Авторский блог Сергей Ануреев 19:24 10 декабря 2023

Бюджет США: наскрести на пограничников и налоговиков, Израиль и Украину

Америка живёт не по средствам

Представим себе внешне состоятельного человека с расходами под 500 тыс. руб. ежемесячно, но с огромной ипотекой и потребительскими кредитами, с ожиданием новогодней премии или тринадцатой зарплаты, чтобы заплатить за часть забора на даче с планами достроить этот забор уже десяток лет, заплатить знакомому бухгалтеру, чтобы тот попытался посчитать налоговые вычеты на ипотеку, заплатить за годовой абонемент в лазерный тир, поскольку вынужден выглядеть брутально, заплатить знакомым гопникам, чтобы они немного помяли машину или забор обидчику из соседнего дачного посёлка.

Это описана утрированная реальность президента и конгресса США в конце этого года. Там каждый месяц напряжённо ждут данных по федеральному бюджету, чтобы понять, могут ли они выкроить пару сотен миллиардов долларов на одно-два из четырёх силовых мероприятий, крайне важных для поддержания статуса мирового гегемона. Казалось бы, такие деньги должны быть легко найдены при годовом ВВП почти 27 трлн долл. и федеральных расходах 6 трлн долл.

Четыре основных мероприятия, требующих дополнительных расходов, таковы. Приоритетным являются достройка стены на границе с Мексикой за 25 млрд долл. на год и наём дополнительных сотрудников миграционной службы. Следующим приоритетом за 40 млрд долл. на год является наём дополнительных 20 тысяч налоговых полицейских, поскольку имеющиеся разбегаются и не справляются со сбором налогов. Также рассматриваются программы военных поставок Израилю и Украине объёмом 110 млрд долл., может, меньше или больше, с неясностью, кому сколько направить.

Проблема с этими приоритетами ещё и в ментальности США. Американцы как нация сложились благодаря миграции, и ограничивать миграцию не в их традициях, тем более, что многие южные штаты всецело зависят от дешёвого труда нелегалов, и старение населения никак не покрывается рождаемостью. «Ковбои сделали Америку великой, а налоги её разрушат», — сказал кто-то из их великих. "Make America Great Again" (слоган Трампа), — тоже отчасти про налоги и пошлины как инструмент протекционизма для американской промышленности, но поднять налоги — означает конец политической карьеры (вспомним проигрыш Буша-старшего за нарушенное обещание «No New Taxes»). Американский ВПК за счёт бюджета Пентагона и продажи союзникам «услуг безопасности» остался чуть ли не единственным островком национальной промышленности, и без роста военных расходов под личиной якобы заботы об израильтянах и украинцах (а точнее — на фоне существенной инфляции) эта промышленность деградирует.

Жизнь США не по средствам в последние 25 лет (считая с краха интернет-экономики в 2001 году и 11 сентября того года) сделала госдолг колоссальным. Госдолг как процент ВВП у Америки теперь как в 1946 году, но агрессия в Ираке и Афганистане вместе с ковидом никак не тянут по своему масштабу на вызовы Второй мировой. Попытки хотя бы притормаживать рост госдолга оборачиваются ежегодными временными приостановками финансирования работы федеральных органов власти (Shut down), сложностями c установлением потолка госдолга, сопровождающимися высокопоставленными жертвами (отставка спикера Маккарти), невозможностью принять федеральный бюджет в целом (принимаемом лишь по отдельным укрупнённым статьям).

Указанные четыре дополнительных статьи расходов не входят в двухпартийное соглашение по потолку госдолга от июня 2023 года. Основным мотивом того соглашения было ограничить суммы дискретных расходов (то есть вариативных, якобы пересматриваемых ежегодно) фактическим уровнем 2021 года в размере около 1,6 трлн долл. плюс 1% ежегодно. В 2021 году ещё только начинался скачок инфляции и процентных ставок, не было накала на Украине и в Израиле, последствия трампономики и ковида ещё маскировали малость отдачи от борьбы с офшорами, а Байден со своим глобальным корпоративным налогом ещё обещал побороть бюджетный дефицит. Двухпартийное соглашение изначально предполагало дискретные расходы федерального бюджета, как если бы событий 2022–2023 годов просто не было, как будто на дворе спокойный второй срок Обамы с бюджетным дефицитом меньше 1 трлн долл. в год.

Казалось бы, у администрации Байдена первоначально стало получаться с сокращением бюджетного дефицита. Ковидный дефицит был 3,1 трлн долл. за 2020 год и 2,8 трлн долл. за 2021 год. Затем дефицит сократился до 1,4 трлн долл. в 2022 году и немного поднялся до 1,7 трлн долл. в 2023 году. Так что же, это злобные и обидчивые сторонники Трампа специально вставляют палки в колёса успешному «сонному Джо», блокируя дополнительные расходы, а значит, стимулы экономике и шансы переизбраться?

На самом деле успехи Байдена по обузданию бюджетного дефицита основаны на манипуляциях. «Вертолётные деньги» Трампа во время ковида, отсрочка налогов с 2020 года, скачок фондового рынка 2021 года обернулись доплатами налогов в 2022 году на 21% больше 2021 года. Но уже в 2023-м бюджетном году налоговые доходы упали на 9% относительно 2022 года, даже несмотря на инфляционный скачок под 10% по официальным измерителям. К тому же в 2023 году ещё не в полной мере проявил себя рост расходов из-за инфляции, когда социальные и медицинские расходы уже выросли в среднем на 11%. Дискретные расходы вроде сократились на 1%, но с раздутых во время ковида, а за счёт манипуляций со списанием студенческих кредитов на 0,4 трлн долл. в сентябре 2022 года. На списание этих кредитов сначала деньги выделили и избирателям пообещали (что позволило не провалиться демократам на выборах в Конгресс в ноябре 2022 года), а затем сильно урезали по решению Верховного суда и в рамках двухпартийного соглашения по госдолгу.

8 декабря 2023 года опубликованы данные по исполнению федерального бюджета США за октябрь-ноябрь нового бюджетного года (в США таковой начинается с 1 октября), где уже мало доплат налогов за прошлые годы, а инфляция разгоняет расходы даже при действующем соглашении о неувеличении дискретных расходов. Бюджетный дефицит сложился в размере 383 млрд долл. с упрощённой перспективой годового дефицита в 2,3 трлн долл. ( /2 x12). Более того, все доходы составили 678 млрд долл. и все расходы — 1062 млрд долл., с финансированием за счёт дефицита 36% расходов, примерно каждого третьего доллара.

Доходы за два месяца выросли на 19% и расходы на 17% относительно начала предыдущего бюджетного года, и кажется, что это сбалансировано. Однако подоходного налога собрали на 20% больше всё ещё из-за доплат по прошлым отсрочкам (на отсрочки пришлось 65% этого двадцатипроцентного прироста), но социальных взносов с текущей зарплаты собрали лишь на 6% больше (а это более устойчивый долгосрочный ориентир). Социальные и медицинские расходы выросли всего на 11% по сравнению с ростом всех расходов на 17%, но эти расходы финансируются во многом за счёт социальных взносов с ростом последних всего на 6%. Двухпартийное соглашение по потолку госдолга, точнее, по замораживанию роста дискретных расходов, в октябре-ноябре не выполняется, поскольку такие расходы выросли на 12% вместо договорённого 1%. Военные расходы Пентагона и расходы на ветеранов, а это основные дискретные расходы, выросли на 13–18%, опять же, никак не на 1%.

Ещё более драматически растут процентные расходы, которые превысили военные расходы, хотя ещё три года назад составляли только половину от них. Буквально в октябре-ноябре 2020 года процентные расходы составили 67 млрд долл. и военные расходы — 129 млрд долл., социальные же расходы тогда составили 176 млрд долл., а медицинские — 206 млрд долл. Теперь же в октябре-ноябре 2023 года процентные расходы составили 153 млрд долл. (рост в 2,3 раза за три года), военные расходы — 150 млрд долл. (рост на 16%), социальные расходы — 233 млрд долл. (рост на 32%) и медицинские расходы — 198 млрд долл. (чуть меньше 2020 года и чуть больше 2019 года, когда они составляли 191 млрд. долл.).

Процентные расходы пока ещё не закончили свой рост, поскольку под текущую высокую процентную ставку около 5% рефинансировано только чуть больше половины долга, выпущенного в годы низкой ставки. Пока средняя ставка 3%, но в горизонте нескольких лет процентные расходы станут однозначно крупнейшими, превысят не только военные, но также социальные и медицинские. Даже если процентную ставку в США немного снизят весной предстоящего года, это несущественно затормозит рост процентных расходов.

На предстоящую десятилетку, по официальному прогнозу, процентные расходы растут с 2,9% до 3,3% ВВП (оптимистично малый рост), все дискретные расходы сокращаются с 7% до 5,2% ВВП, а военные расходы в составе дискретных также сокращаются с 3,2% до 2,5% ВВП (и это при росте конфронтации с Россией и Китаем!). Такой оптимизм в процентных и дискретных расходах всего-навсего позволяет удерживать бюджетный дефицит и государственный долг на текущем высоком уровне как процент ВВП, но с продолжением их роста в триллионах долларов. Госдолг США официально прогнозируется с ростом от текущих 33,7 трлн долл. в октябре 2023 года до 47 трлн долл. в 2033 году.

Почему так сильно растут социальные и медицинские расходы? Всё дело в старении населения и падении рождаемости. По данным Статистического бюро США, население в возрасте 65+ составляло 43 млн человек в 2012 году, 58 млн человек в 2022 году, с прогнозом 84 млн человек этого возраста в 2050 году. В трёх четвертях графств (аналог наших районов) смертность превысила рождаемость в 2021 году, а затем естественный прирост с учётом отложенного эффекта ковида составил всего 0,3 млн человек в 2022 году при населении 335 млн чел. Согласно официальному проекту бюджета на 2024 год и прогнозу на десятилетку, социальные и медицинские расходы вырастут с 10,5% ВВП, или 42% всех расходов в 2024 году, до 13% ВВП, или 51% всех расходов в 2034 году, ещё и с оптимистично заниженными инфляцией и индексацией этих расходов.

Грубо говоря, у властей США вопрос стоит не о поиске дополнительных небольших денег на четыре вынесенных в заглавие статьи направления расходов, а о развилке между обязательными социальными, медицинскими и процентными расходами, с одной стороны, и дискретными военными и невоенными расходами, с другой стороны. Поскольку исполнение бюджета за октябрь-ноябрь показало невыполнимость заморозки дискретных расходов, то это делает большой намёк на невыполнимость и долгосрочных прогнозов по удержанию дефицита, и долга хотя бы на текущих больших величинах относительно ВВП.

Бюджетный год в США уже идёт 2,5 месяца, но принятого бюджета всё ещё нет, а есть временные решения по финансированию до января-февраля. Из примерно 12 укрупнённых ведомственных статей дискретных расходов суммарно на 1,9 трлн долл. по проекту бюджета и 1,6 трлн долл. по соглашению по потолку госдолга двухпартийный консенсус достигнут лишь по трём наименьшим. Властям США нужно не то что найти как потратить дополнительные примерно 200 млрд долл. (это стена, налоговики, Украина и Израиль), а как сэкономить еще 300 млрд долл. (это разница в расходах между соглашением по потолку госдолга и проектом бюджета на 2024 год), иначе инвесторы в американские облигации начнут сомневаться в реалистичности планов по удержанию долговой пирамиды под контролем.

Возвращаясь к бытовой аллюзии начала статьи, американские власти теперь ждут чуда от их доходов бюджета в декабре-январе, планируя встретить Рождество ударным капиталистическим трудом на ниве очередных раундов бюджетных дебатов. Декабрь-январь будут чуть получше, поскольку это конец календарного квартала и года, первый месяц выплат дополнительного подоходного налога, в основном на фоне инфляционного роста фондового рынка в завершающемся году. Однако это станет лишь небольшой передышкой в дальнейших провалах в растущий дефицит, хотя и позволит наскрести чуть денег на отдельные расходы.

Для сравнения: федеральный бюджет России полностью принят своевременно за месяц до начала бюджетного года и с минимальным бюджетным дефицитом в 4% от расходов (а не американские 36%), а бюджет текущего 2023 года исполняется с ещё меньшим бюджетным дефицитом, что является основой доверия к бюджету следующего года.

Автор — доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета

Илл.: Визуализация федерального долга США на конец 2013 г., десять лет назад, когда он составлял 17 трлн долл. — вдвое меньше, чем сегодня

1.0x