Бесконечные толки и множество теорий о причинах социальных кризисов, волнений, революций. Обычно ищут экономико-социальные, политические, обусловленные недовольством несправедливостью распределения богатств и это правильно, это главное, только надо все-таки учитывать и «природу человека». Это значит, что разного рода социальные кризисы и борьба могут возникать без конкретного политического мотива или он только повод, а не причина. «От скуки», от желания выразить себя эмоциональнее, чем позволяет текущая суета, сбросить энергию, особенно у молодых, показав власти кукиш – любой. Я застал, как по деревням на престольный праздник планировались драки парней. Каждый год, мы, младшие, заранее знали, где будет драка (от нашей деревни обычно на Ильин день на лугу, к концу гуляния) и как к ней готовятся, ещё даже не зная с кем. Определившись, посылали «парламентёров» договариваться, чтобы без кастет (свинчаток на пальцах рук). Потом в техникуме мы, жившие в общежитии, задирали(сь), особенно «на танцах», враждуя с поселковыми. Или наоборот. В городе среди подростков драки тоже были почти нормой – двор на двор, о которых могут вспомнить, если бы захотели, даже некоторые наши высшие политические руководители. Когда можно было проявить себя не как в учебе, а смелыми, рисковыми, на что нет спроса в обычном быту. И тогда на первый план выдвигаются те, кто «не отличники». Завоевывали себе и перед собой уважение более ярким, чем послушание способом. Причина могла быть самая пустяковая, надуманная, типа «не на ту посмотрел». Главное – потребность в более полном самовыражении, насколько и потому, что человек не равен потреблению и поведению по правилам рассудка, как требует официальное общество.
И гл(т)упа та власть, что «зажимает всё», преследуя любую эмоциональность в поведении, требуя, чтобы даже на стадионах сидели как в театре, преследует стычки фанатов, назначая тюремные сроки за любое мелкое хулиганство. Вместо реализации страсти к борьбе, хотя бы через спорт, природный (а не тот, где «всё включено») туризм, военизированные игры и т.п. или смотря сквозь пальцы на случайные неорганизованные стычки, практикует её полное подавление через ужесточение законов, оставляя для страстей только алкоголь (устаревает) и наркотики (прогрессируют), незаконные и узаконенные психиатрами. Тем самым создает почву для внезапных выбросов энергии, вроде массовых уличных протестов, бунтов и восстаний с неизвестными целями. Или эту энергию целенаправленно используют враждебные не только этой власти, но и стране политические силы – внутренние и внешние. «Ум как порох, опасен только сжатый», - писал Николаю I из Петропавловской крепости декабрист А. Бестужев, парадоксально объясняя выступление против режима его строгостями.
Интеллигенции легче, она самовыражается, злобствуя против существующего положения в газетах и литературе. Какое бы состояние дел ни было, при любой власти, чтобы она ни делала, ничем не руководившие и никогда ни за что не отвечавшие умники и эгоисты искусства будут её критиковать. Теперь можно в интернете, тем более, что по мере его распространения, сидяще-лежащих в нём никогда не любивших и никем не любимых людей становится всё больше, они всё неудовлетворённее, а значит, критичнее и хотя как-то компенсируют ситуацию виртуонанизмом, это, однако не всех пока устраивает (у компьютерно-диванного поколения Next пережитки жизни сохраняются «по определению») .
«Беспричинные» анархисты-революционеры, которых тоже обзывали «террористами», известны по литературе еще с конца ХIХ-начала ХХ века. Готовые кидать бомбы в заполняющих рестораны праздных людей «просто так». Ещё их называли: «Безмотивники»! Но мотив у них был, как есть и у нынешних цветных революционеров, желтых жилетов, «школоты» на улицах и прочих беспокойных элементов. Только он иррациональный, интуитивный. Против буржуазно-мещанской, а теперь потребительской, техно-бюрократической, все сильнее сковывающей, лишающей человека не только свободы, а вообще действия, превращая его в «кинетическую амебу» и «шевелящуюся протоплазму» глобальной цивилизации! Против жизни «не вставая с дивана» как провозглашаемого идеала будущего «Нового Прекрасного мира», описывавшегося в антиутопиях и которым всех пугали, а теперь насаждают и восторгаются, но, оказываются, не все. Против становления электронного концлагеря, даже если они не осознают своих мотивов. Им, этим, ура/увы, не на словах, а на деле борцам за свободу, поскольку они нападают на технику и вещи, дерутся с полицией «от имени» остальных более законопослушных и трусливых людей, надо бы безоговорочно помогать и завидовать. Если под руку попадаются «просто» люди, то с серьезной оговоркой. А не бездумно все и вся подавлять и тем самым политизировать, придавая полиции статус недотрог из горного хрусталя (она тоже должна уметь драться, обладая преимуществом в снаряжении – это входит в её профессиональные обязанности). Но в главном, всё равно поддерживать. Понимать причины.
Понимать, что в сущности это фронда. (Движение феодалов против усиления королевской власти во Франции XVI века, получившее название, как говорит словарь, 1) «от безвредных сражений уличных мальчишек с игрушечными пращами или «фрондами»; 2) «непринципиальная оппозиция по отношению к чему-либо, объясняющаяся мотивами личного или группового характера; 3) недовольство кем-либо, чем-либо»). Для подростков это протестное самовыражение естественно и только опутывающие каждую мелочь законы и неуклюжие действия силовиков возгоняют фронду в действительно враждебную своей стране оппозицию. Да, их можно запугать и подавить, но останется ненависть к государственности на всю жизнь, даже когда она этого не заслуживает и делается все возможное для сохранения и развития страны. Будет ли благополучным такое общество? А нужны по отношению к «фронде» социальное терпение и политическая гибкость, может быть ей надо даже радоваться, что не вся молодежь превратилась в «тела без органов» как присоски к компьютерам и всё ещё хочет чувствовать себя живыми, а значит деятельными людьми. (Видел эпизод по телеканалу как вдохновенно и весело парень кидался на омоновца, который тоже с удовольствием лупил его палкой). Немного позавидовал – обоим.
Тело и поведение - это объективированная воля, - говорил А. Шопенгауэр. А желание разрушения – творческая страсть (М. Бакунин). В сущности говоря, спонтанное неосознаваемое отрицание - это необходимый элемент творчества как разновидность страсти к новому, но не выходящей за пределы старого, своего рода консерватизм в революционной форме. Не реализованная, у многих она обращается против их самих. Тоска, депрессии, психические болезни. Теперь, кажется у всей цивилизации, которая, культивируя социальный мазохизм, нападает на себя – в пользу Техноса, расчищая для него место. Никто её не разрушит извне, она кончит самоубийством. И не заметит этого. А пока стадия разложения всего естественного и живого в ней – на нас (на)падают «тени будущего», торжество стандарта, фальши и демонстративности, да все так называемые политкорректные ценности - это идейная предпосылка превращения человека в роботообразное. Возникает «со-общество мутантов», «силиконовая мафия», если серьезнее, то это своего рода новый господствующий класс как носители и предтечи замены человеческого общества постчеловеческим Техносом. А пока…
Посткультурный мир
Трудно стать певцом, если у тебя есть голос и слух. Эстрада не принимает: «не формат». На слуху те, у кого нет слуха. Трудно получить известность художнику, который умеет рисовать, ваять и образно видеть мир. На виду те, кто совершают какие-то инструментальные действа, «инсталляции», фокусы. Трудно прослыть философом, если предлагаешь решение какой-то проблемы и ясно мыслишь. Известность придёт, если ты внес лепту в запутывание вопроса темным и вычурным языком. Блуждание в словах (не хочу говорить – словоблудие, самому обидно) – самое типичное занятие философов. Текстурбация – пожалуйста, будут читать, толковать, а ясность, истина, смысл – это старо. Очень, очень немодно. Ясно – всегда опасно. Это «репрессивная ясность», возмущался Деррида, когда кому-то удавалось развалить его хитроумные построения. Людей злит, что правда проста, – говорил Гёте. Да и кому она нужна (страшная) в мире, вставшем под знамена политкорректного бога Mortido. Закид(ыв)ают камнями. И чем-то ещё.
***
Стремясь к успеху театральной постановки, кино, романа, картины и скульптуры их создатель должен спросить себя: достаточно ли они противоестественны по отношению к природе, насколько служат подавлению жизни и разрушительны для культуры, любых ее высоких ценностей – красоты, добра, истины. И вообще – «анти» и «пост» (человечны). Короче говоря, достаточно ли предлагаемое обществу произведение странно, уродливо и патологично? Если «да», то можно надеяться на финансирование, одобрение критики и интерес новой, современной массы пресыщенных «потребывателей. Если нет – вы отсталые и даже опасные (реалисты, моралисты, националисты, сексисты, гуманисты) люди. Авангард цивилизации увлечен самоотрицанием. В этом проявляется её прогресс.
Вперёд, в прорыв с широко закрытыми глазами
Коварство социального взаимодействия бытия и ничто легче бы понимали, если намеренно, по политическим мотивам не «забыли» о диалектике, как учении о нелинейном характере мировых процессов и их превращённых формах. В ситуации пандемии КОВИД-19 нелинейность в том, что существуют миры бактерий, вирусов и пр. с которыми человек борется. Изобретение антибиотиков спасло миллионы жизней, но их безудержное применение привело к тому, что среди бактерий появились более устойчивые виды. Как решают эту проблему? На путях дальнейшего прямолинейного прогресса - в тупик. Сообщают, что изобрели антибиотик, который «убивает все известные бактерии». А что опять будут новые, мутированные, как бы забывают. То есть продолжают движение в том же, уже показавшем свою бессмысленность направлении, вместо того, чтобы дозировать и контролировать использование антибиотиков, применяя только в сугубо необходимых случаях. Очевидно, что их давно не должно быть в свободной продаже.
Очевидно также, что мир вирусов, как и бактерий, состоит из многих форм, может быть даже разнообразнее, чем макромир природы. Эти формы соперничают друг с другом за «место под солнцем», в борьбу которых человек тоже вмешивается. Благодаря массовым прививкам от гриппа, угнетая его вирусы, мы эту болезнь почти победили, но тем самым освободили место для более хитрого и тем опасного «вируса с шипами» (короны). Начали проводить прививки и от него, подавив который медицина наверняка освободит место для еще более сложных штаммов. Победа «короны» над гриппом показала, что идет отбор вирусов на выживаемость. Такую ситуацию можно наблюдать даже в огороде и полях при борьбе с сорняками. С ними, штаммами/сорняками опять будут бороться, восторженно крича о новых достижениях науки уже путем изменения генетического аппарата человека. Как в случае СПИДа в Китае, где для его предотвращения предложили/начали? заменять часть генома человека. Заранее! При рождении! В ситуации с ковидом тоже ищут людей, генетически невосприимчивых к нему.
Смотрите, ждите: что тут начнётся!
Уже началось. «Щупальцы» такого развития буквально среди нас, о чем читаю в интернете на мэйле от 12.12.2020: «Учёные выявили гены, от которых зависит тяжесть болезни от коронавируса». Намёк понятен. Казалось бы, даже дуракам, но не толпе образованцев, продолжающих восторгаться, что впереди без(д)умная игра с генетической идентичностью человека, перегоняющая его от одной болезни к другой. Более глубокой, зато «технологичной». Притом упорствуя в предварительной «деконструкции», вплоть до получения сначала как можно больше привитых (которым будут давать преференции – уже обсуждают: какие, а «просто» здоровых объективно дискриминировать), потом инвалидов и киборгов (кто «без чипов», тому понизят место в социальном рейтинге), потом постчеловека (традиционных людей будут из милости содержать в особых поселениях). «Превентивная медицина». Начинается! Ведь мы учёные, (по)знаем, что где что-то подтекает, там и надо затыкать и даже знаем, как это можно сделать; знаем, что где чешется, там и надо мазать и даже применяем для этого всё более эффективную мазь; а где недовольные, туда надо дать денег и мы можем заранее посчитать их нужное количество. Главное, никакой философии – одна «позитивная» наука! А кто пытается «рассуждать», старшие товарищи ему скажут: shut up and calculate!
И всё-таки, возможно ли «нет» или мыслить как-то более дальновидно? Ведь объективные процессы – это враг, в победе над которым всегда скрыта новая угроза. Побеждать надо с умом, что, используя все более мощные технологии, разучились понимать большинство наших учёных-умников. Потому что они только специалисты. И применяя постчеловеческие технологии в их узком качестве несут угрозу человеческому роду, включая самих себя. Вот о чём надо спорить, собирать конференции, исследовать, думать как и насколько можно нажимать не только на газ, но и на тормоз. Но это было бы нелинейное мышление, т.е. на ход вперед, какая-то «философия», еще страшнее (токсичное слово), «диалектика». Которая бы сказала, что на проблемах надо играть как на пианино, добиваясь их сочетания (тише, громче, не трогая) в нужную мелодию. Мелодию Жизни. В ситуации с пандемией ковида можно бы предложить, продолжая против него вакцинацию, прекратить её против гриппа. Тогда можно надеяться, через 2-3 года грипп и орви, которые не столь опасны и легче поддаются лечению, займут место «короны». Но этот подход не обсуждается. Не понимают. Проще бить по всем клавишам кувалдой, с каждым разом добивая(сь), чтобы она была всё тяжелее и специально совершенствуя для каждого удара. Одновременно бежать вперед с широко закрытыми глазами, гоня перед собой все проблемы вглубь, мысля по принципу е-2–е4. Не дальше. Таково оно, «позитивное», «без философии и морали» знание, ставшее технологией, развивая которую, человек движется к самоотрицанию. Самая тяжелая, самая, самая трагическая проблема нашей цивилизации – её успехи.
Илл. Павел Кучинский