Если отбросить вести об игре (вот всенародная радость-то!) Мамаева в СИЗО и разводах/случках наших теле-звезд, то замечаем лавину (весьма благосклонно воспринятую обществом) информации о хамстве чиновников. Не ругайте их. Мы и впрямь мешаем им жить. Ну, какое мы имеем право осуждать кутеж чиновников в самолете? Или надеяться, что в трудную минуту государство должно нам помочь. И отказываться есть одни «макарошки»? С чего это? Вам же сказано было - держитесь! Да мы и держимся. Только - как и за что? И от какого наследства мы все-таки отказались, чтобы ухватиться за это «держитесь»? Не понятно. Не принимаю нынешний гибкий (даже слишком) фейковый левый дискурс. И не хочу скатываться к тотальному отрицанию всего нового. Как Новодворская, которая считала прошлое преступлением – только наоборот. Щуки раньше были не крупнее. Но нам это все нравится. «Глупый пингвин» все-таки спрятал свое жирное тело «в утесах» мещанства. А народ и впрямь заслуживает то правительство, которое его имеет. Складывается впечатление, что имеет искренне, будучи уверенным, что облагодетествует… Дикий рынок превратил этот самый народ в простейших, в потребителей. Великая культура конвертировалась в культуру «смака» и непрерывный «малахай» откровений самоназначенных королей и королев, прим и императриц, как на духу рассказывающих миллионам (каждому почти tet-a-tet) с кем, когда и как они обретали творческое вдохновение благодаря физиологическому совокуплению… В стране Дураков панорама происходящего подменена смехопанорамой. Хлеб пока еще в наличие у всех, в зрелищах гладиаторские бои заменили видеоотчеты о задержании очередного чиновника-коррупционера (реальных турниров кикбоксинга и детективов, несмотря на 90% эфирного времени по всем времени, ну, не хватает!) «Ух ты, задержали чиновника-имярек! Но на прошлой недели у чиновника была и коллекция часов покруче и вилла во Франции посолиднее!» И никому в голову не приходит спросить: откуда они берутся? Кто их выдвинул? Почему заметили только пятый «ролс-ройс» в личном гараже регионального владыки? А 4 были положены по протоколу – раз ты губернатор или даже пониже, то это полагается по чину? В 70-80-е как громко (в пределах 6-метровой кухни) и дружно (почти по всей стране!) мы ругали партноменклатуру, ненавистные представители, которые деточек и любовниц поустроили на тепленькие места! И были уверены, что только они нам мешают жить по-человечески! Ездить в Европу, покупать заграничные тряпки и продавать… А продавать было почти нечего, кроме того, что продаем сейчас (газ, нефть, лес и т.д.). Сейчас, правда, список пополнился еще одним атрибутом национального достояния – девушками в детородном возрасте (младше подороже)… Как и в 80-е аппарат управления страной взялся ныне (как-то вяло) рисовать новые реформы… Когда-то обещали за 100 дней страну перевести в модерновую, теперь вся надежда на 300 управленцев, которые возьмут и перекроят 1/6 часть суши в государство благоденствия. Не только для тех, кто уже в стране не живет, но ею управляет, а для всех бабушек (деды уже повымерли), медсестер, школьных уборщиц, учителей, профессоришек в ненужных сотнях вузах… В государство (социальном по определению!) такой модернизационный рывок требует жертв. Как индустриализация 30-х годов, как свернуть башку фашизму, как прорыв в космос и другие свершения ненавистной для Новодворской и ее единомышленников страны – это требует жертв.
Любой драйв требует ресурсов – выражаясь современным языком.
Ради этой исторической цели социальное государство должно пожертвовать социальными завоеваниями прошлого – бесплатной медициной, образованием, обеспечением нуждающихся жильем, фиксированными ценами на продукты, контролем качества этих продуктов (это теперь посягательство на святая святых - свободу предпринимательства!) и т.д. Все ради мощи аппарата (не могу употребить слово-госаппарат), который превосходит советский многократно и который требует форс-мажорных стимулов для форс-мажорных прожектов! Но условием полной свободы бюрократического прожектерства является наша интеллектуальная и культурная апатия – на таком ровном поле - без каких-либо препятствий и даже сомнений в праведности изрекаемых истин - чиновничьи игры могут развернуться по-полной, и даже всласть!
Зря называют их зарубежным словом «бюрократы». У нас в России они народные поводыри: «Придите и володейте нами». Знакомое до боли - уже столько веков…Не таким представляется нам консерватизм. Не в этом!!
Нововведение ХХ-ХХ1 веков налицо: ТВ (компьютер, социальные сети…). Великое искусство убить время (время своей жизни, к сожалению, ограниченное…), не требующее от тебя ни собственных усилий понять происходящее, не вынуждающее тебя прислушаться к своим устремлениям, - даже мечты тебе предлагают в расфасованном виде. Вот она девица с раздутыми губами и т.д. – бывшая пэтэушница из … деревни, а теперь владелица замка на Рублевке или мамочка биологического чада «звезды», вот он счастливчик, выигравший МИЛЛИАРД за копеечный лотерейный билетик – один из миллиарда, конечно, но вдруг ты счастливчик? Есть же шанс у каждого!!!
Под веселые аттракционы, трафаретные на основных телеканалах шоу, юморины и конкурсы на подражание раскрученным «звездам» рушатся устои цивилизации, созданной трудом и творчеством миллионов людей.
Эрозия ценностей оборачивается бесплодием души.
Появляются губительные для всего человечества тренды, ибо из шкалы ценностей окончательно вычеркиваются труд и творчество. Эрозия вековечных ценностей расширяется все шире.
Для Античности время было вместилищем жизни: «Все у нас чужое, мой друг Луций, лишь время наше», - писал Сенека. Средние века - время как возможность познания Бога и самосовершенствования: «Даже возделывая виноградник, нога должна направлять тебя к истине».
Модерн выдвинул принципиально иной лозунг: «время - деньги». Возникла масса теорий о цене, прежде всего, материальной, самого важного продукта - времени: тайм-менеджмент, рационализация жизни, учет времени (системы Форда, Богданова, Гастева и т.д.).
ХХ век своим отрицанием всего предшествующего гуманизма, войнами и социальными катаклизмами не мог не привести к идее абсурдности бытия и времени, которое, наверное, можно и убить.
Из меня
слепым Вием
время орет:
«Подымите, подымите мне
веков веки».
(В. Маяковский).
Потому что все остальные варианты - противостояние, исправление, творческая деятельность - требует, прежде всего, труда. А он (труд), увы, стал не в почете. Главное, считается, не производить, а потреблять. Производство абсурдно, опасно, катастрофично, а посему надо, прежде всего, потреблять. И в хаосе потребления, авось, и зародится что-то новое, необычное, нестандартное, но без устоявшихся истин, авторитетов, правил и норм.
Перформанс сменит культуру, флеш-моб - театр. Ерничание (неважно какое по уровню) сменит юмор Гоголя, Салтыкова-Щедрина и К. Если XIX век формировал строгие вплоть до архитектурности представления о жизни (базис и надстройка), а ХХ век породил образ гигантской корпорации, то Постмодерн все свел к «пляжу», к развлечению, к человеку праздному. И вот в этом, как в карнавале, некоем вечном празднике, возникает иллюзия, новая иллюзия равенства и легкости жизни, беззаботной и неотягощенной ничем. Социологи отмечают, что даже потеря работы сегодня не становится трагедией, и в шкале жизненных ценностей не происходит обвал. Работа и впрямь уже «не Волк». Есть мигранты, что все доделают. Но потом те же и ропщут, что мигранты (непонятно как появившиеся) заполонили западный мир.
В. Розанов писал, что катастрофа в стране началась со смещения эстетических ценностей, когда на похоронах Некрасова Достоевский сказал, что Некрасова можно поставить наравне с Пушкиным, а студент (говорят, это был Плеханов) крикнул: «Выше, выше Пушкина!». Поэтому исчезают, надеюсь, не в последний раз, классики (ибо понять их - труд, еще какой труд, а это не в тренде сегодняшнего праздника). Надо ж как- то упростить «Толстоевских». Сложно уж все это для Энджи и Иу. Напрягаться надо!! Иногда сравнивают нынешний культурный нигилизм с 20-ми годами нашей страны, когда ниспровергали все устоявшиеся авторитеты.
Так, В. Маяковский писал А. Пушкину (понятно - кому же еще?! С кем же еще себя сравнить?):
После смерти нам стоять почти что рядом -
Вы на Пе, а я на эМ.
Правда, «Крокодил» моментально отреагировал, что между М и П есть две буквы «вместе НО».
Однако аналогия начала нашего и начала прошлого века не верна. В 20-е годы страна была в интеллектуальном Поиске, были ЛЕФ, РАПП, имажинисты, комфуты, «Кузница», «Перевал», конструктивисты, оригиналисты - фразари, крестьянские поэты и т.д. Была творческая альтернатива, поливариантность поиска. Приглашались мировые корифеи науки. С января 18-го года уже создавались новые научные структуры. Все ждали не только нового Пушкина, не в слепом тумане обсуждались контуры будущей жизни. Ежемесячно в МГУ обсуждались на диспутах самые интересные проблемы: Бог ли Христос, нужна ли адвокатура, какими будут брак, школы будущего. Был огромный интерес к литературе, к поэзии, театру. Для удовлетворения нового «книжного голода» было создано крупнейшее в Европе издательство «Земля и фабрики».
И надо ли от этого отказываться? Надо ли уподобляться странам, не породившим Достоевского, Толстого, Пастернака и Ахматову? Надо ли наряжаться в чужие тоги, перенимать чужие ошибки и прозябать в последних вагонах чужого поезда? Хотя, кажется поздно, уже уподобились! Культура стала продуктом потребления на пляже Альменды. Почти 40-летний стаж преподавания позволяет мне сделать вывод: для объяснения некоторых тем в социологии необходимо опираться на знание мировой музыки, литературы, науки. Но если раньше более 70% первокурсников занимались музыкой, то сейчас их менее 10%. Еще плачевнее ситуация с шахматами. С литературой, что не попала в орбиту ЕГЭ. Зачем это все при рынке? Как сейчас объяснить студентам, что у каждого в Политбюро был любимый литератор, так Троцкий любил Б. Пильняка, Сталин – В. Маяковского, Н.Бухарин – С. Есенина и Д. Бедного. Это практически невозможно понять, ибо чиновник и любовь к литературе с трудом воспринимаются сейчас. Представить чиновника, читающего стихи, в принципе, уже трудно, хотя справедливости ради, из памяти выплывают образы А. Лукьянова, А. Улюкаева. Очень хочется верить, что пострадали они все-таки не за Поэзию свою. Главное, как при рынке, не вмешиваться, не учить, не наставлять. Все вырастет само собой. Вот и выросло.
Бездумная коммерциализация культуры привела к созданию продуктов на потребу дня, на потребителя, спонсора, заказчика. А заказчик может быть всяким. Как следствие, экран заполонила криминальная тема, идет небывалое по охвату воспроизведение паттернов криминального поведения. И воевали де они лучше, и слово держат, верны своей чести, законам. На памяти десятки новых фильмов про Великую Отечественную войну, которую выиграли благодаря штрафбатам, криминалу, а комиссары и чекисты только мешали им воевать, а так бы и война завершилась раньше. Да и потерь было б меньше. И, наверное, в это кто- то верит.
Конечно, в литературе и раньше писали о «челкашах»- В. Гюго, А. Пушкин, М. Горький, Л. Леонов. Но это был не мейн-стрим их творчества. И не апогей! Их не идеализировали (может быть, только Горький в какой-то период). Сложнее подходили, так Ф.М. Достоевский не только в каждом человеке видел преступника, но и в каждом преступнике - человека. И прежде всего, путь его тернистый к Богу, к истине, к красоте.
Сейчас же появились «добрые киллеры», совестливый вор, честный грабитель, наверное, скоро будет и романтичный насильник. Причем, язык и стиль мышления криминальных групп автоматически становится тотальным. Представьте Вячеслава Тихонова или Олега Даля, говорящими языком героев современных сериалов.
Кстати, о языке. Сказать, что в наше время не было мата (как и секса), значит, кривить душой. Но он был уделом маргинальных групп или эпатажных литераторов (Алешковский и т.д.). Ныне же «обязательность» и тотальность мата или ее обыденность вызывает ощущение трагичности бытия.
Талант - единственная новость,
Которая всегда нова.
(Б. Пастернак).
«Фабричный» продукт заслонил талантливую, но редкую индивидуальность, хотя декларируется, что новой цивилизации непременно требуются уникальность, единичность, яркость. Но ведь неповторимость имеет разные тренды - в сторону высоких идеалов, и наоборот. Как же нам обойтись без классиков? Опять их за борт? Так было же это? Проехали. Народ перешагнул через РАПП.
Опять Шопен не ищет выгод.
(Б. Пастернак).
И, наконец, любая новая правящая элита, партия или просто политическая группа старается воспроизвести себя в следующих поколениях, для чего создаются паттерны поведения в детской литературе, кинематографе, театре и т.д. Неслучайно СССР (при всех его проблемах) создал величайшую в мире детскую литературу (Л. Кассиль, А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой, С. Михалков), издавались и дореволюционные(Чарская) детские писатели. На книжных выставках в Европе советская детская литература производила фурор, причем без всякого «промоушена», рекламы и перформанса. Советская мультипликация отражала не только наши реалии, но и ставила китайские, монгольские, албанские и иные сказки. Мы были для доброй половины человечества интеллектуальным центром. Когда же нам ждать от нынешней эпохи «Страданий сеньора помидора», «Белых дьяволят», «Неуловимых юнкеров», или хотя бы «Керенский в Польше»? Слабо же. Мы можем только ерничать и очернять, а создать что- то свое-извините. Или вы тоже на время? Только подзаработать? Или на пляже, в Альменде, уже ничего не нужно... и даже «Ежик в тумане», «Республика ШКИД», «Швамбрания» (далее по списку).
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов,
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
(Б. Пастернак).
P.S. На острове Флорес как-то были обнаружены скелеты «маленьких человечков» (им 18 тыс.лет), народа который жил с другими, но по легендам всегда был завоеванным соседями. Их язык был очень примитивным, тем не менее, они могли повторять слова из других языков. И весьма успешно. И как-то так, не выросли. НЕ СТРАШНО? И «зачем нам, поручик,чужая земля»?