Сообщество «Форум» 15:42 19 января 2021

Чебышёвско-Жуковские международные Чтения. Россия Жуковско-Чебышёвская. Тверская Московия.

Новые "тропы" Чебышёвианы и Жуковианы. "Россия, встань и возвышайся..." МТОДУЗ (Троицк-в-Москве)

РОССИЯ ЖУКОВСКО-ЧЕБЫШЁВСКАЯ. Тверская Московия

Вёрсты и были Большого Тверского тракта

…У деревни Чёрная Грязь есть собственный герб; вот его описание: «Герб представлен в виде голубого щита с черной оконечностью, говорящей о

названии деревни. Посреди щита установлен столб верстовой, отражающий то, что через деревню пролегал тракт Москва – Петербург, а ныне Ленинградское шоссе. По сторонам от столба расположены 2 почтовых рожка, напоминающих о том, что в деревне была первая от Москвы почтово-ямская станция, о чем говорит надпись на столбе «32 версты от Москвы». Голубой цвет щита символизирует цвет почты. В верхней части щита башня Московского Кремля, означающая, что деревня расположена в Московской области».

Пустошь Чёрная грязь упомянута в писцовых книгах за 1633 год. Сельцо Черногрязь, Черногрязская вотчина называются в более поздних источниках.

В имении «Черная Грязь» прошли детские годы Антиоха Кантемира. «Чёрная

Грязь» - одна из глав радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву».

Топоним Черная грязь встречается несколько раз у А.С. Пушкина. Почтово-ямская станция Черная Грязь принимала и отправляла многих знаменитостей.

… Московско-Тверской тракт… Большая Тверская дорога… В есенинской «Песне

о великом походе» есть строки: «По Тверской-Ямской Под дугою вбряк

С колокольцами Ехал бедный дьяк. На четвертый день, О полднёвных пор,

Прикатил наш дьяк Ко царю на двор…».

…Большая Москва, её пригороды, окрестности, «тверские» горизонты…

Вёрсты и были Большого Тверского тракта…

…Над отороченной лозняками-красноталами и ракитами задумчивой Шошей

плывут звоны колокольные:

- Донн… донн… донн…

Юрьево-Девичье. Конаково…Старое Завидово. Новое Завидово. Низовка.

Городня-на-Волге. Архангельское. Никитское…

- Донн… донн… донн…

Древнейшая земля Тверская… Горбасьево, Данилово, Дулово, Козлово,

Тешилово… - «И современники и тени в тиши бедуют со мной.Сильнее стало

ощущенье шагов Истории самой»…

- Донн… донн… донн…

Движение жизни… Воспитание историей… Юрятино, Новенькое, Заборье,

Рождественно, Глинники, Карачарово… - «Кругом родные всё места…» -

московско-тверские «украины»-окраины.. Некогда здесь перекрещивались,

перевёрстывались пути-перепутья от шляхов, сакм, трактов, грунтовок,

каменок-шоссеек; набатные звоны будили Правобережье, Левобережье, сёла,

деревни, селища, погосты, городища.

Русь московско-тверская, былинная, глубинная, лесо-степная, деревянная

(«Хорошо в теремах изукрашено: На небе солнце – в тереме солнце, На небе

звёзды – В тереме звёзды, На небе заря – в тереме заря И вся красота

поднебесная»).

Проводивший археологические изыскания на северо-западе Московско-

Тверского края Николай Константинович Р е р и х (1874-1947), возвратившись из

села Мшенцы ( что под городом Бологое), записал: «Точно неотпитая чаша стоит Русь…

Полный целебный родник… самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждёт».

«Р у с ь в е р и т и ж д ё т»…Рериховские образы-метафоры перекликаются

со словами одного из древних памятников отечественной словесности («Светло-светлая

и красно украшенная земля Русская! И многими красотами дивишь ты: озерами многими,

дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими,

дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными,

городами великими, селами дивными, садами монастырскими, домами церковными и

князьями грозными, боярами честными, вельможами многими – всего ты исполнена,

земля Русская…»).

Тверские, конаковские, юрьево-девичьи, верхневолжские «глубинки». «Земли

родной минувшая судьба»…Воспитание историей… «И современники и тени в тиши

беседуют со мной. Сильнее стало ощущенье шагов Истории самой»…

«И пусть это будет Конаково!..»

В 30-ые годы минувшего столетия по инициативе Максима Горького началось

создание «Истории деревень», «Истории городов». Талантливые литераторы и журналисты,

известные культурологи и краеведы с творческим рвением включились в работу. Появились

публикации в региональной и центральной периодике; выходили книги, брошюры, буклеты.

Среди маститых авторов – Леонид Максимович Леонов, написавший очерковую книгу «И

пусть это будет Рязань!..» Кстати сказать, среди исторических личностей, оказавшихся в

поле зрения Л.Леонова, - уроженец Тверского края Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин,

государственная и творческая деятельность которого протекала в Рязани, Твери.

В русле леоновской художественно-документальной традиции назовём наше

очерковое эссе «И пусть это будет Конаково!..» «Погружение» в глубины истории

позволяет наметить перспективы и горизонты современного цивилизационно-

культурологического процесса.

Из различных источников: «…Этот человек в конечном итоге создал мощнейшую

фарфоровую империю…»; «…слава о продукции «Товарищества Кузнецова» гремела по

всему миру»; с 1872 года он получил право клеймится двуглавым имперским орлом; он

имел звание «поставщика двора его императорского величества»; высоким спросом

пользовалась кузнецовская продукция (фарфор, фаянс, полуфаянс, майолика) в Западной

Европе и на Востоке – от Балкан и Турции до Персии.

«В художественном фарфоре дан какой-то предел и изощренности и ограниченности

человека. Как море, на которое вылито масло, успокаиваются бури искусства, затихают

раздиравшие его страсти…»,- говорил Георгий Иванов, даровитый поэт Серебряного века.

«Секреты» технологии : «Сначала мастер покрывал тонким слоем краски всё

изделие, затем расчищал белые полосы-резервы, которые оставлял для росписи. Для

отделки дорогой посуды использовали золото: яркое, полированное и матовое с большим

содержанием драгоценного металла. Гравировка твёрдым агатом. И тогда «читалась»

каждая деталь яркой росписи, тонкий узор рисунка, красивый орнамент».

Отбирались работницы-крестьянки, наделённые художественным вкусом. На

кузнецовской фабрике некоторое время работал М.А. Врубель. Ему принадлежит

эскиз декоративного блюда по мотивам «Садко»

Биография Матвея Сидоровича Кузнецова весьма примечательна и поучительна. Он

родился 2 (14) августа 1846 года. Умер 9 (22) февраля 1911 года.15-летним отроком

направлен был он в Лифляндию осваивать азы коммерческого мастерства; окончил

престижное коммерческое училище в Риге; ревностно занимался затем (уже на

государственной службе) вопросами довольно основательными, а именно – разработкой

ставок железнодорожных тарифов и таможенных пошлин.

Отец его, озаботившись слиянием капиталов, породнился с весьма состоятельным

человеком, рано женив сына на купеческой дочери Н.В. Митюшиной. От брака этого

у них родилось семеро сыновей и дочь.

В 1870 году Матвей Сидорович приобрёл один из лучших в стране заводов в селе

Конаково (?) Тверской губернии… 7 тыс. рабочих создавали уникальные произведения

фарфорового искусства Особенной славой пользовались столовые сервизы, украшенные

растительным орнаментом. Художники создали сервиз для одного из царских дворцов.

В 1889 году было учреждено «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых

изделий М.С. Кузнецова».

«Кофейник, сахарница, блюдца, Пять чашек с узкою каймой На голубом подносе

жмутся, И внятен их рассказ немой: Сначала тоненькою кистью Искусный мастер от

руки, Чтоб фон казался золотистей, Чернил кармином завитки. И щеки пухлые румянил,

Ресницы наводил слегка Амуру, что стрелою ранил Испуганного пастушка».

«И вот уже омыты чашки Горячей, тёмною струёй. За кофием играет в шашки

Сановник важный и седой. Иль дама, улыбаясь тонко, Жеманно потчует друзей. Меж

тем, как умная болонка На задних лапах служит ей».

«И стольких губ и рук касалось, Причудливые чашки, вас, Над живописью улыбалось

Изысканною – столько глаз».

К «кузнецовскому фаянсу» ( а затем к «конаковскому фаянсу») имеют прямое

отношение именитые художники И.Г. Фрих-Хар, В.А. Фаворский, И.С. Ефремов,

С.Д. Лебедева.

«И всех, и всех давно забытых Взяла безмолвная страна, И даже на могильных

плитах. Пожалуй, стёрты имена, А на кофейнике пастушки По-прежнему плетут венки;

Пасутся овцы на опушке, Ныряют в небо голубки; Амур не изменяет позы, И заплели

со всех сторон Неувядающие розы Антуанеты медальон» (1914-1915).

Член многих благотворительных учреждений. Гласный московской городской думы.

Выборщик московского Биржевого общества. Поставщик двора его императорского

величества. Кавалер-орденоносец.

Радуга над Юрьево-Девичьим

(исторические горизонты в контексте региональной культурологии)

Паромная переправа через Волгу. Дважды в году (из-за ледостава и

весеннего половодья) Юрьево-Девичье отрезалось от «большого» мира, от Правобережья.

Поблизости приютилась деревенька Юрятино ( Юрьево-Девичьего сельского совета).

В окрестностях – деревеньки Новенькая, Заборье.

Белокрылые чайки над волжскими плёсами. Заливные луга с вопрошающими из

поднебесья чибисами: «Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы?»

Волжане привыкли к комплиментам по адресу великой русской реки. Но всё-таки

какой-то таинственно-волшебной магией отзывается из глубин столетий эхо былых

метафор, былевых уподоблений, изобразительно-выразительной пластики: - «О Волга,

колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я…»…- некрасовское признание. Уроженец

здешних мест знаменитый «крестьянский поэт» Спиридон Дрожжин скажет в своей

«Родине»(1871): «Кругом поля раздольные, Широкие поля, Где Волга многоводная –

Там родина моя». Песенно-чарующие строки посвятит Волге уроженец ярославско-

тверской земли Иван Суриков ( автор знаменитейших песен «Что стоишь, качаясь,

тонкая рябина» и «Степь да степь кругом»). «Врезалась в память» волжанам песня

В.П. Богданова «Дубинушка» («И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям Эта

песня пошла по наследству; Чуть на лад что нейдёт, так к дубинушке там

Прибегаем как к верному средству: «Ухни, дубинушка, ухни! Ухни, березова,

ухни! Ух!..»).

Основанная в 1891 году школа, с 1936-го – семилетка, с 1994-го же -

полноценная общеобразовательная средняя.

В е д а т ь… «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля

поясняет значение этого слова – «знать, иметь о чмлибо сведение, весть, ведомость,

знание». Слово-понятие «в е д е н и е» комментируется им как «знание, познание,

разумение, сведение, понимание, состояние ведающего».

Здешние места «запортретированы» в художественно-этнографических

очерках Сергея Васильевича М а к с и м о в а (1831-1901), ценимого Л. Толстым,

А.Островским, И. Тургеневым, А. Чеховым. Его книги, по мнению тверитянина

М. Салтыкова-Щедрина, должны стать настольными «для всех исследователей

русской народности». Сам уроженец Верхневолжья С. Проезжий (псевдоним

Максимова), избранный в 1900 году почётным членом Российской Академии

наук по отделению русского языка и словесности, Сергей Васильевич говорил:

«Я в самом деле странствовал долго, забирался далеко, видел много и написал

много. В деревню я унёс свою любознательность, изучал беспомощную нищету,

ласковую и любившую меня с малых лет». Серьёзный краеведческий интерес

имеют его очерковые книги «Бродячая Русь Христа ради», «Куль хлеба и его

похождения», его знаменитые «Крылатые слова».

Юрьево-Девичьи были и сказы: эхо столетий

«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то

пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в

отставку, и в Петербург, и на край света», - подтверждение гоголевскому

наблюдению этнографы и культурологи многократно находили в том же

Верхневолжье.

В том же Юрьево-Девичьем, в том же Кузнецове, во всех этих Калязиных,

Кимрах, Талдомах, Волоках, Жабнах, Погорельцах, Старицах испокон веков

бытовали присловья, пословицы, поговорки о том, как жили-были пращуры:

кровельщики, бурлаки, ямщики, ловцы-звероловы, рыбаки, каменщики,

хлеборобы-землеустроители. Бывалоче предки рака со звоном встречали, козу

пряником кормили, щуку с яйца согнали, на рогах онучи сушили, на сосну лазили

Москву смотреть. Бывалоче пращуры, дедичи и отчичи мешком солнышко

ловили, беса в солдаты отдавали, барана в зыбке качали, в трёх соснах

заблуждались, соломатой мост обломили; петуха на канате кормили, чтоб на

чужую землю через межу не перешёл; сено с колокольным звоном встречали,

а воеводы не заметили; радуга у них ушат воды выпила.
В том же Юрьево-Девичьем, в тех же Бродах, Лужках, Озерцах, Лисициных,

Медведухах, Воробьёвых участники фольклорных экспедиций фиксируют

бывальщины и народно-философские небылицы: как толокном Волгу замесили,

как телёнка с подковой съели, как в кошеле воду варили, как небо кольями

подпирали, как батьку на кобеля променяли, как блинами острог конопатили,

как корову в баню тащили, как хаживали по клюкву, по клюкву, по красную клюкву.

«Земли родной минувшая судьба»… Необычайно любопытна и познавательна

вся эта юрьево-девичья, кузнецовско-канаковская ономастика и топонимика. Одни

названия профессий и ремёсел поражают воображение: бортники, колокольники,

долбёжники, бревенники, огуречники, колошники, кружевницы, дегтярники, углежоги,

лапотники, суконщики, камзольники, гусятники, тележники…

В Юрьево-Девичьем чтят Георгия Победоносца

Одна из духовно-архитектурных жемчужин Верхневолжья – церковь

Георгия Победоносца в селе Юрьево-Девичье. «Московский герб: герой пронзает гада.

дракон в крови. Герой в луче. – Так надо. Во имя Бога и души живой Сойди с ворот,

Господень часовой! Верни нам вольность, Воин, им – живот. Страж роковой Москвы –

сойди с ворот! И докажи – народу и дракону – Что спят мужи – сражаются иконы» - это

строки стихотворения, написанного Мариной Цветаевой 26 апреля 1918 года.

…В 1611 году здесь был один из сборных пунктов ополчения князя Дмитрия

Пожарского и гражданина Козьмы Минина. В 1812 году здесь концентрировались

оружие и провиант для народного ополчения.

…В ноябре 1941 года здесь проходила линия фронта. Воинам 185-ой стрелковой

дивизии был дан приказ: «Остановить врага в районе села Завидово любой ценой!»

Четыре дня шли кровопролитные бои. Дорога на Конаково и Большую Волгу была

перекрыта. Здесь совершил подвиг сержант В я ч е с л а в В а с и л ь к о в с к и й,

закрывший своей грудью амбразуру вражеского дота; тем самым была обеспечена

успешная контратака.

…Уже почти семь десятилетий отделяет нас от дня Победы. Семь десятилетий

падали росинки-слезинки с гроздей черёмухи и сирени. Семь десятилетий улетали и

прилетали перелётные птицы. Родившиеся в год Великой Победы достигли пенсионного

возраста. Неумолимое время… Годы и десятилетия… Тревожно-болевое эхо былого…

Светлые горизонты памяти… Как в журавлиной стае из песенного эпоса Расула Гамзатова

сквозил «промежуток малый», вызванный потерей птицы, так изо дня в день редели ряды

тех, кто возвратился с кровавых полей сражений, кто ковал карающий ворога меч победы

в тылу.

Могильные холмики… Памятные плиты… Обелиски… Светлая печаль, болевая

Горечь невосполнимых утрат, предчувствие и постижение священного бессмертия великого

подвига ушедших из жизни во имя ныне и вовеки веков живущих соотечественников («Его

зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и

наград. Ему как мавзолей земля – На миллион веков, И Млечные Пути пылят Вокруг него

с боков». Сергей О р л о в).

Уроки истории… Воспитание историей… Замечательный русский мыслитель И. Ильин

сказал: «Помышляя о грядущей России и подготавливая её в мыслях, мы должны исходить

из её исторических, национальных, культурных и державных основ и интересов. Мы не

смеем ни торговать ими, ни разбазаривать наше общерусское, общенациональное достояние.

Мы не смеем обещать от лица России никому, ничего. Мы должны помнить её и только её.

Мы должны быть верны ей и только ей. Поколение русских людей, которое поведёт себя

иначе, будет обозначено в истории России как поколение дряблое и предательское».

Верхневолжско-«хвалынские» вёрсты графа Толстого

…С карачевской ярмарки для приходской школы привезли «Азбуку»

графа Льва Николаевича Толстого. Читали вслух толстовскую сказку «Волга

и Вазуза»… - «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из

них умнее и кто лучше проживёт. Волга сказала: «Зачем нам спорить, - мы

обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдём каждая своей

дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдёт и скорее

придёт в Хвалынское царство». Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только

что Волга заснула, Вазуза побежала прямой дорогой в Хвалынское царство»…

- «Когда Волга встала и увидала, что сестра её ушла, она ни тихо, ни скоро пошла

своей дорогой и догнала Вазузу. Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала её,

назвалась меньшей сестрой и попросила Волгу довести её до Хвалынского царства.

Волга простила сестру и взяла с собой».

«Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волго. Там есть

небольшой колодезь, из него течёт Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течёт

прямо, а Волга поворачивает… Вазуза весной раньше ломает лёд и приходит, а Волга

позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза ещё узкая

и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят вёрст

и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до

двенадцати вёрст».

…Корчевский уезд Тверской губернии… Верхнее Поволжье… Сразу несколько –

Кузнецовок, Кузниц, Кузнецовых… Починки, сельца, деревеньки, городища, погосты.

Глубинная Русь: Шоша, Дойбица, Домкино-Воронуха, Александрово, Кувшиново,

Иваньково, Воробьёво, Калязин, Бежецк, Несколько Стариц…

Тверские впечатления отразятся в его незавершенном романе о времени Петра

Первого, в «народных» рассказах, сказах, былях, сказках.

Географические, этнографические, культурологические координаты толстовского

романа-эпопеи «Война и мир» также ведут к Верхневолжью, Корчеву, Твери, Волге. В томе

втором по пути в Петербург «в Торжке на станции не было лошадей, или не хотел их давать

смотритель. Пьер должен был ждать». «Баба с торжковским шитьем». Тверские «козловые

туфли»… Писатель использует изобразительно-выразительные детали, связанные с

народными промыслами, возникшими здесь ещё в 12-13 веках (вышивали золотыми и

серебряными нитями по сафьяну (обувь, рукавицы и прочее), бархату, сукну и другим

материалам. Верхневолжцы мастерски изготовляли также лёгкую обувь из мягкой и тонкой

сафьянной кожи, выделывавшейся обычно из козьих шкур. Изображая «губернскую жизнь»

в 1812 году, писатель привлекает и тверские коллизии (пополнение ополчения в Корчеве).

Анна Андреевна Ахматова, вслушиваясь в тревожное эхо столетий, напишет

где-то под Бежецком:

И мнится – голос человека

Здесь никогда не прозвучит,

Лишь ветер каменного века

В ворота чёрные стучит…

Знаете ли вы, что есть «т в е р с к о е» стихотворение Анны Андреевны, называемое

«Б е ж е ц к» датированное 26 декабря 1921 года)? Высочайшее постижение судьбы

человеческой, глубочайшее проникновение в сферы духовности, гуманизма, нравственного и

эстетического идеала:

Там белые церкви и звонкий, светящийся лёд,

Там милого сына цветут васильковые очи.

Над городом древним алмазные русские ночи

И серп поднебесный желтее, чем липовый мёд.

Там строгая память, такая скупая теперь,

Свои терема мне открыла с глубоким поклоном:

Но я не вошла, я захлопнула страшную дверь…

И город был полон весёлым рождественским

звоном.

«Над городом древним алмазные русские ночи…»

Движение жизни… Воспитание историей… Хождение за три моря

Афанасия Никитина. «Бежецкий погром» Ивана Грозного. Монастыри, помнящие

ополчения гражданина Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Духоподъёмное

слово-завет, слово-напутствие Сергия Радонежского, Стефана Яворского, Нектария

Бежецкого, Макария Калязинского, святой Анны Кашинской.

Бежецк… Молога… Речка Осень… Рыбаки вытащили сетью наконечник

дротика с кремневым вкладышем. Своеобразное эхо-послание из эпохи мезолита

(7 – 6 тысячелетие до нашей эры).

«Книга глаголемая временник, сии рече летописец русский, и от него же

времени начат прозыватися русская земля», «О проявлении земли Русскыя от

апостола Андрея Первозванного»… Летописи, старинные фолианты… - «дивно

видех землю Словеньскую, идущу ми семо видех бани деревяны, и пережгуть

камение и будеть румяно, и идуть в ню, и совлекутся и будут нази, и обливаются

квасом кислым, и возьмут на ся прутие младое, и биются сами, и на камение

льють воду, и того ся добьють едва излезуть али живи, и обливаются водою

студеною, и тако оживуть; и то творять по вся дни не мучими никым же, но

сами ся мучать, и то творять омовение себе, а не

мучение».

Движение жизни… Воспитание историей…Возникновение летописания в

Твери восходит к постройке здесь в 1285 г. главного храма княжества –

белокаменного собора Спаса Преображения. Серьёзной основой для изысканий

культурологов-краеведов служат Тверской сборник и Рогожский летописец. Самый

ранний тверской летописный свод означен 1305 годом; составлялся он при дворе

тверского князя Михаила Ярославича, первого «великого князя всея Руси»,

занимавшего великокняжеский стол во Владимире с 1305 по 1317 год. Данный свод,

пополнявшийся и перерабатывавшийся при жизни Михаила Ярославича,

Лёг в основу свода 1319 года, законченного уже после кончины великого князя.

В свою очередь уже этот свод был использован при составлении в Твери

Великокняжеского свода 1327 года (при князе Александре Михайловиче Тверском).

Уникален свод 1373 года. В классику древнерусской литературы входит «Повесть

о Михаиле Ярославиче Тверском» ( конец 1319-начало 1320 г.). Большое

познавательное и воспитательное значение имеет «Послание архиепископа

новгородского Василия ко владыце тферскому Феодору о рае» (1347).

После разгрома Твери в 1375 году Дмитрием Донским в ходе феодальной

войны 1368-1375 гг. Москвы с Тверью тверское летописание, плодотворно

развивавшееся и процветавшее в 60-70-х гг. Х1У столетия, прерывается. Вместе

с тем оно уже в 1382 г. возобновляется. Весом и поучителен тверской летописный

свод епископа Арсения (1409). «Слово похвальное великому князю Борису

Александровичу» инока Фомы отразило нравственно-духовные искания эпохи,

проповедовало идею создания единодержавного Русского государства.

Сообщая об обручении сына Василия, будущего Ивана 111, с дочерью Бориса,

инок Фома восклицает: «И москвичи же радовавшееся, яко учинися Москва

Тферь, а тферичи радовашася, яко же Тферь Москва бысть. Но два государя

воедино совокупишася».

Воспитание историей… Александр Сергеевич Пушкин, уроженец Москвы,

многократно бывавший на древней тверской земле, размышлял: «России

определено было высокое предназначение… Её необозримые равнины

поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы;

варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились

на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и

издыхающей Россией…»

Краеведческая библиография, туристическое источниковедение… Например,

та же знаменитая повесть ХУ11 столетия, вошедшая в золотой фонд классики, -

«Калязинская челобитная»: монахи Калязинского мужского монастыря бьют

Челом и ищут справедливости у архиепископа Тверского и Кашинского Симеона.

1.0x