных чиновников, должны быть устранены за считанными исключениями.
Регионы, обеспечивающие свои расходы менее, чем на 50%, должны находиться под внешним финансовым управлением Минфина.
Безусловно, предлагаемая структура исполнительной власти носит эскизный характер, вызовет много возражений и в целом далека от совершенства. Однако она значительно ближе к объективным потребностям современной России, чем хаотично сложившаяся к настоящему времени, — а все остальное должно стать предметом профессионального обсуждения.
Публикация: Свободная пресса
-
Александр
2 сентября 2022 в 15:33Прокофьев
"Минэкономразвития должно управлять межотраслевым балансом страны. До цифровизации это было непосильно даже Госплану (он планировал порядка 10 тыс. товаров и услуг, а еще 50 тыс. находились в ведении Госснаба), но современные возможности позволяют осуществлять стратегическое прогнозирование в масштабах всего народного хозяйства".
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Так пусть Госплан будет единственным высшим исполнительным органом власти в обновленной (после успешного завершения СВО) России, отдельные специализированные подразделения которого (министерства) будут осуществлять следующее: 1. Утверждение всем профессионально-политическим партиям краткосрочных и долгосрочных заданий по достижению конкретных результатов труда (государственный заказ). 2. Управление общенародной собственностью. 3. Определение рациональной структуры личных и общественных потребностей. 4. Контроль использования природных ресурсов. 5. Обеспечение полной занятости трудоспособного населения. 6. Утверждение цен на основные товары. 7. Контроль доходов физических и юридических лиц. 8. Утверждение Госбанком государственного бюджета, эмиссия денежных средств (Госбанк - специализированное подразделение Госплана). 9. Внешняя торговля. 10. Утверждение технических и социальных стандартов государства. 11. Статистический учет результатов общественно-полезного труда.
Примечания (мои желания) :
1. Вместо существующих политических партий, фактически разделяющих граждан (часто до вражды) создаются профессионально-политические партии, объединяющие работников одного вида (цели) трудовой деятельности . Членство в партии является почетной обязанностью работающих граждан, имеющих профессиональное образование и добросовестный трудовой стаж не менее 10-ти лет. Недобросовестный труд, нарушения законов государства, судимость, жалобы членов семьи, решение общего собрания трудового коллектива – причины запрета членства в любой партии до окончания трудовой деятельности.
2. Первичная партийная организация каждого предприятия (учреждения) является его коллективным органом управления. Представители всех трудовых коллективов одной партии в каждом населенном пункте создают местный партийный комитет. Депутаты местных партийных комитетов избирают своих представителей в региональный партийный комитет, депутаты региональных избирают центральный комитет профессионально-политической партии.
3. Центральный комитет каждой партии в пределах своей ответственности утверждает законы государства. Все партийные комитеты одной партии имеют право законодательной инициативы. Проекты законов направляются другим партиям для согласования.
4. Специализация партий: охрана государства (производство вооружений, армия, флот, полиция, спецслужбы, архивы, отношения с другими государствами, суды) ----- образование и воспитание граждан (дошкольные и учебные заведения, средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения искусства) ----- здравоохранение (производство лекарств, лечение и отдых граждан ----- добыча, переработка, сбережение природных ресурсов ----- производство оборудования для выпуска готовых изделий (станкостроение) ----- микроэлектроника ----- промышленное и гражданское строительство ----- производство и доставка энергоресурсов ----- земледелие и животноводство ------ перевозки грузов и пассажиров ----- производство товаров личного пользования граждан.
5. Взаимодействие партий организуют партийные советы - местные, региональные, центральный. Состав каждого совета образует равное количество представителей всех соответствующих партийных комитетов (3-5 человек от каждой партии включая руководителя комитета). Режим работы советов всех уровней - регулярные ежеквартальные сессии. Решения местных и региональных советов обязательны для соответствующих партийных комитетов. Местные и региональные советы имеют право законодательной инициативы.
6. Центральный совет - высший орган власти утверждает основной закон государства - Договор народов Российской Федерации (еще лучше - нового Велико-Русского Союза, объединяющего нынешние Россию, Украину, Белоруссию). Договор фиксирует основные цели государства и способы достижения. Центральный совет также утверждает соглашения с другими государствами, принимает другие обязательные для исполнения решения. Решения центрального совета принимаются большинством не менее 70% общего количества партий. Руководство центральным советом поочередно осуществляют представители всех партий (с правом самоотвода) либо представитель партии охраны государства (по общему согласию).
7. Все природные ресурсы, наиболее крупные и особо важные предприятия (учреждения), а также результаты их деятельности являются достоянием всех граждан государства – общенародной собственностью. Профессионально-политические партии обеспечивают сохранность и эффективное использование соответствующей ее назначению общенародной собственности. Партии вправе создавать собственные предприятия и учреждения для исполнения решений высшего органа власти государства и своего центрального комитета.
8. Граждане вправе создавать предприятия и учреждения для реализации своих способностей и удовлетворения общественных потребностей, являясь доверенными лицами органов власти. Членство в партии - обязательное условие владения средствами производства, которые приобретаются за счет личных доходов или заемных денежных средств государственного бюджета. Отдельный гражданин может быть собственником одного предприятия (юридического лица). Собственники частных и акционерных предприятий обязаны трудиться на созданном предприятии.
9. Виды гражданских предприятий (учреждений): личное (собственник - один человек, наемные работники отсутствуют) ----- семейное (собственники - члены одной семьи, наемные работники отсутствуют) ----- частное (собственник - один человек с правом найма работников) ----- акционерная (собственники – группа граждан с правом найма работников) ----- артельная (собственники - все работники одного предприятия).
10. Партийные комитеты вправе инициировать создание личных, семейных, частных, акционерных и артельных предприятий, авансируя или передавая заинтересованным гражданам безвозмездно необходимые документы и первоначальные денежные средства.
Личным, семейным, частным, акционерным, артельным и партийным предприятиям запрещаются: производство и продажа вооружений ----- производство и продажа табака, алкоголя, других вредных для здоровья товаров ----- добыча и продажа природных ресурсов ----- оптовая торговля товарами, произведенными другими собственниками ----- банковская деятельность ----- операции с иностранной валютой.
11. Личные, семейные, частные, акционерные, артельные и партийные предприятия вправе бесплатно арендовать земельную площадь для производства сельхозпродукции и животноводства с ответственностью за эффективное и бережное использование земли.
12. Органы власти, трудовые коллективы, собрания граждан вправе инициировать смену собственника средств производства на действующем предприятии и создание новых предприятий (учреждений). Приватизация - присвоение или покупка личными, частными, семейными и акционерными собственниками артельных, партийных и государственных предприятий (в том числе созданных в СССР) запрещается.
13. Средства производства и применяющие их работники равно необходимы для общественно-полезного труда. Каждый работник имеет правовой статус собственника своего трудового опыта и совладельца произведенного с его участием товара. Права и обязанности собственников средств производства и собственников трудового опыта фиксируются в договоре о совместной деятельности.
14. Предприятия и учреждения всех форм собственности используют принципы коллективного труда: все рабочие места одного трудового коллектива равно необходимы ----- добросовестное исполнение персональных обязанностей ----- взаимопомощь ----- право работников предлагать улучшения деятельности предприятия (учреждения) ----- выборность руководителя трудового коллектива или согласие трудящихся с его назначением ----- право каждого на оценку трудового вклада других работников включая руководителя ----- право трудового коллектива на поощрение и наказание, прием и увольнение работников ----- отсутствие многократной разницы в доходах работников - децильный коэффициент не более 5,0.
15. Главные факторы исполнения госзаказа: наличие действующих производственных мощностей или создание новых, а также наличие трудовых ресурсов необходимой специализации или подготовка (обучение) новых кадров. Требуемое количество и качество произведенного товара, срок его поставки – основные показатели эффективности исполнителей госзаказа. Цены, прибыль и другие стоимостные показатели являются вспомогательными критериями деятельности товаропроизводителей.
16. Исполнение госзаказа обязательно для общенародных предприятий (учреждений). Партийные, личные, семейные, частные, акционерные и артельные предприятия (учреждения) добровольно участвуют в исполнении госзаказа. В чрезвычайных обстоятельствах исполнение госзаказа обязательно предприятиями всех форм собственности.
17. Госплан утверждает оптовые и розничные цены на товары госзаказа, которые включают нормативные затраты всех используемых ресурсов (себестоимость) и единую для всех предприятий норму денежных накоплений (прибыль). Предприятия и учреждения за пределами госзаказа самостоятельно устанавливают цены на свои товары при наличии у Госплана права утверждать максимальные цены на такую продукцию.
18. Нормативная и дополнительная прибыль исполнителей госзаказа (экономия затрат нормативной себестоимости за счет совершенствования технологии и организации производства) не облагается налогом. Убытки по объективным причинам компенсируются из государственного бюджета. Длительная убыточность является основанием для ликвидации предприятий.
19. Государственный банк - единственное финансовое учреждение РФ утверждает основной и дополнительный государственный бюджет. Целью основного бюджета является стимулирование выпуска необходимых товаров и обеспечение покупательной способности их потребителей. Основной бюджет образуют эмитируемые в государственной валюте денежные средства (инвестиции, кредиты, дотации, субсидии, зарплаты, пенсии и т.п.), гарантируемые заявителям при доказанной необходимости и возможности использования. Доходы основного бюджета за счет налогов, штрафов и других изъятий денежных средств не определяются (не планируются).
20. Дополнительный госбюджет включает средства международной торговли, которые не являются средством оплаты товаров и накоплений на территории государства. Специализированное подразделение Госплана монопольно осуществляет внешнюю торговлю, объем которой минимизируется: импорт - для обеспечения полной занятости трудоспособного населения государства и развития всех отраслей народного хозяйства, экспорт - для сбережения природных и товарных ресурсов государства. Создание отечественных аналогов импортируемых технологий или изделий обязательно.
И т.д.
-
Александр
2 сентября 2022 в 21:05Прокофьев
Предлагаемый Госплан, образуемый представителями всех профессионально политических партий, подчиняется только Центральному совету.