Что может спасти мир от массовой глупости и дегуманизации?
· Время развивается быстрее, чем мы его осмысляем. Огромные блоки событий и изменений остаются неосмысленными.
· Накопление интеллектуального отставания за событиями, происходящими в истории человечества, достигло критической черты.
· Раньше аспект понимания или толкования событий обеспечивался непрерывной интеллектуальной Традиции, и каждый сдвиг (новая концепция, новые термины) осмыслялся. Таким образом, сохранялась непрерывность – даже в Модерне. Но к концу ХХ века скорость событий оказалась настолько высокой, что преемственность прервалась. Этот сдвиг, с переходом к однополярному миру, не был осмыслен. Построить прогноз было уже невозможно. Возникли интеллектуальные паузы, за которыми наступала новая эпоха, но не успевала она создать собственную систему интеллектуальных ориентиров, как возникала новая.
· После 2000 года – 9/11, вторжение в Ирак, бомбежка Югославии – до сих пор эти события остаются совершенно неосмысленными. Почему, к чему, для чего?
· Структура исторического самосознания последние 30 лет (или больше) начала стремительно подвергаться эрозии. Информации становится все больше, а ключей к дешифровке все меньше. Если поставить рядом важное и второстепенное высказывания, возникает сбой системы (по Луману).
· Интерпретация становится невозможной. Это свойство информационного общества: мы всё знаем, но ничего не понимаем.
· Пример – экономика, это второстепенная функция государства. Экономика никогда не была для общества судьбой – но когда стала, произошла девальвация культуры, и вся иерархия рухнула. В итоге в будущем предлагают отказаться от иерархий, создать водоворот гетерогенных элементов – берутся фрагменты случайных элементов, несколько теорий, смешиваются со статьями из Википедии… В итоге на экранах провозглашаются вещи, которые полностью теряют смысл. Это не аналитика, а усугубление тяжелой болезни.
· Сегодня мы живём в обществе калек – это движение цивилизации, которая более не может и не хочет быть человеческой. Быть человеком очень трудно – это большое усилие и родителей, и общества, и самого человека. Когда нет сил на эту колоссальную работу, можно ставить экономику выше политики, индивидуальное выше общего, и т.д.
· Наш мир находится в состоянии стремительной дегуманизации. Знание более не удерживается в формах – оно растекается, перемешивается с материальными элементами, и возникает симбиоз между понятым и непонятым, интеллектуальным и бытовым, фундаментальная инфляция sapientia.
· Именно философия делает человека человеком, делает его homo sapiens. Но и философия бывает разной.
· Я прихожу к выводу, что в нашем мире ничем, кроме философии, заниматься больше нельзя. Если ты смотришь телевизор – значит, согласен на расчеловечивание. Инициативу мысли отдают искусственному интеллекту.
· Люди сопротивления, которым дорог человек, наша культура и душа, должны заниматься философией и только философией – по крайней мере, поначалу. Потому что неосмысленный проект без философских оснований рано или поздно превратится в симулякр. Революционер, который утрачивает идеологию, становится таким же рабом и салариатом, как покорный обыватель.
· Глупость – это конец человеческого, это движение к концу. Мы живём в мире, который глупеет настолько стремительно, что у нас как у вида осталось мало времени. Именно философия может нас привести к религии, политике, культуре.