Очередная инновация: самозанятые граждане теперь будут платить налоги при помощи специального приложения для телефона. Тех, кто потихонечку, неприметно зарабатывает свою копеечку, приглашают выйти из тени и поделиться с государством. Профессор В.Катасонов недавно в «Завтра» выразил возмущение таким решением. Согласна: оно не слишком своевременно и только провоцирует новую волну общего раздражения граждан против действий правительства, а денег существенных не соберут - очень уж трудно проконтролировать, кто сколько зарабатывает. Это мероприятие, согласно старинной шутке, всё равно, что брить свинью: визгу много, а шерсти мало.
Велик ли этот сектор экономики, обслуживающийся самозанятыми? Подозреваю, что не мал. У меня даже есть предположение, что ВВП России на самом деле гораздо больше, чем гласит официальная статистика: ведь по правилам туда надо включать ВСЕ проданные товары и оплаченные услуги, а у нас огромное количество бытовых услуг ни в какой статистике не фигурируют. Вот сейчас, когда я пишу этот текст, у нас в доме чистят дождевые стоки от забившихся в них листьев. В нашей местности много огромных дубов, так что это – необходимая операция. Чистильщики – два парня, которые ходят из дома в дом, предлагая свои услуги. Клиентура у них – обширная. Ведут они себя, как матёрые продавцы прямых продаж: в самом начале переговоров объявляют, что буквально завтра они уезжают, и остался один день.
А в начале весны придут обрезчики яблонь.
Чем занимаются граждане и чем снискивают пропитание – это вообще крайне увлекательный вопрос. Вот в нашей станице в Ростовской области проживает около трёх тысяч человек. В нашем хозяйстве (бывший совхоз) работает около двухсот. Приусадебные участки – очень маленькие: так полагалось при советской власти у работников совхозов (по крайней мере, в нашей зоне). Никакого существенного предприятия, создающего занятость, в станице нет. Школа, магазин, бензозаправка – всё это единицы. А остальные? Ну, ловят рыбу в Маныче, коптят и выносят на трассу. Но ведь не все же: этот рынок очень ограниченный. При этом народ явно не бедствует, хотя, конечно, и не жирует. Когда несколько лет назад нам понадобились работники на прополку – местные не захотели, пришлось завозить женщин из Дагестана. Если человек отказывается от какой-то работы – очевидно, у него есть иные способы заработать. Вот тут обширное поле для социологических исследований.
Важная часть самозанятости – прямые продажи, т.е. торговля на дому, из рук в руки. Есть множество компаний, которые именно так продают свои товары. Есть достаточно достоверная статистика, что около трети всей косметической продукции в нашей стране продаётся таким способом. При приличных оборотах эти продавщицы регистрируются в качестве ИП, при малых – остаются в тени. Кстати, они не любят, когда их называют продавщицами, они считают себя консультантами.
Ещё при Лужкове в Москве пытались как-то вывести из тени этих трудящихся, но потом то ли отказались от этой затеи, то ли забыли.
Обширнейший рынок – репетиторство. Я и сама, будучи студенткой, да и немного после этим занималась. Подтягивание двоечников – это исторически самый что ни наесть студенческий приработок. В 70-х годах сформировался рынок подготовки в вузы; вузовские преподаватели очень активно этим занимались, хотя это и запрещалось тем, кто лично принимает вступительные экзамены. Но всё же домашняя педагогика не была столь распространена и всеохватна, как теперь. Теперь утвердилось мнение, что без репетитора даже и в обычной школе шагу ступить нельзя. Это тот случай, когда не спрос рождает предложение, а изобильное предложение само порождает потребность. Но так или иначе – репетиторов пруд пруди. Как их выловить? Надо ли? Наверное, можно сделать так: родителям позволить делать налоговый вычет сумм, потраченных на обучение, при этом сообщать данные репетитора – вот тут-то его и обнаружат. Впрочем, всё это может оказаться дороже администрировать, чем оставить, как есть.
Отдельная профессия, сформировавшаяся в постсоветской жизни, - это домашний персонал: уборщицы, домработницы, няни. Сегодня даже жители типовых панелек могут себе позволить «молдаванку» для домашних услуг, не говоря уж об обитателях богатых пригородных домов.
Так нужен или не нужен налог на самозанятых? Мне кажется, начать надо с социологического исследования – серьёзного, а не ради отписки: кто они, сколько зарабатывают, велик ли этот рынок? Собрать такие данные ОЧЕНЬ ТРУДНО.
Потом надо придумать какую-то завлекательную возможность для самозанятых, побуждающую их выйти из тени, может, какую-то игру, позволяющую выиграть развлекательную поездку, путёвку, бытовую технику и т.п. Люди охотно ведутся на подобные приёмы – это знаю по своему деловому опыту. И, конечно, налог должен быть очень небольшим. Но просто так заставить платить – невозможно, будут скрываться и раздражаться понапрасну. Нельзя что-то отнять у людей, не дав ничего взамен. Но начать надо с серьёзного социологического обследования.