На рубеже первого и второго месяца лета в Киев приезжал Уильям (Билл) Бёрнс – об этом нам поведала газета The Washington Post. Утверждалось, что директору ЦРУ презентовали хитрый план контрнаступления, которое к осени позволит Киеву выйти на выгодные позиции и диктовать Москве свои условия мирного договора, который точно-точно заключат к концу года. Тот факт, что одна из главных американских газет, рупор либерального истеблишмента и сливной бачок той самой спецслужбы, что возглавляется Бёрнсом, рассказала о подобном, рождает странные ассоциации. Во-первых, конечно, велик соблазн предположить, что таким образом Вашингтон дистанцируется от ненаучной фантастики в словах киевских чиновников – у тех чем выше потери, тем больше требования, и возврат к границам 1991 года видится им позицией лишь начала торгов, а вот Вашингтону хватило бы и завершения всей украинской военной котовасии в её нынешнем виде на мажорной ноте. Во-вторых, флёр таинственности и скрытности, созданный вокруг ЦРУ полувеком фильмов и сериалов, спроецировался и на директора этой заурядной конторы из Лэнгли, штат Вирджиния. Отсюда и растут ноги у всех теорий про то, что Бёрнс ездил шантажировать Зеленского компроматом или же привозил ему компромат на Путина; передавал Киеву сверхсекретное и суперэффективное оружие, серебряную пулю, способную по нажатию одной кнопки уничтожить всю российскую армию; лично учреждал на Украине основы партизанской армии, той, что будет бороться с российскими оккупантами после поражения ВСУ; выполнял секретное задание Байдена по увольнению или даже устранению Зеленского – всё это рассматривать смысла нет. Куда интереснее посмотреть на самого героя всей этой истории, тем более что личность примечательная – один из самых достойных внимания врагов России.
Бёрнс, ставленник демократической администрации, близко связанный с группой, условно именуемой «кланом Клинтонов», и хороший друг второго из двух самых интересных чиновников в Белом доме, Джейка Салливана, относится вместе с последним к редкой в нынешнем Вашингтоне категории людей: он умный и вменяемый.
В 2013 году Билл и Джейк стали отцами иранской ядерной сделки: как и полагается детищу пары, состоящей из двух отцов, долго она не прожила, но сам факт подобного достижения на стабильно яростном иранском фронте американской внешней политики показателен. Бёрнс работал в Москве послом США с 2005 по 2008 год: республиканская администрация Буша-младшего ценила этого демократа и активно двигала в качестве дипломата наверх – это важно.
В ходе работы в Москве не только послом, но и советником в посольстве он с середины девяностых неоднократно предостерегал Вашингтон о негативной реакции российского руководства на расширение НАТО и на включение туда Украины, что в 2008 году было названо им в письме госсекретарю Кондолизе Райс «самой красной из красных линий не только для Путина, но и для всей российской верхушки».
Если вам интересна фигура Уильяма Бёрнса, советую прочитать его книгу «The Back Chanell» - неожиданно здравый и свободный от догматической духоты взгляд со стороны врага. Изначально планировалось его назначить госсекретарём – логичное решение в свете того, что человек вообще-то дипломат, а не разведчик (давайте представим, что разница есть), но Байден поступил хитрее, назначив его на пост в ЦРУ. Хитрость тут состоит в степени свободы, которую предоставляет такая должность. Верховный дипломат, госсекретарь Блинкен, скован не только дипломатическими ритуалами, но и обязательной для эпохи победившего байденизма необходимостью выражать свою верность линии партии. К примеру, недавняя поездка Энтони в Китай не могла закончиться ничем хорошим просто потому, что в ходе подготовки к этой поездке и в ходе самой поездки мистер госсекретарь во имя симпатий к внутренней аудитории и к американским союзникам наговорил столько пурги про всяких тайваньцев и уйгуров, что китайцам пришлось задействовать всё своё восточное терпение для того, чтобы не посадить того на первый же пассажирский рейс «Шанхай – Оклахома-Сити». Чего стоит одна только его совместная с Байденом глупость про диктатора Си Цзиньпина.
А вот Бёрнсу незачем стелиться перед избирателями Джо и перед различными южнокорейцами, тайваньцами и прочими японцами: он приезжает говорить по делу. В конце мая, почти за месяц до провальной поездки в Китай Блинкена, туда слетал Бёрнс – об этом по секрету сообщила газета Financial Times, тоже весьма дружная с ведомством Уильяма. О чём там договорился глава ЦРУ нам, представьте себе, не сказали, но сам факт поездки в условиях фактически замороженной дипломатии довольно показателен.
Ещё более показательны самые недавние заявления Бёрнса. 1 июля, выступая на собрании Ditchley Foundation – британской конторы, обожающей рассуждать об «особых отношениях», Уильям начал выпендриваться. Как бы между делом говоря об американо-китайских отношениях, он похвастался собственной сетью контактов в Китае и тем, что хотя снижать эскалацию трудно, но ведь кто-то должен это делать. Иными словами, директор ЦРУ будто бы невзначай, пожав плечами, объявил себя фактором сдерживания ядерной войны – как вам размах? На том же собрании он объявил, что ЦРУ вообще-то вовсю вербует шпионов в уставшей от войны России – мало того, что мы все видели эти убеждавшие записываться в ряды американской гэбэ поделки, так ещё и сообщать о подобном, будь это правдой, настоящий разведчик никогда бы не стал. Но не Бёрнс – он этим заявлением в такой момент показал себя руководителем аппарата из тысяч шпионов внутри враждебной страны – аппарата, созданного его усилиями.
Здесь же он намекнул на события вокруг «Вагнеров» в том виде, в каком они изображаются западной прессой. Дело в том, что большие газеты не сразу сообразили, как трактовать события 24 июня. Лишь спустя несколько дней ручные социологи принялись выливать в прессу слепленные на коленке исследования, согласно которым российские граждане страшно устали от войны, да и в целом спят и видят, как бы заключить со всеми вокруг мир, сдавшись на милость победителя. Так вот, мятеж Пригожина представляется этой прессой в основном как поддержанный населением бунт уставшего от войны подразделения, хотя, как пишет The New York Times, в день мятежа Бёрнс звонил Сергею Нарышкину с заверениями в том, что ЦРУ не имеют к происходящему отношения и что США вовсе считают всё это внутренним делом России – разумеется, непублично.
Также важным моментом в упомянутом выступлении стали разговоры о важности современных технологий и борьбы на этом фронте с Китаем. Бёрнс налил в уши благодарным слушателям какой-то ерунды про нейросети, но не забыл намекнуть на себя любимого: именно под его мудрым руководством в ЦРУ были созданы подразделения именно по борьбе с Китаем и именно по использованию высоких технологий.
Словом, наш хороший враг Билл бессовестно пиарится. Вспомните, при ком он поднялся – республиканцы Буша тянули вверх талантливого дипломата, не смотря на его партийную принадлежность. Бёрнс надеется провернуть такое же снова: выставляя себя абсолютно незаменимым, он рисует свою фигуру как потенциального автора разморозки отношений с Китаем, но вместе с тем и главного борца с китайцами с помощью высоких технологий, мастера-шпиона, руководящего огромной сетью агентов в России, но внимательного дипломата, сохраняющего контакт с Москвой даже в самые сложные моменты.
Бёрнс продаёт себя будущей администрации США, какой бы она ни оказалась после ноября 2024 года, а в свете того, что человек он при всём своём хвастовстве действительно компетентный, шансы того, что фигура седого усача будет ещё четыре года маячить у нас перед глазами, блохой прыгая между Анкарой, Эр-Риядом, Пекином и Киевом, довольно велики.
Однако видеть в нём слишком значимую фигуру не стоит. Ведь точно так же перед глазами маячит другой пример в меру одарённого аппаратчика, проделавшего обратный Бёрнсу путь: он сначала был главой ЦРУ, а потом подался в дипломаты. Майк Помпео запомнился своей вайнштейноподобной рожей, а также тем, как кинул Трампа в самый ответственный момент его короткой борьбы за власть после выборов 2020 года. Но интересен он своей драмой. Этот человек пытался встроиться в ряды вашингтонской элиты, раз за разом идя на поводу у враждебных тогдашнему президенту групп и кланов – открытое предательство Трампа стало лишь финальным аккордом этой игры Майка. Помпео рассчитывал на местечко в новой администрации или хотя бы в одной из тех контор, где отставные топ-чиновники пересиживают сроки соперников в Белом доме, но нет. Сейчас Майк треплет языком на FOX, время от времени даёт комментарии газетам, пьёт чай с такими же отставниками из других стран, ездит по конференциям и сливается с президентских выборов, где обещал участвовать – словом, влезть со свиным рылом в калачный ряд аристократии не вышло.
Бёрнса, если он попытается слишком активно себя продавать и претендовать на те высоты, которые ему не положены в рамках существующей системы, точно так же выставят на мороз, каким бы выдающимся специалистом он ни был – на каждое место, что он может хотеть занять, уже выстроилась целая очередь из бесконечных микробайденов, миниблинкенов, милликамал и нанопелоси.