Сейчас, когда эмоции от решения Спортивного арбитражного суда (CAS), отклонившего апелляции 47 русских спортсменов, слегка улеглись, необходимо понять, что на самом деле произошло сегодня утром в Пхёнчхане.
Итак, то, что на поверхности. Неудовлетворение апелляций наших спортсменов означает, что большинство самых сильных атлетов России, кроме хоккеистов и фигуристов, не примет участия в Играх.
Мы сейчас ругаем CAS, однако анализ произошедшего показывает, что защита русских спортсменов не была бы безнадежной, займись ею более компетентные и волевые руководители от спорта, нежели глава Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуков и его команда. Первое решение CAS об оправдании 28 атлетов в нарушении антидопинговых правил и частичное оправдание еще 11 других русских, с которых снят статус пожизненно дисквалифицированных от Олимпиад, доказывает, что арбитраж действовал в духе закона и может работать так же и далее.
Следует подчеркнуть, что сегодняшнее решение суда в основном следовало букве закона. CAS не смог удовлетворить апелляции спортсменов на допуск, потому что формально только сама процедура допуска имела регламентное значение со стороны МОК, ибо на момент утверждения такого порядка Томасом Бахом и его бригадой орган, который обычно выбирал нашу олимпийскую квоту – Олимпийский комитет России, - был также отстранен МОК.
Иными словами, если бы ОКР пошевелился чуть раньше и подал от своего имени в CAS апелляцию на решение МОК о дисквалификации и выиграл бы дело, то тогда можно было бы оспорить и решение МОК о введении нового правила доступа на Игры для членов сборной России. То же самое касается и апелляции вице-премьера Виталия Мутко. Перед Новым годом, после вынесения всех вердиктов МОК, в том числе и о его пожизненном отстранении от Олимпиад, Виталий Леонтьевич, не спеша подал свою апелляцию, причем не на ускоренное рассмотрение, а на обычное, а в таком формате CAS может рассматривать дело месяцами.
Последовательность действий, как мне видится, была нарушена. Спортсмены, по сути, были предоставлены сами себе. Допускаю, что олимпийская команда была деморализована, растеряна, иски в арбитраж стоят приличных денег, и все это надо было согласовывать на внутреннем и внешнем уровне. Но Жуков и курируемое им ведомство показало свою неэффективность и неспособность работать в критических ситуациях. В прессе костерят по матери и разбирают на молекулы Виталия Мутко. Но что-то почти не слышно критики в адрес главы ОКР Жукова, а про главу Паралимпийского комитета, основателя партии "Яблоко" Владимира Лукина, вообще молчок! А ведь именно эти руководители должны были в первую очередь сражаться за своих подопечных. Делать всё, что делает любой топ-шеф в подобных случаях.
То самое историческое решение CAS по полному удовлетворению апелляций 28 спортсменов и частичному - 11, поставило под сомнение ряд выводов комиссий Макларена и Освальда. Эти же комиссии сами признавались в том, что такой ключевой пункт обвинения, как участие государства в допинговой программе, не был доказан. Таким образом, МОК проиграл процессы по существу обвинения, но выиграл по юридическим процедурам (недопуск спортсменов).
Налегать российской стороне следовало на то, что доказательств господдержки допинга у нас не признали, а значит и решение МОК о дисквалификации ОКР неправомерное. Но ОКР витал где-то в облаках, пока сами спортсмены искали правды в судах, забыв про покой и сон.
Было ли сегодняшний вердикт CAS ангажированным и принималось ли решение под давлением? В той или иной мере - да! Но здесь арбитраж, столкнувшись с давлением, умыл руки в том, что называется юридической процедурой. По ней так все было в рамках закона.
Таким образом, будучи втянутыми в гадкую и мерзкую возню, затеянную бравым гауляйтером Бахом и его кураторами в Канаде, США, Англии, мы выходим и с победой, и с поражением. Мы доказали, что не нарушали антидопинговых правил, а они доказали, что решение МОК об особой процедуре доступа – законное.
Какой вывод следует из печальной истории? Нам нужны новые руководители спорта, волевые, злые, голодные до дела люди, а не те, кто воспринимает назначение на такие должности как синекуру, как вотчину, упавшую с неба, где можно с важным видом давать интервью, ездить на презентации и в загранкомандировки за государственный счёт.
России нужно предпринять гигантские усилия, чтобы восстановить свои позиции в мировом спорте. Необходимо иметь представителей во всех основных комиссиях, федерациях, комитетах, в ВАДА и других органах. В настоящее время там у нас полный швах, привет Минспорту и ОКР.
Мы также должны понять, что МОК - это такой же кривой, неповоротливый, бездушный орган управления спортом, где сидят ангажированные люди, для которых окрики сверху, "темники" и указания кураторов первичнее, чем чистый и непорочный спорт. Мы должны продолжить судебные процессы, и уже на большом политическом уровне предпринять попытки отправить Баха и его команду в позорную отставку, потребовать компенсаций морального и материального ущерба. А пока у нас Виталий Мутко с готовностью сообщает, что первый транш немыслимого штрафа в 15 миллионов долларов Россия выплатит в казну МОК прямо уже вот-вот.
И хотя 89 процентов аудитории "Царьграда" утверждает, что им не хочется смотреть Олимпиаду, спортивная редакция "Царьграда", созданная накануне Игр будет, сжав зубы, освещать эту постыдную Олимпиаду. Для нас спортсмены из России - это не аббревиатура ОАР, а сборная России, русские спортсмены, наши ребята и девчата, которые будут там сражаться за себя и того парня.